«Нет хуже служить по учебной части, всякий мешается, всякий хочет показать, что он тоже умный человек!»
Гоголь. Ревизор. Из монолога Луки Лукича Хлопова
«Евангелие от воспитателя» – так работники современной образовательной сферы называют гениальную учебно-просветительскую работу советского автора Макаренко Антона Семеновича «Педагогическая поэма».
И после 90 лет после выхода в свет так называемой «Методики коммунистического воспитания», здравая мировая образовательная мысль, почитает сей учёный труд на уровне гениальных педагогов, определивших научный способ воспитательного воздействия на общественно-политическое сознание конца ХХ – начала XXI веков: американца Д. Дьюи, немца Г. Кершенштейнера, итальянки М. Монтессори.
Везде, как ни странно, кроме России, существуют научные центры, которые исследуют воспитательный эффект педагогической системы А. С. Макаренко и где стремятся понять, каким образом происходила «переплавка» малолетних преступников, их коренная трансформация и гармонизация в полноправных граждан.
В Германии и Италии, Японии и Китае, студенты педагогических вузов ОБЯЗАНЫ иметь у себя «Педагогическую поэму» в качестве настольной книги. Офицеры силовых ведомств социалистических стран – Вьетнама и КНДР, Китая и Кубы – ОБЯЗАНЫ ежегодно сдавать экзамен на знание произведений А.С. Макаренко.
Известное об известном
Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёстких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов.
Убедившись после принятия в 1920 году заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой) в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко не пришел в отчаянье.
Антон Семенович на основе обычаев и приёмов «народной педагогики», в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе, а также разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, опираясь на идеологию глубокой веры в человека и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии имени Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя.
В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.
Дамское социалистическое воспитание (ДАМСОЦВОС) и Макаренко
Однако демократические основы воспитательно-педагогической системы включающие в себя: совместное управление воспитанников и сотрудников; общее собрание; систематическая ротация командиров отрядов и т.д., являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики.
Уже в мае 1928 году Н.К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие руководители советской педагогики вскоре прямо называют её «несоветской», что прямо цитируется в «Педагогической поэме».
Горький и Макаренко со старшими колонистами 1928 год
В том же году А.С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста заведующего Колонии имени Горького, а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком внутренних дел Украины В.А. Балицкий, предлагает опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну имени Ф.Э. Дзержинского.
Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. Но в середине 1930-х годов, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству.
Макаренко на службе НКВД
Перейдя в наркомат внутренних дел, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни, и он по сути вынужден уехать в Москву, дабы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок начатое по настойчивому совету М. Горького.
Алексей Максимович стал первым редактором «Педагогической поэмы» (своеобразного Евангелия от Воспитателя) — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Ныне его книги популярны и издаются во многих странах.
Писал Макаренко и сценарии. В апреле 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только: «Я писатель Макаренко», — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы». Ему был всего 51 год. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Труды Макаренко в целях советского народного образования
Как свидетельствует анализ первых образовательных документов раннего Советского Союза целью народного образования является формирование гармоничной личности, патриота-гражданина и компетентного специалиста.
Данные цели соответствуют основным аспектам педагогической системы Г.М. Кершенштейнера, изложенные в трех его трудах: «Понятие гражданского воспитания», «Понятие трудовой школы», «Характер и его воспитание».
В «Евангелии от Воспитателя» – «Педагогической поэме» можно легко установить, что в руководимым А С. Макаренко учреждении создавались условия для развития всех трех аспектов человека.
Воспитание и формирование личности через познание (учебную деятельность)
Формирование личности как суверенной, свободной, самосознательной сущности предполагает создание многогранной ролевой среды (театр, а также возможность практически каждого воспитанника побывать во всех социально- трудовых ролях колонии), которая позволяет реализовать принцип самосознания через выход за пределы устоявшегося ролевого репертуара человека.
Кроме того, деятельность колонии была немыслима без феномена «системы перспективных линий», то есть без системы коллективных целей – ближних, промежуточных и отдаленных – которые коллектив реализует в процессе совместной учебно- производственной деятельности.
Таким образом, жизнь коллектива А.С. Макаренко здесь протекает в атмосфере благоприятного и разумного целеполагания, постоянной устремленности к жизненному познанию, что способствовало формированию у колонистов светлого образа будущего – краеугольной доминанты цивилизованного человека, которая характеризуется тем, что будущее выступает для этого человека в качестве мотивационного фактора, влияющего на его поведение.
Воспитание гражданина через коллектив
«Педагогика параллельных действий», весь жизненный уклад колонии, который реализовал мощный коллективный ресурс, создавал условия для формирования гражданина, главная особенность которого – осознанное и ценностно-мотивационное включение в жизнь коллектива, когда воспитание в коллективе и через коллектив является одним из универсальных педагогических принципов педагогической системы А.С. Макаренко.
Формирование специалиста через трудовую активность
В воспитательном заведении А.С. Макаренко в полной мере реализован принцип включения развивающегося человека процесс продуктивной трудовой деятельности, которой проникнут весь жизненный ритм коммуны, что позволяло ей быть экономически самодостаточной единицей.
Коммунар при этом не отчуждался от продуктов своей трудовой деятельности, пользуясь результатами своего труда.
Регулярность трудовой активности, ее достаточная продолжительность (не менее четырех часов в день) и привлечение к ней человека, так сказать, в нежном, «дикорастушем» возрасте, способствовало тому, что труд постепенно превращался в жизненную потребность. Кроме того, здесь получила развитие и игровая активность, когда коммуна превратилась в самобытную полувоенную организацию со своими традициями, правилами, уставом.
Целеполагание на счастье
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» – основополагающее воспитательное кредо Антона Семеновича Макаренко.
Как мы знаем, великий русский педагог пошел не «по пути силы», но «по пути слабости». Данные выводы полностью согласуются со словами из Библии, где мы встречам призыв Христа идти по пути слабости, но не силы, поскольку Его сила – в слабости: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор, 12, 9-10).
Или, как говорил Лао-цзы «слабость велика, сила ничтожна» и далее великий китайский мудрец расшифровывает: «Когда человек родился, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражает свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит».
Главное при этом в том, что А.С. Макаренко стал для своих подопечных «преступных элементов» непререкаемым авторитетом за счет того, что получил перед ними абсолютное моральное превосходство.
Данное превосходство заключалось в том, что как в традиционном житейском пространстве, так и его экстремальных учреждениях, например в артельном, армейском и тюремном устройстве, истинным авторитетом является тот человек, который смог переступить через себя, то есть преодолеть страх смерти и быть готовым ко всему.
Таким образом, среди людей именно тот находится на высоте положения и выступает истинным лидером, кто преодолел высший ужас человеческого бытия – страх смерти, «победил мир подобно Иисусу Христу».
Взрыв негодования, который захлестнул А.С. Макаренко, ударившего своего воспитанника, был вызван не только критическими условиями, которые были созданы в его учреждении первыми воспитанниками, превратившими его учреждение в воровскую малину, но и тем, что данный взрыв имел место в условиях отчаяния, достигшего последнего градуса, когда на кон была поставлена не только сама жизнь А.С. Макаренко, сколь его высшие ценности, ради которых он мог пожертвовать и самой жизнью.
В результате, первые воспитуемые элементы, достаточно взрослые юноши, имеющие богатейших преступный и жизненный опыт, полностью покорились А.С. Макаренко, восприняв его как высший моральный авторитет, который объединял в себе множество иных «локальных» авторитетов, среди которых авторитет вора в законе – лишь отблеск этого высшего авторитета святого человека, «победившего мир».
При этом данные юноши были включены: 1) в коллективную трудовую активность, 2) в процесс учебы (познания), 3) а также погружены в нарождающуюся систему гармоничных общинных отношений.
Через некоторое время труд и учеба стали одной из основных жизненных потребностей юных колонистов, что знаменовало коренное перепрофилирование их преступной природы. Однако при этом юноши не утратили достаточно высокий авторитет, который они имели в молодежной околопреступной среде.
Поступающие из этой среды в колонию новые малолетние преступники таким образом вынуждены были подчиняться естественному жизненному украду колонии, поддерживаемому непререкаемым авторитетом А.С. Макаренко, а также авторитетом первых колонистов.
Соблюдайте педагогическую гигиену
Профессиональные замыслы Антон Семенович простирал широко, думая даже о педагогизации целого общества, ставя цель передать воспитательную технологию в форме простейших, общедоступных рекомендаций и упражнений.
Он хотел, чтобы необходимый воспитательный минимум смогло выполнить большинство родителей и учителей, а «педагогическая гигиена» утвердилась бы в обществе не меньше гигиены бытовой и медицинской.
Педагогические нюансы бесчисленны, но основания душевного здоровья, правила общежития универсальны, распространяются на людей образованных и необразованных, представителей разных сословий и наций, верующих и неверующих, обитателей городов и деревень, умещаясь в небольшой по размерам воспитательный кодекс.
Социальный прогресс однобок. Вот уже несколько веков человечество обустраивает себя с технической и материальной точек зрения, тогда как «физика душ» и «техника взаимоотношений» являют пример отсталости, кустарности.
Современность то и дело наталкивается на человеческий фактор: на проявления нечестности, лени, эгоизма. Совершеннейшие, дорогостоящие системы, плод цивилизационного гения, приходят в негодность и переживают катастрофы, экология разрушается из-за того, что человек ведет себя безответственно. Из-за ошибок в воспитании и эгоизма распадаются семьи, коллективы. Овладей мы способностью закалять души и отсекать с раннего возраста недостатки, окружающая обстановка была бы иной, более гармоничной.
«Возьмем привычку к чистоте, к точности. Не нужно никакого индивидуального подхода к этому вопросу. Вы создаете общие условия, создаете ежедневный опыт. Они со дня на день умываются, чистят зубы, моют ноги и уже не могут не умываться ежедневно. Какая особая хитрость для этого нужна? Никакой», — в этом система Макаренко перекликается с системой Ушинского, который также рекомендовал начинать с выработки у детей устойчивых привычек
И по сей день критика Антоном Семеновичем Макаренко «культа индивидуальности» оказывается актуальной и меткой. Необходимость предпринять что-то против педагогического безволия, нерешительности, заискивания очень остра.
Приватные житейские выводы
Для того, чтобы популяризировать ту или иную авторскую педагогическую технологию, любознательному автору необходимо иметь положительные результаты подтверждающие на практике теоретические построения автора.
Многие гораздо раннее нас, грешных попытались очертить основные аспекты теории, на основе которой, А.С. Макаренко, не осознавая того, но исходя в основном из своей педагогической практики и интуиции, провел гениальный формирующий эксперимент глобального масштаба.
Авторы настоящей работы, исходя из простого здравого разумения, полагают необходимым изучать произведения А.С. Макаренко в нашей российской средней школе, потому что это – живая картина истории нашей страны.
Это история о том, как после гражданской войны и революции огромное количество детей в стране остались сиротами, выживающими на улицах беспризорниками. Детские криминальные банды, воровство, нищенство и даже детская проституция – вот несколько видов горькой расплаты, которую пришлось принести обществу в борьбе за счастье, за мечту о социальной справедливости.
Авторы настоящей работы исходя из простого здравого разумения полагают необходимым изучать произведения А.С. Макаренко в нашей российской средней школе, потому что это – живое руководство педагогической науки к живому действию.
Сегодня российская действительность свидетельствуют, что реставрация капитализма в России, принесла в образовательное сообщество социальный регресс. Современные педагоги не более чем поставщики образовательных услуг, сомнительного нравственного качества. Они своего пути не видят, где уж тут говорить о примере Макаренко и его последователей.
Буквально за школьной оградой существуют хорошо организованные в иммигрантской среде подростковые банды, процветает детское воровство и мошенничество, предлагает свои услуги малолетняя проституция.
А наш бюрократический ДАМСОЦВОС агрессивно выживает из школьной среды сторонников макаренковских педагогических технологий в независимости от их пола и возраста.
Авторы настоящей работы исходя из простого здравого разумения полагают необходимым изучать произведения А.С. Макаренко в нашей российской средней школе, потому что это – ничем не заменимое учебно-педагогическое пособие поощряющее юношество к воспитательскому труду.
«Педагогическую поэму» как учебное пособие нужно обязательно изучать в современной школе, в её старших классах. А.С. Макаренко – великий учитель, его именем славна Россия, и мы обязаны гордиться им. А также знать и применять его теоретические и практические разработки.
Любому среднему образовательному учреждению под силу развернуть двухгодичный педагогический класс и определить их как свой школьный воспитательный резерв е в составе 50-60 ребят энтузиастов.
Приватное заключение не итог, а руководство к действию
Всю жизнь имя Антона Семеновича Макаренко трепали (белый офицер), подвергали сомнениям его идеи и методики (шибко умный).
И действительно, Макаренко полагал свой педагогический метод универсальным. К домашним детям сей метод был применим в той же мере, что и к беспризорникам. Неумелые родители, изрядно запустив дело воспитания своих подростков, обращались к Антону Семёновичу с последней надеждой.
«Верю в тебя, что ты можешь сделать», — эти его слова творят чудеса. Сегодня мы часто жалуемся, что наши семьи испытывают дефицит понимания и жизненной энергии, что наше родительское воздействие на детей — бессистемно и пресно, что школа устранилась от воспитательных задач, а ложно понятая социализация плодит индивидуалистов-потребителей...
И если мы ищем помощи в разрешении этого узла проблем, то опыт Макаренко ничуть не устарел. Если мы хотим в корне менять ситуацию, нам нужен такой же настоящий, яркий подвиг, напоминающий подвижнические усилия А. С. Макаренко и его последователей.
Именно поэтому сегодня во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации, в Германии при исследовательском центре сравнительной педагогики Марбургского университета создана лаборатория по изучению наследия Макаренко.
В Японии работы советского педагога востребованы по сей день: труды Макаренко переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются начиная с детских садов, а его книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.
В целом вокруг воспитательно-педагогического наследия А.С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения разгораются с новой силой. Это связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы. Они имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения.
Возможно, при более детальной и глубокой проработке предлагаемых теоретических положений педагогический эксперимент А.С. Макаренко, наконец, обретет более полное теоретическое обоснование, а поэтому станет воспроизводимым, следовательно – использованным и востребованным.
Сергей Лелеко
Борис Скупов
Комментарии (0)