В апреле 2019 года весь мир наблюдал за горящим символом Франции – Нотр-Дам-де-Пари. За считанные минуты огонь уничтожил знаковый христианский собор и хранившиеся в нём музейные ценности.
Рисунок 1. Пожар в Нотр-Дам-де-Пари (слева) и в церкви Успения Богородицы (справа).
В августе 2018 года в карельском городе Кондопога огонь охватил церковь Успения Пресвятой Богородицы – памятник зодчества XVIII века. Деревянное здание выгорело полностью.
В мае 2016 года крупный пожар случился в Санкт-Петербурге в Конногвардейском манеже у Исаакиевского собора. Школа искусств в Глазго, храм Путтингал в Индии, Останкинская телебашня [1] – список пострадавших от огня памятников архитектуры практически бесконечен.
Причины возгораний и быстрого распространения пожара в большинстве перечисленных случаев одинаковы: умышленный поджог, неэффективная работа системы пожаротушения и отказы централизованной автоматики – сигнализации, оповещений, отключения вентиляции и пр. Хорошие новости: благодаря современным решениям архитекторы-реставраторы способны спасти объекты культурного наследия и положить конец вандализму.
Всё внимание на окна
Возгорание памятников архитектуры происходит постоянно. Так, за 2017 год только в Москве было зарегистрировано 22 пожара на объектах культурного назначения. Это всего на одно происшествие меньше, чем в 2016 году [2], и говорить о положительной динамике нельзя. В нашей стране огромное количество городов с великими памятниками архитектуры, но ряд зданий находится в аварийном состоянии. [3] Например, в Москве в 2010 г. в плохом состоянии находилось 39% исторических зданий, а в 2018 г. – 6%. За это время проделана масштабная работа: отреставрировано 1247 объектов культурного наследия. [4]
Большинство ремонтов ведётся за средства инвесторов, и российским городам трудно тягаться со столицей. Для улучшения ситуации разработана программа «Памятники за рубль». На данный момент она действует в Санкт-Петербурге. [5] В соответствии с программой бизнес может арендовать аварийные здания-памятники по ставке 1 рубль за квадратный метр. Но при этом в течение пяти лет инвестор должен провести реставрационные работы. В них входит в том числе и защита зданий от огня.
Начинать борьбу с пожарами на исторических объектах нужно с масштабных реставраций, главными объектами которых должны стать оконные конструкции и вентиляция. Первые нередко открывают дорогу злоумышленникам, а вторые способствуют распространению огня. Безусловно, задача обеспечения безопасности объектов культурного наследия не нова. Её ещё 90 лет назад решил знаменитый российский архитектор Константин Мельников – в своём доме в Кривоарбатском переулке он реализовал идею автономного проветривания помещений в сочетании с высокой степенью противовзломной защиты окон.
Рисунок 2. Дом-музей Константина и Виктора Мельниковых. Вентиляционные ответствия-клапаны в стенах для проветривания первого этажа.
Замыслы великого мастера применимы и по сей день. Яркий пример – GrandHotel в Хайлинендамме, старейшем морском купальном курорте Германии. Гостиница построена ещё в XVIII веке, но мировую известность приобрела в 2007 году после встречи «Большой восьмёрки». Около тысячи единообразных, украшающих фасад окон здания оснащены защитной фурнитурой TITANAF немецкой компании SIEGENIA, одного из крупнейших европейских производителей оконной фурнитуры и систем проветривания. Выбранная фурнитура обеспечивает безопасность оконной конструкции за счёт наличия противовзломной планки в комбинации с грибовидной цапфой. Элементы изготовлены из высококачественной стали и не позволяют открыть створки окон со стороны улицы.
Рисунок 3. Grand Hotel в Хайлинендамме.
Сегодня на рынке представлено огромное разнообразие решений для специалистов. О многих из них рассказано в издании «Современные окна для исторических зданий и памятников архитектуры», авторы: И.В. Борискина, А.С. Исайкин, А.Е. Балакина. Выпуску книги способствовали лидирующие компании оконного рынка – VEKA и SIEGENIA.
Однако нередко современные герметичные окна ошибочно рассматриваются как страшное зло для объектов культурного наследия и хранимых в них ценностей. Существует несколько мифов, которые легко развеять.
Миф первый. Лучшая антивандальная защита – решётки
В ходе реставрации главная задача архитектора – сохранить форму, цвет, материал и конструкцию исторических окон. В итоге окна оставляют старинные, а для обеспечения безопасности устанавливают решётки. Но такое решение не спасает от поджогов: достаточно просто разбить стекло и бросить в него горящий факел либо и вовсе сделать это через форточку.
Если к подобному развитию событий добавятся промедления при отключении централизованной вентиляции, то последствия станут непоправимыми. Кроме того, решётки блокируют аварийные выходы и при пожаре способны привести к панике среди находящихся в здании людей. Получается, исторический вид окон сохранили, но как надолго…
Рисунок 4. Музей «Зарайский Кремль». Проветривание через форточку и решётки на окнах.
Всё упомянутое заставляет получше присмотреться к современным окнам. Благодаря развитию технологий рамы можно изготовить точно по эскизам, повторяя исторические формы. При необходимости допускается заламинировать конструкции плёнкой любого цвета или имитирующей природный материал (для случаев, когда выбраны ПВХ-окна).
«В рамы устанавливают ударопрочные стеклопакеты и дополняют их противовзломной фурнитурой – например, SIEGENIA серии TITAN. Она позволяет выполнять открывающиеся створки антивандальных окон массой до 300кг. При желании на видимые части фурнитуры устанавливают декоративные накладки. Устойчивые к воздействию любых инструментов стеклопакеты и аксессуары дают возможность не только защитить ценности внутри здания, но и отказаться от непривлекательных, изживших свой век решёток», – говорит Роман Пискарев, директор по обучению и техническому сервису компании SIEGENIA.
Миф второй. Современные окна, особенно из ПВХ, нарушают микроклимат здания: повышается влажность, появляется плесень и грибок
Действительно, порой на свежеустановленных окнах выпадает конденсат и запотевают стеклопакеты. Важно понимать, что любые негативные последствия несправедливо списывать исключительно на ПВХ-окна. Сходные проблемы встречаются и у окон с переплётами из натуральных материалов. Причина всегда одна – неграмотная, непрофессиональная установка оконных конструкций, из-за которой не обеспечивается достаточная герметичность.
Рисунок 5. Выпадение конденсата на деревянных евроокнах со спаренным переплётом. Квартал «Новая Голландия», Санкт-Петербург.
Степень герметичности светопрозрачной конструкции зависит от количества уплотнений по периметру створки, а также качества периметральной фурнитуры и наличия дополнительных вентиляционных устройств (приточных клапанов или проветривателей). Важно, чтобы герметизацией и разгерметизацией окна можно было управлять в зависимости от потребностей каждого объекта, причём без ущерба антивандальной защите здания. Решить задачу помогут устройства для щелевого микропроветривания, встроенные в комплект противовзломной фурнитуры. Снаружи здания окно выглядит как полностью закрытое, вводя в заблуждение желающих проникнуть внутрь.
Рисунок 6. Функция микропроветривания в системе противовзломной фурнитуры SIEGENIA TITAN.
Миф третий. Безопасное щелевое проветривание не обеспечивает нужный для хранения музейных ценностей приток свежего воздуха
Современные окна позволяют обеспечить нужный воздухообмен в любой ситуации. Для этого дополнительно устанавливают приточные и приточно-вытяжные устройства, или, как их ещё называют, проветриватели. «Знаменитая идея Константина Мельникова – проветривание через клапаны в стене – реализована в линейке стеновых проветривателей AEROTUBE. Также есть решение для скрытой установки в пределах оконного проёма – горизонтально под подоконником или в уровне перемычки, либо вертикально в откосе», – приводит примеры проветривателей Роман Пискарёв (SIEGENIA).
Рисунок 7. Стеновые и оконные проветриватели с возможностью скрытой установки.
Устройства выполняются приточными, приточно-вытяжными и комплектуются теплообменниками-рекуператорами для организации энергоэффективного проветривания зимой. Управление устройствами осуществляется вручную при помощи пульта дистанционного управления и автоматически от пульта интегрированной системы либо в приложении на планшете или смартфоне. В современной терминологии такие системы получили название «децентрализованной вентиляции».
Каждый рабочий блок гибко адаптируется под потребности отдельного помещения с собственными параметрами температуры, влажности и загрязнённости воздуха. Во время пожара вентиляция немедленно отключается, перекрывая приток воздуха и распространение огня в соседние помещения. Это важнейшее преимущество децентрализованных систем с точки зрения безопасности объектов культурного наследия.
Рисунок 8. Комплекс для пожилых людей в Берлине и реализованное решение для проветривания от SIEGENIA
Тема применения современных окон в исторических зданиях актуальна на общеевропейском уровне. Однако до настоящего момента она не затрагивалась системно и профессионально. Публикация «Современные окна для исторических зданий и памятников архитектуры» станет первым шагом в большой системной работе по сохранению культурного наследия мира.
Подобное рассмотренному выше решению
было реализовано при реконструкции комплекса для пожилых людей в центре Берлина.
Это историческое здание, находящееся на охраняемой городом территории. Главным
условием при ремонте было сохранение внешнего вида объекта, поэтому было
невозможно заменить существующие окна. Специалисты установили с внутренней
стороны дополнительные светопрозрачные конструкции.
Над получившейся системой
смонтировали вентиляторы Aeromat VT,
и сейчас вентиляция проходит между окнами и фасадом. Сами устройства не видны
снаружи и при этом дают возможность вентилировать каждую комнату отдельно, по
желанию находящихся в ней людей.
__________________________________________________________________________________________
[1]https://www.kommersant.ru/doc/3945825
[2]https://moscow.mchs.ru/upload/site3/nadzor/Analiz_pozharov_za_2017.pdf
Комментарии (0)