В продолжение статьи по управлению активами и пассивами, хотелось бы обсудить один важный момент, который вызывает много дискуссий и когнитивной конфликтности. Это различие между Стоимостными дисциплинами (инжиниринг, менеджмент, маркетинг), например, Сost engineering и Ценностными, например, Value Engineering.
Сегодня ситуация такова, что большая часть т.н. "экспертного" сообщества вообще считает это синонимами, что вызывает неоднозначное восприятие в случае применения концепции в строительстве. Ведь сама идея Value Engineering появилась в годы 2-й мировой войны и исключительно в отношении ценности машиностроительной продукции для конечного потребителя. У нас (БИСКИД) много заказов на семинары по Value Engineering в строительстве, и когда спрашиваешь, что конкретно вы хотите услышать, выясняется, что это исключительно вопросы управления стоимостью.
Много путаницы в этом вопросе создает и небезызвестный НДС, который так и пишется по-английски: Value Added Tax (VAT). Иными словами, налог на добавленную ценность, а не стоимость. Тут как раз хотелось бы отметить, что налог называется совершенно правильно с позиции ценности (важности). Объяснение простое. Например мы производим Мерседесы и Ладу. С точки зрения критической производственной себестоимости (стоимость материалов и работы станков и сервиса), равные по классу машины должны стоить примерно одинаково, плюс-минус 20-30%. Но к этой себестоимости Производитель Лады не может добавить высокую добавленную стоимость, кроме предельной экономической (т.е. экономическую прибыль - затраты на воспроизводство ресурсов и обновление мощностей). А Мерседес может прибавить и 500% от себестоимости. С точки зрения экономической прибыли, это много, а точки зрения ценности для покупателя - это добавленная и оплаченная ценность. Называется - стоимость бренда. И тогда НДС у нас - это добавленная стоимость, а VAT - это налог на добавленную ценность, ибо брать налог с добавленной экономической стоимости - это удушение экономики.
Что здесь надо отметить, кроме того, что Управление ценностью и Стоимостью - два абсолютно разных понятия, один крокодил на север, другой зелёный?
- Начнем со стоимостных дисциплин. В общем подходе TCM (Total Cost Management) - И инжиниринг, и менеджмент, в принципе синонимы: Стоимостной инжиниринг - это совокупность средств, методов, подходов и инструментов управления стоимостью проекта (актива) на всех этапах его реализации. Тут-то и возникает некоторая проблема: одно дело управлять стоимостью, это как управлять автомобилем должны уметь все, хотя бы в рамках семейного бюджета. Другое дело заниматься стоимостным инжинирингом, т.е. расчетом и обоснованием бюджета проекта. Это как уметь конструировать автомобиль или самолет, что всегда делают единицы. Потому считать стоимостной инжиниринг частью управления стоимостью - несколько натянутая концепция. Ибо не всегда стоимостной инжиниринг заканчивается управлением, часто он заканчивается решением об отказе от проекта. В таком подходе это близкие, но всё-таки профессионально разные задачи по уровню компетенции. Еще более сложная задача - это стоимостное моделирование ЖЦ ОКС на всех этапах его ЖЦ, поскольку от этого плана зависят и проектные решения на этапе создания. Об этом просто никто не думает, от слова "совсем".
- Управление ценностью (Value Managment) - это принципиально иной подход к управлению проектами, активами и бизнесом в целом, а также - экономикой страны. Но так же логично, прежде чем чем-то управлять, это надо создать. Отсюда Инжиниринг ценности. Главный термин здесь - Ценность. Ценность, (в нашем случае - стоимостная, инвестиционная) - это такой набор параметров, которые позволяют ранжировать важность и приоритетность той или иной сущности для стейкхолдера. То есть если я создаю новый актив, я должен оценить его ценность для бизнеса и собственника. Такой актив может иметь низкую рентабельность, но высокую ценность. Другой актив, имеет отличные показатели инвестиционного анализа, но имеет низкую ценность. Вполне вероятно, что инвестор вкладывает в проект средства, которые для другого инвестора - не интересен, но для этого инвестора он имеет высокую ценность в портфеле активов. И он эту ценность создает сам, сознательно и креативно.
В данном случае важна не стоимость проекта или актива, а его место в портфеле активов и влиянии на общий экономический результат бизнеса или страны. На его устойчивость и надежность.
Как посчитать ценность? Достаточно просто: Ц = ЭЭ*ДП* КЛ. Здесь:
- Ц - это ценность актива или проекта;
- ЭЭ - Экономический эффект от актива, например, годовая чистая рентабельность инвестиций в актив;
- ДП - доля актива в портфеле. У вас может быть актив в половину портфеля, а может быть рентабельный актив в 0,01 портфеля по текущей оценке;
- КЛ - это коэффициент ликвидности, т.е. как быстро вы можете превратить этот актив в деньги. Разумеется, у актива под названием "деньги" КЛ=1. У всего остального, от 0,1 до 0,9. Скажем, если вы будете превращать актив в деньги больше года, то и КЛ = 0,01.
Таким образом ценность можно представить так: у вас есть актив за 10 млрд.. он занимает 40% в портфеле и он приносит в этом году прибыль 2%, т.е. 200 млн.. КЛ = 0,5, т.е. полгода требуется. чтобы превратить его в деньги. Итого ценность 200*0.4*0,5 = 40 млн.
Другой актив ценой 1 млрд. приносит 50% годовых, занимает 4% в портфеле. Коэффициент ликвидности - 0,9 Итого его ценность: 500*0,04*0,1=18 млн. А теперь проранжируйте эти два актива! Что для компании более ценно?
Можно еще добавить корректировку на долгосрочную устойчивость. Тогда ситуация совсем изменится... И то, что вам кажется ценным - совсем не ценность, а то, что кажется мусором, окажется главной ценностью... это и есть Value Инжиниринг для владельца Актива, а не для Потребителя продукта!
БИСКИД – Тонкая Настройка Созидания!
Добро Пожаловать в БИСКИД!
Статья представлена впервые.
С 2025 года наша консалтинговая компания ООО "СТГМ" была переименована в ООО "БИСКИД". Теперь это юридическое лицо, которому исполнилось 13 лет в прошлом году, занимается исключительно образовательными проектами и консалтингом.