Bentley Systems в Сингапуре: итоги 2017 года

Недавно мне посчастливилось побывать на ежегодной конференции Bentley Systems «Год в инфраструктуре, 2017». Это мероприятие, по признанию большинства постоянных участников, среди которых всегда было много признанных авторитетов по BIM, давно уже стало лучшей в мире площадкой по изучению опыта информационного моделирования объектов строительства и инфраструктуры. Но в этом году впечатлений было особенно много, поэтому они будут предложены нашим читателям в трех тематических публикациях. Настоящая статья – первая из «сингапурского» цикла.

d6b9b4e0aba35c154570e8e31b5bd674.jpg

Думаю, из заголовка уже стало ясно, что в этом году местом проведения ежегодной конференции компании Bentley Systems «Year In Infrastructure» и международного конкурса проектов «Be Inspired» стал Сингапур. Забегая вперед, можно отметить, что несомненному успеху этого мероприятия способствовали сразу несколько факторов: высочайший уровень обсуждавшихся проектов; исключительный профессионализм участников конференции, собравшихся со всего мира; постоянно совершенствующаяся в сторону комфортности для участников организация мероприятия; а также само место проведения - молодой и бурно растущий азиатский «лев» Сингапур, в последние годы ставший для всего мира примером «умной экономики» и местом для паломничества.

Новое в программном обеспечении от Bentley

Компания Bentley Systems - признанный мировой лидер в области разработки программ для информационного моделирования рукотворных (и не только) объектов, вот уже четвертый год она осуществляет планомерный и последовательный перевод своих пользователей на новое поколение программ под общим названием CONNECT Edition (прежнее поколение называлось v8i). Такая «техническая политика» существенно отличается от практики многих других вендоров ежегодно «перещёлкивать» год в названии программы. Конечно, Bentley Systems также ежегодно совершенствует свои программы, что делается в рабочем порядке через пакеты обновления. Но изменения в названии происходят лишь при смене поколений.

Продукты нового поколения CONNECT появились, прежде всего, как следствие «модернизации» существующего инструментария с учетом изменившейся основной платформы - MicroStation уровня CONNECT Edition. Но среди программ поколения CONNECT можно выделить и целый ряд продуктов с принципиально новыми возможностями. Однако самое главное - новое поколение программ представляет связанный комплекс с общей основой и отработанным механизмом обмена данными, что соответствует современным требованиям информационного моделирования как по комплексности участников, так и по перечню задач, решаемых на всех стадиях жизненного цикла объекта. Дело в том, что все приложения поколения CONNECT Edition, начиная с MicroStation CONNECT Edition, пользуются преимуществами автоматического создания проектной документации в центре документации CONNECT Edition, что обеспечивает эффективную функциональную совместимость всего многоотраслевого портфеля приложений Bentley для проектирования, расчетов, строительства и обслуживания объектов.

Рис. 1. Вице-президент Bentley Systems Бупиндер Сингх рассказывает об общей среде данных – принципиальной составляющей нового поколения программ CONNECT Edition.

Суть стратегии развития программного обеспечения Bentley, хорошо просматривающаяся в поколении CONNECT Edition, заключается в развитии одноплатформенного набора решений и придании мобильности информационному моделированию. Одноплатформенность всегда дает много преимуществ, прежде всего при комплексной (междисциплинарной) работе над проектом, если, конечно, основная платформа достаточно универсальна. Иначе это будет больше похоже на самоизоляцию. В случае Bentley Systems основная платформа - программа MicroStation продолжает демонстрировать огромный потенциал для развития.

Такой подход дополняется впечатляющей «всеядностью» Bentley ProjectWise и Bentley Navigator как интеграторов сложных и «долгоиграющих» проектов с большой «историей» взаимодействия разных исполнителей и наслоений множества форматов (в частности, эти программы хорошо работают с DWG, RVT и IFC). В итоге же мы можем говорить о стратегии комплексного информационного моделирования и организации операционного пространства данных, неуклонно реализуемой компанией Bentley Systems в течение практически всего периода своего существования, о чем мы уже писали в статье «Внедрение BIM: фундаментальный опыт Великобритании» (https://ardexpert.ru/article/8850 ). Кстати, в этой стратегии формат IFC не играет какой-то особой, тем более лидирующей, роли, он занимает место в ряду прочих сторонних средств обмена информацией, его учитывают, с ним работают, но компания Bentley Systems предпочитает сама определять направление своего развития.

Более подробно о программном обеспечении Bentley Systems и специфике продуктов нового поколения можно узнать на сайте компании (https://www.bentley.com/ru/products ). Мы же остановимся на наиболее значимых программах, о выходе которых было заявлено накануне или на самой конференции в Сингапуре.

Bentley AECOsim Building Designer CONNECT Edition – за этим длинным названием скрывается практически самодостаточный пакет, реализующий технологию BIM в области промышленного и гражданского строительства (https://www.bentley.com/en/products/brands/aecosim ). Однако новая версия программы лучше всего раскрывает свои возможности на крупных (сложных) строительных проектах, которые в силу своей комплексности обычно сталкиваются с проблемами объединения площадной и линейной инфраструктуры (например, автомобильных и железных дорог, коммуникационных сетей и т.п.), поскольку очень часто проектные организации при работе над такими объектами несут широкую ответственность за многочисленные дисциплины и в целом за организацию работы субподрядчиков и партнеров. По этой же причине указанный пакет программ является исключительно полезным для службы технического заказчика.

Использование Центра документации CONNECT Edition значительно улучшает качество и эффективность моделирования, а также составления при необходимости итогового комплекта чертежей. Кроме того, для AECOsim Building Designer также доступны функции моделирования реальности, позволяющие по фотографиям или сканированным изображениям производить вставку существующей инфраструктуры (модель реальности) в проектную модель с помощью Bentley ContextCapture. Это дает возможность заносить непосредственно в среду проектирования актуальные геопривязанные проектные данные.

Описанный BIM-пакет в проектной индустрии применяется уже давно. Например, в этом году на конкурс Bentley Be Inspired было представлено 63 проекта, выполненных с использованием AECOsim Building Designer, из которых 15 прошли в финал. Проекты были самыми разнообразными: строительство мостов, аэропортов, олимпийских и горнодобывающих объектов, морских установок, коммунальных систем, объектов энергетики, коммуникационных сетей и систем водоочистных сооружений. В работах, выдвинутых на получение премии, использовалась также программа GenerativeComponents, являющаяся составной частью описываемого BIM-пакета и предназначенная для итеративного проектирования с учетом ограничений и связей между объектами с целью оптимизации качества и эффективности проекта.

Рис. 2. Здание Центра Блумберг в Корнельском университете – победитель конкурса Bentley Be Inspired 2017 в номинации «BIM инновации для зданий и кампусов». Создатель проекта – американская компания «Морфозис», здание имеет практически нулевой энергетический баланс и платиновый статус LEED. Открыто 13 сентября 2017 года

Bentley OpenRail – совершенно новый пакет программ, созданный для информационного моделирования железных дорог и других транспортных путей. Особенно хочется отметить, что этот инструментарий предназначен не только для проектирования, но главным образом для управления строительством и обслуживанием магистралей на протяжении всего их жизненного цикла. Более подробную информацию о составе и функционале OpenRail читатели могут получить на сайте компании Bentley Systems (https://www.bentley.com/en/products/brands/openrail ), здесь же мы ограничимся лишь некоторыми иллюстрациями.

Рис. 3. Bentley OpenRail – некоторые скриншоты рабочих процессов моделирования

Появлению пакета программ OpenRail во многом способствовали как впечатляющий успех автодорожного решения Bentley OpenRoads (https://www.bentley.com/en/products/brands/openroads ), ставшего на сегодняшний день уже своеобразным эталоном в мировой практике, но продолжающего успешно развиваться, так и эффективное применение в течение достаточно долгого периода отдельных специализированных решений Bentley Systems по железным дорогам. Думаю, в нашей стране такой пакет программ будет особенно востребован.

Вообще же в компании Bentley Systems рассматривают работу с железнодорожными и другими транспортными объектами как приоритетную и обязательную часть «цифровой экономики». Этой теме даже была полностью посвящена одна из секций конференции «Год в инфраструктуре», о которой будет сказано несколько позже.

В нашей стране о «цифровизации» тоже последнее время много говорят, эта тема вошла в моду, но, забегая вперед, скажу, что на конкурсе Be Inspired в номинации «BIM инновации для железных дорог и транзитных перевозок» победил малайзийский проект «Линия высокоскоростной железной дороги в долине Кланг». Так что нашим железнодорожникам с их огромными традициями в области «стальных магистралей» теперь есть у кого поучиться в маленькой Малайзии.

Рис. 4. Бупиндер Сингх: «цифровизация» транспортной инфраструктуры – путь к «цифровому городу»

Bentley iModel 2.0 – новая облачная версия популярного формата обмена данными с созданным для него новым облачным сервисом iModelHub. Формат iModel 1.0, позволяющий передавать модель заказчику, субподрядчикам, контрольным и иным организациям без предоставления им доступа к редактированию, сразу после своего появления стал весьма популярен, особенно среди пользователей Bentley ProjectWise. Сейчас же анонсирован выход нового, облачного поколения этого «контейнера», в который также можно вкладывать модель без боязни нарушения авторских прав, но при этом появляется новый облачный сервис, позволяющий: синхронизировать изменения, сделанные в модели с помощью конкретных BIM-приложений; осуществлять «цифровое выравнивание» (приведение в соответствие семантики, структуры, единиц измерения и координат) для компонентов модели, созданных в разных программах (в том числе в Autodesk Revit); получать общедоступную итоговую визуализацию. Другими словами, iModel 2.0 позволяет всем участникам работы с объектом вне зависимости от уровня доступа к модели постоянно иметь у себя актуализированную версию этой модели.

Рис. 5. Важность нового формата iModel 2.0 была настолько велика, что его представлял один из основателей компании Кейт Бентли

Конференция «Год в инфраструктуре» 2017

По сложившейся традиции основной тематикой этого весьма престижного форума было информационное моделирование. В течение двух дней прошли заседания семи секций, хотя слово «заседание» здесь абсолютно не подходит – это были информационные площадки, где выступали основные спикеры, приглашенные со всего мира, проходили дискуссии и обсуждались проекты-финалисты конкурса Be Inspired. Кстати, «рекламных» докладов о продуктах со стороны представителей Bentley Systems на этих заседаниях не было – сотрудники компании также выступали как специалисты по обсуждаемым вопросам. Основная тематика – направления развития и практика использования информационного моделирования для различных задач экономики и строительства. Все секции (кроме первой) работали по два дня. Теперь кратко об их наполнении:

1. Академия BIM в области инноваций, строительства и моделирования реальности

Да, знаменитое порождение компании Bentley, BIM-Академия, в результате роста теперь представляет уже три логически самостоятельных части. Основными выступающими здесь были ведущие сотрудники новых подразделений Академии.

2. Форум по зданиям и кампусам

Выступали сотрудники сингапурского государственного BIM-оператора - Строительного агентства BCA , специалисты из Bentley Systems и Siemens Building Technologies, представители аэропорта Копенгагена и ряда других международных компаний.

3. Форум по цифровым городам

Здесь выступали представители правительства Сингапура - Земельного агентства SLA, под руководством которого создается информационная модель Сингапура, а также специалисты Bentley Systems и ряда компаний из США и Юго-Восточной Азии.

4. Промышленный форум

Основная тематика – от концепции к реализации (у нас это любят называть обоснованием инвестиций), а также «виртуальное предприятие». Выступающих было очень много.

5. Форум по железным дорогам и транспортным перевозкам

Основными спикерами стали представители Юго-Восточной Азии, которые добились в этом направлении несомненных успехов, и сотрудники Bentley Systems. Отдельно следует отметить выступление председателя британской UK BIM Task Group Марка Бью об актуальности адаптации разрабатываемых стандартов к транспортным задачам.

6. Форум по автодорогам и мостам

Ведущими докладчиками были представители Австралии, США и Китая.

7. Форум по технологическим инновациям и водоочистке

Здесь выступали специалисты из Bentley Systems и представители ряда азиатских компаний.

8. Технологическая выставка партнеров

В рамках конференции также выступали с докладами и знакомили со своими разработками на стендах представители компаний Bureau Veritas, Microsoft, Siemens, Topcon (все перечислены в алфавитном порядке), с которыми Bentley Systems анонсировала договора долгосрочного сотрудничества. Основные темы этого сотрудничества можно отнести к обмену данными, облачным технологиям и «умному городу».

Рис. 6. Технологическая выставка партнеров пользовалась у участников конференции постоянным вниманием

Конкурс Bentley Be Inspired 2017

О финалистах конкурса Bentley Be Inspired этого года мы уже сообщали нашим читателям (https://ardexpert.ru/article/10164 ), с его итогами также можно познакомиться по имеющимся публикациям (http://isicad.ru/ru/news.php?news=19505 ). И всё же на некоторые результаты стоит обратить пристальное внимание.

Прежде всего, впечатляют масштабы конкурса: 400 участников из более 50 стран (число стран точно не устанавливается, поскольку многие команды, реализовывавшие проекты, интернациональны), 17 номинаций, 51 проект в финале, 17 победителей в номинациях и еще 6 наград «за особые заслуги». И всё это – информационное моделирование.

Второй и весьма важный момент – практически все представленные на конкурс проекты уже реализованы. Среди немногих исключений из этого правила я бы назвал победителя в номинации «BIM инновации в строительстве мостов», имеющего непосредственное отношение к России - китайский проект автомобильного моста через Амур между городами Благовещенском и Хэйхэ.

Рис. 7. Проект моста между Благовещенском и Хэйхэ в конкурсе соперничал с американским Мемориальным мостом Пёрл-Харбор (внизу слева) и австралийским проектом расширения магистрали Ситилинк Тулла в Мельбурне (внизу справа)

Если же посмотреть на географию победителей, то она выглядит весьма интересно: Китай – 8 наград, США – 3, Юго-Восточная Азия – 4 (Малайзия – 2, Индия – 1, Камбоджа – 1), Европа – 4 (Великобритания – 2, Италия – 1, Финляндия – 1), Ближний Восток – 1 (Оман), Латинская Америка – 1 (Бразилия). Конечно, год от года статистика конкурса меняется, но общая тенденция четко просматривается – в мировые лидеры в области использования информационного моделирования стремительно выходит Китай, за ним идут другие страны Юго-Восточной Азии.

Рис. 8. В Юго-Восточной Азии ни одно торжество без дракона не обходится

Какие для нас из всего этого стоит сделать выводы? Надо ли нам бояться «восточного дракона»? Надо ли нам и дальше изводить себя вопросами из серии: «Нужен ли нам BIM?», «Можно ли в BIM делать спецификации с конкретным размерами полей и шрифта?», «Примет ли BIM экспертиза?», «Где брать библиотеки элементов?», «Надо ли ждать, пока кто-то сделает некие BIM-стандарты?», «Можно ли в BIM электрику делать?», «Может ли кто-то нам показать BIM, и чтобы там всё было, и прямо так, как у нас требуется?» Думаю, после сравнения наших реалий с лучшим мировым опытом ответ на все эти вопросы сам напрашивается – нам надо наводить порядок у себя дома, и прежде всего немедленно и решительно бороться с собственной ленью и глупостью, а также с воровством!

Кстати, в районе Благовещенска уже есть один мост через Амур, вернее, его половина. Это – совместный российско-китайский проект, китайцы свою часть моста уже построили и даже повесили приветственный лозунг российским строителям. Российскую же часть пока даже не начинали, но, по последним данным, её собираются «закончить» в 2019 году.

Рис. 9. Эта фотография хорошо показывает, где нам надо искать решения своих проблем. Но она также поднимает вопрос: что в такой ситуации думать про нас и делать «восточному дракону»?

Что касается «наших» участников конкурса Bentley Be Inspired, то они также прошли серьезный международный отбор, но в этом году им немного не хватило до победы в финале, хотя выглядели они очень достойно.

Рис. 10. «Волгограднефтепроект» в номинации «BIM инновации в горной промышленности и освоении морских месторождений». Думается, эта команда была ближе всего к успеху.

Рис. 11. «Гипротюменьнефтегаз» в номинации «BIM инновации в производстве». Старые и опытные бойцы, для которых информационное моделирование давно стало естественной средой обитания, а конкурс Be Inspired уже ознаменовывался победами.

Рис. 12. «Казахстанская северокаспийская операционная компания» в номинации «BIM инновации в управлении промышленными объектами и объектами коммунального хозяйства». Несмотря на свою молодость, эти девушки сделали отличную презентацию очень серьезного проекта.

Думаю, что читателям будет интересно ознакомиться с инновационными проектами, участвовавшими в конкурсе Be Inspired начиная с 2004 года, чтобы лучше понять тенденции и динамику развития информационного моделирования в мире. Это можно сделать по электронной версии сборника «Год в инфраструктуре» (https://www.bentley.com/en/infrastructure-yearbook ) компании Bentley, выпускающегося по итогам каждого конкурса.

Рис. 13. Грэг Бентли, президент и совладелец компании Bentley Systems, традиционным и понятным для нас жестом желает всем дальнейшего успеха.

Комментарии