По материалам I Всероссийского форума «Малоэтажное строительство в России»
Пабло Лоренцино, архитектор, представитель проектной компании «Энтони Бешу», Франция
Компания работает в России 2009 г. и уже выполнила ряд проектов малоэтажной застройки крупных территорий. Все эти проекты демонстрируют единый подход к образованию малоэтажных поселений и отражают философию компании – архитектура в рамках устойчивого развития.
В процессе проектирования принимаются во внимание три основных аспекта: события, происходящие в обществе, в окружающей среде и экономические процессы.
Например, если обратиться к обществу, к его недавней истории, видно, что людей, живших в течение последних столетий и тех, кто живет сейчас, можно отнести к «поколению помещений». Около 90% времени они проводили или проводят в замкнутом пространстве и только примерно 10% – вне рабочего места или дома. Этот факт берется в качестве естественного основания для проектирования.
Один из объектов проектирования компании находится на северо-западе от Москвы. Это поселок Ченцы, расположенный в 18 км от Ярославля, не далеко от реки Волги. Когда архитекторы исследовали участок, они ставили во главу угла три аспекта: зеленые зоны, водную сеть и существующую застройку вокруг территории застройки.
Участок для проектирования – неплоский, с определенным рельефом. Была разработана первичная проектная модель, показывающая, что участок разделен посередине рекой на две части. Эта же модель раскрывала топографическую ситуацию – разница перепада рельефа составляла примерно в 20 м. Структура самого рельефа уже несет определенную информацию, необходимую для дальнейшей проработки проекта застройки. Самые низкие участки рельефа – разломы, продиктовали деление всего участка на 5 малых зон. Каждая из них, в свою очередь, разделилась на небольшие кластеры-микрогородки.
Таким образом, получилось два крупных участка, каждый из которых включает 8–10 маленьких зон застройки. Эти кластеры удалось расположить внутри зеленой зоны, площадью почти 50 га, а это 2/3 всей застраиваемой территории. Таким образом, дробление общей застройки на миникластеры позволило создать комфортные условия проживания без ущерба для окружающей среды.
Следующий проект – участок площадью 2 га в технопарке «Сколково». При проектировании архитекторы исходили из социальной структуры и устанавливали связи между кластерами. Они также же попытались организовать пространство так, чтобы увеличить время, которое люди будут проводить вне помещения, на свежем воздухе.
В данном случае за основу была взята поведенческая модель пингвинов. Зимой, во время сильных снежных бурь, эти птицы организуют группу, выстроенную по спиральному принципу. Так они защищают себя от ветра и холода, передавая друг другу собственное тепло. Через некоторое время пингвины, находящиеся в центре спирали, начинают выпрыгивать наружу, потому что им становится слишком жарко.
На первый взгляд эта система не имеет ничего общего со строительной сеткой и выглядит совершенно иррациональной. Однако архитекторы решили объединить наблюдения за природой с генпланом и создать на этой основе план застройки. Главная идея проекта – организовать 10 застраиваемых кластеров вокруг некого центра. Каждый из 10 кластеров должен включать 10 домов, в совокупности – 100 жилых построек. Учитывалось также, что у каждого дома должен быть свой земельный участок и сад. Все проектные работы велись с соблюдением российских градостроительных норм.
И последний проект – поселок Аристово в Московской области, демонстрирующий совершенно противоположный подход к проектированию малоэтажного поселения. Исходя из того, что участок представляет собой 10 га леса, с одной стороны предстояло убедить девелопера, что территорию не надо очищать от деревьев, с другой – непонятно как строить в лесу.
В результате, к работе был привлечен ботаник, который две недели жил и работал на этой территории. Он установил, что примерно половина из 4800 деревьев, расположенных на участке, умерли. Но вырубить их и вывезти за пределы застраиваемой территории – дорогостоящее мероприятие. Архитекторы предложили сжигать погибшие деревья на месте и полученной золой удобрять землю, улучшая ее свойства. Часть стволов можно переработать в опилки и засыпать ими лесные дорожки.
Окончательное решение выглядело так: использовать под застройку те участки, где вычищено максимальное количество погибшего леса. При этом дома не должны подниматься выше сохраненных деревьев. При таком походе к малоэтажной застройке, жители поселка будут видеть вокруг себя деревья, и в выходные дни им не обязательно уезжать на дачу.
Опыт компании «Энтони Бешу» показывает, что внимание к природным особенностям каждой застраиваемой территории, обращение к «духу места» позволяет индивидуализировать облик малоэтажных поселений и создавать в них комфортные условия для жизни.
Комментарии (0)