Антон Надточий. Авторские практики

«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.

2 ноября в Центральном доме архитекторов выступил один из руководителей архитектурной мастерской ATRIUM Антон Надточий. Он подробно рассказал студентам Московского архитектурного института, из которого когда-то выпустился сам, о долгом и очень многогранном профессиональном опыте своего проектного бюро. 

358fa3b168ca989605816f4fe28a20c3.jpg

Антон Надточий основал его вместе с Верой Бутко в 1994 г. Практически каждый год существования бюро отмечен профессиональными наградами в разных областях: в архитектуре, недвижимости, экологичном строительстве, лэнд-арте и дизайне интерьеров. Работы мастерской публикуются как в российских, так и в иностранных периодических изданиях, каталогах и путеводителях и нередко становятся экспонатами российских и международных архитектурных выставок. Кроме того, основатели мастерской ведут активную общественно-просветительскую деятельность: преподают в Московской архитектурной школе (МАРШ), читают публичные лекции об архитектуре в Москве и других городах РФ, принимают участие в профессиональных дискуссиях, выступают в качестве экспертов на конференциях и круглых столах.

О мастерской и ее истоках

В девяностых и начале двухтысячных мы занимались в основном частными домами и интерьерами. Сейчас работаем по большей части с крупными заказами градостроительного масштаба. В штате бюро — свыше восьмидесяти человек, задействованных по состоянию на сегодняшний день в пятнадцати параллельно разрабатываемых проектах. Около трехсот проектов находятся в стадии реализации. Все архитектурные и инженерно-конструкторские работы ведутся с использованием BIM-технологий. У нас накоплен большой опыт международного сотрудничества, причем в разных ролях. Мы первые, кто приходит на объект, и последние, кто уходит. Делаем все, включая ландшафт.

Отчетливо помню два стола с рейсшинами, на которых работали мои родители-архитекторы. На пятом курсе МАрхИ я выбрал специализацию «теория современной архитектуры». Одновременно учился в школе-студии Владислава Кирпичева. Потом пошел работать в его мастерскую. Студия Кирпичева представляла собой уникальное явление мирового уровня. Мы, его ученики, активно участвовали в международных конкурсах начала девяностых годов, в том числе на проект застройки площади Потсдамер-платц в Берлине. Дипломная работа, посвященная теоретическим трудам Питера Айзенмана по проблематике архитектурного формообразования новейшего времени, дала мне возможность полностью погрузиться в атмосферу современной мировой архитектуры. Первоначально я планировал и дальше заниматься той же темой, но аспирантуру так и не окончил и теперь об этом жалею: начало пути — лучшее время для максимально концентрированного образования.

Этапным событием в моем профессиональном развитии было посещение Венецианской архитектурной биеннале 2000 г. Ее куратором был Массимилиано Фуксас, пригласивший участвовать в экспозиции все ведущие архитектурные бюро того времени. С 2006 г. мы стали заниматься масштабными проектами корпоративных интерьеров. Сейчас в большей степени беремся за гостиницы и крупные жилые комплексы. Все эти годы мы работаем на открытом рынке с самыми разными заказчиками и для многих из них выполнили поочередно несколько проектов. В то же время наше бюро никогда не было ангажировано ни одной из крупных структур в качестве постоянного партнера.

3fffda45a6c5036892307b74a8685d79.jpg

Даже теперь, когда штат бюро значительно расширился, мы с Верой Бутко стремимся в полной мере сохранить специфику авторской мастерской и лично курировать каждый объект. В то же время структура компании в последние годы значительно усложнилась — это позволяет обеспечить ее функционирование в оптимальном режиме. Ключевые фигуры в нашей команде — менеджер проекта и BIМ-координатор, задача которого — четко определить требования заказчика и сформировать детализированное техническое задание, в том числе для наших партнеров-субподрядчиков. Менеджер по продажам рассматривает входящие запросы и заключает договоры, готовит документы для участия в тендерах, работает с девелоперами. Хозяйственная часть повседневной работы бюро обеспечивается офис-менеджером.

Все наши проектные решения моделируются с использованием 3D-визуализаций. Макетирование выполняется, как правило, при подготовке градостроительных проектов. Неотъемлемая часть наших презентаций — эксклюзивный фирменный стиль. У нас никогда не было проблем с выходом в информационное поле: за всю историю мастерской мы ни разу не давали платной рекламы, архитектурные и общественно-деловые издания обращаются к нам сами, и происходит это довольно часто. Сейчас мы выпускаем уже второй посвященный работам ATRIUM номер журнала TATLIN MONO.

Частные интерьеры

Нашим первым осуществленным проектом было дизайнерское оформление выставки компании NIVEA в ГУМе в 1994 г. Тогда же мы провели первую сложную реконструкцию частной квартиры на Новом Арбате c разбором стены и части перекрытия, убедив заказчика уменьшить общее количество квадратных метров ради создания респектабельного двухуровневого пространства. Лестница доставлялась с помощью крана через окно. Еще одна частная квартира, переоборудованная нами в Кунцево в 2000 г., запомнилась тем, что в процессе работы мы очень значительно усугубили изначальную кривизну ее планировки. Если говорить о стилистике проекта, мы создавали активную и информационно насыщенную архитектуру, основанную на геометрических формах. Основное русло нашей дальнейшей проектной деятельности связано с поисками именно в этом направлении.

Наша стратегия — предлагать нетрадиционные пространственные решения и переосмысливать обычные вещи необычным образом. В первую очередь мы продумываем вопросы функционального характера и, уже найдя их оптимальное решение, переходим к формотворчеству. Получив в 2004 г. заказ на реорганизацию частной недвижимости в жилом комплексе «Алые паруса», мы создали гигантскую террасу, которая оказалась больше, чем сама квартира. Центральным элементом интерьера стал скульптурный объем со встроенной техникой и инженерией. Поскольку в данном случае требовались сугубо индивидуальные технические решения, пришлось самим изобретать сложнейшие конструкции. Стоимость их практической реализации в то время была в разы меньше, чем сейчас. А чуть раньше, в 2001-м, когда мы обустраивали интерьер бутика фирмы Capellini, нам потребовалось взять на себя функции заказчика мебели и отделочных материалов и погрузиться в эту сферу столь глубоко, что мы вполне могли бы развивать отдельный перспективный бизнес-проект.

В галерее актуального искусства RuArts (2004) нашему бюро представилась возможность создать уникальное четырехуровневое трансформируемое пространство, открытое для обзора в разных ракурсах снизу доверху. Лестница трактована как пластический акцент, воспринимаемый в сложном визуальном взаимодействии с перекрытиями и белыми стенами. В том же году мы спроектировали и построили усадьбу в Подмосковье. Там тоже были применены нестандартные решения. Одна из сосен, украшающих домовладение заказчика, встроена в перекрытия открытой террасы и нависающего над ней консольного козырька, вторая непосредственно примыкает к балкону. Для безопасности их корневой системы использовано особое устройство подвалов. Крыша главного дома, впервые в России выполненная из патинированной меди, плавно переходит в забор.

Интерьер квартиры в Обыденском переулке (2008) состоит из нескольких многофункциональных зон, структурированных с использованием абстрактных геометрических объемов. Стержень его композиции — крупная скульптурная форма в центре большого пластически сложного пространства. Здесь особенно много сугубо индивидуальных художественных и инженерных решений, выполненных конкретно под данный объект и для данного заказчика. Лестница с волнообразно закругленными углами, переходящими в вертикальную плоскость, не имела ни прообразов, ни прямых параллелей нигде в мире, и только позже ее аналог появился в одном из магазинов в Нью-Йорке.

7e74e15e951d2663b07d7d0b07c4cec6.jpg

Специфика выразительного облика частного дома в поселке Сокол связана в первую очередь с обыгрыванием его расположения на участке со сложным рельефом. Дом полностью оторван от земли и имеет очень четко выраженное пространственное членение, но при этом зрительно воспринимается как монолит, вырастающий из земли. Этот эффект достигается за счет отделки части фасадных стен, наклонного участка кровли и покрытия на уровне грунта одним и тем же материалом.

Корпоративные интерьеры

Проектировавшийся еще в 1998 г., офис компании «Москол» стал первым в стране лофтом. Он и сейчас не слишком устарел. Создавая его, мы старались максимально артикулировать визуальные связи между несколькими обособленными зонами в очень небольшом пространстве, получившем свободную планировку.

В офисе компании Life, над которым мы работали в 2006 г., нам пришлось преобразовывать помещение с ничем не примечательной геометрической формой. Эффект зрительной неоднородности пространства был достигнут путем наделения его отдельных частей контрастными свойствами (простое/сложное, большое/маленькое и т. п.). Линии потолка и пола намеренно не согласованы друг с другом. Сложный рисунок и колористическое решение потолка развивают тему логотипа компании. Яркая выразительность структурных элементов дополнена специально подобранной необычной мебелью.

В том же году наше бюро получило первый заказ от компании «Яндекс». Офис, который мы тогда спроектировали в историческом здании на Самокатной улице, рядом с заводом «Кристалл», — пример выразительного низкобюджетного решения с использованием очень простых материалов. В 2010 г. «Яндекс» вновь обратился к нашей мастерской. Созданная нами на улице Льва Толстого штаб-квартира этой уже тогда стремительно растущей корпорации стала первым в России крупным объемом с вертикальным озеленением. Ключевой композиционной идеей проекта было обыгрывание динамики визуального единства и контраста между интерьером и экстерьером. Мы сформировали уютные пространства с плавными криволинейными контурами и экологичным декоративным оформлением.

Еще через пять лет, когда «Яндекс» принял решение об очередном расширении офисных площадей, бюро ATRIUM приняло участие в организованном интернет-компанией архитектурном конкурсе на проектирование второй очереди ее штаб-квартиры. Став победителями этого творческого состязания, мы оформили новые корпоративные интерьеры в едином ключе с теми, которые были созданы ранее, но с гораздо более четкой системой навигации. Центральные части каждого из этажей получили выраженную индивидуальность облика благодаря дифференцированному цветовому решению c использованием синей, красной, желтой, зеленой и оранжевой краски для стен и потолков.

Социальные объекты

Проектируя в 2006 г. школу-интернат в Кожухове, наше бюро выработало некоторые из ставших ныне общераспространенными принципов работы с объектами социального назначения. Мы стремились создать не просто комплекс, а город в миниатюре. Часть составляющих его элементов строится на основе геометрии прямых линий, другая, напротив, характеризуется предпочтением криволинейности. Такого рода контрасты создают сложное динамичное пространство с продуманной системой визуальных связей, по которому интересно передвигаться. Заказчик поддержал наши предложения, поскольку сам ставил задачу построить показательный объект. Честно говоря, у нас были некоторые сомнения относительно возможности адекватно реализовать этот проект в условиях низкой культуры проведения строительных работ, но, как ни удивительно, комплекс был возведен почти в том же виде, в котором был нами задуман.

c9b39c3edca8e1020a73aabea851f389.jpg

В 2015 г. бюро ATRIUM стало российским соавтором нидерландской архитектурной мастерской Atelier PRO, выигравшей конкурс на проектирование международной школы-пансиона для одаренных детей в Летово, на территории Новой Москвы. Ее строительство планируется завершить через год.

Объекты культурного и экспозиционного назначения

По результатам еще одного архитектурного конкурса, состоявшегося в 2013 г., наше бюро получило право провести реконструкцию бывшего кинотеатра «Гавана», переданного ныне Московскому молодежному театру «Планета КВН». Здание получило новый главный вход, обращенный теперь в сторону станции метро «Марьина роща», и экспрессивную оболочку в виде двух разноцветных полупрозрачных алюминиевых полотнищ с перфорацией, обвивающихся вокруг исходного прямоугольного объема. Оболочка сделана по принципу ручной работы, и кажется почти невероятным, что все это получилось не только на бумаге.

Год спустя бюро ATRIUM разработало, а затем осуществило проект выставочного центра «Краснодар Экспо». Он был задуман как архитектурная манифестация новой роли Краснодарского края как одного из наиболее поступательно развивающихся регионов современной России, гостеприимно открытого миру. Мы считаем это здание очень удавшимся образцом пока еще редко встречающейся в нашей стране динамичной архитектуры XXI в.

Жилые и общественные комплексы

В 2012 г. мы сделали проект жилого комплекса «Серебряный фонтан», возводимого, по замыслу заказчика, на месте бывшего завода «Водоприбор» на севере Москвы. Некоторые из входящих в этот комплекс исторических построек имеют охранный статус, поэтому немаловажной частью нашей работы было кропотливое согласование основных проектных решений с Мосгорнаследием. Основная идея, положенная в основу проекта, — создание полностью пешеходно прозрачной урбанизированной территории, родственной по своей планировочной структуре средневековому городу. Мы постарались максимально обыграть криволинейную форму участка. Композиционным ядром нового района сделан давно существующий парк. Сложность разновысотной объемной структуры обосновывается не только композиционными соображениями, но и математическими расчетами по обеспечению оптимальной инсоляции каждого из проектируемых жилых зданий. Все постройки выполнены в единой стилистике, интегрирующей сохраняемые исторические здания в новую градостроительную среду.

ЖК «Символ» (2015) создается в восточной части реновируемой территории завода «Серп и молот» на основе творчески переработанного нами мастер-плана британского бюро LDA Design. Центральной осью района станет парк «Зеленая река» с пешеходным бульваром в сердцевине. Перепады рельефа обыгрываются созданием мостов над заглубленными участками. Задумано формирование стилистически однородной, но визуально разнообразной среды с перепадом высотности построек от 30 до 5–6 этажей. Поскольку некоторые из зданий комплекса значительно ниже, чем остальные, мы уделили особое внимание их «пятому фасаду» — эксплуатируемым кровлям. Роль общественного центра района отдана школе с артикулированным игровым пространством и выразительными междуэтажными визуальными связями в интерьере.

Еще более масштабен проект высотного жилого комплекса «Нескучный Home & SPA» (2015), реализуемый неподалеку от площади Гагарина. Очень сложная конфигурация возводимого пятибашенного ансамбля обусловлена принятым решением ориентировать все квартиры таким образом, чтобы ни из одной из них не открывался вид на трубы близлежащей ТЭЦ. Основа проектного замысла — концепция вертикального города. Использование меди в отделке фасадов новостройки поможет создать ассоциативную перекличку с башней Российской академии наук. В целом стилистика комплекса воспринимается в контексте архитектуры авангарда, поэтому мы очень хотели бы, чтобы этот объект имел не только жилое и общественное, но и культурное функциональное назначение. Поэтому в пространстве между мостами, связывающими башни, запроектирован выставочный центр «Новый авангард», который впишет весь комплекс в структуру культурно-туристического маршрута по городу, включающего Нескучный сад, ЦДХ, «Гараж» в Парке Горького и Сити.

8606e3c98d26e1480324040a00d5a058.JPG

Международные конкурсы

В конкурсе 2013 г. на проектирование парка «Зарядье» мы участвовали в составе консорциума во главе с голландской компанией MVRDV и заняли третье место. «Зарядье» — место с древней историей. Мы стремились заложить структуру, в которой было бы закодировано очень многослойное прошлое этой местности, превратить парк в исторический ребус с познавательной функцией, дав посетителям возможность увидеть контуры всех достопримечательных построек, существовавших на его территории в разное время. Очень жалеем, что наш проект не стал победителем, но и осуществленный вариант тоже неплох.

Не менее интересным опытом для нас стало участие в других международных конкурсах: на реализацию концепции градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки в консорциуме с MAXWAN, культурно-национального парка «Земля Олонхо» вместе с LAP lab и Werner Sobek (оба — 2014 г.) и технопарка Сбербанка в «Сколково» с Fuksas Architetti (2016). Мы и в дальнейшем не упустим шанс попытать удачу в столь же масштабных профессиональных творческих соревнованиях.

Комментарии