«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.
В конце октября в Центральном доме архитекторов в рамках курса лекций «Авторские практики» перед студентами МАрхИ выступил один из наиболее известных и востребованных столичных архитекторов Тимур Башкаев. Он рассказал о некоторых своих последних реализованных работах.
Тимур Истанович Башкаев родился в 1965
году. В 1988 году окончил Московский архитектурный институт и был принят на
работу в архитектурный отдел института «Аэропроект». В 1992 году он становится
одним из руководителей частного архитектурного бюро «Группа Арк». В 1995 году
основывает и возглавляет ООО «Архитектурное бюро Тимура Башкаева». C 2009 года
– профессор МАрхИ.
О проекте Московского центрального кольца
К 2010 году вся московская транспортная система работала на пределе возможностей. Количество машин постоянно росло и строительство новых автомобильных дорог, как и предсказывали многие градостроители, не уменьшало количества пробок. Столь же перегруженным оказался и самый массовый вид общественного транспорта – московский метрополитен. Уровень загрузки Таганско-Краснопресненской линии на маршруте от станции «Выхино» до «Таганской» превышал расчетную в 1,83 раза. Простое продление радиальных линий за счет строительства новых станций означало бы в этих условиях дальнейшее ухудшение ситуации. Строительство новых радиальных направлений метро тоже было невозможно из-за сильной перегрузки кольцевой линии. Ситуация казалось безвыходной.
Выход был найден за счет разработки комплексной программы решения транспортной проблемы нашего мегаполиса. Одним из ключевых элементов этой программы стало интегрирование в систему столичного метрополитена созданной еще в начале XX века Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Идея организовать по нему полноценное пассажирское движение высказывалась с первых лет существования МКЖД, но по-настоящему вопрос о ее практической реализации встал на повестку дня только на рубеже тысячелетий.
Еше во времена правления Юрия Лужкова были запроектированы несколько станций будущего нового пассажирского кольца, такие, как «Площадь Гагарина» и «Деловой центр» и «Лужники». Разработка комплексного проекта реконструкции МКЖД/МЦК началась в 2011 при Сергее Собянине. МЦК проектировалось с учетом необходимости создания системы взаимосвязи с существующими и строящимися линиями метро и радиальными направлениями Московской железной дороги. Как показало время, ставка на развитие МЦК была сделана совершенно правильно – на сегодняшний день оно разгрузило кольцевую ветку метрополитена на 15%. Появилась возможность строить новые радиусы метро и интегрировать их в новые кольцевые транспортные системы Москвы - МЦК и ТПК (третий пересадочный контур)
Наше бюро несколько лет работало над проектами транспортно-пересадочных узлов МЦК. Мы делали акцент на создании комплексной пассажирской инфраструктуры удобной и доступной для всех, включая маломобильные группы людей. Удалось оснастить все наземные ТПУ МЦК эскалаторами, лифтами, туалетами и гранитными полами. Некоторые части проекта были реализованы не полностью. Например, разработанная нами цветовая маркировка терминалов ТПУ из-за спешки на стройке была выполнена не на всех терминалах. Очень важно отстаивать принципиальные проектные решения перед желанием сэкономить или упростить работу строителям. Иначе качество новой транспортной системы было бы гораздо хуже. Только архитекторы до конца заинтересованы в комплексном качестве объекта - как в технологическом, так и в эстетическом аспекте.
О реконструкции зала ожидания Ярославского вокзала
У интерьеров Ярославского вокзала очень длинная архитектурная история. За 150 лет там случилось много различных напластований – здания и интерьеры, выполненные выдающимися архитекторами: Романом Кузьминым, Львом Кекушевым, Федором Шехтелем, Алексем Душкиным, Леонидом Ненаглядкиным и другими.
Наша задача состояла в том, чтобы, разобраться со множеством слоёв и выбрать, какие слои восстанавливать, а какие можно удалить, и раскрыть наиболее ценные фрагменты. На нынешнем этапе реконструкции было принято сократить площадь междуэтажного перекрытия и сформировать единое двухсветное пространство, выстроив эстетически выразительную систему визуальных связей между первым и вторым этажами. В итоге удалось не просто создать просторный атриум, но и частично восстановить скрытые за позднейшей штукатуркой фрагменты декоративного оформления стен первого и второго этажей, выполненных в самом начале XX века по проекту Льва Кекушева. Мы стремились связать воедино элементы наследия всех наших предшественников, и, в то же время, получить на выходе выразительный общественный интерьер, который станет отражением наших идеалов. Миссия архитектора – переосмысливать мир каждый раз заново на основе новых ценностей и создавать идеальный мир будущего.
О интерьерах «Медиа-центра», «Ледяной пещеры» и «Заповедного посольства» в парке «Зарядье»
О «Зарядье» существует огромное количество мифов, укоренившихся даже в профессиональной архитектурной среде. Поверьте, все построенные объекты стоят затраченных на них денег. Парк почти полностью разбит на кровле развитого подземного общественного многофункционального центра со сложнейшей инженерией и конструкциями.
Первый конкурс на проект парка «Зарядье» имел неправильное техническое задание и представленные на него работы стали шизофреническим, «фрейдистским» срезом нашего общества. К счастью, нашлись люди, сумевшие по-настоящему грамотно организовать следующий международный конкурс на парк Зарядье. Его победителями каким-то чудом стали очень талантливые американские архитекторы, создатели нью-йоркского парка Хай-Лайн. Хай-Лайн – это проект преобразования депрессивной территории города через развитие активных общественных пространств. Проект, в котором эмоциональная составляющая важнее, чем функция. Люди туда пошли. А там, где люди, там жизнь: туда приходят инвесторы и деньги.
Реализация проекта парка «Зарядье» – это огромная заслуга Сергея Кузнецова и Сергея Собянина. Это гигантский прорыв для нашей страны. Опять же, почти чудо, что в процессе строительства проект остался под авторским контролем американских архитекторов. Они в своей концепции продумали практически, все – освещение, звук, движение, вплоть до того, какие растения должны быть представлены в парке. Они «прописали» все, кроме интерьеров. Интерьеров у них не было. На разработку проектов организации внутренних пространств нескольких объектов на территории парка был объявлен отдельный конкурс, победителем которого стало наше бюро.
Главная тема «Зарядья» – «природный урбанизм». Наша идея состояла в том, чтобы уйти от прямых литературных ассоциаций с природой. Понимая проблемы с бюджетом, мы решили делать акцент в каждом интерьере на чем-то одном, а все остальные элементы решать максимально просто. В данном случае мы выбрали за главное элементы дизайна потолка и светотехнические решения. Почти все удалось реализовать, но это было непросто. Надо стараться осуществить все идеи. Никогда не знаешь какие из них выживут, а какие нет. Это сродни чуду. Если биться до конца, то всегда будет шанс на чудо. Все проблемы и трудности уходят, а наша работа остается навсегда.
О дизайн-проекте музея корпорации «Роснано»
С частными заказчиками обычно гораздо больше возможностей добиться максимально качественной реализации проекта, чем при работе с государственными структурами. Однако из этого правила бывают счастливые исключения. Когда мы выполняли заказ по обустройству интерьера музея компании «Роснано», нам очень повезло: хотя эта корпорация и государственная, в данном случае ее руководитель Анатолий Борисович Чубайс выступал, по сути, в качестве непосредственно заинтересованного лица.
Вся экспозиция музея «Роснано» размещается за стеклянной стеной, к которой с обратной стороны крепились мониторы и витрины. Такое решение позволяет гибко менять всю экспозицию без изменения дизайна интерьера. Ключевым структурным элементом дизайна музея стала сложно перфорированная лента из белого кориана, закольцованная в ленту Мёбиуса. Изначально мы планировали перфорировать ленту разнообразными геометрическими фигурами, параметрически переходящими друг в друга, включая круги и шестигранники. А. Чубайс, однако, настоял на том, что оформить ее исключительно шестиугольниками, наподобие структур графеновых нанотрубок. Мы очень довольны получившимся результатом, достигнутым благодаря высокой степени взаимопонимания с заказчиком.
О бюро АТТБ, его истории и структуре
Наше бюро – наверное, одно из старейших частных проектных организаций в Москве. С самого начала оно было ориентировано на широкий спектр проектных задач, но со временем меня все больше привлекают задачи на стыке объёмного проектирования и градостроительных проблем. мегаполиса, особенно транспортной-пересадочные узлы и пассажирская инфраструктура общественного транспорта. Сейчас мы участвуем в конкурсе на разработку проектов концепций реновации районов сносимых московских пятиэтажек. В целом, архитектурные конкурсы – это отличный шанс повысить вес и авторитет бюро в профессиональном сообществе, не только в начале пути, но и на любом этапе деятельности .
Размер бюро позволяет контролировать все текущие проекты. Такой формат для меня максимально комфортен. Объем работ большой, но все остается непосредственно в поле моего зрения и это позволяет получать огромное удовольствием от работы.
Интервью брал
Николай Лукьянов
Комментарии (0)