Решение написать эту статью появилось после просмотра очередного видео, где некто из "экспертов" опять интерпретирует, что такое Value Engineering (далее будет - VE) в строительстве. Рекламировать его, разумеется, мы не будем, ибо нет в такой интерпретации практической пользы. Но больше всего в таких "открытиях" удручает неимоверное желание приспособить какие-то модные (хотя тут и моды никакой давно нет) английские словесные комбинации к простым и понятным российским терминам. Видимо, чтобы ценнее выглядело для молодой и недоученной аудитории.
В своё время мы писали статью о том, что если уж и заниматься VE, то с позиции только ЦЕННОСТИ (иные значения - важности, значимости, стоимости) недвижимого актива, а не с позиции истории появления этого термина. Поскольку появился он в США во время второй мировой войны и вообще не имел того смысла (ценность для потребителя), который в него вложили после войны, в конце 50-х годов.
В чем ценность продукта промышленного производства? В том, чтобы он функционировал исправно без поломок, как можно дольше, а когда выходил из строя - так сразу весь, чтобы не тратить время на поиск запчастей пока практически исправный агрегат простаивает. Так было нужно военным. Потому в поиске этой ценности, основные инициаторы появления термина VE, занимались заменой наиболее дефицитных деталей (не хватает сырья или дорогое производство) в промышленной продукции на более массовые, но без потери качества и ценности конечного продукта.
Это полезная идея получила абсолютно логичное развитие во многие другие направления:
1. Давайте смотреть не на отдельную деталь а на функциональную подсистему, в которой она работает, что переродилось в ФСА (Функционально-стоимостной анализ) и его методики (FAST). Отсюда появилась прямая дорога для объединения с системным инжинирингом.
2. Давайте выявлять выходящие из строя детали и создавать по ним плановые резервы. А для предотвращения потери ценности (бесперебойной работы), давайте делать ТО до времени выхода из строя, что позволяет сохранять ценность для потребителя более очевидно (система обеспечения ТОиР продукции). Отсюда дорога к инжинирингу жизненного цикла продукции.
3. Давайте понимать, что стоимость каждого продукта состоит из OPEX (комплектующие, детали и труд) и CAPEX, т.е. стоимости амортизации основных средств. А значит надо управлять стоимостью в комплексе, понимая и стоимость технологии производства, и переносимую на продукт стоимость ОКС (Объекта Капитального Строительства) . Так появилась концепция стоимостного инжиниринга и управления стоимостью. Отсюда прямая дорога к Lean Production и иным методикам бережливости, просто скопированными у Советской промышленности тех времен.
И так далее. То есть видно (см. Рис. в заставке), что начальная концепция VE давно трансформировалась в более современные технологии и методологии управления стоимостью, а управление ценностью стало более высокоуровневым подходом, поскольку получило свою смысловую нишу - Value Managment:
1. Управление ценностью продукта для клиента (PVM - Product Value Management). Факторы ценности здесь чисто маркетинговые: решение проблем и удовольствие от владения;
2. Управление ценностью актива для инвестора (AVM - Asset VM). Факторы ценности здесь очевидные: рентабельность (ROI) и низкая стоимость владения при высокой ликвидности, о чем мы уже говорили;
3. Управление ценностью отрасли для государства (EVM). Факторы ценности - это доля в ВВП и налоговая отдача.
А теперь собственно к теме статьи! Почему концепцию VE для промышленной продукции не имеет смысла переносить на строительство? И как управление ценностью давно реализовано в строительстве?
Рис.1 В промышленности VE появляется после запуска производства продуктов и начала их эксплуатации.
Во-первых, логика стоимостной или ценностной оптимизации движимого продукта, (см. Рис.1). Сначала мы создаем прототип, чаще всего в лабораторных или а-ля "гаражных" условиях. Детали и комплектующие делаются на ходу или используются те, которые нашли. Иногда не глядя на стоимость. Затем, рабочий прототип превращается в промышленный образец, поскольку учитываются требования к эксплуатации (PLCM - Product Life Cycle Management). Здесь же накладываются требования к производству, после чего, образец запускается в серию. Затем, по факту эксплуатации на базе опыта и статистики принимаются решения об оптимизации, как отдельных деталей, так и целых функциональных подсистем. Тем более если их можно сравнивать с замещающими аналогами. Замена дефицитных деталей и подсистем идет в процессе производства и постепенно идёт удешевление производства всей продукции при сохранении качества. Концепция VE допускала и снижение качества, но без потери ценности для клиента.
Рис.2 В строительстве VE имеет смысл на самых ранних этапах оценки инвестиционного решения и формализован в виде ТЭО.
Во-вторых, очевидно, что в строительстве, невозможно улучшать качество продукта (вопрос - какого?) после создания прототипа, ибо и самого прототипа (кроме 3D-макета) быть не может. Каждый новый ОКС - это просто новый уникальный продукт недвижимости, здесь массового производства не бывает. И замена отдельных материалов и конструкций - это больше вопрос удовлетворенности конкретного собственника этого объекта. Допустим, если речь идёт о девелоперском продукте - квадратном метре конкретного типа жилья, то ценность квартиры в большей мере измеряется не её дизайном, а домом, в котором она находится. Ценность конкретной квартиры - это, в лучшем случае, куда выходят окна или вид из окна. А ценность квадратного метра - это и локация дома, и близость к общественным заведениям и транспорту, чистота воздуха и комфортность окружающей среды. Это и архитектура дома, и его эргономичность, красота территории и наличие парковок, воркаутов, детских площадок. Это и удобство в эксплуатации и стоимость услуг управляющей компании. Иными словами, ценность квадратного метра в большей мере создает сам дом, а не квадратный метр квартиры, который удешевлению уже не поддается. Наполнение квартиры - это личный проект собственника, и оно не будет ценностью для следующего покупателя. А вот сам дом - всегда будет. Но опыт оптимизации затрат в этом доме нет смысла переносить на другой: дом будет ценен даже если там провести реконструкцию полную или сделать реновацию. Здесь работают другие инструменты (стандарты качества жилья, например) и задачи VE надо решать на самых ранних этапах (см. Рис.2).
В-третьих, наконец, давайте вернемся к пониманию, зачем и почему появилась на свет аббревиатура ТЭО, именно для использования в создании ОКС? В ТЭО, как ни странно, главное слово - ОБОСНОВАНИЕ, то есть перебор и выбор таких вариантов проектно-конструкторских, архитектурных, технологических решений, которые обеспечат наивысшую степень удовлетворённости будущего собственника (это и есть качество) от владения объектом или его частью (квартирой). Наши чиновники задушили ТЭО как главный инструмент VE, поскольку им нужен был набор проектных решений, показывающих минимальную стоимость. А это и есть мнимая "ценность" для государства, поскольку низкий CAPEX - худшее решение по сравнению с низкой стоимостью владения. Потому ТЭО стало формальным документом с рассказом о дешевом бизнес-кейсе, а не об оптимизации набора решений с целью получения ценностного результата. Потому вывод один - надо вернуть ценность самого ТЭО и понимать, что это и есть аналог VE для строительства на ранних этапах приятия инвестиционного решения.
БИСКИД - Тонкая Настройка Созидания!
Добро Пожаловать в БИСКИД!
Статья представлена впервые.
Комментарии (0)