«Кто с мечем к нам придет
от меча и погибнет».
Святой Благоверный князь
Александр Невский
К 780-летию Невской битвы и ко дню преставления Святаго Благоверного князя Александра Ярославовича Невского – 23 ноября (6 декабря)
Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у современников и потомков по праву стяжал князь Александр Ярославич, прозванный «Невским».
Святой Благоверный князь Александр Ярославович Невский
30 мая 1220 года г. Переславль-Залеский – 14 ноября 1263 г. Городец.
Великий князь Владимирский и Киевский, князь Новгородский.
Выдающийся русский полководец и государственный деятель.
Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему бессмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Эпический образ Александра Невского постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности.
- Южнорусскую и близкую к ней западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества)
- Юго-западную Русь – Галицко-Волынские земли.
- Северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);
- Северо-западную Русь (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).
И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли, как от единого древнерусского корня, так и от Киевской Руси.
Владимирско-Суздальские земли
Политическая раздробленность на Руси в XII – начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была во многом позитивным явлением.
Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее «медвежьих углов».
Причем некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров.
Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику, как внутри русского мира, так и за его пределами.
Детство и отрочество князя Александра Ярославича
Точная дата рождения Александра неизвестна. Далеко не все летописцы сочли достойным внимания такой мелкий факт, как появление на свет второго сына в семье удельного Переславль-Залесского князя Ярослава Всеволодовича.
Однако русский историк XVIII столетия В.Н.Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 г.
По обычаю того времени младенец был наречен в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких к дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.
Столь же символичным оказалось и само значение имени: «Александр» по-гречески означает «защитник людей».
Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет. Матерью нашего героя была вторая жена Ярослава Ростислава дочь князя Мстислава Мстиславича Удалого.
Известно, что родство по линии матери очень чтилось в Древней Руси. Дед Александра Невского Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания.
Глобальные перемены на Востоке
Тем временем на Востоке в конце XII – начале XIII вв. начались гигантские перемены. Вновь, как во времена Великого переселения народов, погубившего Античный мир, поднялась Великая степь.
Чингисхан сумел соединить в своей военной империи примитивный быт и простоту общественных отношений степняков, их нехитрый боевой строй с высочайшими достижениями военного искусства Китая и других развитых восточных стран, использовал их экономические, административные достижения.
В итоге, вместо того, чтобы ослабевать и терять людей по ходу обширных завоеваний, империя Чингисхана постоянно получала новых бойцов. Они перековывались в горниле завоевательных походов в истинных подданных «сотрясателя вселенной».
По сути, в экспансии Чингисхана, а потом и его потомков, мы имеем дело со средневековой попыткой глобализации - в ее азиатско-кочевом понимании.
Монгольские воины
Если первое поражение от монголов в битве на Калке (1223 г.) необходимо трактовать как следствие несогласованных военных действий и военно-политических ошибок князей Южной и Юго-Западной Руси.
Уже опыт Батыева нашествия на Русь (1237-1241) и анти-ордынских выступлений (1252, 1262, 1293) наводит исследователей на мысль о том, что русский мир в одиночку чисто физически не имел возможностей успешно отразить монголо-татарскую агрессию.
Западноевропейская экспансия в Прибалтике и русские земли
Глобальная экспансия Азии в Европу пришлась на то время, когда в самом европейском мире шел процесс расширения. Он выражался в реконкисте в Испании, в крестовых походах на Ближний Восток и на язычников Прибалтики.
В конце XII – начале XIII вв. в Прибалтике появился еще один «новый игрок» – крестоносцы. Они были представлены в землях пруссов Тевтонским Орденом, а в землях ливов, земгалов и эстов Орденом меченосцев, ставшим впоследствии (с 1237 г.) филиалом тевтонов и известном далее, как Ливонский Орден.
Особые интересы имела в Прибалтике еще и Папская курия. Она пыталась придать разнородной западной экспансии объединяющее начало: религиозно-миссионерский смысл, и одновременно выступала посредником в спорах Рижского архиепископа с крестоносцами, крестоносцев с датским королем и т.д. И все эти западные претенденты на владычество в Прибалтике противостояли русскому присутствию.
В столкновениях с крестоносцами остро стоял еще и религиозный вопрос. Обе стороны воспринимали друг друга, как «схизматиков» и «еретиков», что, безусловно, ожесточало конфликт.
Господин Великий Новгород в начале XIII в.
Новгород никогда не обладал большими собственными военными ресурсами. Долгое время они ему и не были ему нужны. Новгородская колонизация на северо-восток и северо-запад до конца XII в. не встречала серьезных препятствий.
После постройки Юрьева, новгородцы без особого участия князей сами осваивали интересующие их просторы: взимали дань, занимались промыслами и торговлей, основывали городки и вотчины.
Для защиты владений хватало новгородского ополчения и тех небольших дружин, которые имели приглашенные в Новгород князья , В 1237 году им стал юный Александр Ярославович.
Князь в Новгороде был скорее верховным полководцем и посредником Новгорода с его связях с другими Низовыми, как говорили новгородцы, землями. Своевольные новгородцы своих князей особо не жаловали. В любой момент недовольное Вече могло сказать ему: «Путь чист, княже» и выпроводить его вместе с дружиной восвояси.
Фактически, главой Новгорода был выбираемый на вече посадник. На эту должность всегда выбирали бояр, они же играли ведущую роль в социально-экономических и политических начинаниях Новгорода..
«Не в силе Бог, а в правде». Невская битва
9 декабря 1237 года папа повелел Упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских «схизматиков» и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство.
Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 году шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя – ярла Биргера.
«Загордевся», Биргер послал сказать новгородскому князю Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою». При войске состояли священники, предназначенные для «крещения русских дикарей». Летом шведские отряды на ладьях вошли в Неву, к устью Ижоры, и стали станом.
Князь Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога.
Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Лишь наступившая ночь спасла пришельцев от полного разгрома – нагрузивши телами павших ладьи, враги под покровом тьмы ушли вниз по Неве в море.
На всю Северо-восточную Русь прозвучал боевой девиз юного князя Александра Ярославовича: «Не в силе Бог, а в правде!»
«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Борьба с Ливонским орденом меченосцев
Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились.
Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края. В промежуток между 1216 и 1240 годами можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую «заботливость» о тех, кто шел воевать в «святой земле, вновь приобретенной в Ливонии».
Исполнителями этих предписаний стали монахи-воины, давшие обет распространять оружием католичество. Они образовали Ливонский орден, продолживший попытки завоевать русские земли.
В 1240 году немцы изменой взяли Псков, но князь Александр освободил город внезапным походом, даже без особого труда. Немецкие наместники были закованы в цепи и отправлены в Новгород.
Весть об освобождении Пскова поразила ливонских немцев, понимавших, что борьба приближается к решительному моменту. В поход выступили главные силы ордена.
Их-то и разбил князь-ратоборец в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища.
Немцы хоть и оставили мысль вслед за Ливонией поработить северные русские земли, но не раз вступали с псковскими отрядами в кровавые столкновения.
Попытки обольщения князя Александра Невского
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 году Иннокентий IV прислал к Александру невскому двух кардиналов – Гальда и Гемонта.
Папа уверял, будто отец Александра, великий князь Ярослав незадолго до кончины обещал минориту Плано Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение.
Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых святой Александр лишь недавно очищал русские земли.
Что мог ответить на это благоверный князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто.
Злее зла честь татарская
В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами.
Первым подвергся этому унижению великий князь Ярослав Всеволодович, отец св Александра Невского. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих сыновей – Константина – отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого хана.
В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело – дать его тому или иному князю. Батый принял святого Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану.
Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев. Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.
Татарская политика «баскачества» – сбора дани
Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот: побратим Александра Невского Сартак был умерщвлен своим дядей – Берке, который и стал ханом.
В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани. Александр поспешил в Орду, но не успел умилостивить хана – в рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовной данью – не включали в списки лишь духовных лиц.
Чуждое, иноземное управление вводилось таким образом внутри Руси, грозя разрушить остатки самостоятельности страны.
В 1257 году неутомимый князь вновь едет в Орду. Ханский наместник Улагчи, ведавший русскими делами, потребовал, чтобы и Новгород подвергся унизительной процедуре переписи.
С горестью должен был взять на себя князь дело тяжелое и неприятное – склонить к рабству новгородцев, не знавших доселе поражений от татар и не считавших себя покоренным народом.
Князь едва успел усмирить горожан – баскаки сочли жителей, распределили налоги и уехали, так как Александру удалось выговорить для новгородцев право доставлять определенное количество серебра в Орду самим или через великих князей, не имея дела с татарскими сборщиками.
Последний подвиг святого благоверного князя
В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов.
Сам способ сбора дани был очень отяготительным – в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями.
Но не это переполнило чашу народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой – расплата стала неминучей.
В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда святой Александр, в который уже раз «избавы ради христианския» приехал в Сарай.
Ему снова удалось уладить дело благополучно – хан Берке оказался даже более милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение бесерменов, но и освободил Русь от обязанности поставлять воинов для своего ближайшего похода. Достигнуть этого оказалось не просто, и князю пришлось провести в Орде всю зиму и лето.
На Русь Александр Невский возвращался в самое неблагоприятное для путешествий время — поздней осенью, когда грунтовые дороги тонули в непролазной грязи, а по рекам вот-вот готов был двинуться лед. Князь спешил домой и потому не жалел выбившихся из сил лошадей и людей. Наконец в начале ноября 1263 г. маленький отряд достиг Нижнего Новгорода.
Смерть и принятие великой схимы
Осенью 1263 года в небольшой крепости Городец, он заболел и умер, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий.
Весть о кончине святого Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блаженный митрополит Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской»
Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
Погребение Александра Невского
23 ноября тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во владимирской соборной церкви Рождественского монастыря.
Разумеется, пострижение умирающего, да еще в высшую монашескую степень — противоречило самой идее иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя, его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму.
- это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;
- это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;
- это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
Борис Скупов
Комментарии (0)