VE vs ТЭО, или как не открывать Америку на пустом месте.

Подпишитесь на канал

        Решение написать эту статью появилось после просмотра очередного видео, где некто из "экспертов" опять интерпретирует, что такое Value Engineering (далее будет - VE) в строительстве. Рекламировать его, разумеется, мы не будем, ибо нет в такой интерпретации практической пользы. Но больше всего в таких "открытиях" удручает неимоверное желание приспособить какие-то модные (хотя тут и моды никакой давно нет) английские словесные комбинации к простым и понятным российским терминам. Видимо, чтобы ценнее выглядело для молодой и недоученной аудитории.

         В своё время мы писали статью о том, что если уж и заниматься VE, то с позиции только ЦЕННОСТИ (иные значения - важности, значимости, стоимости) недвижимого актива, а не с позиции истории появления этого термина. Поскольку появился он в США во время второй мировой войны и вообще не имел того смысла (ценность для потребителя), который в него вложили после войны, в конце 50-х годов.

         В чем ценность продукта промышленного производства? В том, чтобы он функционировал исправно без поломок, как можно дольше, а когда выходил из строя - так сразу весь, чтобы не тратить время на поиск запчастей пока практически исправный агрегат простаивает. Так было нужно военным. Потому в поиске этой ценности, основные инициаторы появления термина VE, занимались заменой наиболее дефицитных деталей (не хватает сырья или дорогое производство) в промышленной продукции на более массовые, но без потери качества и ценности конечного продукта.

         Это полезная идея получила абсолютно логичное развитие во многие другие направления:
      1. Давайте смотреть не на отдельную деталь а на функциональную подсистему, в которой она работает, что переродилось в ФСА (Функционально-стоимостной анализ) и его методики (FAST). Отсюда появилась прямая дорога для объединения с системным инжинирингом.
      2. Давайте выявлять выходящие из строя детали и создавать по ним плановые резервы. А для предотвращения потери ценности (бесперебойной работы), давайте делать ТО до времени выхода из строя, что позволяет сохранять ценность для потребителя более очевидно (система обеспечения ТОиР продукции). Отсюда дорога к инжинирингу жизненного цикла продукции.
      3. Давайте понимать, что стоимость каждого продукта состоит из OPEX (комплектующие, детали и труд) и CAPEX, т.е. стоимости амортизации основных средств. А значит надо управлять стоимостью в комплексе, понимая и стоимость технологии производства, и переносимую на продукт стоимость ОКС (Объекта Капитального Строительства) . Так появилась концепция стоимостного инжиниринга и управления стоимостью. Отсюда прямая дорога к Lean Production и иным методикам бережливости, просто скопированными у Советской промышленности тех времен.

         И так далее. То есть видно (см. Рис. в заставке), что начальная концепция VE давно трансформировалась в более современные технологии и методологии управления стоимостью, а управление ценностью стало более высокоуровневым подходом, поскольку получило свою смысловую нишу - Value Managment:

      1. Управление ценностью продукта для клиента (PVM - Product Value Management). Факторы ценности здесь чисто маркетинговые: решение проблем и удовольствие от владения;

      2. Управление ценностью актива для инвестора (AVM - Asset VM). Факторы ценности здесь очевидные: рентабельность (ROI) и низкая стоимость владения при высокой ликвидности, о чем мы уже говорили;

      3. Управление ценностью отрасли для государства (EVM). Факторы ценности - это доля в ВВП и налоговая отдача.

      А теперь собственно к теме статьи! Почему концепцию VE для промышленной продукции не имеет смысла переносить на строительство? И как управление ценностью давно реализовано в строительстве?

Рис.2 В промышленности VE появляется после запуска проиводства продуктов и наала их эксплуатации.

Рис.1 В промышленности VE появляется после запуска производства продуктов и начала их эксплуатации.

      Во-первых, логика стоимостной или ценностной оптимизации движимого продукта, (см. Рис.1). Сначала мы создаем прототип, чаще всего в лабораторных или а-ля "гаражных" условиях. Детали и комплектующие делаются на ходу или используются те, которые нашли. Иногда не глядя на стоимость. Затем, рабочий прототип превращается в промышленный образец, поскольку учитываются требования к эксплуатации (PLCM - Product Life Cycle Management). Здесь же накладываются требования к производству, после чего, образец запускается в серию. Затем, по факту эксплуатации на базе опыта и статистики принимаются решения об оптимизации, как отдельных деталей, так и целых функциональных подсистем. Тем более если их можно сравнивать с замещающими аналогами. Замена дефицитных деталей и подсистем идет в процессе производства и постепенно идёт удешевление производства всей продукции при сохранении качества. Концепция VE допускала и снижение качества, но без потери ценности для клиента.

Рис.3 В строительстве VE имеет смысл на самых ранних этапах оценки инвестиционного решения и формализован в виде ТЭО.

Рис.2 В строительстве VE имеет смысл на самых ранних этапах оценки инвестиционного решения и формализован в виде ТЭО.

         Во-вторых, очевидно, что в строительстве, невозможно улучшать качество продукта (вопрос - какого?) после создания прототипа, ибо и самого прототипа (кроме 3D-макета) быть не может. Каждый новый ОКС - это просто новый уникальный продукт недвижимости, здесь массового производства не бывает. И замена отдельных материалов и конструкций - это больше вопрос удовлетворенности конкретного собственника этого объекта. Допустим, если речь идёт о девелоперском продукте - квадратном метре конкретного типа жилья, то ценность квартиры в большей мере измеряется не её дизайном, а домом, в котором она находится. Ценность конкретной квартиры - это, в лучшем случае, куда выходят окна или вид из окна. А ценность квадратного метра - это и локация дома, и близость к общественным заведениям и транспорту, чистота воздуха и комфортность окружающей среды. Это и архитектура дома, и его эргономичность, красота территории и наличие парковок, воркаутов, детских площадок. Это и удобство в эксплуатации и стоимость услуг управляющей компании. Иными словами, ценность квадратного метра в большей мере создает сам дом, а не квадратный метр квартиры, который удешевлению уже не поддается. Наполнение квартиры - это личный проект собственника, и оно не будет ценностью для следующего покупателя. А вот сам дом - всегда будет. Но опыт оптимизации затрат в этом доме нет смысла переносить на другой: дом будет ценен даже если там провести реконструкцию полную или сделать реновацию. Здесь работают другие инструменты (стандарты качества жилья, например) и задачи VE надо решать на самых ранних этапах (см. Рис.2).

        В-третьих, наконец, давайте вернемся к пониманию, зачем и почему появилась на свет аббревиатура ТЭО, именно для использования в создании ОКС? В ТЭО, как ни странно, главное слово - ОБОСНОВАНИЕ, то есть перебор и выбор таких вариантов проектно-конструкторских, архитектурных, технологических решений, которые обеспечат наивысшую степень удовлетворённости будущего собственника (это и есть качество) от владения объектом или его частью (квартирой). Наши чиновники задушили ТЭО как главный инструмент VE, поскольку им нужен был набор проектных решений, показывающих минимальную стоимость. А это и есть мнимая "ценность" для государства, поскольку низкий CAPEX - худшее решение по сравнению с низкой стоимостью владения. Потому ТЭО стало формальным документом с рассказом о дешевом бизнес-кейсе, а не об оптимизации набора решений с целью получения ценностного результата. Потому вывод один - надо вернуть ценность самого ТЭО и понимать, что это и есть аналог VE для строительства на ранних этапах приятия инвестиционного решения.

БИСКИД - Тонкая Настройка Созидания!

Добро Пожаловать в БИСКИД!

Статья представлена впервые.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!