Егор Кудриков, GRAPHISOFT: "Стратегия OPEN BIM, поддержка открытых стандартов — одна из основных ценностей"

Компания GRAPHISOFT — поставщик технологий в области строительного проектирования жилых зданий и сооружений, заметный и важный игрок как в нашей стране, так и в мире в целом. Это инновационная, динамичная компания существует на IT-рынке уже более 30 лет и в самом ближайшем будущем видит себя среди безусловных лидеров BIM в части проектирования. О диджитализации внешней и внутренней ключевой миссии GRAPHISOFT в России, о больших планах и своей команде нам рассказал Егор Кудриков, региональный директор, глава представительства компании в России и СНГ.


— Егор, что есть в вашем понимании цифровая трансформация? Каковы перспективы цифровой экономики в нашей стране?

— То, что информационные технологии меняют мир, — уже давно не откровение. Мы много лет пользуемся всеми благами, которые дает нам компьютер и интернет, — в самом по себе этом факте нет ничего нового. При этом Россия сегодня не отстает от других развитых стран в вопросах внедрения передовых информационных технологий. Многие компании давно используют программные решения, которые дают им существенные конкурентные преимущества — скорость и качество работы, ее стоимость.
А вот в выстраивании общей платформы для диджитализации мы пока несколько отстаем от ведущих экономик мира. До сих пор нельзя сказать, что мы живем в среде полностью сформировавшейся цифровой экономики. Для дальнейших перемен, для принципиального рывка вперед необходимо обновить подход к использованию технологий, сделать его целостным, — в этом случае Россия станет одним из лидеров глобальной цифровой трансформации. Нужно поменять бизнес-процессы, то есть затронуть саму основу бизнеса, можно сказать, его философию.
Да, можно продолжать модернизировать компании, базируясь на принципах, заложенных еще 50 лет назад, — это будет приносить определенные результаты, что-то улучшать и упрощать. Но если мы ждем качественного рывка вперед, цифровой революции, то этого недостаточно. Нужны новые бизнес-процессы, а значит, и новые цифровые платформы. Тут велика роль государства — оно должно обратить внимание на то, что сегодня, используя IT, организации нередко вступают в противоречие с действующими госстандартами. Процессы автоматизации, безусловно, должны иметь под собой законодательную базу. Поскольку решить эту задачу самостоятельно бизнес не может, роль государства — обеспечить его рядом стандартов, правовой базой, установить разумные и понятные правила игры и таким образом поддержать.
Сегодня действует государственная программа, направленная на построение цифровой экономики. Мы ждем от нее новых цифровых платформ, то есть описаний подхода к работе в различных областях. При этом, на мой взгляд, важно опираться на открытые стандарты, чтобы обеспечить всем желающим возможность участвовать в работе с цифровыми платформами. Можно использовать зарубежный опыт — зачем изобретать велосипед, если можно опереться на то, что уже разработано и описано?
Что касается роли GRAPHISOFT в глобальном процессе диджитализации, то она заключается в разработке новых решений, которые должны удовлетворять потребности пользователей и легко интегрироваться с другими IT-продуктами, существующими на рынке. При этом для нас очень важно, чтобы наши продукты соответствовали общей концепции цифровой трансформации на государственном уровне. Мы работаем над тем, чтобы перенести опыт ведущих экономик мира как западных, так и азиатских на российскую почву, и таким образом способствовать достижению новых бизнес-результатов отечественными компаниями.

— Реализуете ли вы диджитализацию в GRAPHISOFT? Какой вы видите компанию через пять, десять лет?

— Безусловно, мы стараемся быть максимально восприимчивыми к новым технологиям. Внутренние информационные системы, которые казались пиком технологий 10 лет назад, сегодня выглядят анахронизмом. Мы меняемся: этого требует динамичный сегмент рынка.
И результаты хорошие: во всем мире объемы бизнеса GRAPHISOFT растут. За последние пять лет компания выросла больше чем в два раза, и план на следующие пять — сделать еще больше. В будущем мы, безусловно, видим себя среди лидеров рынка BIM в части проектирования.
Поскольку GRAPHISOFT входит в концерн Nemetschek, который обладает богатым портфелем решений в области BIM-технологий, мы ощущаем большую поддержку. Различные бренды Nemetschek действуют как отдельные компании, иногда конкурируют, но в целом хорошо взаимодействуют. Концерн задает общее направление, стратегию развития для всех своих участников, при этом у каждого бренда есть область, на которой он концентрируется.

Мы работаем над тем, чтобы перенести опыт ведущих экономик мира как западных, так и азиатских на российскую почву, и таким образом способствовать достижению новых бизнес-результатов отечественными компаниями.

В основе общей бизнес-стратегии — идея о том, что, основываясь на общих стандартах, можно обеспечить каждому игроку место на рынке, не интегрируя всех в тесный конгломерат и не выпуская единый продукт. Nemetschek оставляет заказчикам возможность работать именно с теми решениями, которые им нужны, в зависимости от сферы производства. Стратегия OPEN BIM, поддержка открытых стандартов — одна из основных ценностей для GRAPHISOFT и Nemetschek.

— Какие изменения в последнее время принесли, по вашим ощущениям, наибольший результат?

— Если говорить о результатах российского офиса GRAPHISOFT, то фактор, который оказал наибольшее положительное влияние на нас и наших клиентов, — это стабилизация экономической ситуации в 2017 году. Все наконец перестали «тушить пожары», и появилась возможность задуматься о развитии и планировании.
Недавно мы ввели новую партнерскую программу: пересмотрели взаимоотношения с партнерами, которые продают программный пакет ARCHICAD, провели сертификацию. Иными словами, делаем все для того, чтобы они отлично знали продукт, могли гарантировать высокое качество поддержки заказчиков. Это очень положительно воспринимается рынком.
В этом году вышла новая версия ARCHICAD 21, получившая ряд функциональных улучшений, о которых давно просили заказчики. Так, появился новый инструмент проектирования лестниц и ограждений, поддерживающий запатентованную технологию прогнозируемого проектирования.
Оправдывает наши самые смелые прогнозы и новый облачный продукт по управлению групповой работой в среде архитекторов – BIMcloud. Он позволяет организовать деятельность как внутри одного бюро, так и в территориально распределенных компаниях. В России уже появились первые пользователи BIMcloud, среди которых, например, «Архитектурное бюро Сергея Скуратова».
В конце ноября мы провели конференцию пользователей ARCHICAD «BIM-технологии в архитектуре», на которую пригласили действующих пользователей. Я могу констатировать огромный интерес к конференции: изначально она планировалась исключительно как московское мероприятие, так что мы рассчитывали примерно на 150 участников, однако получили более 500 регистраций! Люди охотно рассказывают о своих успехах. Интерес к обмену опытом и лучшим практикам использования наших технологий — это еще одно доказательство тому, что продукты GRAPHISOFT очень востребованы. Мы хотим поддержать пользователей, которые только недавно встали на путь BIM, — на конференции они увидели свои перспективы и убедились в правильности выбранного пути. На меня произвело впечатление высокое качество докладов: проекты просто фантастические.

— Какие современные тренды в IT и в мире вообще вы считаете самыми ценными, а какие — бессмысленными?

— Есть тренды, в ценности и актуальности которых никто не сомневается, — это облачные технологии (то есть технологии распределенной обработки данных, при использовании которых компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как интернет-сервис) и мобильность (то есть возможность доступа к информации с любого авторизованного устройства). GRAPHISOFT развивает и то, и другое. Так, с нашим решением BIMx можно осуществлять одновременную навигацию по 2D-документации и 3D-моделям зданий, причем с мобильных устройств. То есть с обычного планшета можно получить доступ даже к очень сложным BIM-моделям.
Раскрученные и активно обсуждаемые темы, влияние которых на бизнес и жизнь пока несколько переоценены, — это, на мой взгляд, виртуальная и дополненная реальность. Да, теоретически открывается множество перспектив, но я, если честно, пока не видел реальных примеров массового использования этой технологии. Очки дополненной реальности мы наблюдаем на выставках, но не в жизни. Хотя, возможно, технология пока просто недостаточно зрелая, и через несколько лет случится некий прорыв.
Более понятные вещи — трехмерная печать, роботизация. Они однозначно будут полезны и применимы в строительстве, но вот как именно — пока большой вопрос. Нам еще только предстоит найти механизмы их использования. В области машиностроения эти технологии уже вовсю используются.

— Что вы предпринимаете в ситуации, когда непонятно, какой шаг лучше сделать? Как принимаете решения?

GRAPHISOFT занимается разработкой BIM-решений для архитектурного проектирования с 1984 года. Во всем мире объемы бизнеса GRAPHISOFT растут. За последние пять лет компания выросла больше чем в два раза.

— Мой метод достаточно прост. Опыт работы, учеба на программе МВА и разные жизненные ситуации научили меня, что ни на какую задачу нельзя смотреть однобоко и субъективно. Всегда полезно, особенно в случаях с неочевидным решением, выслушать разные мнения. Если решение сложное, я всегда принимаю во внимание позицию коллег. Часто картина становится понятнее, открываются новые аргументы. Я не всегда принимаю решения быстро, стараюсь все досконально и без эмоций продумать и взвесить.

— Расскажите о своей команде, пожалуйста.

— Как видите, российский офис GRAPHISOFT небольшой, каждый человек здесь на виду, и результаты компании действительно ощущаются как общие. С командой мне сильно повезло. Когда полтора года назад я пришел в компанию и увидел людей-энтузиастов, с горящими глазами, профессионалов, глубоко знающих продукт и рынок, то понял, что мы точно сработаемся. Когда все слаженно работают и двигаются в одном направлении, результат не заставит себя ждать.
GRAPHISOFT поддерживает инициативу в сотрудниках. При этом у нас демократичная атмосфера, я не склонен к тотальному контролю над подчиненными. Предпочитаю оценивать вклад каждого в общее дело исключительно по результатам его работы.

— Что для вас важно помимо работы? На что вы всегда находите время?

— Считаю важным находить (или хотя бы пытаться) баланс между личным и рабочим. Конечно, бывают недели, когда надо, не отвлекаясь, сосредоточиться исключительно на деле. В более спокойные дни я стараюсь уделять внимание не только работе, но и семье. У меня растет дочка, скоро ей исполнится пять, и я дорожу любой возможностью пообщаться с ней. Здорово вместе познавать мир: детское восприятие — удивительное. Люблю путешествовать, причем с тех пор, как я начал работать в GRAPHISOFT, гулять по городам стало гораздо интереснее: теперь я более внимательно смотрю на архитектуру. Компания, безусловно, во многом поменяла мой взгляд на мир.

— Егор, большое спасибо за интервью!


Материалы опубликованы в журнале SOFTLINE direct № SLD-12-(179)-RU, спецвыпуск «ИТ для банков» (декабрь 2017); http://softline.ru/about/katalog-programmnogo-obespecheniya-softline-direct

Комментарии