В среднем, железнодорожным транспортом ежегодно пользуются около 1 млрд пассажиров. Справедливо назвать такой вид перевозок одним из самых востребованных и развивающихся. С течением времени железнодорожные пути охватывают новые территории, а поезда ускоряются и позволяют пассажирам путешествовать с максимальным комфортом. В настоящее время ученые работают над созданием концептов поездов, в которых будет использоваться принципиально другая система передвижения.
Поезд будущего
Идеей создания летающего поезда увлечены ученые Новосибирска. Над проектом работают в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. А.С. Чаплыгина. Планируется, что новый вид аэротранспорта сможет развивать скорость до 600 км/ч. Магистралью для него станет эстакада, километр которой, по предварительным расчетам, обойдется в несколько раз дешевле путей для высокоскоростного электропоезда «Сапсан». Вместо колес у состава будут двигатели – вентиляторы, которые позволят парить над поверхностью путей. Аэроэстакадный транспорт вместит 200 человек.
Близки к созданию парящего состава были ученые СССР. Разработанный ими вагон ТА-05 на магнитной подушке с успехом прошел первый запуск. Главными плюсами разработчики считали возможность располагать трассы над существующими магистралями и низкую себестоимость километра поездки. Предполагалось, что несколько вагонов длиной 19 метров, весом 40 тонн и вместимостью 65 человек соединятся в состав, который разгонится до 400 км/ч. Проект был на финальной стадии разработки, но после распада СССР его финансирование прекратили.
Грузовые поезда в будущем
Информацией о разработках в сфере транспортных перевозок поделился в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Предполагается, что маглев (сокращение от «магнитная левитация») станет передвигаться за счет электромагнитного поля, которое создадут проложенные под колеей мощные магниты. Поезда не будут соприкасаться с землей, благодаря чему не потеряют скорости при трении. Единственным сопротивлением станет встречный воздух. Планируется, что маглевы с пассажирами на борту разовьют скорость до 600 км/ч. Так, например, если проложить путь от Москвы до Владивостока протяженностью около 9300 км, преодолеть его удастся за 20 часов.
Глава ОАО «РЖД» считает, что новые поезда станут оптимальны для грузовых перевозок. «Это принципиально новый вид транспорта, когда за счет создания магнитного поля тележка с контейнером приподнимается и поезд перемещается, не соприкасаясь с поверхностью земли. Там нет трущихся деталей, и речь идет о скоростях 450-500 км/ч, — сообщил он.
Строительство сверхскоростной линии поездов-маглевов должно стать результатом научно-технического сотрудничества ОАО «РЖД» и госкорпорации Росатом. Соответствующие исследования ведутся в двух учреждениях Санкт-Петербурга: НИИЭФА им. Ефремова и НИИ физики им. В.А. Фока. В последнем уже создан 250-метровый экспериментальный участок путей на сверхпроводимых магнитах. «Суть нашего проекта – в создании собственного производства, которое не будет зависеть от поставок импортных комплектующих. В дальнейшем сможем конкурировать с зарубежными производителями», – прокомментировал цель сотрудничества руководитель Росатома Сергей Кириенко.
По задумке ученых Великобритании, вокзалы будущего внешне напомнят высотные здания. Удерживаться в вертикальном положении поезда станут за счет магнитных подушек. При запуске составы опустятся с небоскреба прямо в подземный тоннель, а пассажирские сидения оснастят системой, позволяющей им менять свое положении в соответствии с вертикальным или горизонтальным положением поезда. По мнению архитекторов, реализация такого концепта будет возможна только к 2075 году.
Железные дороги будущего
В попытках создания более совершенного транспорта без внимания не оставляют и уже существующий. Стратегию развития железных дорог в России разработала ОАО «РЖД». В соответствующем документе изложены приоритетные направления работы до 2030 года. Одним из них стало расширение железнодорожных путей. Планируется строительство 22,3 тыс. км железнодорожного полотна и увеличение контейнерного транзита до 1 млн в год. План разделен на несколько категорий. Так, в стратегическом направлении, которое отвечает за транспортную доступность, ожидается строительство 6079 км, в социально значимом (развитие устойчивого сообщения) – 2032 км, грузообразующем (создание новых грузопотоков) – 5120 км, технологическом (разгрузка участков магистралей) – 6674 км, высокоскоростном (скоростное пассажирское сообщение) – 2399 км.
Основными направлениями в развитии транспортных сетей станут:
1. Строительство технологических линий Сыктывкар – Пермь (Соликамск), Вендинга –
Карпогоры, Сосногорск – Индига, Воркута – Усть-Кара.
2. Создание альтернативного транспортного направления с Урала в порты Белого и
Баренцева морей.
3. Электрификация участков Бологое – Дно – Печоры – Псковские, Оредеж и Будугощь –
Ярославль.
4. Строительство дополнительных главных путей на участках Обозерская — Беломорск,
Чум – Инта – Коноша, Мга – Сонково – Ярославль.
И хотя в настоящее время еще не появились принципиально новые способы перемещения, тем не менее, разработки ведутся в разных направлениях и приносят результаты. Например, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом первый в России двухэтажный поезд повышенного комфорта – яркое тому подтверждение. Технологии развиваются, и вполне возможно, что в будущем самые смелые идеи фантастов реализуют на практике ученые.
Комментарии (0)