Главный храм Вооруженных Сил России

Возведение воинских и морских храмов есть (или была) общепринятая европейская традиция. Испокон веков существовало военное храмоздательство и на Руси.

981eb2e1a5aa3efa58977114b0bd5a22.jpg

Впервые за всю историю Российского государства и военного храмоздательства воздвигнут главный храм Вооруженных сил России в честь самого светлого и любимого праздника православных — «Воскресения Христова» и посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

Величественный Патриарший собор стал третьим в мире по строительному объему православным христианским храмом. Он будет уступать только Храму Христа Спасителя (высота 103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м), а также сравняется со Спасо-Преображенским кафедральным собором в Хабаровске, построенным в 2004 году (95 м).

14 июня 2020 года – день великого освещения патриархом Московским и всея Руси Кириллом в подмосковном военно-патриотическом парке «Патриот» патриаршего собора в честь «Воскресения Христова» как Главного храма Вооруженных сил России – стало и днем торжества православного военного храмоздательства.

Чин великого освящения собора и первую божественную литургию в новоосвященном храме совершил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В церемонии освещения принял участие Министр обороны Российской Федерации генерал армии Шойгу С.К, российские военачальники и государственные деятели, ветераны вооруженных сил и военнослужащие российской армии.

8e700b6d656539ae74d0c21770a63dc2.jpg

Краткий экскурс в историю православного военного храмоздательства

История нашей Отчизны, изобильно насыщенная войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами, а также материально, музейными экспонатами.

В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году возводится Сампсоновская церковь, архитектурный образ которой, стал предметом подражания храмостроителей и военных храмоздателей.

c0a304c96e442ef3cc0cf0d645dc6aa8.jpg
Сампсониевский собор, современный вид

На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы.

На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.

Главным воинском храмом считался посвященный победе в Отечественной войне 1812 года Храм Христа Спасителя в Москве (1860; Константин Тон)

92e80f65bbb2e741b79e007184b41a1d.jpg
Архивное фото, первоначальный вид Храма Христа-Спасителя, взорванного в 1931 году

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения.

Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях.

Здесь же размещались трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.

Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000 гг.

В военных храмах традиционно устраивали богослужения для личного состава воинских подразделений, там же хранились военные трофеи, реликвии. В храмах устанавливали бронзовые доски с именами погибших офицеров и солдат, хоронили полководцев.

Основная идея Главного храма Вооруженных сил России

Главный храм ВС РФ является памятником великой Победе в и всем христианам-воинам, когда-либо совершавшим ратные подвиги во славу Отечества, которые никогда не будут забыты потомками.

«Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения», — заявил вышеупомянутый священнослужитель.

Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он.

Министерство обороны Российской Федерации – храмоздатель патриаршего собора «Воскресения Христова»

Впервые о планах построить в Кубинке храмовый комплекс 23 февраля 2018 года министр обороны России генерал армии Шойгу С.К. объявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда он представил главе государства макет будущего храма. Президент одобрил проект, отметив «С патриархом согласуйте».

Правила Вселенских и Поместных Соборов

Писания Святых Отцов гласят, что никто не должен созидать храма без воли правящего архиерея. По Уставу РПЦ и в соответствие с «Кормчей книгою», именно Патриарх Московский и Всея Руси дает благословление на храмостроительство и ведет архиерейский надзор над всем процессом храмоздательства.

4 сентября 2018 года Сергей Шойгу на селекторном совещании объявил, что проект строительства храма получил «одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления и священноначалия».

46d9619deebaacf79215fe44bf0a067f.jpg

Церемония закладки собора состоялась 19 сентября 2018 года, на ней присутствовали президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как инженер и строитель по образованию, Сергей Кужегетович Шойгу прекрасно осознавал, что необходимо создать живой храм живому Богу, а не мертвую поделку. Для этого нужны следующие условия:

  • во-первых, храмоздатель должен быть включен в жизнь Церкви, жить Ее Духом, понимать Её задачи, Её видение каноничного церковного искусства и творчества, знать символику храмовой архитектуры, связанную с православной догматикой и богослужением;
  • во-вторых, необходимо знать весь вселенский опыт православного храмоздательства, черпая из этого источника традиции все самое лучшее, в первую очередь строительства храмов « Всем миром» на добровольные пожертвования верующих;
  • в-третьих, храмоздатель должен быть безукоризненным профессионалом, воплощая в своем проекте все лучшее, что накопил предыдущий опыт и что дает современность. Сюда относятся такие специфические конструкции храмов, как разнообразные своды и купола, а также достижения современных строительных технологий и материалов, систем инженерного обеспечения.

Для архиерейского надзора процесса храмоздательства 07 мая 2019 года настоятелем храма был назначен председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата епископ Клинский Стефан (Привалов), который в свою очередь сформировал Художественный Совет собора «Воскресения Христова» с контрольными и надзорными функциями.

07 февраля 2020 года храм получил статус патриаршего собора

Источники финансирования и материального обеспечения храмостроительства Патриаршего собора «Воскресения Христова».

Уже предпроектные разработки показали высокий уровень сметных затрат на храмостроительство примерно 3,3 миллиарда рублей. Как опытный строитель министр обороны понимал, что в итоге данная сумма увеличится как минимум вдвое. Основное финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Среди жертвователей 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных людей, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады, и еще 15 490 взносов поступило через СМС-сообщения.

Конечно, фонду помогло и правительство Москвы пожертвовав два миллиарда бюджетных средств. Московская область тоже вложилась, выделив 950 миллионов рублей. Предприятия – производители строительных материалов бесплатно поставили на объект почти 70% кирпича и цемента, 100% цветного металла и так далее. Также выделялась строительная техника, машины и механизмы.

Проектное обеспечение храмоздательского процесса

Проектные разработки и авторское сопровождение храмостроения осуществлялись архитектурным бюро «Сретенские архитектурные мастерские» под руководством 33-летнего архитектора-самородка Смирнова Д.М.

83930e0776d85a257207b65baf89a61d.jpg

Информационная справка

Несмотря на относительную молодость, Дмитрий Михайлович уже проявил себя как архитектор-эклетик, в творческой деятельности которого удачно сочетаются традиционные архитектурные приемы и авангардные решения на основе современных достижений в области строительных материалов и цифровых технологий проектирования.

Первый удачный опыт архитектурное бюро под руководство Д.М. Смирнова приобрело в ходе проектирования храма «Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской» в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.

По решению Художественного совета храма к работе были приглашены академики Российской академии художеств, народные художники России: С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, живописцы М. Леонтьев, Д. Шабалина, а также скульпторы Д. Намдаков, В.Д. Шанов и Д.Д. Успенская. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева. Ансамбль из 18 колоколов изготовлен на Воронежском литейном заводе.

Патриарший собор «Воскресения Христова» первый в современной российской истории православный храм, полностью посвященный военной тематике.

По замыслу авторов проекта, архитектурный образ, роспись и мозаики внутри храма должна отображать не только Победу в Великой Отечественной, но и вообще все боевые действия, в которых принимала участие русская армия за всю историю ее существования.

По сути возводился не только и не сколько Главный храм Вооруженных сил России с унитарными функциями православного Богослужения, но формировался православный музейный и религиозно-просветительский комплекс.

Храмовый комплекс патриаршего собора «Воскресения Христова» выполнен на основе требований канонов монументального русско-византийского стиля храмостроения и синтеза современных видов искусства: мозаики, скульптуры, керамики, витражей, иконописи и церковной живописи.

В ходе проектирования и авторского сопровождения процесса храмостроения максимально использовались современные цифровые технологии проектирования: и фасад, и интерьер, и даже отдельные архитектурные и художественные детали сначала строились в 3D-моделях в объемных трехмерных изображениях.

Дизайнеры, художники и проектировщики каждый раз уходили от шаблонных, готовых решений, предлагая художественному совету храма несколько вариантов одной и той же детали, пока ее окончательно не запускали в производство.

Магия символизма цифр и пропорций храма

«Для нас, – убежден главный храмоздатель, министр обороны России, генерал Армии Сергей Шойгу, – прежде всего свят тот солдат, ополченец, офицер, полководец, труженик тыла, что не позволил самому страшному, поистине дьявольскому врагу поработить наш народ и землю, растоптать нашу веру, победить наш дух. Поэтому в строительной задумке, в каждой архитектурной пропорции, элементе храма – сакральные символы, восходящие к войне 1941-1945 гг., другим битвам за Россию, попытка зримо и величественно отразить священное единство воинства небесного и воинства земного».

Буквально, каждый квадратный или кубический метр сантиметр и даже миллиметр Главного храма Вооруженных Сил пропитан символикой.

В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.

Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм.

Диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22.43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Высота малых куполов — 14 метров 18 сантиметров — 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 гг.

Высота звонницы — 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы.

Площадь мозаики в интерьере 2 644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.

Высота мандорлы* — 11694 метра (на самом деле 11694 миллиметра), ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.

Необъяснимо и удивительно, что в переложение на специфический церковный язык «человекомерия», все эти размеры абсолютно точно соответствовали пропорциям архитектурного «золотого сечения».

Планировка и высотное членение Храма

Главный престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова.

860fe8228153768c501ea88faed4a224.jpg

В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России.

Высотное членение собора двухъярусное. Престол нижнего храма освящен в честь равноапостольного великого князя Владимира. Здесь же размещен крестильный храм – баптистерия.

Эффект камерности крестильного храма достигается полихромным мозаичным убранством стен и свода, керамическими иконами в иконостасе и на столпах, орнаментацией пола, выполненной в технике флорентийской мозаики из мрамора, оникса и нефрита, перемежающимися латунными вставками.

Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения.

Иконостас храма

Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, впервые в истории православного храмостроения выполнена в виде металлического рельефа.

Яркой доминантой в строгом воинском соборе стал неземной образ Богоматери. Ибо с давних времен народ верил, что Русь находится под Покровом Богородицы.

5d2dee511fb59f87fb16619cc88a4f33.jpg

В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войн. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.

В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков.

Для храма создавались и совершенно новые композиции. Серия живописных работ художника В.И. Нестеренко соединяет небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.

Внутреннее убранство и художественной оформление интерьера храма

«Это были трудные полтора года, – замечает народный художник России, автор основного объема росписей Василий Нестеренко, – И дело даже не в огромном объеме мозаики, не в сумасшедших сроках. Как отобразить воинские доблести, российскую военную историю через призму духовного света, сделать это выразительно, но высоко и канонично?»

С огромного фриза смотрят на нас сотни глаз тех безвестных простых солдат, офицеров, ополченцев. Воинов много, они уходят в горизонт, в небеса, в вечность.

b189d05986736a13dd40b696b4d960ef.jpg

Все битвы, начиная с обороны Брестской крепости до современных военных конфликтов, словно на громадной линии неумолимого времени, а над ними наши святые – Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Сергий Радонежский...

А еще самая большая в мире мозаика Спаса Нерукотворного – 300 кв. метров! Непривычный для православного храмоздательства горельеф Христа, парящего в ультрамарине иерусалимской ночи на главном алтаре.

925bfe7f8a629380aa3d941e4db4e1f2.jpg

Напольное покрытие приделов и притворов храма выполнено из чугунных плит, отлитых из остатков трофейного оружия и техники.

Наружный декор: оформление фасадов и куполов храма

Наружное покрытие фасада храма декорировано природным камнем зеленоватого цвета, с членением медным орнаментом, барельефами и горельефами.

Фасад также формируется величественными северными и южными вратами. На них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг Панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.

Особенно пластичным и эмоционально выразительные украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в древних традициях.

На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны.

В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелия о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.

В строгом соответствие с каноническими требованиями, основной купол в честь Христа Спасителя и четыре малых в честь апостолов – евангелистов венчают купола с титановым покрытием, которое никогда не потеряет свой великолепный нимб золотого сияния.

Сочетание традиционного сурового воинского стиля цветового оформления зеленоватых тонов, медного архитектурного орнамента, цветовой гаммы заполнения оконных проемов и золотого сияния куполов – впечатляет на более возвышенные эпитеты, чем кликушество на счет «милитаристского камуфляжного стиля».

Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта.

На звоннице храма смонтирован ансамбль колокольного звона. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн.

Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства.

Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода.

Управляет этим внушительным оркестром с помощью компьютерной техники всего один человек.

Музейный и мультимедийный комплекс храма

На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны.

00969385a64d51b5dc31fd89b1e15de0.jpg

Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войны.

Музей под открытым небом «Поле победы» является собирательным образом сражения под Москвой в 1941 году и вошёл в комплекс Главного храма Вооружённых сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице.

Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времён Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.

Вооруженная святыня Главного храма Вооруженных Сил России

Центральная икона храма — образ Спаса Нерукотворного. Икона Спас Нерукотворный представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию, чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное им самим слуге царя Авгаря V. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных сил и наиболее почитаемые святые. На внутренних створках киота изображены исторические сцены с иконами Богородицы. С обратной стороны киота изображен Архангел Михаил, пронзающий копием дракона; на створках помещены иконописные изображения святых воинов.

28 апреля 2019 г., после пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя г. Москвы, образ Спаса Нерукотворного в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 30 апреля 2019 г. главную икону Вооруженных сил РФ привозили в воинские части и гарнизоны Минобороны России.

Икона была принесена в 45 городов, 476 воинских частей, 54 православных храма. Общая протяженность маршрута, по которому перевозилась икона, составила более 42 тысяч километров. Поклониться образу Спаса Нерукотворного смогли более 800 тысяч военнослужащих, членов их семей и жителей городов России.

d8440c50fdbfcc09c5d0b34224918f32.jpg

Главная икона храма написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы.

С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.

Лик на иконе окружают образа Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещённые на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства.

В ковчежце, который неизменно сопровождает икону, находится восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова, который был командующим Черноморским флотом и является одним из самых почитаемых святых на флоте.

Образ Спасителя помещён в бронзовый складень и имеет вес около 100 кг. Сама икона без складня имеет размеры около 98×84×10.

Мы строим Главный храм Вооруженных Сил – «Храм Великой Победы»

Это призыв, как боевой девиз времен Великой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы», вдохновлял всех создателей Патриаршего собора в Кубинке.

a3c693380181307c0fb297e78c82aae8.jpg

Более 4000 строителей, 150 проектировщиков и архитекторов, три народных художника, десятки замечательных скульпторов, иконописцев, более 1000 мастеров очень старались возвести этот храм в срок.

«Это третий по высоте православный собор, – рассказывает замминистра обороны, глава Военно-строительного комплекса Тимур Иванов, – Сложная конструкция, металл, стекло, современная инфраструктура. Конечно, помогли опыт возведения военных объектов, новые технологии, лучшие специалисты. Но главным все-таки было: строим не просто объект – Храм Победы».

И Главный храм Вооруженных Сил построили за 19 месяцев. Построили те же военные строители, что возвели сейчас за считанные дни 16 многофункциональных медицинских центров от Камчатки до Калининграда для борьбы с неожиданной напастью короновируса.

Специалисты ППК «Военно-строительная компания» трудились по «стахановски» – ударными темпами и в три смены. «Солдаты из стройбата» министерства обороны РФ могут и умеют творить чудеса храмостроительного искусства.

Борис Скупов

________________________

*Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых)

Комментарии