Недавно, обсуждая с участниками совещания по внедрению технологий информационного моделирования в крупной компании, пришлось воочию убедиться в том, что критическое восприятие BIM-технологий, наконец-то, сместилось из зоны бесполезных разговоров о 3D-модели в зону полезности для использования на всех этапах ЖЦ. Попросту говоря, вообще мало кто говорил о 3D-редакторах, об интероперабельности, все говорили о том, что краеугольной вехой жизнеспособности ИМ (Информационной модели) будет только один факт - согласие эксплуатирующей организации содержать и сопровождать ИМ по жизни объекта недвижимости. И, разумеется, платить за это!
Что происходит дальше! Присутствующие эксплуатационники или их представители сразу запели известную мантру - "Зачем нам нужны ИМ, что они нам такое дадут, чтобы мы за это платили и включали затраты на их сопровождение за 50 лет в себестоимость конечной продукции?". Конечно, не стоит сравнивать эти затраты с заменой, например, электродвигателя компрессора высокого давления - они в тысячу раз меньше, но для эксплуатантов и это повод поплакать о расходах. Тщательные объяснения того, что польза от наличия ИМ в эксплуатационном сервисе - колоссальная, начиная от эффективного планирования капитальных ремонтов, планово-предупредительных мероприятий, реконструкции, переоснащения, перевооружения и даже редевелопмента - большого впечатления не произвели. Мы пойдем в архив, накопируем чертежей и будем соображать как и что сделать - был однозначный ответ. Другой аргумент - образовательный, тоже не произвел впечатления, хотя и привлек больше внимания. Наличие 3D-структурированного виртуального макета (своеобразная 3D-SCADA) с возможностью динамического изучения состава, структуры и режимов работы каждого помещения - это сразу заинтересовало многих. Во-первых, это хорошая возможность проводить подготовку нового персонала по безопасной эксплуатации объекта, во-вторых, планировать меры безопасности при проведении работ на протяжении жизненного цикла. В-третьих - это хороший инструмент инструктирования случайных или иных разовых посетителей. Иными словами, этот аргумент нашел своё понимание, но этого явно недостаточно, чтобы тратиться на ИМ.
Аргумент, связанный с возможностью активной эксплуатации самой ИМ на всех этапах жизненного цикла в качестве аналитического инструмента оптимизации и развития технологических процессов и режимов, т.е. превращение ИМ в "Цифрового двойника" для эксплуатационного мониторинга - тоже привлекло внимание, но в силу избыточной дороговизны такой модели, она тоже вызвала ряд критических оценок и не стала превалирующим аргументом. Конечно, цифровые двойники полезны, но они полезны там, где сама технология предусматривает возможность вариаций и отработки режимов. Если же технология статична и требует жестких эксплуатационных нормативов, то здесь достаточно классической АСУТП с передачей данных в SCADA-приложение и их последующую "посмертную" аналитику.
Очевидно, что сторонники BIM-эксплуатации начинали проигрывать это бой за ИМ для эксплуатации, пока подсказку не дали сами эксплуатационники. Один из опытных руководителей высказал, отчасти случайно, отчасти от досады, своё идеальное пожелание к ИМ. Он сказал, что гораздо лучше любой ИМ иметь в штате пару "Иван Иванычей", которые проектировали и строили это самое здание или сооружение и помнят все проектные решения, причины их принятия, основания для выбора оборудования, конкретных лиц, кто и когда, что согласовал, нормативы и стандарты, которые тогда применялись. Да и вообще, нет ничего лучше, чем человек, который помнит и знает все "косяки и огрехи" проекта, которые надо учитывать при эксплуатации и представлять, где, когда и каким боком тот или иной "косяк" вылезет! Очевидно, что таких специалистов бывает немного, они тоже стареют, их знание и опыт уходят в прошлое, а значит нужна адекватная замена с таким же качеством накопления и обработки информации! Вот тут наши BIM-адепты и почувствовали "второе дыхание".
Разумеется, ключевым преимуществом создаваемой ИМ является не просто накопленная информация, а информация системно и органично распределённая во времени. Создание т.н. "Временных осей документов" (TimeLine DocFlow) - это якорная информационная находка Информационного моделирования. Можно не только выстроить в ряд процесс создания проектной документации, исполнительной документации строителей, но и всю организационно-управленческую переписку, включая электронные обсуждения: чаты, форумы, тематические блоги, включая видео и аудио обсуждения. Платформенные BIM-решения будут формировать поток документации по какой-то теме (например, оборудование для штамповки цеха №5), не только в порядке её появления, в порядке принятия решений, получения поручений, указаний и протоколов, но и выводить списки лиц, принимавших проектные решения и утверждавших те или иные закупки, списки поставщиков и их ответственных лиц, конкурсные документы и варианты альтернативных поставщиков. Иными словами - всё, что может помочь принять правильное управленческое решение через 25-30 лет, если этот объект еще будет эксплуатироваться.
По сути дела, эксплуатационные службы хотят иметь интерактивную диалоговую (вплоть до абсолютно вербальной) справочную систему, информация из которой может формировать тот самый аналитический пул документов, необходимых для выработки новых решений. Или может предупредить о предстоящих рисках, предлагать оптимальные решения с точки зрения совокупности параметров эксплуатации, а не узких данных одного из элементов конструкции или оборудования. В дальнейшем, пул найденных документов трансформируется в ТЗ на реконструкцию и формирует первичный состав документов проекта реконструкции или ремонта без повреждения исходной ИМ. Логично, что такая справочная система должна опираться на виртуальный 3D-макет того или иного здания и сооружения, который позволяет обсуждать временную динамику изменений как отдельного кабинета, отдельного окна или насоса, так и этажей, технологических и функциональных групп, выбранных конструктивов или видов работ по объекту в целом.
Создав такой набор копий исходной для реинжиниринга документации из ИМ, мы фактически создаем новую ветку ИМ, которая, пока проект реализуется, идет параллельно с развитием основной ИМ, а после завершения - интегрируется в основную ИМ, замещая там уже неактуальный файлы - новыми и более соответствующими действительности. Именно в этот момент должен включаться электронный "Иван Иваныч", может даже с элементами ИИ, который и фиксирует момент изменения информации о здании и сооружении и формирует новый Time-Line, который будет востребован в дальнейшем. При этом, абсолютно не исключается, что рассказ "Иван Иваныча" будет представлять из себя видеоролик со ссылками на документы, к которым можно обратиться прямо из ролика или попросить их открыть голосом. Излагая последовательность создания документов, вполне реально прокручивать на соседнем экране эти документы, так, чтобы пользователь мог сразу и слышать и видеть те документы, которые связаны с излагаемым вопросом. Это была бы практически идеальная ИМ для эксплуатационных служб. В итоге, не исключено, что в будущем, ИМ объекта недвижимости и будет не чем иным, как проектором с набором голограмм специалистов и прошлых ЛПР, рассказывающих о том самом объекте недвижимости и параллельно демонстрирующих документы, подтверждающие этот рассказ. Это уже не фантастика, а вполне достижимая перспектива!
В заключение, не стоит забывать, что функционирование того или иного здания или сооружения зависит от условий, при которых те или иные проектные решения принимались. Изменение этих условий в течение ЖЦ эксплуатации существенно влияет на безопасность и инвестиционную целесообразность содержания тех или иных зданий в будущем. Пример простой! Построили когда-то малую ГЭС, а сегодня появилось требование о наличии т.н. "рыбного лифта". Мало того, что такое доведение до нужного состояния уже готового объекта может стоить немалых затрат, так еще и окупаемость можно подтвердить только изменением тарифа. Как на это отреагирует окружающая социальная экосистема - вопрос спорный! В любом случае, создание т.н. ИМ Экосреды - это тоже подсистема базовой ИМ самого объекта недвижимости и для накопления таких требований потребуются другие "Иван Иванычи" - не те кто строил и проектировал, а те, кто отслеживает состояние экосреды и предвосхищает риски изменения внешних условий эксплуатации, как технических, так и нормативно-правовых.
Комментарии (0)