На февральском пленуме ЦК ВКП (б) 1937 года Сталин выступил с докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников». Неожиданно, для товарищей по партии, «великий вождь и учитель» в обосновании одного из тезисов доклада привел четверостишье «Credo» А.С. Пушкина:
«Два чувства дивно
близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Интерес к Пушкину, с легкой руки Сталина, в середине 30-х годов наполняет страну десятками миллионов изданий произведений Александра Сергеевича и вводит изучение творчества поэта во все учебные программы. Народный юмор отметил бравурно отмеченное 100-летие со дня смерти «нашего всего» присловьем: «За тебя Пушкин будет работать?»
И думается, что Сталин сделал Пушкина официальным кумиром совершенно сознательно. Вот что пишет Рой Медведев: «…В случае с Пушкиным кремлевский правитель проявил незаурядное политическое и идеологическое чутье. Для русского народа Пушкин – не просто гениальный писатель, он… можно сказать, символ нации. Славя его, Сталин идеологически укреплял режим, завоевывая симпатии русского народа и его интеллигенции».
Сталин догадывался, что если не познакомить русских людей с Пушкиным, то безграмотные мужики могут однажды прийти, сжечь и разграбить Кремль. Ведь к этому население страны призывали троцкисты. В журналах, издававшихся Пролеткультом рекламировались стихи В.Кириллова:
«Во имя нашего завтра
сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
Но не Кремля Сталину было жалко. Бремя верховного правителя великой страны возлагало на него иные, масштабные задачи. Ведь к тому времени искры второй мировой войны были уже разбросаны по всем странам мира.
Так или иначе придется вести боевые действия. А в этом случае появится миллионы пепелищ и отеческих гробов. И Сталин мог ошибаться в только прогнозе количества пепелищ и гробов. Их в итоге появилось значительно больше, чем ожидалось.
Сталин понимал, что без опоры на «духовные скрепы» с поставленными задачами по спасению страны и народа не справится. Сталин искренне преклонялся перед главным гением русской литературы, собирал издания его произведений и литературу о нем, а также рекомендовал ее для агитационно-пропагандиской работе.
В 1942 году решением Верховного Главнокомандующего для изучения курсантами военных училищ и офицерами РККА вводилась тематика произведений для военно-патриотического воспитания. В список произведений Сталин ввел в обязательное изучение стихотворения Credo А.С. Пушкина.
Своим синим карандашам Сталин вводит во второе четверостишие небольшое редакторское изменение:
«На них основано от
века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его»...
Он решительно зачеркивает слово «человека» и пишет сверху: «НАРОДА».
24 мая 1945 года на приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в честь командующих войсками Красной Армии И.В.Сталин во время застольной речи произнес свой знаменитый тост, посвященный русскому народу. Нем он выразил благодарность за самостоянье русского народа:
«…Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».
Квазимир «отеческих гробов»
Никто из читателей не стремится представить себя лежащим на дне могилы. В большой степени кладбище – квазимир. Не случайно его называют городом мертвых.. Однако если бы мы считали умерших действительно мертвыми, то есть уже не существующими, то пожалуй, этих самых городов мертвых и не существовало бы.
В любом конце нашей планеты места захоронений практически одинаковы. Мертвых, собирают в одном месте, отмечают место определенными знаками и регулярно посещают его с целью общения с умершими.
Спрашивается, ну какое дело профессиональному строительному сообществу до «отеческих гробов» и мест их захоронений? Попытаюсь весьма кратко объяснить.
Кладбище является особым градостроительным, исключительно социально-значимым объектом, который не похож ни на один объект жилищно-коммунального хозяйства или бытового обслуживания.
Характерные особенности кладбища
Кладбище выполняет функцию утилизации тел покойных. Соответственно оно должно отвечать самым жестким санитарным требованиям. В частности, должны быть санитарно-защитные зоны, а также зоны моральной защиты. Это особенно актуально для городских кладбищ, когда жилые дома вплотную приблизились к кладбищу.
Кладбище как градостроительный объект, расположенный на обособленном участке земли, нуждается в постоянном уходе, благоустройстве Размещение кладбищ должно учитывать их специфику и отвечать ряду требований, в частности, быть на достаточно доступном для посещения гражданами расстоянии от поселения – и в то же время не нарушить покой жителей ближайших домов.
Кладбище нельзя снести, нельзя использовать для других целей, кроме как для захоронения умерших людей. Кладбище должно «работать» (т. е. сохранять способность к новым захоронениям) бесконечно долго: 100, 200, 300 и больше лет. Примеры известных европейских кладбищ показывает, что это вполне возможно.
Кладбище – это место поклонения памяти ушедших от нас родных и близких, и оно постоянно должно отвечать этой функции, быть способным принять любое число посетителей, в том числе в дни массового посещения, например, в пасхальные праздники и родительские дни.
Термин «закрытые кладбища» – есть изобретение чиновников от санэпидемнадзора и поддержанное некоторыми чиновниками местной администрации с целью запрета захоронения на таких кладбищах для последующего использования близлежащей к кладбищу территории.
Понятием «закрытое кладбище» чиновники хотят снять ответственность за его дальнейшую судьбу, за его благоустройство. Однако граждане имеют право ухаживать за местами захоронений своих родных и близких сколько угодно долго – 100, 200 и больше лет граждане имеют право использовать эти места для последующих захоронений. При объявлении кладбища «закрытым» этого права их лишают, что само по себе незаконно и, конечно, негуманно.
Кладбище должно предоставлять как можно более широкий спектр услуг как при захоронениях, так и при посещении мест захоронений, уходе за надмогильными сооружениями. Современные кладбища все более приближаются по своим функциональным возможностям к объектам типа «Похоронный дом». Такие примеры есть в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Иванове.
Значение, которое мы закладываем в то или иное понятие, несет в себе довольно глубокий смысл. У слова «кладбище» есть синонимы: погост, некрополь, могильник.
В большинстве случаев используется слово «кладбище». Этот термин имеет глубокие исторические корни и первоначально обозначало «место для складывания (кладьбы)». Ну не хотели наши и не наши предки закапывать и погребать мертвых, а хотели именно складывать умерших.
Погостом сначала называлась церковная община, приход с жилыми домами и службами, а еще раньше, в 10 веке – постоялый двор, на котором временно останавливались князь и его свита. Значение слова «погост» как «кладбище» возникло позже, из-за обычая хоронить в ограде церкви.
«Некрополь» переводится с греческого как «город мертвых». Слово «могильник» хоть и образовано из «могила» (холм, курган) используется нами только по отношению к скоту.
Изредка для обозначения места погребения выдающихся людей мы используем греческое слово «пантеон» (переводится как «собрание богов»).
Состояние кладбищенской культуры в России
Состояние кладбищенской культуры находят свое отражение в ритуально-похоронном деле. Оно является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения страны.
Ежегодно в стране умирает 2,2 - 2,3 млн человек, в их похоронах участвуют десятки миллионов граждан. Практически все россияне каждый год посещают кладбища почтить память умерших родных и близких им людей.
В стране функционируют более 9 тыс. организаций (в том числе 6400 муниципальных), предоставляющих ритуально-похоронные услуги. В них работают 57,4 тыс. человек (данные за 2013 г.). Заказы на погребение принимают 2,3 тыс. приемных пунктов, в том числе в сельской местности 440. В стране имеется 53,3 тыс. кладбищ.
Кремационное дело развито крайне слабо, в 9 субъектах Федерации действуют 13 крематориев, удельный вес кремации составляет 7% от числа умерших. Государство, муниципалитеты стоят в стороне от внедрения этой высокотехнологичной услуги в похоронную сферу. Почти половина всех вновь построенных крематориев за последние пять лет возведены на средства частных инвесторов.
В соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле» создано 1,4 тыс. специализированных служб по вопросам похоронного дела, из них 870 являются муниципальными предприятиями.
За последние 15 лет в России принят ряд важнейших документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России, в том числе:
- закон РФ от 12.03.92 «О ритуальном пособии»;
- федеральная целевая программа «Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.96 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг» (к сожалению, в 2001 г. лицензирование этих услуг отменено);
- закон РФ от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле»;
- указ Президента Российской Федерации от 29.06.96 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»;
- санитарные правила и нормы (СанПиН) 21.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» - апрель 2003 года.
В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2005 годах изданы: рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации; сборники-справочники нормативно-правовых актов по ритуальному обслуживанию (3 издания); сборники научных трудов по вопросам организации похоронного дела.
Издаются специализированные журналы «Реквием» (Санкт-Петербург) и «Похоронный дом» (Новосибирск).
В стране проводится целенаправленная работа по улучшению организации похоронного дела. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышается его качество. Фирмой «Диагностика аварийных ситуаций» разработаны проекты отечественных крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок. Первые 10 печей установлены и работают в Николо-Архангельском крематории ГУП «Ритуал» г. Москвы.
В Московском государственном университете сервиса с 1997 г. функционирует учебный центр, специализирующийся на профессиональном образовании в сфере похоронного дела, а в Новосибирске, на базе Кооперативного колледжа второй год ведется обучение кадров среднего звена.
Большую роль в консолидации и развитии похоронной отрасли играют ежегодные профессиональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах России. Регулярно проводятся научно-практические конференции и семинары.
Исторический образ русского кладбища
При произнесении словосочетания «русское кладбище» большинство из нас представляет себе перекошенные кресты, разграбленные склепы, богато украшенные гробницы сильных мира сего или еще что-то в этом роде.
В России кладбища издавна создавались при монастырях, городских и сельских церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви, и до XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ. Так, в Москве в конце XVII века было более 300 мест погребения. Для иностранцев существовало особое «немецкое» кладбище.
В октябре 1723 года император Петр I издает указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но указ почти не выполнялся. В 1758 году открылось первое в Москве городское кладбище (Лазаревское).
Издание сенатского указа о запрещении хоронить усопших при церквах и отведение для этого кладбищ явилось следствием эпидемии чумы, вспыхнувшей в Москве в начале 60-х - 70-е годы XVIII века. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 года предписал хоронить умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих - в отдаленных от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 17 ноября 1771 года (по старому стилю) Сенат запретил по всем городам захоронение при церквах и потребовал создать кладбища за городской чертой.
Можно сказать, что русское законодательство о кладбищах стало действовать со времени Екатерины II. Изложено оно было во врачебном уставе.
Погребения при церквах запрещались и допускались лишь в виде исключения для некоторых старинных монастырей, находящихся в черте города. А в конце XIX - начале XX веков это дозволялось лишь в виде исключения, с разрешения архиерея, для храмоздателей и других лиц, оказавших церкви особые услуги.
По русскому законодательству кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в селениях - на расстоянии полуверсты (250 саженей).
Кладбища находились в ведении духовенства, т.к. погребение было тесно связано с религиозным культом. По русскому законодательству опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакого строения возводить на них не дозволялось.
Кроме того, не разрешалось без особого распоряжения переносить с закрытого кладбища гробы и мертвые тела. Захоронения не могли состоять в частной собственности, но те из них, которые устраивались на общественной земле, не переставали быть собственностью общества, городского или сельского.
В XVIII-XIX веках появляются кладбища военные, морские, тюремные, инфекционные и другие.
В XIX – начале XX веков в России в связи с ростом населения и территории городов увеличилось число кладбищ, многие из которых, образованные в конце XVIII – начале XIX века за городом, оказались в городской черте.
О культуре белокаменных надгробий в Подмосковье
Во многих краях городах и весях нашей страны существует обычай класть камень на могильный холмик на девятый, сороковой день или в годовщину смерти.
На запрещение властей и духовенства делать это, следовал стандартный ответ типа: «Не знаю, отцы и деды наши так делали...». В Подмосковье имеющим богатейшую культуру добычи и обработки белого камня (известняка и доломита), потомки умершего сами исполняли просто шедевры надгробий и предметов православной культуры.
Так, надгробие крестьянина села Никитского Юрченкова, выполненное его сыновьями и внуками, по своей художественной выразительности может быть оценено выше, чем надгробия князя П.В. Долгорукова и генерала И.Ф. Глебова.
В создании надгробий и памятников на кладбищах Подмосковья участвовали виднейшие скульпторы - Ж.А.Гудон, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, И.П.Мартос, П.П.Трубецкой и другие.
После Октябрьского переворота 1917 года декреты Советской власти об отделении церкви от государства и свободе вероисповеданий, лишили церковь влияния на обряд и культуру погребения. На смену религиозным обрядам пришли новые – гражданские (если не сказать варварские).
Представитель компании «Домодедовский краевед» Кирилл Низамутдинов пишет:
«Советское стремление к преобразовательской деятельности привело к тому, что даже древние надгробия высокого художественного оформления в большинстве случаев были утрачены. То немногое, что сохранилось, с большой натяжкой может представить нам истинный вид старинного кладбища, не говоря уже об индивидуальных особенностях текстового оформления и росписи памятников красками.
Прежде всего, памятники разворовывали для разных целей. Очень часто из них воздвигали хозяйственные постройки и фундаменты жилых зданий. Более качественные надгробия из гранита, мрамора и доломита использовали по прямому назначению т.е. повторно, уничтожая старые тексты».
Начиная с 2012 года в Домодедовском городском округе краеведы Владимир Шлёнсков и Кирилл Низамутдинов обнаружили и описали боле 750 бесхозных исторических надгробий. Из них более 80 представляют образцы высокой кладбищенской культуры и историко-художественной ценности.
Музейная экспозиция (Лапидарий) белокаменных надгробий как средство сохранения любви к отеческим гробам
Для домодедовского краеведа В.М. Шленскова образцом кладбищенской культуры является отношение к белокаменным надгробиям Тульского некрополя на Всесвятском кладбище.
Тульский некрополь занимает площадь более 50 гектаров. На этой площади находится более 6 тысяч надгробий XVIII и XIX столетий. Это количество вполне можно назвать беспрецедентным.
Только Всехсвятское кладбище насчитывает около 4-х тысяч надгробий. Материал большинства из них — местный белый камень. Украшены они великолепными рельефами, исполненными на столь высоком художественном уровне, что можно с уверенностью предполагать наличие школы резьбы по камню. Причём школы сугубо местной, так как многие элементы их резьбы не встречаются в других регионах.
В начале XIX века появляются новые типы надгробных памятников: жертвенники, колонны, перебитые кубом, перевернутые конусы. В первой трети XIX в. эти типы являются дворянскими надгробиями, в то время как саркофаг водружается, в основном, на могилы купцов и мещан. Надгробия типа жертвенник появляются в начале XIX века в эпоху классицизма и уже к середине века полностью исчезают. Для них характерно завершение каждого фасада фронтоном. Надгробие венчала ваза с крестом или факелом.
Над объединением надгробных плит на единой экспозиционной площади, для их сохранения и музейного показа много трудился В.Л. Беляев. Такие его труды как «Древнерусское надгробие в контексте христианской культуры» , «Русское средневековое надгробие. XIII-XVII вв. , « Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. « выражают идею Лапидария (от лат. lapidarius – «вырезано на камне»). Лапидарий является хранилищем музейных предметов из камня.
Профессор Свято-Тихоновского Православного Университета Ф.В. Юрченков (потомок крестьянина села Никитское) добиваясь «любви к отеческим гробам» приводит следующие доводы:
«Пасхальные праздники и родительские дни по своему значению и единению народа – равны Дню Победы. И если народная инициатива «Бессмертный полк» поставила в один строй и живых и мертвых, то идея «Дня Лапидария» основана на православной традиции поминовения умерших».
Первый Лапидарий Подмосковья состоялся
История некрополя церковного прихода храма во имя св. великомученика Никиты тесно переплетена с историей самого храма и села Никитское, Домодедовского городского округа, Московской области.
Обращаясь к сведениям об одного из самых больших и богатых поселений Подольского уезда, можно проследить процесс формирования его историко-культурного ландшафта и трагического периода богоборческой политики советской власти в 20-40 годы прошлого столетия.
Уже в тридцатые годы 20 века здание храма было до основания разрушено, а кладбищенская территория осквернена вандальскими действиями по сносу памятников, надгробных плит и иных архитектурных элементов Никитского погоста.
В настоящие время только единичные места захоронений идентифицируются потомками. Большое количество белокаменных элементов кладбищенской культуры используются для хозяйственных нужд в частных домовладениях села Никитское. Часть надгробий удалось спасти, включив в «Кенотаф» церковной ограды.
Кенота́ф (κενοτάφιον, от κενός - пустой и τάφος - могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Так утверждает деятельный настоятель церковного прихода храма во имя св. великомученника Никиты протоиерей Александр (Волохов).
Однако на территории церковного прихода находились еще более сорока надгробий, представляющих безусловную историко-культурную и церковно-нравственную ценность, судьба которых была не определена.
Кроме того, «светская» традиция закладки «кенотафа» неоднозначно воспринимается воцерковленным населением Домодедовского городского округа. Да и вышеупомянутые Домодедовские исследователи Кирилл Низамутдинов и Владимир Шленсков критически отнеслись к этой идее. Однако именно к ним обратился отец Александр (Волохов) при создании первого в Подмосковье Лапидария.
В основе проектирования Лапидария храма во имя Великомученника св. Никиты лежало стремление спланировать пространство для хранения и показа музейной коллекции на современном технологическом уровне. Текущий проект можно расценивать в качестве экспериментальной работы, которая требует активного взаимодействия с изучаемым объектом и предметом, церковным приходом и населением, краеведческим сообществом и муниципальными властями.
Перед Лапидарием была поставлена задача отражения, в доступной форме, исторических сведений о местности, о надгробиях и их художественных особенностях.
Проект Лапидария полностью отвечает требованиям по сохранению сложившегося природного и культурного ландшафта в селе Никитском. Работа не потребовала значительных материальных затрат в организации музейного пространства. А основываясь на историческом материале, вызвало нескрываемый энтузиазм прихожан храма и пользовалась бескорыстной поддержкой жителей села Никитское.
28 сентября 2017 года, в день престольного праздника настоятель Храма во имя св. великомученика Никиты протоиерей Александр (Волохов) в сослужение нескольких священников отслужил «литию» у музейной экспозиции Лапидария и объявил о его открытие. Знаменательное событие произошло при большом стечении жителей села Никитское, при деятельном участии администрации Домодедовского городского округа и вызвало интерес регионального и муниципального СМИ.
Создание Лапидария позволило открыть музейно-экспозиционную деятельность на территории храма во имя Св. Никиты, достойно представив для обозрения коллекцию белокаменных надгробных плит и предметов православной кладбищенской культуры.
Экспонируемый материал доступен для восприятия разным категориям людей, поэтому Лапидарий сможет привлечь паломников и стать своеобразной «визитной карточкой» Домодедовского благочиния и Никитского административного округа городского округа Домодедово Московской области.
Вместо заключения
Автор публикации намеренно не описывал подробно некоторые безусловные музейные ценности и элементы православной кладбищенской культуры которые мы можем наблюдать на современном русском кладбище.
Мой невежественный замысел был довольно прост: исходя из некоторых исторических сведений, как из жизни нашего народа, так и из мировой истории, показать, что кладбище – место, где не обязательно думают о смерти.
Кладбище – особенно в русском варианте – место общения живых с умершими, но отнюдь не с мертвыми, ведь «умерший» и «мертвый» – понятия разные, а наш Бог – он «Бог не мертвых, но живых».
О чём собственно говоря идёт речь в последнем четверостишие этого, признаваемом всеми без исключения гениальным «Credo» А.С. Пушкина:
«Животворящая Святыня!
Земля была б без них мертва
Как безутешная пустыня
И как алтарь без Божества».
Так почему же два чувства близки нам? Речь здесь о «нашем» русском сердце, о том, что является хлебом насущным для него. Что касается «любви к отеческим гробам», то здесь ясно, что речь идёт не только о почитании отцов, но и о почитании их места захоронения во времени и пространстве.
Но почитания мало, у Пушкина «сердце обретает пищу» в любви и естественно в любви, забывающей о себе перед тем, что выше индивидуального и личного.
Стало быть мало помнить и почитать предыдущие поколения, нужно самоотверженно любить их, представляя вместе с ними пред Богом единое целое, что было и сделано созданием музейной экспозиции (Лапидария) надгробий и предметов православной кладбищенской культуры церковного прихода Храма во имя великомученика св. Никиты села Никитского Домодедовского городского округа.
Борис Скупов
Комментарии (0)