«Наша миссия — эффективно используя природные ресурсы и акционерный капитал, мы обеспечиваем человечество цветными металлами, которые делают мир надежнее и помогают воплощать надежды людей на развитие и технологический прогресс».
Что и говорить, сильно и хорошо сказано! Так руководство ГМК «Норильский никель» в лице Владимира Потанина обозначило преамбулу свой «Стратегии действий на долгосрочный период». А что сделано практически? Вот в чём вопрос.
Всё хорошо прекрасная маркиза! Все хорошо, все хорошо!
В отчете о корпоративной социальной стратегии за 2019 год, вышеупомянутое руководство, упоминая о своей экологической политике и охране окружающей среды убеждает всех и вся в следующем:
В своей ежедневной деятельности Группа «Норникель» стремится минимизировать воздействие на окружающую среду собственных производственных подразделений в регионах присутствия.
Функционирование системы экологического менеджмента в рамках Корпоративной интегрированной системы менеджмента качества компании позволяет координировать работу в области экологии и качества с деятельностью в области управления производством, финансами, охраной труда и общей безопасностью. Такой подход способствует росту экологической безопасности и общей эффективности компании.
В целях сохранения хрупкой арктической экосистемы долгосрочная стратегия компании подразумевает модернизацию производства путем внедрения наилучших доступных технологий, позволяющих достичь необходимых показателей экологичности, повышения энергетической эффективности и реализации мероприятий по снижению и рациональному использованию природных ресурсов.
В области охраны атмосферного воздуха в целях поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (прежде всего диоксида серы и твердых веществ) компания реализует стратегию реконфигурации производства с проведением реконструкции и модернизации производственных объектов, включая следующие основные мероприятия:
- реконструкцию Талнахской обогатительной фабрики;
- внедрение технологии непрерывного конвертирования на Надеждинском металлургическом заводе;
- перенаправление низких источников выбросов на дымовые трубы;
- строительство установок по утилизации серы на Надеждинском металлургическом заводе и на Медном заводе;
- модернизацию плавильного оборудования на АО «Кольская ГМК».
В области охраны водных ресурсов приоритетом является стремление к рациональному использованию водных ресурсов и предотвращению загрязнения водных объектов. С этой целью проводится комплекс мероприятий, направленный на снижение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и уменьшение водопотребления, который включает:
- оптимизацию водооборота Надеждинского металлургического завода с очисткой смешанных сточных вод и частичным использованием их в системе оборотного водоснабжения завода взамен свежей воды;
- строительство локальных очистных сооружений производственных сточных вод, станций очистки шахтных сточных вод;
- строительство локальных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод и реконструкцию сетей канализации;
- установку средств измерения объемов сточных вод.
В области обращения с отходами целью компании является минимизация техногенной нагрузки образующихся отходов на окружающую среду. Деятельность Группы «Норникель» по управлению и обращению с отходами производства и потребления в компании осуществляется в соответствии с лицензиями по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.
Отходы производства и потребления, которые относятся к I–IV классам (опасным для окружающей среды), составляют около 3% от всех образуемых отходов компании. Остальные отходы являются отходами добычи и относятся к V классу опасности (практически неопасные для окружающей среды).
Сотрудники «Норникеля» усиленно декларируют: «В Норильске все спокойно и находится под контролем компании!» Последние аварийные события говорят о обратном.
Регулярные ЧП «Норникеля»
Как уже известно, на предприятии ГМК «Норникеля» случилась серьезная авария, угрожающая экологии региона. На территории ТЭЦ-3 АО «НТЭК» произошла разгерметизация одного из резервуаров и разлилось дизтопливо.
По данным Росприроднадзора, разлилось около 20 тысяч тонн нефтепродуктов, горючее попало в ручей Безымянный и реки Далдыкан и Амбарная, которая впадает в озеро Пясино. Росприроднадзор оценил ущерб экологии от аварии в 148,2 млрд рублей.
28 июня сего года на Талнахской обогатительной фабрики (ТОФ) произошел слив оборотной воды из хвостохранилища ТОФ на прилегающую территории по ранее установленным гибким трубопроводам с помощью плавучих насосных станции.
«Норникель» заявил, что считает подобные действия эксплуатационного персонала недопустимыми. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей уволены директор и главный инженер ТОФ, а также заместитель главного инженера фабрики по эксплуатации, промышленной и экологической безопасности гидротехнических сооружений.
Во вторник, 16 июня, Главное следственное управление СК по Красноярскому краю и Хакасии сообщило, что, по предварительной версии, при проектировании и строительстве объекта размещения отходов производства Талнахской обогатительной фабрики допустили ряд нарушений, в результате чего неочищенные сточные воды предприятия в течение двух лет — с июня 2017-го по июль 2019-го — попадали в реку Томулах, а также в почву в районе рудника «Октябрьский».
По заключению Росприроднадзора, восстановление окружающей среды обойдется более чем в 154 миллиона рублей.
Под «объектом размещения отходов» имеется в виду новое хвостохранилище, сданное в эксплуатацию в 2017 году. Проект, включая трубопроводную систему доставки отработанных шламов с обогатительной фабрики, выполняла для «Норникеля» петербургская компания «Механобр инжиниринг». Теперь следователи ищут виновников и там.
12 июля стало известно, что около 44,5 тонн авиационного топлива разлилось у поселка Тухард Красноярского края из разгерметизированного трубопровода, принадлежащего АО «Норильсктрансгаз» (входит в ГМК «Норникель»).
И все по вине руководства и вот таких работяг, представленных на фото, лопнули изношенные системы трубопровода, а средств связи обслуживающему персоналу просто не дали, ибо ведь «пропьют сволочи». В итоге пока шустрый «ходовой» добрался до насосной подстанции, случилось то, что случилось.
Власти Таймырского Долгано-Ненецкого района ввели режим чрезвычайной ситуации в связи с разливом авиационного топлива. СКР возбудил уголовное дело по части 1 статьи 246 УК (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).
Почти одновременное проявление трех технологических происшествий говорит о низкой культуре производства и элементарной служебной халатности ответственных должностных лиц «Норникеля». Видимо, не все в порядке в никелевом королевстве.
Как факт, что в Российском государстве существует обособленное «никелевое королевство», ибо иначе бы не посмели остановить известного политического деятеля и депутата Московской городской Думы Митрохина И.Г. на контроле в аэропорт и просто отобрать у него образцы проб грунта и воды.
Беды и страдания столицы «никелевого королевства» города Норильска
«Город пахнет серой и выглядит вполне инфернальным. Здесь текут разноцветные реки. В пространстве разлито столько химии, что ощущаешь себя в наглухо закрытом гараже, где работает машина». Так наши иностранные товарищи и партнеры воспринимают Норильск.
Еще при СССР, на предприятиях «Норникеля» установили по тому времени самые высокие в мире вытяжные трубы, чтобы ядовитые выбросы сразу подхватывались воздушными потоками и улетали подальше от Норильска в Ледовитый океан.
Но вредные выбросы из труб Норильского комбината почему-то перелетали через Северный полюс и оседали на территории США и Канады. Возмущению Канады и США не было предела. Руководство Советского Союза просто-напросто игнорировало эти жалобы, предпочитая травить «заклятых американских друзей».
Но теперь времена другие, и постсоветские собственники «Норникеля» рассудили по-своему. Чтобы не сердить зарубежных покупателей своей продукции, они укоротили трубы комбината, обрушив тем самым экологический удар на головы собственных наемных работников.
Зазнавшиеся москвичи пусть не жалуются на плохую экологию. Норильск - абсолютный лидер страны по загаженной экологии, город, входящий в пятерку самых грязных городов мира.
В 2017 г. на каждого жителя Норильска приходилось по 10,4 т выбросов загрязняющих веществ, на одного гражданина идущего вторым Череповца - по 1,1 т, а на одного проживающего в Новокузнецке (третий показатель по России) - по 0,7 т.
Для сравнения: среднестатистический петербуржец вынужден был мириться с выбросом в атмосферу 0,07 т промышленных отходов (меньше, чем в Норильске, в 149 раз), а тот самый недовольный москвич - с 0,1 т, (разница в 104 раза).
При этом норильчане на улучшение экологии в ближайшие годы могут и не рассчитывать. Хотя в конце 2004 г. «Норникель» объявил стратегической целью снижение к 2015 г. выбросов диоксида серы (главного загрязнителя норильской атмосферы) в 5 раз, для чего предполагалось выделить 36,3 млрд рублей.
И это не только в планах. Деньги были выделены, но только не для жителей Норильска. Куда?
Да что и говорить. Средняя зарплата рабочего в Норильске, где люди уходят на пенсию в 45 лет, - 60 тыс. руб., итого в год 720 тыс. рублей.
Трудная работа. Не зря же Норильск считается одним из самых загрязненных мест на планете - черный снег уже никого не удивляет, как и привкус серы на всем и на вся. Для сравнения, генеральный директор «за свой тяжелый и непосильный труд» получает 1040 годовых окладов металлургов или проще сказать 744 млн рублей.
Но и другие российские города подвергаются экологической опасности.
Для российской Арктики «злее-зла» стали комбинаты, которые входят в АО «Кольская металлургическая компания» (Кольская ГМК) «Норникеля». Это ОАО «Горно-металлургический комбинат Печенганикель» (поселок Никель и город Заполярный, Красноярский край) и ОАО «Комбинат Североникель» (город Мончегорск, Мурманская область). На трех площадках компании производят никель, никелевые карбонильные дробь и порошок, кобальтовый концентрат, медные катоды, серную кислоту и т. д.
Один из крупнейших экологических скандалов развивается в Мончегорске — городке в Мурманской области с населением чуть более 40 тыс. человек. Комбинат «Норникеля» в этом городе среди прочего производит более десятка химических продуктов, в том числе серную кислоту. А расплачиваются за прибыль от нее местные жители, причем своим здоровьем. Диоксид серы, отход производства, в неимоверных количествах валит из труб комбината вместе с дымом.
При определенных погодных условиях горожане вынуждены часами вдыхать серную пыль, а в иные дни желтоватое вещество оседает на почве таким слоем, что Мончегорск становится похожим на неизвестную безлюдную планету.
Диоксид серы для организма очень опасен, так как провоцирует онкологию, хронические заболевания органов дыхания, которые затем переходят в астму, вызывает аллергические реакции, влияет на сердечно-сосудистую систему и т.д.
«Норникель» против граждан Норвегии и Финляндии
Как бы ни терпели жители Мончегорска, их заграничные соседи к «Норникелю» не так лояльны. Мурманская область граничит с Норвегией, и всего в паре десятков километров от поселка Никель, где есть промплощадка Кольской ГМК, находится норвежская коммуна Сер-Варангер.
В 2013 году ее мэр Сесилия Хансен сообщила норвежским журналистам о намерении подать в суд на «Норникель». Так она хотела «остановить облако диоксида серы» из Мончегорска, которым регулярно накрывает коммуну. Но в итоге, до судебных разбирательств дело не дошло, городской совет отклонил инициативу мэра, и та в ответ упрекнула совет в безволии.
Новый мэр городка и глава коммуны Руне Рафаельсена делает акцент на том, что «Норникель» — самая экологически грязная промышленная компания в Арктике. Он сказал, что, если переговоры не дают результата, он не видит других вариантов решения проблем, кроме политических. Например, лишить «Норникель» рынков сбыта продукции за рубежом.
В 2015 году крупными штрафами и судебным разбирательством «Норникелю» угрожали правоохранители Финляндии. Правда, история касалась уже завода «Норникеля», находящегося в финском городе Харьявалте.
Претензии касались аварии, которую завод допустил летом 2014 года. Из-за поломки оборудования в реку Кеокемяки попало более 66 тонн отходов, и содержание никеля в воде превысило ПДК в 400 раз, погибли водоплавающие птицы, рыбы и моллюски.
Причем на самом заводе факт аварии обнаружили только через 30 часов после того, как она случилась. Финны тогда говорили, что это была самая большая экологическая катастрофа в истории страны.
Грустный вывод: «Возможно, причины экономических санкций против России кроются не исключительно во внешней политике, но и в хамском отношении металлургических компаний к государствам-соседям и экологии Арктики?»
Несколько слов о социальной политике, «треклятой модернизации» и технологической культуре на предприятиях ГМК «Норильский никель»
В последний десяток лет дела на «Норникеле» идут весьма удачно, что аргументируется многочисленными фактами.
Прежде всего, на Лондонской бирже металлов ежегодно растут цены на никель и медь - основные экспортные товары компании. Платина с палладием хоть и заметно уступают в экспортном ассортименте, но динамика цен на эти продукты также не может не радовать, ибо цены на них выросли, страшно сказать, почти на 600%.
В январе 2020 года «Норильский никель», крупнейшим акционером которого является Владимир Потанин (владеет 34,6%), отчитался о рекордных за десять лет финансовых показателях. Налоговая прибыль (EBITDA) компании в 2019 году выросла на 27%, составив $7,9 млрд, а рентабельность по этому показателю достигла 58%.
В любом случае бесспорно утверждение, что все социальные проблемы Норильска «Норникель» мог бы, не напрягаясь, финансово решить в течение одного-единственного квартала. То есть, обеспечить выезд на материк 66 600 пенсионеров, что компания обязана делать согласно законодательства.
Тоже касается и «треклятой модернизации» (иначе её в компании и не называют). Общие расходы «Норникеля» на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы и технико-экономические исследования за текущие десятилетие не превысили 0,06% от выручки, что горазда ниже суммарной заработной платы высшего руководства (примерно в 100 раз).
О технологической культуре на предприятиях «Норникеля» и сказать нечего, ибо её с каждым годом становилось все меньше и меньше, пока она совсем не исчезла. Такова заинтересованность нынешнего менеджмента «Норникеля» в модернизационных и инновационных преобразованиях.
Вместо заключения. «Ошибки прошлого даны, чтобы их не повторять»
Уроков Чернобыля оказалось недостаточно, чтобы уяснить: замалчивание технологических катастроф приводит к непоправимым последствиям. Мы опять наступаем на те же грабли.
Главный вопрос – почему о трагедии несколько дней молчали. И, похоже, поиск оправданий занимает умы властей и владельцев ТЭЦ, на которой все произошло, куда больше, чем устранение последствий аварии.
Следующий вопрос: «Кто и как поможет местным жителям, экологии, всей экосистеме на территории, где и так выживать не просто?»
На восстановление экосистемы после разлива дизтоплива уйдет минимум 10 лет, отчиталось Минприроды. Допустимая концентрация загрязняющих веществ под Норильском превышает норму в десятки тысяч раз, отчиталась глава Росприроднадзора Светлана Родионова.
В МЧС нашли решение по способам ликвидации разлива нефтепродуктов на дочернем предприятии «Норильского никеля». Об этом заявил глава ведомства Евгений Зиничев.
Сейчас нефтепродукты из воды откачивают. Занимается этим структура Минтранса. Морская служба привезла с собой огромное количество дорогостоящего оборудования - боны для локализации загрязнений, скиннерные системы, препараты для сорбирования нефтепродуктов. Все это куплено на бюджетные деньги, читай, на наши кровные.
Сопоставимая ЧС случилась в 1989 году на Аляске. Тогда Exxon пришлось выплатить более 6 млрд долларов. «Очевидно, что ситуация крайне осложнилась для «Норильского никеля» и лично Потанина. Уже известно, что владелец предприятия Потанин срочно вернулся из-за границы в Россию», — пишут СМИ.
А ведь 10 млрд рублей, и даже 148.6 млрд. рублей – это вполне подъемная сумма для владельца «Норникеля». Владимир Потанин занимает первое место в российском списке Forbes. Его состояние оценивается в $ 19,7 млрд или же 1 трлн. 379 млрд. руб.
«Норникель», доставшийся ему в 1990-е за бесценок, приносит ему миллиарды долларов ежегодно. Только за период пандемии его состояние увеличилось почти на полмиллиарда долларов.
Обращение «Норникеля» за помощью к государству, невозможность «частника» справиться со сложной ситуацией неизбежно ставит вопрос о справедливости приватизации 1990-х, когда самые лакомые куски народной собственности попали в руки нуворишей. Не пора ли государству задуматься о национализации советских предприятий?
В противном случае ситуация будет повторяться вновь и вновь с другими активами. Доходы новые владельцы по-прежнему будут забирать себе, покупая на них яхты и дворцы, а убытки, каковых будет все больше в годы кризиса, будут перекладывать на государство и народ.
Может, пришло время отдать долг природе, которая все эти годы давала полезные ископаемые, и людям, которые их добывали для наполнения миллиардных счетов олигархов?
Иначе «норильский исход» неминуем для всей экономики Российской Федерации.
Комментарии (0)