Не утихает спор: откуда начинается цифровая экономика и цифровая трансформация: то ли с инструментов, то ли со специалистов, то ли с корректировки бизнес-процессов. Однако, совершенно понятно, что все рано или поздно упрется в людей. Квалификация специалистов станет препятствием для развития компании, для внедрения цифровых технологий.
Даже если будут оптимизированы бизнес-процессы, закуплены самые современные программы и оборудование, в итоге мы столкнемся с тем, что некому работать по выверенным бизнес-процессам или на новейшем оборудовании.
Поэтому повышение качества специалистов самое главное направление вложений для компаний и корпораций.
Стоимость человеческого капитала в инжиниринговых компаниях составляет до 90% от стоимости самих компаний. Но это неофициальная оценка, поэтому точная цифра может быть несколько иной. Главное в том, что специалисты составляют основную ценность компаний. Поэтому и вложения в специалистов – основа инвестиционной политики компаний.
В последние 10-15 лет сложились условия, когда значительно снизилось качество работы всех институтов в РФ. Компании, как заказчики высоквалифицированных специалистов, оказались в трудном положении:
- ВУЗы выпускают низкоквалифицированных и низкомотивированных инженеров;
- Внутренние, корпоративные Школы и институты наставничества не работают. Многие возрастные специалисты вышли на пенсию или не могут в прежнем объеме «подтягивать» молодежь;
- Зарубежный опыт из-за многих внешних и внутренних факторов не может быть перенят в российских компаниях;
- Российские компании не вовлечены в процесс развития человеческого капитала и квалификации своих сотрудников.
При этом наметилась очевидная проблема: у компаний есть потребность в том, чтобы выполнять свою деятельность в условиях увеличения объема работ, в новых условиях цифровой экономики, новыми инструментами, теми же специалистами или молодыми специалистами, которые только заходят в компанию. Проще говоря: надо делать быстрее и больше работы теми же людьми, в условиях внедрения новых технических и технологический решений и, желательно, без значительного увеличения бюджета.
При этом мы полагаем, что у компании нет готовых методик переподготовки специалистов, нет понимания как, кого и зачем учить, нет понимания, какие инструменты требуются для решения поставленных задач, много споров о том, как внедрять цифровизацию и что должно получиться в результате.
Мы видим решение в том, чтобы выстраивать образовательные траектории инженеров в условиях цифровой трансформации.
Мы готовим цифровых инженеров.
Принятое название скорее дань моде. Мы же понимаем, что инженер в принципе работает с цифрами. В нашем понимании, работа инженера, взаимодействующего с информацией и данными 15 лет назад и сейчас принципиально отличаются.
Цифровые инструменты меняют профессию инженера: многие компетенции, которые были важны ранее, теперь теряют свой статус. И, наоборот, появляются требования к новым компетенциям, ранее считавшимися не столь важными. Например, память. Еще 15-20 лет назад инженеру нужно было помнить многие важные значения, формулы, понятия. В настоящем подобные требования потеряли актуальность, потому что простая информация находиться в мгновенном доступе в Интернете. Зато вопросы коммуникаций и взаимодействия с коллегами и клиентами, многие из которых работают удаленно, т.е., отсутствует прямая коммуникация, вышли на приоритетные позиции.
Справочно
Характерная информация. Работодателям нужны разносторонне развитые специалисты, а сконцентрированные на только одном направлении.
Исследование BCG и Сбербанка в 2017 г. «Россия 2025: от кадров к талантам»
Возникла потребность переучиваться по ходу работы над проектом, вникать в интерфейсы новых программ, решать сложные задачи в более короткий промежуток времени. Сократилось количество рутинных, простых задач. Зато новые задачи стали на порядок сложение, требующие оперативного ответа на непростые вопросы.
Ни высшая, ни средняя школа к этим вызовам не готовы.
Дополнительное образование сконцентрировано на зарабатывании денег по системе отраслевых сертификаций. Тема обучения в этом образовательном институте сведена к минимуму.
Необходимо решение переподготовки специалистов в инженерных областях без отрыва от текущей работы, гарантирующее результат. Времени на эксперименты и проверки гипотез у компаний нет. Новые цифровые инженеры нужны здесь и сейчас!
Мы предлагаем решение: модульная программа трансформации инженеров.
Мы осуществляем цифровую трансформацию через систему выстраивания образовательных программ, образовательных траекторий для сотрудников компаний и корпораций.
Существуют варианты реализации образовательных программ: в виде обучения и соответствующего роста компетенций отдельных сотрудников или работа сразу с командами, отделами, проектными группами.
Компании сталкиваются с одними и теми же вопросами:
- с одной стороны надо переформатировать существующих незаменимых сотрудников. Это обычно уже немолодые люди. От их опыта и квалификации нельзя отказаться, потому что они, в самом деле, незаменимые;
- молодые сотрудники должны оперативно влиться в коллектив, адаптироваться к условиям работы, быстро приступит к решению задач. Они, обычно, схватывают новые темы, цифровые инструменты, но у них не хватает опыта для самостоятельной работы;
- специалисты, которые хотели бы работать в компании. Для компании важно уже на входе оценить уровень профессиональных компетенций, возможности адаптации, социально-психологическую устойчивость и т.д.
Итогом обучения является переход специалиста на новый уровень знаний, что приводит к более высокой должности или переходу на новое для специалиста направление. Подобная трансформация инженера должна быть понятна и принята компанией. Ведь именно компания заинтересована в росте своего специалиста. Компания, инициируя обучение специалиста, планирует рост специалистов, для решения задач компании, в частности перехода на цифровые методы разработки решений, методы контроля и управления.
Мы организуем образовательные траектории в виде:
- Обучения по направлениям. В данной траектории специалист проходит образовательный трек по выбранным модулям;
- Обучения на пилотном проекте. Перед специалистом стоит конкретная задача, описанная в виде пилотного проекта. Образовательные модули и их объем подбираются в зависимости от типа и сложности пилотного проекта. Подбор модулей ведется совместно со специалистами заказчика и инструкторами Академии. За слушателями закрепляются инструктор и трекер. Инструктор – технический специалист, который ведет слушателей по проекту, помогая решать технические вопросы, а трекер помогает слушателю адаптироваться к учебной программе, корректирует организацию учебного процесса под конкретного слушателя.
- Обучение и внедрение. Данная траектория – это продолжение траектории «Обучение на пилотном проекте». Добавляется самый важный этап – практическая реализация тех наработок, что были сделаны слушателем в ходе подготовки пилотного проекта. За слушателем так же закрепляется инструктор и трекер, помогающие адаптировать решения пилотного проекта в жизнь. В зависимости от отраслевой специфики и сложности проекта, мы подбираем отраслевых экспертов, которые помогают внедрять проект в жизнь.
Образовательные модули собраны в Направления. Заходя на траекторию, инженер «прокачивает» комплекс компетенций в следующих областях знаний:
- профессиональные компетенции,
- цифровые решения,
- социально-поведенческие компетенции.
Набор образовательных модулей в Направлениях подобран экспертами в сфере HR, исходя из запросов компаний и корпораций. Принимая во внимание отраслевую специфику компании Направления, могут быть дополнены специфическими курсами или скорректированы под запрос компании.
Сертификация. По каждому образовательному модулю проводиться оценка знаний с выдачей сертификатов. По модулям, по которым есть возможность получить государственные квалификационные сертификаты или сертификаты вендоров (например, Autodesk), мы помогаем в такой сертификации, организации и проведения экзамена, подготавливаем специалистов к сдаче экзамена.
Настоящей статьей мы приглашаем все заинтересованные стороны к диалогу.
Со стороны заказчика нам интересно выстроить диалог и с руководителями компаний, которым необходимо переформатировать специалистов, и с HR-службой компаний.
Со стороны специалистов мы бы хотел сформировать интерес к преподавательской или, скорее к инструкторской деятельности, чтобы вовлечь их в тему обучения и наставничества.
Тех, кто только начинает свой путь в сфере цифровой трансформации, мы приглашаем к диалогу и участию в наших образовательных программах.
Комментарии (0)