(По материалам аналитического обзора, предоставленного Kaskad Family)
Многочисленные исследования показывают, что у детей, живущих в высотках, существуют проблемы, а вот выгод от этого для них нет никаких. Один из авторов категорически заявляет, что «факты свидетельствуют о том, что для ... семей с маленькими детьми высотные здания не подходят для проживания» [3].
Самые чувствительные к условиям жизни на верхних этажах категории населения – это дети и пожилые люди, считает Владимир Линов, доцент Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, эксперт Градостроительного совета Петербурга. Чувствительные, во-первых, в силу особенностей возраста, а во-вторых, просто потому, что они в жилищах проводят больше времени, чем люди среднего возраста.
Дети не имеют права самостоятельно перемещаться при помощи лифта, а пожилые люди часто опасаются им пользоваться. И для детей, и для пожилых людей это означает ухудшение здоровья – ведь они в итоге мало гуляют, меньше находятся на свежем воздухе, что ведет к определенным проблемам в развитии. Некоторые ученые даже указывали на прямую зависимость уровня детской смертности и плотности населения, однако доказательств наличия такой связи обнаружить не удалось.
Результаты двух из недавно опубликованных израильских исследований показали, что воспитание детей в высотных зданиях, особенно на верхних этажах, проблематично [1,6]. Другой автор заключает, что «многоэтажное жилье не предоставляет надлежащие условия жизни детям дошкольного или школьного возраста, потому что им доступно слишком мало атрибутов частного дома...» [4].
Например, в японском исследовании [7] сделан вывод, что развитие детей, живущих выше 5 этажа многоэтажных зданий, задерживается по сравнению с детьми, проживающими ниже. Развитие многочисленных навыков, таких как одевание, оказание помощи и правильное мочеиспускание, происходило медленнее.
Приобретение навыка чтения может зависеть от этажа проживания ребенка [2]. Исследователи измерили уровень звука, способность различать слуховые раздражители и навыки чтения у детей, которые жили в высотных зданиях, построенных над главной автомагистралью в Нью-Йорке. Дети в квартирах на нижних этажах, в которых уровень шума дорожного движения был выше, хуже различали звуки и имели худшие навыки чтения, чем дети, которые жили на верхних этажах.
Дети на верхних этажах подвергаются воздействию высокочастотных вибраций и электромагнитному излучению, что также ведет к проблемам со здоровьем и чревато задержкой в развитии [8]. Единственное преимущество для детей, живущих на верхних этажах в сравнении с нижними, это уровень инсоляции. Если мало гулять, так хоть можно видеть солнышко из окна. Инсоляция крайне важна для развития детей. Специалистами Гарвадской медицинской школы установлено, что чем меньше солнца получают дети, тем тяжелее течение бронхиальной астмы – главного недуга городского ребенка.
Выявлена сильная корреляционная связь между содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе городов с хроническими болезнями миндалин и аденоидов, паратонзилярным абсцессом, аллергическим ринитом, астмой и астматическим статусом детей. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что заболеваемость детского населения, прежде всего, болезнями органов дыхания, напрямую зависит от техногенной нагрузки окружающей среды в месте проживания ребенка [9].
Важным фактором всестороннего развития ребенка является качество доступной ему игровой деятельности. Очевидно влияние высотного проживания и на игры детей, поскольку родители в высотных домах либо чаще держат своих детей в помещении, что означает более пристальное внимание или чрезмерную опеку, либо же позволяют им выходить далеко за пределы района проживания, что может привести к недостаточному надзору.
Одним из следствий этого является тот факт, что в условиях проживания в многоэтажных зданиях дети проводят в целом больше времени, играя в одиночку и ограниченны в играх [5]. Возможно, именно поэтому существуют свидетельства того, что у детей, воспитываемых в многоэтажных домах, ниже уровень активности, чем у детей, воспитывающихся в частных домах.
Список литературы:
Broyer, G. (2002). The appropriateness of buildings over 20 storeys high for middle-class residents. Research thesis, Technion, the Israeli Institute of Technology.
2. Cohen, S., Glass, D. C., & Singer, J. E. (1973). Apartment noise, auditory discrimination, and reading ability in children. Journal of Experimental Social Psychology, 9, 407-422.
3. Conway, J., & Adams, B. (1977). The social effects of living off the round. Habitat International, 2, 595-614.
4. Cooper Marcus, C., & Hogue, L. (1976). Design guidelines for high-rise housing. Journal of Architectural Research, 5, 34-49.
5. Gittus, E. (1976). Flats, families, and the under-fives. London: Routledge & Kegan Paul.
6. Landau, G. (1999). Living patterns in high-rise buildings in Israel. Unpublished research thesis, Technion, Israeli Institute of Technology.
7. Oda, M., Taniguchi, K., Wen, M.-L., & Higurashi, M. (1989). Effects of high-rise living on physical and mental development of children. Journal of Human Ergology, 18, 231-235.
8. Qualitative responses of children to environmental noise. – Haines M.M., Brentnall S., Stansfeld S.A., Klineberg E. // Noise & Health. vol. 5. N 19. 2003.
9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2013 г.: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014.
Комментарии (0)