Только в профиле

Футуристические проекты-прогнозы «Москвы будущего» 1914 и 2012 годов

Подпишитесь на канал

«Пятьдесят лет назад мы назвали Эндрю 150-летним роботом. Сегодня мы назовем его двухсотлетним человеком…» Айзек Азимов.

1. Пролог.

Долгосрочные комплексные футуристические проекты-прогнозы в истории советской и российской архитектуры появлялись и появляются крайне редко, поэтому каждое такое событие знаменательно для развития архитектурной мысли, тем более, если оно еще к тому же вызывает широкий общественный резонанс. Существует обывательское мнение, что делать прогнозы это в основном удел писателей-фантастов и футурологов, таких как Артур Кларк, Станислав Лем или Герберт Уэллс, но только не архитекторов. Однако это сильное заблуждение, потому что именно архитекторам и художникам принадлежит решающая роль при разработке убедительной визуальной среды обитания, в которую затем встраивается общество будущего и в которой находят воплощение все дальнейшие научные, философские и литературные идеи. Мало того никакая наука о будущем человечества не сможет полноценно развиваться, если мы не будем стремиться создавать архитектурные здания, жилые районы и целые города в которых по нашему замыслу будут жить будущие поколения. В этой связи мне хочется рассказать о двух интересных проектах-прогнозах от 1914 года и от 2012 года, посвященные формированию облику «Москвы будущего». 

Эти проекты-прогнозы выполнены художниками и архитекторами-фантастами разного времени, которые отважились увидеть, почувствовать и нарисовать Москву XXIII века. Фантастические проекты разделяет целое столетие, но, несмотря на это между ними существует неразрывная связь. Это такая своеобразная архитектурная эстафета поколений, которая передается от наших дедов к нашим внукам. Мною выбран самый первый и самый последний из всех известных проектов-прогнозов, чтобы наглядно продемонстрировать широкой общественности какие общие закономерности и тенденции сформировались в развитии нашего мегаполиса на отдаленную перспективу за последние сто лет. После аналитического и визуального сравнительного анализа этих проектов становится, очевидно, что такие проекты-прогнозы очень актуальны и полезны для развития нашего города, особенно для его нынешнего этапа развития в связи с выполнением широкомасштабного национального градостроительного проекта «Большая Москва». Сразу оговорюсь, что при прогнозировании на столь отдаленную перспективу возможны аналитические погрешности, отдельные логические промахи и субъективные пристрастия авторов-футурологов. Каждый архитектор рисует мысленно свой авторский город, но в том то и заключается мастерство этого жанра, чтобы постараться максимально близко подойти к объективному результату прогнозирования, используя всю палитру творческих возможностей и силу профессионального воображения. Насколько им это удалось судить вам уважаемые москвичи.

2. Футуристический проект-прогноз «Москвы будущего» 1914 года.

Накануне Первой Мировой войны, в 1913-1914 году произошло удивительное событие, в жизни москвичей появился первый наглядный футуристический проект-прогноз «Москвы будущего». Этому важному событию в истории архитектуры 1914 года сначала не придали особого значения и трактовали его как некое дополнение в виде развлекательных чудо-открыток, вкладывавшихся в коробки конфет кондитерской фабрики «Эйнем» (ныне Красный Октябрь). Такая мода на открытки-сюрпризы родилась не в России и использовалась в начале XX века в других европейских странах, таких как Германия и Франция. Например, во Франции в 1900-1910 годах была выпущена серия «Франция в XXI веке» состоявшая из 87 карточек вкладывавшихся в сигаретные и папиросные коробки. В 1900 году немецкая кондитерская фабрика «Гильдебранд» в качестве рекламной акции выпустила серию из 12 открыток «Германия в XXI веке» вкладывавшихся в коробки какао или шоколада. С этих «кондитерских утех» собственно и началась наглядная история прогнозирования будущего. 

Однако появившийся в России цикл из восьми почтовых карточек от 1914 года сильно превосходил своих зарубежных сестер, поскольку сразу был сделан на уровне полноценного научно-фантастического прогноза тщательно вписанного в архитектуру реального города. Для убедительности и доходчивости необычного архитектурного эксперимента были выбраны характерные видовые точки наиболее привлекательных мест столицы, куда затем врисовывались новые футуристические сюжеты со сценами из повседневной жизни будущих москвичей (пра-пра-внуков своих современников). Находкой и удачей авторов открыток можно назвать то, что они впервые совместили интересную визуальную графику и вербальное сопровождение каждого сюжета подробными комментариями на оборотной стороне открыток. В результате получился первый народный комплексный адресный проект-прогноз. Вся серия подавалась в легкой ироничной форме, не претендующей на строгую достоверность, однако за этим «архитектурным водевилем» скрывалась полная решимость авторов устроить настоящий переворот в массовом сознании москвичей. Получился такой своеобразный «социальный опрос» призывающий москвичей задуматься над судьбой города на максимально отдаленную перспективу 200-300 лет, что никогда не происходило ранее. Конечно, эта затея имела большой успех, и открытки с предсказаниями той эпохи стали очень популярны. Сегодня они хранятся в качестве раритетов у коллекционеров счастливчиков. К сожалению, авторы открыток остались не известны истории, да и сами открытки выцвели и сохранились далеко не в лучшем качестве. Часть из них имели дырки, оторванные углы и стертости изображения. Для этой статьи я специально постарался сделать их полную документальную подборку, восстановив и обновив всю серию, для того чтобы они вновь ожили и дали возможность спустя столетие полюбоваться и вновь задуматься: как и куда должен развиваться наш город. 

Сердцевиной всего проекта-прогноза 1914 года можно назвать нашумевшую в наши дни транспортную проблему, которая уже в то время попала под пристальное внимание разработчиков проекта. Именно появление новых видов транспорта и его активный рост вызовет, как виделось авторам основные изменения во всей инфраструктуре и жизни города. Авторы предвидели бурный рост самых различных видов транспорта, на который массово пересядут будущие москвичи от Московского метро до многочисленных серийных частных автомобилей. Из истории известно, что в Париже метро появилось в 1900 году, а в Москве только в 1935 году, соответственно на период создания открыток о нем еще в Москве только говорили. Начало выпуска первых серийных легковых автомобилей марки «Форд» в США началось в 1903 году, знаменитая массовая «жестянка Лизи» появилась в 1908 году. В России же первый легковой автомобиль в советское время был построен только в 1922 году, а в 1932 году сошел с конвейера первый серийный автомобиль «НАЗ». В небе Москвы в проекте 1914 года активно используется воздушный транспорт, начиная от легких пассажирских аэропланов до грузовых дирижаблей. Даже на сегодняшний день это далекая перспектива, хотя отдельные попытки использования, например легких дирижаблей для патрулирования и наблюдения за акваторией, парками и массовыми мероприятиями города предпринимались бывшим мэром Москвы Ю. Лужковым. Вместо аэропланов сегодня применяются вертолеты экстренных и технических служб города. Хотя создатель и изобретатель вертолета Игорь Сикорский мечтал, что массовый горожанин в будущем сможет летать на его маневренных машинах даже в магазин, а парковки при этом будут размещаться прямо на крышах супермаркетов. На мой взгляд, направление развития массового частного воздушного транспорта москвичей получит активное развитие приблизительно к концу 2100 года и к миллионам наземных автомобилей добавятся суперсовременные легкие авиамобили-гибриды различных модификаций. Не менее экзотично на открытках 1914 года на сегодняшний день выглядит использование аэросаней, скользящих по скоростному ледяному Санкт-Петербургскому шоссе. Вопрос строительства скоростной трассы Москва- Петербург давно назрел, но только сегодня мы, наконец, приступили к ее воплощению. Как знать может еще через сто лет, у нас появятся дороги с искусственным покрытием, позволяющим круглосуточно не катиться, а скользить по таким дорогам «аэросаням-гибридам» на сверхвысоких скоростях. Много в проекте-прогнозе примеров использования подвесных воздушных дорог, по которым скользят пассажирские вагоны общественного транспорта, имеющие различные модификации. Вагоны двигаются по железным дорогам то сверху, то подвешиваются снизу. В проекте предложен для Москвы даже «Центральный вокзал для Земных и Воздушных путей сообщения», такой своеобразный гигантский для тех времен «транспортный хаб» рассчитанный на десятки тысяч пассажиров. 

Очень важным, на мой взгляд, является смелое предположение авторов футуристического прогноза, что использование различных видов транспорта потребует разные уровни транспортной инфраструктуры, их на открытках можно выделить четыре. Первый уровень – подземный это метро и подземные туннели автострад, второй - наземный автомобили, трамваи и троллейбусы, третий – надземный подвесные железные дороги (предтечи монорельсовых дорог) и четвертый воздушный – для различных видов аэропланов и дирижаблей. В свою очередь четырехуровневая транспортная инфраструктура открывает совершенно новые возможности для строительства новых высотных зданий, имеющих транспортную и пешеходную доступность на разных высотах. Это фактически создает предпосылки к переходу от отдельно стоящих низких зданий к крупным объемно-пространственным структурам города будущего. Красиво в проекте прорисована архитектура инженерных сооружений в частности фантастический мост над Москвой-рекой, имеющий арочную конструкцию огромного пролета и напоминающий будущий Химкинский мост, выстроенный в 1962 году, спустя почти 50 лет! Высокий пролет этого металлического моста по смелому замыслу авторов должен был позволить заходить огромным пассажирским и торговым судам класса «река-море» прямо в центр столицы. В послании от 1914 года своим «пра-пра-внукам» скрыто еще очень много таких «зашифрованных» научно-технических, технологических, транспортных и архитектурных замыслов, которые видны профессиональному архитектору-фантасту занимающегося прогнозированием. Однако объемы статьи не позволяют подробно остановиться на всех деталях этого проекта и лишь приоткрывают самые существенные и значимые положения. В предисловии ко всей серии из восьми открыток авторы в шутливой форме решительно порывают с прошлым и переносят зрителей в удивительный неизведанный мир будущего сами того, не подозревая, что их первый футуристический проект-прогноз Москвы сам скоро станет частью истории таких проектов.

«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое – задача не только трудная, но просто неприятная. Как бы прекрасно ни было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего. Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители предлагаемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы. Каждому кто знает и любит Москву, не безинтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвою и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет. Вот какие картины открываются нашим взорам на основании более или менее точных логических выводов».

54dd2a8ac9bc42fe038470c177ab8921.jpg

1. «Петровский парк», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Петровский парк (реверс открытки). «Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды».

443a08ede39c25a9811ba97d915c87da.jpg

2.«Санкт-Петербургское шоссе», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Санкт-Петербургское шоссе(реверс открытки). «Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям».

be21382c93fd26e0040ab480c656376f.jpg

3. «Москва-река», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Москва-река (реверс открытки). «Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».

318407e4f415ee55461ede1ab222e2d6.jpg

4-1. Не отреставрированный оригинал открытки «Москворецкий мост» 1914 года.

61d93ee8a4d071e0f176f9f2bb1b1367.jpg

4. «Москворецкий мост», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Москворецкий мост (реверс открытки). «Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги… У пристани готов вспорхнуть легкий гидроплан».

4fa2fa209bdc1a4f38a59bed99c31a5f.jpg

5. «Театральная площадь», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Театральная площадь (реверс открытки). «Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток».

62812150793d0124c75a179f7bba832d.jpg

6. «Лубянская площадь», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Лубянская площадь (реверс открытки). «Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».

43ac069b57c15fc9a83d84a9ef7a71ed.jpg

7. «Красная площадь», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Красная площадь (реверс открытки). «Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200».

58e5675f16d56ca053dcf054f07c0676.jpg

8. «Центральный вокзал», аверс открытки, товарищество Эйнем, 1914 г. Реставрация и обновление, А. Скижали-Вейс, 2012 г.

Центральный вокзал (реверс открытки). «Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм».

3. Футурологический проект-прогноз «Москвы будущего» 2012 года.

Пытливая мысль архитекторов-фантастов не стоит на месте и спустя столетие в 2012 году, был предпринят новый «мозговой штурм». В рамках молодежного Форума «Архитектура и природа - 2012», организованного Информагентством Союза архитекторов «Архитектор» был выполнен футурологический проект-прогноз «Москвы будущего» посвященного теме «Большой Москвы». Футурологический проект-прогноз 2012 года был выполнен с учетом опережающего коэффициента развития на 50-100 лет вперед по научно-фантастическому сценарию. По замыслу авторов именно такой подход позволял воплотить все самые смелые творческие идеи и постараться заглянуть как можно дальше за привычные устоявшиеся консервативные архитектурные рамки развития нашего города. Однако в отличие от своего предшественника 1914 года предполагавшего развитие только центральной – исторической части Москвы, проект-прогноз 2012 года полностью перенесен на новые присоединяемые территории к Москве в соответствии с решением правительства России о расширении границ Москвы в юго-западном направлении. 

В связи с тем, что большие присоединяемые территории свободны от исторической застройки, у авторов появилась возможность значительно свободнее и активнее предлагать свои прогрессивные идеи, уйдя от принципа фрагментарной реконструкции отдельных районов города применявшегося в 1914 году. Такая исторически неожиданно представившаяся свобода после долгих столетий пребывания в рамках средневековой радиально-кольцевой системы позволила архитекторам-фантастам построить огромный виртуальный футуристический город-спутник, расположенный за пределами МКАД, как «Техноэкополис» нового поколения с учетом всех самых последних научно-технических достижений начала XXI века. Архитекторы «внуки» пошли значительно дальше своих «дедов» и смогли смоделировать город на основе Форсайт-исследования, проведенного накануне, который позволил значительно точнее сделать прогноз и вплотную приблизиться к реальным изменениям которые произойдут в обществе к концу XXI века. Мною как руководителем проекта в результате аналитических исследований было выделено шесть основных факторов, которые окажут сильное влияние на все дальнейшее развитие города в текущем столетии и в начале следующего. Эти факторы и стали теоретической основой легшей в основу разработанного проекта-прогноза. Стоит отметить, что без учета этих факторов вообще было бы не возможно выполнить футурологический проект-прогноз на столь отдаленную перспективу, учитывая грандиозность поставленной задачи по расширению территории Москвы в 2,35 раза и превращение города в крупнейшую современную европейскую агломерацию. 

Итак, первым фактором, который нашел отражение в проекте, стал переход на принципиально новую градостроительную структуру города. Речь идет о переходе от моноцентричной модели наращивания десятилетних «годовых» колец вокруг исторического Кремля к полицентричной модели автономных городских центров различного функционального назначения не связанных жестко с «материнским» ядром Кремля. В проекте-прогнозе предложено несколько таких самостоятельных центра, расположенных по оси Калужского шоссе и в узловых точках пресечения основных транспортных магистралей. Причем главный - административныйцентр расположен вблизи МКАД и относится к первой очереди строительства. В проекте он опоясан большим кольцом магнитоплана, от которого в разные стороны города-спутника расходятся лучи, связывающие главный центр с периферийными центрами различного назначения.Основное развитие Новой Москвы предполагается вдоль Калужского шоссе, являющегося главной градостроительной осью проекта. Вдоль этой оси возникнет протяженный линейный центр, который анфиладно соединит все другие периферийные центры и в частности город Троицк. Весь генеральный план основан на транспортной системе скоростного магнитоплана, которая разделит новую территорию Москвы примерно на равновеликие административные районы. На первом этапе 10-50 лет освоения новых территорий предполагается активное строительство только до Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), остальная часть должна быть зарезервирована и получить развитие только после 2050 года. Это позволит более гибко и экономно подойти к вопросам освоения и расходования огромных средств, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и во всем мире.

8b198c4a83f130042ef0a7d83acf593b.jpg

9. А. Скижали-Вейс, А. Осадченко, А. Буракова, А. Кацевал. Общий генеральный план футуристического города-спутника «Москвы будущего», 2012 г.

7b7dc4070b27d82b3167aba78562e8c1.jpg

10. А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. Центральная часть первой очереди присоединяемых территорий к Москве.

Вторым фактором, без которого вся предложенная инфраструктура города не сможет функционировать является транспорт. Спроектированная футуристическая Москва после 2050 года по моему замыслу не должна иметь транспортных пробок, поскольку получила сразу несколько уровней транспортного обслуживания: 1) подземный – гибридное метро; 2) наземный – электромобили-трансформеры, скутеры, гироциклы и т.д.; 3) первый надземный – магнитоплан проходящий на высоте 5 - 10 метров над уровнем земли; 4) второй надземный – струнный транспорт на высоте 6 – 25 метров над уровнем земли; 5) воздушный – различные виды авиамобилей, летающие на высоте до 1000 метров. По моему замыслу магнитопланы, должны стать основным общественным транспортом на территории новой Москвы. Это сильно разгрузит метрополитен, имеющий уже предельную нагрузку в старой части города и создаст возможность соединения проектируемого футуристического спутника со всей остальной частью страны. Магнитопланы развивают скорость до 500 км в час это позволяет им конкурировать даже с воздушным транспортом. Однако в пределах новой Москвы их скорость будет уменьшена в соответствии с транспортным потоком и расстояниями между административными районами. Вторым по значимости может стать более легкий Струнный транспорт, который возьмет на себя всю остальную транспортную нагрузку по перевозке пассажиров на небольшие расстояния внутри микрорайонов города. Струнный транспорт будет иметь остановки возле всех станций магнитопланов, его универсальная подвесная дорожная сеть позволит мгновенно доставлять пассажиров в любую точку в кабинках скользящих над городом на разных высотах. Третьим прорывным направлением в развитии транспорта «Москвы будущего» конечно, станет воздушный частный и корпоративный транспорт. Именно он существенно разгрузит все наземные автомагистрали города. Речь идет о постепенном появлении в небе Москвы самых различных модификаций авиамобилей. Причем, на мой взгляд, они будут не только летать, но и перелетать с одной удобной автомагистрали на другую, с одного воздушного паркинга-аэродрома на другой.

8b53267262369f88709dcd328e0db079.jpg

11. А. Скижали-Вейс, А. Кацевал. Транспортная схема линий магнитопланов «Москвы будущего».

8e029ded5a8a1a4ca9d8e8ecc8f43f0e.jpg

12. А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. Центральный вокзал магнитопланов футуристической Москвы.

Третьим фактором стало появление в проекте новых многоуровневых объемно-планировочных городских структур, которые образовали новые типы застройки ориентированные на передвижение людей не только наземным или подземным транспортом, но и околоземным, а также воздушным транспортом. Проектом предусмотрено, что люди будут заходить в здание не только с одного наземного уровня, но также с надземных висячих улиц, промежуточных этажей или с крыши. На крышах некоторых зданий, в проекте предусмотрены аэродромы, на промежуточных этажах высотных зданий посадочные площадки, загрузочно-погрузочные аэроотсески, остановки и этажи аэропаркингов для хранения многочисленных авиамобилей. Между зданиями переброшены воздушные улицы-мосты и эстакады, связывающие объемы зданий между собой в разных уровнях.

8035b2fd692974499223f9fd00d82e5d.jpg

13. А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. Жилой район «Москвы будущего», обслуживаемый струнным транспортом. Крыши домов превращены в аэропаркинги.

Четвертым фактором, легшим в основу разработки футурологического проекта прогноза 2012 года, стал учет передовых строительных технологий, использование новейших строительных материалов и суперсовременного инженерного обеспечения зданий. В проекте представлены здания-трансформеры управляемые электроникой, способные поднимать крышу, поворачивать этажи, выдвигать балконы, раздвигать стены и т.д. Стены зданий имеют технически сложную конструкцию и отделку, начиная от медиа фасадов, транслирующих изображение и звук на огромных экранах до материалов стен способных менять цвет, прозрачность и даже теплопроводность. Ночью такие здания способны превращаться в разноцветные светящиеся скульптуры. Уделено внимание также и внутренним пространствам, способным перепрограммироваться под любые эксплуатационные запросы и вкусы заказчиков.

14. А. Скижали-Вейс. Авиамобили среди зданий-трансформеров, ночной вид.

Пятым фактором, повлиявшим на всю философию проекта, является предвидение нового «демографического» взрыва, который будет вызван появлением сотен тысяч и даже миллионов роботов, ставших новыми «техножителями» футуристической Москвы к концу XXII века. Появление многочисленных роботов и андроидов в различных сферах жизни москвичей вызовет не только стремительный рост плотности населения, но и ознаменует появление новых типов зданий с новым функциональным назначением таких как: технопарки роботов, станции роботосервисов, офисы для роботов, где будут трудиться десятки и сотни тысяч неутомимых андроидных сотрудников. Появится и широкая сеть сервисных служб города, где поврежденные и износившиеся андроиды будут модернизироваться, обслуживаться и подзаряжаться, восстанавливая свою техническую форму. Практически вся инфраструктура города, начиная от регулировки дорожного движения и патрулирования города и кончая торговым обслуживанием с зонами развлечений, перейдет на обслуживание роботами. Почти каждая состоятельная семья москвичей будет иметь как «холодильник» перепрограммируемого универсального помощника. В этом, пожалуй, главное принципиальное техническое новшество и отличие от предыдущего проекта-прогноза, датированного 1914 годом, поскольку в нем никаких намеков на реальное появление роботов в жизни горожан еще не существовало. Не далек тот день, когда три закона гуманистики робототехники Айзека Азимова обретут свою реальность: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред; робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону; робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам».

87303d8be349e628292ee0fffb144f91.jpg

15. А. Скижали-Вейс, А. Буракова. Технопарк обслуживания, модернизации и продажи роботов.

e42e72d2dcb316c5eb3f7ae57fec95d6.jpg

16. А. Скижали-Вейс, А. Буракова. Развертка общественного центра «Москвы будущего».

bed1c7edbaeafcb092b233d81bbdb570.jpg

17. А. Скижали-Вейс, А. Осадченко. План общественного центра «Москвы будущего».

Шестым фактором, нашедшим воплощение в проекте-прогнозе, стала новая экология города. Градостроительная концепция развития новых присоединяемых территорий решена была в виде грандиозного «Техно-Версаля». Философия технократической архитектуры создаваемой на основе новейших научно-технических достижений нашла гармоничное ландшафтное единение с окружающей природой Москвы, превращая город в «Техноэкополис». Городские ансамбли, нанизанные на суперсовременную транспортную систему экологически чистого, бесшумного, скоростного общественного транспорта, превратились в своеобразные «Версальские сады» с сетью водных каналов, бульваров, благоустроенных дворов и площадей.

774f590621b33f162ec2de44a8cf65c7.jpg

18. А. Скижали-Вейс. Футуристические коттеджи «Москвы будущего».

Проект-прогноз «Москвы будущего» 2012 года был разработан в Высшей школе средового дизайна Московского архитектурного института. Там на занятиях во время лекций по «Архитектурному фантазированию» была сформирована авторская группа: руководитель проекта - Артур Скижали-Вейс, архитекторы - Анастасия Осадченко, Анна Буракова, при участии студента Алексея Кацевала. Впервые архитекторам пришлось столкнуться с тем, что необходимо было проектировать в пространстве и времени, перенесенном на 50-100 лет вперед. Работа давалась нелегко, поскольку данный футурологический метод проектирования в МАРХИ преподавался впервые и не имел аналогов. Я читал дополнительные лекции по развитию транспорта и робототехники будущего, демонстрировал практические приемы по выполнению технически сложного для них проекта, менял традиционные подходы в мышлении «здесь и сейчас» на прогностическое мышление, учил формировать архитектурный проект в новом футурологическом аспекте. Конечно, в этом мне помогал накопленный практический опыт и творческий энтузиазм. «Архитектурным фантазированием» я занимаюсь около 15 лет, имея за плечами десятки реализованных архитектурных фантазий, которые сегодня вышли уже за пределы России и с большим интересом публикуются в других странах благодаря Интернету.

Под логотипом рубрики «Архитектурная фантастика и футурология» проект был успешно выставлен на смотр-конкурс «Перспектива-2012», который проводил Союз Московских архитекторов. На выставке в Центральном Доме Архитектора и на сайте форума www.mosma.ru, где проходило он лайн голосование, проект-прогноз вызвал интерес профессионалов и широкой публики своим новаторским футурологическим подходом, инновационными решениями и оригинальной компьютерной графикой в стиле «Айзека Азимова». Окончательно проект в составе общей экспозиции форума «Архитектура и природа-2012» был выставлен на 3 Московской Биеннале архитектуры «АРХМосква-2012», в Центральном Доме Художника на Крымской набережной. По результатам форума «Архитектура и природа 2012» проект «Техно-Версаль» получил специальный приз прессы от ведущего архитектурного журнала «Архитектурный вестник», грамоты от Союза Московских архитекторов за участие в смотре-конкурсе «Перспектива-2012».

4. Приложение к проекту-прогонозу «Москвы будущего» 2012 г.

На мой взгляд, разрабатываемые сегодня по всему миру прорывные технологии кардинально изменят мир уже в ближайшие 10-50 лет. Чтобы Россия не осталась обедневшей и отсталой страной необходимо делать форсайт-исследования, которые должны стать руководством к принятию и выработке стратегических решений. Особенно когда это касается таких крупных, дорогостоящих и долгостроящихся национальных проектов как развитие «Московской агломерации». Во всех ведущих странах особенно в США такие исследования стали нормой, может, пришла и наша очередь перестать руководствоваться только административными указами.

Перед выполнением проекта-прогноза 2012 года мною были проведены Форсайт-исследования в научно-технической сфере по всему миру, которые позволили определить наиболее значимые направления в развитии городского пространства и выстроить общую архитектурную концепцию будущего проекта. Ниже я привожу некоторые примеры наглядных таблиц, демонстрирующих новые открывающиеся возможности общества в области транспорта и робототехники.

e2aa45ed9c3a01283e8f6e2c79b2f0d2.jpg

19. Форсайт А. Скижали-Вейса, развитие системы скоростных магнитопланов в качестве основного пассажирского транспорта в «Москве будущего».

f06f1a659c30ed89436d148ef89dc549.jpg

20. Форсайт А. Скижали-Вейса, использование общественного струнного транспорта во внутригородских районах «Москвы будущего».

9a87fd108074584942942f0169d6b438.jpg

21. Форсайт А. Скижали-Вейса, концепты авиамобилей со всего мира, послужившие основой при разработке футурологического проекта-прогноза «Москвы будущего».

50ada2bc70d54ccddc05868752193bb6.jpg

22. Форсайт А. Скижали-Вейса, роботы-андроиды оснащенные искусственным интеллектом разного уровня скоро появятся в жизни москвичей.

5. Сравнительный анализ футуристических проектов-прогнозов.

А. Принципиальное сходство проектов-прогнозов.

1. Проекты-прогнозы были выполнены с учетом ускоряющихся темпов научно-технического прогресса.

2. В проекты были включены все новейшие технические разработки своего времени в области городского транспорта, которые стали основой разработки общей стратегии прогнозирования.

3. В обоих проектах был применен принцип формирования м

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!