За рулем, но не водитель

Курьеры, торговые представители, выездные специалисты и топ-менеджеры часто водят корпоративный транспорт, однако водителями они при этом не являются. Как работодателю выстраивать охрану труда для таких сотрудников? 15 октября в «Деловой России» прошел посвященный этому вопросу круглый стол «Охрана труда для не-водителей. Особенности организации охраны труда, медицинских осмотров и иных мероприятий для лиц, управляющих автотранспортом».

«Организация охраны труда у «не-водителей» обсуждается давно, - говорит Мария Коновалова, заместитель руководителя департамента охраны труда EcoStandard group и один из спикеров круглого стола. - Неоднозначность трактовок законодательства и разные позиции контролирующих органов по одним и тем же вопросам порождают обширную судебную практику, в которой непредсказуемо побеждают разные стороны - и работодатели, и контролирующие органы».

Это приводит к спорным ситуациям при организации системы управления охраной труда в компаниях, сотрудники которых не являются водителями, но пользуются обширным корпоративным автопарком. Участники круглого стола – представители бизнеса, консалтинга и государственных органов – обсудили основные проблемные моменты охраны труда не-водителей:

  1. Проведение предрейсовых медицинских осмотров.
  2. Учет, регистрация и расследования дорожных происшествий с участием «не-водителей».
  3. Законодательное регламентирование трудовых отношений работодателей и не-водителей, в том числе страхование и материальная ответственность в случае ДТП.
  4. Законность требований со стороны ГИБДД путевых листов и доверенностей на транспортное средство (ТС) в случае, если сотрудник управляет корпоративным транспортом, но не перевозит пассажиров или грузы в коммерческих целях.

Представители Минтруда и Роструда дали комментарии по теме и ответили на вопросы участников круглого стола. Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Татьяна Жигастова пояснила, что если работодатель предоставляет сотруднику автомобиль по трудовому договору, то их отношения регламентируются трудовым законодательством, и за все происшествия с сотрудником, когда он сидит за рулем, будет отвечать работодатель. Если же работник получил автомобиль на основе гражданско-правового договора, то его отношения с работодателем в данной сфере регламентируются гражданско-правовым законодательством, и за все происшествия за рулем он будет отвечать сам.

Заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Людмила Коваль обратила внимание слушателей на разницу формулировок «нарушение порядка проведения медосмотра» (КоаП № 195-ФЗ, ст. 11.32) и «допуск работника к работе без проведения медосмотра» (КоаП № 195-ФЗ, ст. 5.27.1). Первая формулировка предполагает именно нарушение порядка процедуры, а вторая - что медосмотр в принципе не был проведен. Это более сильное нарушение и больший штраф.

HR бизнес-партнер ГК «Р-Фарм» Юлия Харламова рассказала, что их сотрудников, управляющих корпоративным транспортом, часто останавливают инспекторы ГИБДД и выписывают им штраф за отсутствие путевых листов и доверенностей на управление ТС. При этом, по словам Юлии, нигде в законодательстве нет требований о наличии этих документов у сотрудников, управляющих корпоративным ТС, но не перевозящих грузы и пассажиров. ГК «Р-ФАРМ» последовательно оспаривает штрафы в суде.

Юрий Иванов, советник практики трудового права BRYAN CAVE LEIGHTON PAISNER (RUSSIA) LLP, со своей стороны рассказал о простом способе аргументировать в суде, почему сотрудник за рулем не водитель. По его словам, не является водителем тот сотрудник, у которого после освобождения от необходимости управлять транспортным средством остаются не связанные с этим конкретные трудовые обязанности.

Генеральный директор EcoStandard group и член Генсовета «Деловой России» Николай Кривозерцев, выступавший на круглом столе модератором, призвал участников мероприятия формулировать предложения к регуляторным органам по вопросу охраны труда для не-водителей и пообещал использовать возможности «Деловой России», чтобы наладить в этом вопросе диалог с государственными ведомствами.

edef8344679f21c11dcc00e962e3ecf1.jpg

Комментарии