В России все чаще фиксируют случаи отказов фасадных систем, установленных на жилых домах. Десятки фотографий таких происшествий в интернете слишком красноречивы, чтобы их забыть. Происходит это по целому ряду причин, которые можно свести к одной — нарушению требований нормативов при проектировании, монтаже и эксплуатации.
Наиболее полно нормативно-техническая база в нашей стране представлена, пожалуй, в сегменте фасадных систем теплоизоляции штукатурного типа. Ее разработкой занимается НО «Ассоциация ”Наружные фасадные системы”». О том, как идет нормотворчество, и о специфике фасадного сегмента строительного рынка в России — в интервью с исполнительным директором ассоциации «АНФАС» Михаилом Александрией и ведущим специалистом по техническому регулированию этой организации Сергеем Голуновым.
— В настоящее время Минстрой России проводит активную работу по актуализации нормативно-технических документов в сфере технического регулирования. Что делается в этой области ассоциацией «АНФАС»?
М. А.: Основная цель нашей ассоциации — создание цивилизованного рынка, который работает по понятным, общепринятым правилам. Прежде всего, это означает наличие полноценной нормативной базы. Работа по ее созданию началась с момента основания ассоциации. Мы разработали и стали планомерно воплощать в жизнь комплексную программу стандартизации в области фасадных систем теплоизоляции штукатурного типа. Стандартизированное название таких систем — система фасадная теплоизоляционная композиционная с наружными штукатурными слоями, СФТК (европейское название — External Termal Insolation Composed Systems, ETICS). Планомерная и целенаправленная работа ассоциации в этом направлении привела к тому, что сейчас СФТК — это самый нормативно обеспеченный вид фасадного сегмента строительного рынка. За это время разработаны Свод правил (СП), свыше 15 национальных стандартов (ГОСТ Р), часть из которых переведена в межгосударственные (ГОСТ) стандарты, стандарты организаций (СТО).
В целом система стандартизации в нашем случае выстроена по принципу пирамиды. Ее основание — это стандартные термины и классификация. Мы начали с классификационных стандартов, чтобы у всех специалистов и экспертов был единый и понятный язык общения. Сразу же получили множество откликов от участников рынка и поняли, что стоим на верном пути.
Второй ярус — это стандарты для отдельных компонентов систем. К ним относятся клеевые и базовые составы на цементном и полимерном связующем, составы на цементном и полимерцементном связующем, защитно-декоративные составы, стеклосетки, элементы усиления и др. В настоящее время завершается разработка национального стандарта для тарельчатых анкеров. Он уже прошел экспертизу Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» и находится на утверждении в Росстандарте. Ведется подготовка к разработке национальных стандартов на грунтовки и краски для СФТК.
Третий ярус — это нормативные документы, регламентирующие методы испытаний отдельных компонентов и всей системы в целом. Среди них следует обратить внимание на стандарты по методам испытания системы, уникальные стандарты: на климатические испытания и огневые испытания фасадных систем, разработанные в ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко под руководством Александра Пестрицкого. Сейчас мы завершаем работу над национальным стандартом по методам испытаний тарельчатых анкеров.
Самый верхний ярус пирамиды — ГОСТ Р 56707-2015 «СФТК. Общие технические условия». Это основной документ, определяющий требования к СФТК с точки зрения безопасности, долговечности и надежности ее эксплуатации.
Венчает пирамиду Свод правил СП 293.1325800-2017 «Системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями. Правила проектирования и производства работ», введенный в действие приказом Минстроя России с 11 января 2018 года. Таким образом, нами в основном выполнена программа стандартизации, начатая еще в 2006–2007 годах.
Все это время мы разрабатывали стандарты, проводили научно-исследовательские и конструкторские работы за счет собственных средств. Последние два года нашу работу заметили и оценили в Федеральном центре нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») и, как следствие, стали доверять разработку новых нормативных документов РФ за счет средств федерального бюджета.
— В чем назначение недавно введенного в действие Свода правил?
С. Г.: Свод правил содержит необходимый пакет нормативных требований для грамотного проектирования СФТК современного энергоэффективного здания и производства работ по их устройству. Большое внимание в СП уделяется вопросам обеспечения пожарной безопасности, особенно при использовании в составе теплоизоляционного слоя СФТК плитного пенополистирола. Также в документе отражены требования к монтажу и эксплуатации СФТК.
До сих пор вопросам эксплуатации уделялось мало внимания, и документ восполняет этот пробел. В дальнейшем упор будет сделан именно на эту часть, поскольку на эксплуатационную надежность СФТК влияет то, как эксплуатируется здание. Как известно, первые системы в России были установлены более 20 лет тому назад, и через 5–7 лет подойдет время их первого капитального ремонта, поскольку примерный межремонтный интервал для СФТК — четверть века. Пока же их в основном просто подкрашивают.
— Будет ли Свод правил обязателен для исполнения?
С. Г.: Добиться этого — одна из задач нашей ассоциации, но не первоочередная. Дело в том, что федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — закон № 384-ФЗ) определяет перечень Сводов правил и стандартов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается безопасность объектов капитального строительства. Добиться включения в перечень того или иного документа непросто, даже несмотря на то, что бо́льшая часть разработанного нами СП посвящена требованиям пожарной безопасности и было бы логично сделать его обязательным к применению. В дальнейшем мы планируем заниматься его продвижением, но прогнозировать время включения Свода правил в указанный перечень довольно сложно.
В то же время существует перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ, который утверждается приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). Наша среднесрочная задача — внесение Свода правил в этот перечень.
— Какие задачи стоят перед ассоциацией в ближайшее время, если белых пятен в нормативном поле СФТК практически не осталось?
М. А.: Не сбрасывать темп — сейчас не время почивать на лаврах. Нормативный базис в целом создан, но нормотворчество — живой процесс: появляются новые материалы, а уже существующие нормативные документы нуждаются в актуализации и дополнении. Кроме того, чтобы фасадный сегмент строительного рынка работал по единым правилам, нужны усилия по разъяснению и продвижению нормативно-технической документации на разных уровнях строительного рынка.
Члены ассоциации* не могут позволить себе работать не по правилам. Будущее мы связываем именно с дальнейшим усилением законопослушности: без общепринятых стандартов и правил рынок превращается в базар. К сожалению, не во всех сегментах фасадного рынка удалось достичь такой прозрачности. Есть весьма распространенные технологии, применение которых вообще никак не регламентируется, а робкие попытки создать нормативы для отдельных элементов не перерастают в разработку комплексных документов.
— В интернете есть множество видеосюжетов и фотографий, на которых фасады домов сползают, обрушаются… Что вы можете сказать о причинах такого брака с профессиональной точки зрения?
С. Г.: Есть три кита безопасности и долговечности СФТК: качественные материалы, грамотное проектирование и профессиональный монтаж. Все эти факторы важны в равной степени, а их игнорирование или нарушение приводит к отказам СФТК в той или иной степени.
Первое — использование несертифицированных или несистемных материалов ненадлежащего качества.
Второе — ошибки в проектировании. Здесь особенно важна грамотная проработка узлов и сопряжений системы. Например, выносы кровельных карнизов, устройство подоконных отливов, примыкание системы к различным проемам, темперные и деформационные швы.
Третье — низкий уровень качества при производстве работ. Возьмем для примера нашумевший эпизод в Уфе, где сполз фасад многоэтажного жилого дома. Могу сказать, что анализ ситуации показал, что в этом случае не было никакой адгезии между клеевыми базовыми составами — штукатурным слоем и утеплителем. Сетка была не утоплена в базовый слой, как предписывает норматив, а только примазана к поверхности утеплителя. Базовый состав банально замерз, а при повышении температуры атмосферного воздуха оттаял, и наружная часть системы сползла на землю. Это говорит о том, что подрядчик выполнял работу при отрицательной температуре и с использованием материалов, не соответствующих требованиям, а также нарушил технологию производства работ.
М. А.: Сложность СФТК в том, что система собирается непосредственно на объекте, поэтому большое значение имеет квалификация рабочих. К тому же монтаж подобных конструкций носит сезонный характер: из-за требований к температурному режиму работы в штатном порядке можно производить до 0 °С (хотя сейчас есть технологии, позволяющие работать почти круглогодично). Если раньше, в докризисный период, на рынке функционировали специализированные компании, которые обладали достаточными профессиональными и техническими ресурсами, то сейчас фасадными работами занимаются строительные организации, не имеющие необходимых компетенций. Такие подрядчики, как правило, набирают рабочих на время, когда есть объем работ. К тому же материалы берутся подешевле, и хорошо, если они системные.
Вот почему мы говорим о том, что отказы фасадных систем имеют комплексный характер
— Вы несколько раз употребили термин «системный». Что он означает?
М. А.: СФТК представляет собой совокупность слоев, устраиваемых непосредственно на внешней поверхности наружных стен зданий. Это утеплитель, который крепится к стене клеевым составом и механическими анкерами. Поверх него идет базовый слой, который армируется сеткой, чтобы увеличить прочность. Затем идет декоративный слой. Это может быть краска, штукатурка, плитка. Получается целый комплекс материалов и изделий, которые поставляются на строительную площадку в мешках, ведрах, рулонах и т. д. Но сам по себе этот комплекс материалов и изделий еще не система, а только набор материалов. Системой они становятся после монтажа в совокупности с техническими и технологическими решениями, которые определяют правила и порядок установки СФТК в проектное положение.
Возвращаясь к вопросу о причинах обрушения фасадов, могу добавить, что при строительстве зданий с СФТК принципиально важно грамотное сочетание элементов системы. Площадь территории России очень большая, регионы располагаются в разных климатических зонах. Не каждое сочетание материалов, даже если они производятся системной компанией, обладает высокой надежностью и долговечностью. Есть множество нюансов. Например, показатели влагонакопления внутри стеновой ограждающей конструкции с СФТК. Как правило, облегченные стеновые кладки имеют повышенное водопоглощение, что в весенний период приводит к возникновению излишков влаги внутри системы, соответственно, теплотехнические характеристики СФТК снижаются.
Все нюансы, касающиеся СФТК, нельзя отразить в технических документах, понимание приходит после многих лет практики. Но непрофессионалы не знают многих деталей, как следствие, рушатся фасады, что негативно сказывается на имидже технологии в целом.
С. Г.: По моему мнению, основная причина брака в настоящее время связана чаще всего с монтажом конструкций. Сегодня производители выпускают материалы высокого качества, а испытательные лаборатории научились их контролировать. Отрасль в целом обеспечена нормативными документами. Есть важные моменты, на которые следует обратить внимание. Это управление строительством, строительный надзор (который производится органами исполнительной власти) и строительный контроль (производится представителями заказчика). В настоящее время, как правило, нет узких специалистов по строительному контролю. В основном они контролируют сроки выполнения работ, а остальные функции перекладывают на плечи прораба. Если прораб — профессионал, он сможет научить рабочего. А если нет? На этом фоне возрастает значимость строительного надзора, но там свои проблемы: высокая текучесть кадров и, как следствие, чрезмерно высокая нагрузка на экспертов. Все это приводит к тому, что работа инспекторов надзорных органов все больше превращается в камеральную и кабинетную. Они в основном осуществляют контроль за соответствием монтажа СФТК нормативам по представляемым документам.
Не менее важен этап эксплуатации. СФТК — это сложная система, и обращаться с ней как с кирпичной стеной было бы неверно. Например, нельзя по своему желанию установить на такой фасад кондиционер, без предварительной подготовки просто просверлив в нем отверстия. А если в декоративно-защитном слое появляется трещина, ее необходимо отремонтировать сразу. Маленькие проблемы впоследствии могут привести здание в аварийное состояние. Вообще, надо не решать проблемы, а предотвращать их появление или хотя бы принимать меры по минимизации их последствий. Миссия ассоциации «АНФАС» заключается как раз в этом — постараться максимально избежать таких проблем.
— Как можно оценить рынок СФТК в России?
М. А.: Первые системы СФТК появились в Германии в середине 50-х годов прошлого века. В настоящее время технология СФТК применяется во всем мире, только в Европе ежегодно монтируется до 260 млн кв. м СФТК.
В нашей стране начало массового применения СФТК пришлось на конец 90-х годов ХХ века. В целом российский рынок теплоизоляции фасадов растет, но все еще значительно отстает от европейского в количественном и финансовом выражении. Так, по данным Европейской ассоциации ETICS, по итогам 2016 года объем производства СФТК в Германии составил более 35 млн кв. м, в Польше — около 40 млн кв. м, Турции — 64 млн кв. м. По площади утепления, приходящейся на одного жителя страны, лидируют Чехия, где ежегодно производится 14 млн кв. м СФТК, что составляет 1,35 кв. м на одного жителя. Для сравнения, в России ежегодно монтируется порядка 30 млн кв. м СФТК, то есть 0,2 кв. м на одного жителя.
Долю СФТК на фоне других технологий определить достаточно сложно, поскольку статистика о частном строительстве практически отсутствует, однако если взять только сегмент каркасно-монолитного домостроения (не учитывая КПД), то это порядка трети от всего рынка утепления фасадов. Кроме того, часть предприятий производят разрозненные элементы системы, и учесть эти объемы в общей статистике не представляется возможным.
В настоящее время наибольший спрос на эту технологию приходится на регионы Поволжья и Урала, а также Санкт-Петербург. В Москве она стала не так широко использоваться, хотя изначально столица была лидером по объемам применения СФТК. При этом у российского рынка имеется своя специфика. Если в Европе, а также на Украине и в Беларуси 80–90 % СФТК приходится на реконструкцию, а остальное — на новое строительство, то в России обратная пропорция. Кроме того, в России в качестве утеплителя в составе СФТК преимущественно используется минеральная вата, в то время как в Европе основной материал теплоизоляционного слоя — пенополистирол.
– Вы обрисовали не очень радужную картину. Есть ли в России будущее у таких сложных систем, как СФТК?
М. А.: Будущее, безусловно, есть. Объективная реальность такова, что СФТК имеют прекрасные показатели, в том числе по теплотехническим неоднородностям. При этом все нормативные характеристики уже рассчитаны и зафиксированы в Своде правил СП № 230.1325800-2015. Инженеру-проектировщику следует просто открыть таблицы и взять соответствующие значения.
С. Г.: Согласен с коллегой. Дело в том, что в России разработаны и введены в действие нормативные требования к энергоэффективности жилых домов, так что устаревшие материалы и технологии уже не годятся. А новых технологий, полностью удовлетворяющих этим требованиям, не так много. Технология СФТК в их числе. Это не самая дешевая, но и не самая дорогая система утепления фасадов. Да, эта технология не очень простая и, по мнению застройщиков, имеет определенные ограничения, в частности сезонность производства работ. В то же время наработан большой опыт применения СФТК, практически полностью сформирована нормативная база, поэтому, безусловно, у нее есть будущее.
В европейских странах, где традиционно много частного жилья, собственники стремятся повысить энергоэффективность своих жилищ, используя более эффективные технологии утепления, потому что они позволяют снижать затраты на ЖКУ и экономить деньги. В России предпринимаются попытки директивно распространить эти идеи. Однако дело продвигается со скрипом, ведь после проведения капитального ремонта и утепления фасада необходим следующий шаг — замена системы отопления, а также установка счетчика в каждой квартире. Все это достаточно технически сложно и недешево.
— Что бы вы хотели отметить, подводя итоги нашей беседы?
М. А. и С. Г: Сейчас целесообразно уделять больше внимания продвижению идеологии СФТК в условиях существующего строительного рынка. Будем продолжать совершенствовать систему технического регулирования. Мы хотим создать полноценную нормативную базу, которая охватывала бы все компоненты СФТК.
Также необходимо увеличивать число контактов с нашими европейскими коллегами. Полагаем, что и нам, и им есть чему поучиться друг у друга. Например, мы заметно обгоняем их в требованиях в области пожарной безопасности. Считается, что наши нормы более жесткие, но жизнь показывает, что они оправданны, и европейцы сейчас это понимают.
Хотим еще раз подчеркнуть, что для нас создание нормативно-технической базы — это не самоцель. Наша задача — сделать инновации популярными технологиями повседневного применения в максимально короткие сроки.
Комментарии (0)