Кавалерист, оседлавший автомобильные, дорожные и военно-строительные войска

Белокосков, Василий Евлампиевич (13 (25) апреля 1898 года — 21 октября 1961 года) — советский военачальник, генерал-полковник (1944). , первый в истории военного строительства заместитель министра обороны СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

В тридцати пяти километрах от Череповца, на берегу речки Уломки в конце XIX в. стояла д. Клопузово, которую впоследствии поглотили воды Рыбинского водохранилища – именно в этой деревеньке 25 апреля 1898 г. в небогатой крестьянской семье родился Василий Евлампиевич Белокосков. Здесь прошли его детство, отрочество, юность.

Василий закончил вначале Коротовское общеобразовательное, а в 1914 г. – Череповецкое техническое училище. По примеру отца и старшего брата несколько месяцев столярничал дома и работал по найму у местных купцов, а затем перебрался в Петроград.

Шла Первая мировая война, и вскоре заводского паренька призвали в армию и отправили на фронт. В составе драгунского кавалерийского полка он полтора года воевал на Северо-Западном фронте.

Гражданская война

В 1917-1918 годах В. Е. Белокосков был членом Череповецкого губисполкома.

В 1918 году В. Е. Белокосков вступил в РККА, был назначен военкомом Череповецкой губернской военно-инженерной дистанции, участвовал в подавлении Шекснинского восстания, затем был военным инструктором.

Осенью 1919 года В. Е. Белокосков командует батальоном на Северном фронте, воевал с иностранными интервентами и белогвардейцами Юденича.

С 1919 года — член ВКП(б). Помощником военкома, затем военкомом 1-го Советского конного полка воевал с поляками на Юго-Западном фронте в боях под Гродно был ранен.

В марте 1921 года участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. За храбрость и мужество в Гражданскую войну В. Е. Белокосков был награждён Орденом Красного Знамени.

Между войнами

После войны был членом Псковского губкома, в качестве уполномоченного Реввоенсовета принимал участие в установлении советско-латвийской границы.

Потом вновь служил в РККА, в 1922—1925 годах В. Е. Белокосков — военком кавалерийского полка 7-й Самарской кавалерийской дивизии (где познакомился с Г. К. Жуковым), затем военком бригады, в 1926 году – командир и военком отдельного эскадрона.

В 1926 году В. Е. Белокосков окончил кавалерийские курсы усовершенствования старшего начсостава, после их окончания был назначен помощником, с ноября 1929 года — командиром и военкомом 33-го кавалерийского Северо-Донского полка 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии, с 10 января 1934 года — помощник командира той же дивизии. Избирался депутатом Минского горсовета.

73ae8a13c49520e6565dd7969c96c365.jpg

Под угрозой быть репрессированным

В мае 1935 года В. Е. Белокосков был назначен командиром 27-й кавалерийской дивизии 3-го кавалерийского корпуса. В 1937 году командиром корпуса был назначен Г. К. Жуков, через неделю после назначения он узнал, что В. Е. Белокоскова собираются исключить из партии и, возможно, арестовать. Жуков немедленно выехал в дивизию, позже в мемуарах вспоминал:

«В штабе дивизии меня встретил В. Е. Белокосков. Я поразился его внешним видом. Он был чрезмерно бледен, под глазами залегли темные впадины, губы нервно подергивались после каждой короткой фразы. Я спросил: — Василий Евлампиевич, что с вами? Я ведь вас хорошо знаю по 7-й Самарской кавдивизии, где вы отлично работали, были уважаемы всей парторганизацией, а теперь просто не узнать. В чем дело? — Идемте, товарищ командир корпуса, на партсобрание, там сегодня меня будут исключать из партии, а что будет дальше — мне все равно. Я уже приготовил узелок с бельем.

Началось партсобрание. Повестка дня: персональное дело коммуниста Белокоскова Василия Евлампиевича...Суть дела: коммунист Белокосков был в близких отношениях с врагами народа Сердичем, Юнгом, Уборевичем и другими, а потому он не может пользоваться доверием партии. Кроме того, Белокосков недостаточно чутко относится к командирам, политработникам, слишком требователен по службе. Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления

Дело казалось решенным, но Г. К. Жуков вступился за В. Е. Белокоскова, нашёл нужные слова, изменившие настроение партсобрания. В итоге В. Е. Белокоскову просто предложили учесть в дальнейшей работе выступления собравшихся.

Служба в Киевском особом военном округе

В 1938 году В. Е. Белокосков был назначен начальником снабжения Киевского особого военного округа (КОВО).

Прибывший в мае 1940 г. командовать войсками округа Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «Радовало то, что в округе придется работать с опытными руководящими военачальниками и политработниками. Многих из них я знал лично... Начальником снабжения округа оказался мой старый друг В. Е. Белокосков».

В том же 1940 г. Василий Евлампиевич становится помощником командующего войсками Киевского особого военного округа..

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны В. Е. Белокосков — адъютант при наркоме обороны С.К. Тимошенко.

В июле 1941 года С.К. Тимошенко был назначен командующим Западным фронтом и главкомом Западного направления, В. Е. Белокосков оставался при нём адъютантом, был ранен осколком при обстреле немцами штаба Западного фронта.

С марта 1942 года В. Е. Белокосков — заместитель начальника Главного управления тыла РККА А.В. Хрулёва.

В мае 1942 года советские войска с боями отходили к Дону, В. Е. Белокосков был направлен на фронт уполномоченым представителем Ставки с заданием обеспечить эвакуацию из Воронежа двадцати госпиталей, вывезти запасы масла, продовольствия и бензина, так же ему было поручено помочь Юго-Западному фронту со снабжением. В. Е. Белокосков успешно справился с заданием.

В августе 1942 года В. Е. Белокосков был направлен уполномоченым представителем Ставки в Сталинград, на это раз с заданием помочь организовать службу тыла во вновь создаваемом Юго-Восточном фронте. В Сталинграде Белокоскову пришлось решать проблемы со снабжением сразу двух новых фронтов — Юго-Восточного и Сталинградского. Он выполнил и это задание.

В дальнейшем В. Е. Белокосков занимался сходными проблемами и на других фронтах.

В связи с расширением численности автодорожных войск с начала войны, 17 июня 1943 года решением ГКО Главное управление автотранспортной и дорожной службы было разделено на два главных управления — автомобильное и дорожное, во всех фронтах и армиях были созданы соответствующие управления и отделы автомобильной и дорожной службы.

e5df8029c80b9706795340ac21969050.jpg

В. Е. Белокосков назначен начальником Главного автомобильного управления РККА

Под руководством В.Е.Белокоскова организовывалась автомобильная служба в центре и на фронтах, осуществлялись автомобильные перевозки войск и грузов, эвакуация и ремонт автомобилей, формирование автомобильных частей и соединений, снабжение фронтов автомобильной техникой и имуществом, а также создание ремонтных частей и баз.

В НКО начал также формировать дополнительные автомобильные бригады, по одной для каждого действующего фронта. Эти бригады состояли из трех полков, имеющих до шести батальонов каждый, а в ряде случаев — несколько отдельных автомобильных батальонов.

В то же самое время НКО повысил статус автомобильных учебных батальонов, создав в составе каждого фронта учебные полки трех-батальонного состава и придавая каждому действующему фронту и армии отдельный авторемонтный батальон.

К этому времени в каждую полевую армию входило от двух до трех автотранспортных батальонов.

Под руководством генерал- лейтенанта Белоскокова В.Е численность армейского автопарка к концу года возросла до 496 тысяч автомобилей против 272 тысяч в начале войны.

В октябре 1943 года В. Е. Белокосков вернулся заместителем к А.В. Хрулёву, ставшему начальником тыла Вооруженных Сил. Теперь в ведении В. Е. Белокоскова оказалось всё дорожное строительство и автодорожное хозяйство.

В 1943 году НКО также усовершенствовал систему военных дорог. Сначала он организовал развертывание на ВАД многочисленных отдельных отрядов,обязанных выполнять дорожные работы на конкретных участках дорог.

В октябре 1943 года многие из более старых и неповоротливых эксплуатационных полков дорожной службы были заменены численно более крупными и лучше организованными батальонами дорожной службы. Таким способом НКО смог создать к 31 декабря 1943 года намного более обширную и эффективную структуру автомобильных, дорожно-строительных и ремонтных войск.

Массовое расширение дорожной службы Красной Армии в 1943 году и на протяжении остального периода войны стало возможным в большой степени благодаря все более щедрому потоку грузовиков поставляемых Советскому Союзу по программе ленд-лиза.

Отмечая заслуги Василия Евламповича приказом Верховного Главнокомандующего в 1944 году ему было присвоено воинское звание генерал-половник.

В. Е. Белокосков проработал на этой должности до 1949 года.

Заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск в 1949-1958 годах

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.

Запись из личного дела генерал-полковника В. Е. Белокоскова, сделанная маршалом Советского Союза А. М. Василевским: «Белокосков - выдержанный, с боевым опытом генерал. Предан партии и Советской Родине. Политически подготовлен, морально устойчив, инициативен, энергичен, заботливый начальник, большой организатор. По своим политическим и деловым качествам достоин назначения на должность заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск».

В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

С 1958 года генерал-полковник Белоскоков В.Е. в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 25 апреля того же года, в день 60-летия своего сослуживца , маршал Г. К. Жуков адресовал ему следующие слова: «...С чувством глубокого личного удовлетворения можешь сказать, что свои трудовые годы ты прожил с большой пользой для Родины, партии, для Вооруженных Сил и своего народа. От всего солдатского сердца желаю тебе хорошего здоровья и многих, многих лет жизни».

Это теплое дружеское пожелание прославленного маршала, увы, не сбылось. Жить Василию Евлампиевичу оставалось недолго, он скончался в Москве 21 октября 1961 г. Похоронен Василий Евлампиевич на Новодевичьем кладбище.

Борис Скупов

Литература

1.Антипенко Н. А. На главном направлении. — М.: Наука, 1967.

2. Баграмян И. X. Так начиналась война. — М.: Воениздат, 1971.

3. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Кондратьев З. И. Дороги войны. — М.: Воениздат, 1968.

5. Стаднюк И.Ф. Война. — М.: Воениздат, 1987. (художественное произведение)

6 Соловьев Д. Ю. Все генералы Сталина. Том 2. — М., 2019.. — С.42 г.

Комментарии