Не секрет, что природа являлась источником вдохновения не только для художников, поэтов и писателей. Архитекторов и строителей во все века интересовала проблема создания различных строительных конструкций, похожих по своим внешним и внутренним качествам на природные объекты.
В текущем, 2018 году, исполняется 280 лет со дня рождения Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833). Андрей Тимофеевич пережил трех цариц, двух царей, восстание Пугачева, нашествие Наполеона, несколько переворотов и крупных войн, дожив до 95 лет.
В рамках журнальной статьи всех заслуг Андрея Тимофеевеча перед наукой и державой Российской отметить невозможно. Автор работы ограничивается тем, как на основе приема творческого воображения А.Т. Болотова, названного аналогией, родилось направление в искусстве – «биоархитектура» и оформились научные основы «урбоэкологии».
А.Т. Болотов – гениальный учёный энциклопедист и практический хозяин
Крупный ученый-теоретик и практик, ботаник, помолог, агроном, селекционер, почвовед, лесовод, философ-моралист, писатель, публицист, художник, архитектор, ландшафтный дизайнер… В наше время трудно поверить, что все эти таланты могут уместиться в одном человеке. И тем не менее это факт – всеми этими талантами был наделен герой нашей публикации Андрей Тимофеевич Болотов.
Научной общественности Андрей Тимофеевич более известен почти мифическими фактами пополнения российской продовольственной корзины такими продуктами как картофель и помидоры.
XVIII веке картофель начал насильно внедрятся в крестьянский продуктовый рацион ещё Петром Первым, но безо всякого успеха. Крестьяне объясняли своё поведения: «Он то в земле произрастает, где всяка нечесть водится». Все меры убеждения, о том что и редька и репа и свекла тоже в земле растут – успеха не имели.
Болотов придумал выставлять около картофельных грядок охрану, а затем снимал часовых на два-три часа. Народ смекнул: «Раз охраняют, значит, надо брать!». Так в быт крестьян вошла картошка. Болотов делал и чипсы, называл их «картофельные стружки».
Томаты пришли в Россию из Европы, а туда попали из Америки. В Европе их уже ели и готовили, но в России томаты считались ядовитыми и долго оставались декоративным растениям. Выращивали помидоры на клумбах и горшочках, как цветы, и называли «любовные яблочки» (от французского «pomme d'amour»). Болотов был первым, кто с клумб перенес их на огород и придумал методы его консервации и засолки.
Долгая жизнь Андрея Тимофеевича была весьма и весьма плодотворной. Будучи широко образованным человеком своего времени, А.Т. Болотов оставил после себя богатейшее литературное наследство, которое может составить около 350 томов обыкновенного формата.
Работы А.Т. Болотова касаются самых разнообразных вопросов естествознания, экономики сельского хозяйства, метеорологии и других научных направлений.
В нашем кратком обзоре мы коснемся лишь трудов в области биоархитектуры (органической архитектуры) и отметим их значение в истории развития отечественной урбоэкологии.
Предмет биоархитектуры – она же органическая архитектура
За рубежом, да и в нашем родном отечестве, почитают основателем «Биоархитектуры» или «органической архитектуры» — американца Луиса Салливена. В интернет-энциклопедии Википедия черным по белому записано: «Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг».
Во времена Болотова о биоархитектуре понятия не имели. Да и был он, по складу ума и образу своего действия, домовитым и трудолюбивым хозяином. Андрей Тимофеевич считал что человек должен жить в условиях среды обитания максимально соответствующим традициям и природным особенностям, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт.
И основы органической архитектуры в России заложил именно он. Отличительной чертой биоархитектуры Болотова, стала приверженность его к гармонии человека и природы.
Мы имеем моральное право по всякому относится к этой исторической личности так, как и последняя русская императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская). В первой всероссийской переписи населения 1896 года вслед Николаем II, назвавшим род своих занятий «Хозяин Земли русской», Александра Федоровна, не страдающая вообще никакой скромностью, именует себя: «Хозяйка Земли Русской».
Но именно она увидев осязаемые объекты трудов Болотова на двух замечательных уголках русской земли в Тульской губернии: усадьбе А.Г. Бобринского (сына Екатерины II и Г.Г.Орлова) в Богородицке и Дворяниново (собственная усадьба А.Т. Болотова),- написала в своем дневнике нижеследующие:
«Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер... Очень хотелось бы, чтобы наши, пусть даже небольшие, сады и дома были не только землей и стенами, но и настоящим уютным, со вкусом украшенным Домом, в который вложены не только большие средства, но и большая любовь».
Так что же поразило самодовольную «Хозяйку Земли русской»? Конечно же домовитая и продуманная застройка, высокая культура этих дворянских усадеб.
В 1774 году купленной для своего сына графа А.Г.Бобринского Императрицей Екатериною II Киясовской волостью понадобился опытный сельский хозяин для её обустройства и последующего управления. Вольное экономическое рекомендовало царскому вельможе князю С.В. Гагарину обратить внимание на кандидатуру Андрея Тимофеевича. Поначалу ему предложено описать эту волость, а затем принять на себя и управление ею.
Болотов более 23-х лет управлял собственными волостями Императрицы, сначала только Киясовской, а потом также Богородицкой (Тульской губернии) и Бобриковской. За труды по управлению Болотов был неоднократно удостоен ВЫСОЧАЙШЕЙ благодарности и благоволения, а также чина коллежского асессора.
Напоминаю, что в России того периода это были три высшие награды.
Справочная книжка департамента геральдики проясняла – «Награды суть: ВЫСОЧАЙШАЯ благодарность и благоволение, чины, ордена, земли ,подарки, единовременные денежные выдачи, перевод в гвардию, золотое оружие».
И Болотов был награждён несмотря на то, что в свое время категорически отказался участвовать в перевороте Екатерины Алексеевны против её мужа (Петра III), а вслед за ее воцарением ушёл в отставку и удалился в деревню.
О современном состоянии музеев усадеб Богородицка и Дворяниново
К сожалению современное состояние исторических дворянских усадеб Богородицка и Дворяниново, пока еще не дает возможности увидеть все изысканные плоды органической архитектуры, созданные здесь Андреем Тимофеевичем.
Богородицкая усадьба была создана в небывало короткие сроки – за два года, точнее, за два строительных сезона. В зимнее время Болотов прорабатывал свои идеи, записывал, зарисовывал, писал статьи в журналы. Основные работы в парке были завершены в 1785.
После увольнения с императорской службы в 1797 году Андрей Дмитриевич вплотную занялся своим родовым имением Дворяниново. До самой его смерти в 1833 году в усадьбе что-то ломалось и строилось, что-то делалось и переделывалось, пока не достигало на взгляд хозяина абсолютного совершенства.
Между двумя ансамблями есть много общего — оба находятся на высоком берегу реки. Сады располагаются террасами, но не регулярными, с четкими границами, а живописными, естественными, включающими различные сооружения, скульптурные композиции, зеленые насаждения и даже небольшие пруды.
Они спускаются от наиболее высокой точки, где располагается главное строение. В Дворянинове это деревянный одноэтажный дом, выстроенный по собственному проекту Болотова, небольшой, но удобный и уютный.
В Богородицке центр композиции — двухэтажный дворец с бельведером, построенный по проекту И.Е. Старова, известного мастера русского классицизма.
От дома и дворца открываются прекрасные виды на противоположный берег. В Дворянинове — на поля, луга, леса и окрестные села, в Богородицке — на город, сохранившаяся система улиц которого доносит до нас замечательную градостроительную идею А.Т. Болотова.
Пять лучей составляют основу плана городского пространства: исторические улицы Екатерининская, Павловская, Мариинская, Александровская и Константиновская (ныне они естественно носят иные наименования) расходятся веером от берега реки Уперты. Точкой их схождения является главный дом усадьбы, так как именно он задуман как центр не только садово-парковых усадебных композиций, но и всего городского пространства.
Дворец Бобринского доминирует, он великолепно виден издалека, замыкая перспективу названных улиц. А город раскинулся перед ним торжественным амфитеатром.
Предложенная Болотовым система позволяет городу расти, развиваться, не изменяя заложенной в плане идеи.
Вблизи главных сооружений Болотов придерживается регулярной планировки. Эта традиция надолго сохранится в русском усадебном строительстве.
Зеленые поляны и цветники, очерченные дорожками, постепенно переходят в пейзажную зону. Именно здесь разыгрываются самые интересные «акты садового действа».
В Богородицке это и «Церерина роща», и «Долина Эха», и многочисленные «сиделки» (так раньше называли скамейки) — как, например, «Утренняя» и «Вечерняя» — для созерцания наиболее красивых видов в утренние или вечерние часы; и руинированная триумфальная арка, и беседки, и гроты различного назначения и выполненные из разных материалов местного происхождения.
В первом русском парке были плавающие клумбы из ивняка со слоем почвы, среди которых лавировали лодки. Искусственные водопады, а возле них — философские беседки.
А.Т. Болотов не был обделен чувством юмора. Вдоль дорожек прятались замаскированные платформы: из воды выскакивал вдруг водяной черт — судя по этой и другим деталям,
Яркая смена видов, впечатлений, неожиданные эффекты, неповторимость испытываемых ощущений — вот то, что поражает в творении А.Т. Болотова.
Об основах урбогеологии в России
Андрея Тимофеевича Болотова по праву считают основоположником отечественной экологии. Особое внимание Болотов уделил «урбоэкологии», в широком смысле охватывающей планирование и строительство не только городов и сельских поселений, но и городских парков, озеленение усадеб, дворовых территорий, садов и т.д. Не сторонился он и проблем, относимых в настоящее время к экологии жилья.
В современном энциклопедическом понятие «Урбоэкология» – комплекс градостроительных, медико-биологических, географических, социальных, экономических и технических наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие производственной и непроизводственной деятельности людей с окружающей природной средой на территории населенных мест и их систем.
Все, что вы лицезрите – от носка своей обуви до горизонта – есть «ландшафт». Скалы, деревни, дороги и отражение леса в дальнем озере – все это есть ландшафт – неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.
Со времен зарождения строительного искусства люди изменяли природные ландшафты, застраивали их различными архитектурными сооружениями. В скором времени они стали ощущать дефицит того, что когда-то ими же самими было разрушено. Это было понятно человечеству уже в Древнем мире, и именно оттуда берет свое начало современное садово-парковое искусство или «урбоэкология».
В современный век урбанизации и глобализации время, отводимое человеком на общение с «дикой» природой, неизбежно сокращается. Назревает потребность в создании уголков природы, включенных в городскую среду, при этом дающих ощущение ее неповторимости, уникальности и первобытности.
В ближайшем Подмосковье таким уголком стало «Пространство детской мечты» на окраине города Домодедово. Его автору, кандидату биологических наук Александру Васильевичу Черкасову, впервые в северных мегаполисах мира удалось разрешить проблему развития средо-улучшаюших технологий или доступных мест комфорта для человека. Автору настоящей публикации весьма пригодились его профессиональные советы в период работы над описанием деятельности А.Т. Болотова.
Общие сведения об урбоэкологии
Урбоэкология – прикладная дисциплина, возникла она из потребностей практики градостроительство и предметный аппарат в ней разработан гораздо более детально, чем теоретические ее основы.
Будучи одним из конструктивных направлений в экологии человека урбоэкология является одновременно специфическим направлением в градостроительной науке. Также в урбоэкологии используются многие принципы и методы географической, биологической, медицинской и других наук.
Вместе с тем, она не является простой их суммой, поскольку отбирает из этих наук лишь самое необходимое для решений градостроительных, преимущественно конструктивных задач, и оперирует всем многообразием урбанистических структур, градостроительных понятий, закономерностей и методов, что в рамках любой другой дисциплины практически невозможно.
Целью урбоэкологии является поиск путей и разработка решений в рамках градостроительства и организации территории в более широком смысле этого слова, направленных не только на обеспечение приемлемых гигиенических условий жизни населения, но и на всемерную рационализацию природопользования, охрану окружающей природной среды.
Объекты урбоэкологии – это системы расселения разного ранга, городские агломерации, города, сельские населенные пункты, городские районы, жилые микрорайоны и кварталы вплоть до отдельных зданий и сооружений.
Предмет урбоэкологии составляют исследование процессов взаимодействия урбанизированной и природной среды, а также разработка градостроительных предложений, направленных на охрану здоровья населения городов и других поселений, охрану литосферы, гидросферы, атмосферы и био-отходов от негативного воздействия урбанизации и городской застройки.
Почему при советской власти имя Болотова не было увековечено?
В России предостаточно инициативных людей которые неоднократно просили власти о наименовании проспектов, университетов и сельскохозяйственных академий именем Андрея Тимофеевича Бо́лотова.
До 1991 года на все потуги известнейших всему СССР общественных организаций и авторитетных его граждан следовали раритетные советские ответы, что « ...имя А.Т. Болотова никаким образом не заслуживает увековечивания, ибо он ярый крепостник».
Современные либеральные чиновники внесли некоторые корректировки и пишут: «В стране которая стремится к истинным демократическим ценностям имя А.Т. Болотова никаким образом не заслуживает увековечивания, ибо он ярый крепостник».
И практически в каждом ответе приводятся «убедительные факты» проявления крепостничества Андреем Тимофеевичем.
Факт первый: «Болотов установил жесткие требования к государственным крестьянам императорских владений по выполнению обязанностей облуживания имения графа А.Г. Бобринского вплоть до телесных наказаний и продолжил эту практику у себя в Дворяниново».
Факт второй: «Будучи управляющим императорских имений он приказал вымазать пойманных на грабеже мужиков дегтем, обвалять их в перьях, и прогнал их по главной улице городка голышом».
Факт третий: «Болотов даже нищим ничего подавал даром. Каждый из них должен быть в обязательном порядке отработать в управляемым им и личном хозяйстве хотя бы час, чтобы получить кусок хлеба. Во время частых голодных годов он выставлял просящим «кусочки» хлеба черствого либо заплесневелого».
Интеллигентный и стремящейся к европейским ценностям индивидуум оценивает данные факты одной фразой «Какой изверг»!
Взаимоотношения Андрея Тимофеевича Болотова с государственными крестьянами и крепостными это отдельная весьма интересная тема. Но попытаемся вкратце осветить её отдельные моменты.
Пояснение по факту первому
В то далекое время центром экономической деятельности была крестьянская община и владельцы крепостных и управляющие государственными крестьянами просто вынуждены были составлять с этим сообществом своего рода «Договор о сотрудничестве и взаимной деятельности». А условия Договора определяла наиболее сильная сторона. Среди них были и штрафные санкции в виде телесных наказаний.
Дело для того века было вполне естественным. Великий и всеми почитаемый Александр Васильевич Суворов в свое знаменитой «Науке побеждать» писал: «А лодырям – палочки».
Кстати сказать, крепостник он был самой крутой закваски. Когда он узнал что у него не хватает невест для бобылей, то он приказал их закупить и строем погнал молодых венчаться, подобрав каждую пару по ранжиру.
По факту второму
Связан он вот с чем: когда Бо́лотов заступал на государственную работу в Киясовском уезде, он попросил мужиков собраться после вечерней службы и сказал: «Мужики, не шалите! Про вас такая дурная молва идёт»!
Молва, по современному – репутация, была весьма и весьма дурная, потому что через эту Киясовскую волость проходил тракт, и по этому тракту буквально невозможно было проехать, не подвергаясь риску быть ограбленным.
И управляющий решил это каким-то образом уладить. Мужики в 18-м веке, да и как и в нашем веке 21-м, поклялись: «Да мы завсегда». И продолжили заниматься тем, чем они и занимались – то есть грабежом.
Терапевтические меры принятые Болотовым оказались весьма эффективными. Позор для пойманных грабителей был показателен для всей волости. Их отказалась принимать в приличное мужском общество для совместной выпивки. Бабы над ними открыто смеялись. Городские ребятишки над ними постоянно издевались, жены вместе с детьми ушли от них, а местный священник отказал в исповеди.
В итоге грабежи прекратились, а жители Киясовской волости организовали что-то наподобие современной добровольной дружины для организации правопорядка на тракте.
По факту третьему
В Пруссии, где в «младые годы» служил Болотов, поступали аналогично и в современной ФРГ поступают точно также. И никто из наших доморощенных либералов не подымает по этому поводу тревоги.
И вся деятельность А.Т. Болотова сводилась к тому он лечил бесплатно детей и больных, но периодически, если возникали какие-то эксцессы, то он наводил порядок железной рукой, потому что он считал, что безобразия вредят Провославию, крестьянскому занятию и семейному Домострою. Так что здесь криминального, чтобы отказывать в увековечении его памяти? Помилуй Бог, он этого заслужил!
Заключение
Андрей Тимофеевич Болотов принадлежал, принадлежит и будет принадлежать к лучшим людям нашего Отечества, борющимся за просвещение своей страны и двигающим русскую науку вперед.
Главная заслуга А.Т. Болотова — привлечение внимания к проблемам самобытности и естественности, т.е. созданию такого типа усадебной архитектуры, который отвечал бы реальным природным условиям и культурно-историческим традициям России.
Пример Андрея Тимофеевича, сумевшего преодолеть многие и многие жизненные препоны и заняться любимым делом, его продуктивный мыслительный и материальный труд, его энциклопедические знания, забота о благе Отечества дороги патриотам России.
Он доказал, что можно в любых условиях, проявляя пытливость, настойчивость и трудолюбие, добиться таких результатов, которые поразят не только современников, но и потомков.
Его деятельный образ – как никогда вдохновляюще современен и достоин подражания.
Борис Скупов
Комментарии (0)