User story. Одна BIM-история без happy end

Подпишитесь на канал

В данной статье расскажу о внедрении BIM-технологий в деятельность инвестиционно-строительной компании. Точнее о том, как это внедрение не удалось.

Этой статьей я хочу начать обсуждение вопроса: а зачем на самом деле BIM заказчику?

Исходные данные:

  • Инвестиционно-строительная компания – крупный игрок на региональном строительном рынке, наверное, даже крупнейший. На рынке строительства уже более десяти лет.
  • В структуре нет проектного отдела. Все проектирование выполняют компании, отобранные на основании закрытых тендеров.
  • В настоящий момент проектируют и строят только панельные дома вплоть до 16 этажей.
  • Комплексно осваивают территории. Есть план развития минимум на пять лет.
  • У заказчика есть собственный завод КПД, который выпускает сборные железобетонные конструкции, применяемые заказчиком.

Я познакомился с руководством компании на теме BIM-проектирования, зачем и как его следует применять и что конкретно получит заказчик.

Главной проблемой для заказчика было низкое качество проектной документации. Несмотря на то, что проектирование велось по типовым сериям, проектировщики уже не первый год работали с этим заказчиком, но ошибки в проектах не сокращались. Ошибки касались и технических решений, и ошибок в спецификациях. Так же, заказчик называл большой проблемой долгое время согласований и выпуска измененной документации.

В ходе совещаний с заказчиком я называл основными преимуществами BIM с точки зрения проектирования:

  • Точная техническая документация, отсутствие человеческого фактора;
  • Точные спецификации и ведомости объемов работ и материалов;
  • Возможность быстрого внесения изменений.

В ходе обсуждений пришли к пониманию, что пока не сделаем первого шага, пока руководство «на пальцах» не ощутит результата применения BIM-модели, все доводы будут восприниматься как мое частное мнение.

Взяли за пример типовую одноподъездную девятиэтажку и сделали архитектурную модель в Revit на уровне LOD200. Модель наполнили инженерными сетями, оборудованием так же на уровне LOD200.

По ходу создания BIM-модели нашли некоторые проблемные участки в компоновке инженерных сетей. Совместно с заказчиком решили эти участки. В общем «причесали» модель. Напомню, что мы работали по типовому объекту, который уже перепривязывался и строился множество раз. Остается загадкой, как же до нас решали вскрытые нами проблемы…

8233e3b5b33ab3c4a7cffe3248e4f1ba.jpg

Рис. 1. Схема подвала из модели в Revit. Видно, что труба канализации размещена не оптимально

Заказчика более всего воодушевило, что ведомости объемов материалов можно получать сразу же после моделирования, а не после окончания проектирования. (Не очень понятно, что мешало на типовых домах сделать табличку в Excel и формировать ведомости на основании накопленного опыта).

В ходе встреч с заказчиком нам был показана схема планировки территории проектируемых кварталов, из которой было понятно, что в работе будет всего четыре типа секций. Все четыре типа секций – это панельные одноподъездные блок-секции, разной этажности: от 9 до 16, которые скомпонованы по-разному. Условно говоря, в одном четырех секционном доме крайние секции первого типа, а внутренние – второго. В другом доме все пять секций – одного типа. И так далее… (примечание: все секции запроектированы с утепленными торцовыми стенами, т.е., нет разницы между внутренней секцией и торцовой).

Так же заказчик рассказал, что проектирование кварталов только что началось с планами выйти на стадию Р к концу весны.

Мы понимали, что у нас есть время, знания и опыт для разработку моделей, поэтому сделали заказчику предложение: мы разработаем модели четырех типовых секций на уровне LOD350-400 до листов стадий П и Р. Мы готовы выполнить эту работу за 3 мес.

Наш план был такой:

  • На основании технической документации заказчика, разрабатываем модели в Revit (LOD350-400);
  • На основании моделей формируем электронный каталог сборных железобетонных элементов;
  • Разрабатываем технические регламенты по применению моделей и каталога;
  • Передаем модели и каталог заказчику;
  • Заказчик заранее обязывает текущих проектировщиков обучиться Revit, так чтобы к началу проектирования стадии Р вести это проектирования на базе наших моделей.
  • Проектировщикам надо будет внести изменения в уже готовые модели, тем самым сократив срок (стоимость) проектирования.

Мы полагали, что применяя модели, мы решим основные проблемы заказчика:

  • В документации не будет ошибок «человеческого фактора»;
  • Технические решения различных разделов проектирования будут увязаны между собой;
  • Сократиться срок и стоимость привязки типовых объектов.

В ходе подготовки предложения мы встречались с заказчиком несколько раз, оттачивая наше предложение. Мы старались максимально участь интересы заказчика в особенности в плане дальнейшей работы с моделями. Например, какая и в каком виде документация должна быть передана проектировщикам, какие требования выставить перед проектировщиками на входе в проект, как проверить разработанную ими документацию и модели, как выстроить BIM-отдел в структуре заказчика и какие будут его функции и т.д.

Через полтора месяц обсуждений заказчик принял решение прекратить наш проект.

Основание простое: в бюджете не заложено финансирование на разработку моделей. Вероятная экономия на разработке стадии Р показалась заказчику не обоснованной. Будущее сокращение затрат так же показалось туманным.

Вопрос к аудитории: были ли у кого-то положительный опыт разработки типовых блок-секций? Как вы решали вопрос обоснования инвестиций? 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!