Артель – уникальная, оптимальная и перспективная форма организации труда в строительной отрасли

«Мы народ артельный – дружим с топором»
Из песни плотничной артели

Еще сто двадцать лет тому назад подрядчики на строительстве объектов «столичного града Петрова», «первопрестольной», губернских и уездных городов Российской империи, а также «железки» т.е. железной дороги, не испытывали никаких затруднений в формировании и пополнения трудовых ресурсов для своей деятельности.

590390de2a4d601cc548ea84ca1c4b8d.jpg

Повсеместно строительное производство в царской России носило сезонный характер и после окончания весенних полевых работ на отхожие промыслы устремлялись миллионы крестьян.

На строительном кадровом рынке существовала общепринятая специализация губерний и уездов по поставке строительных рабочих определенных профессий: так Пензенская и Ярославская губернии славились своими каменщиками; Вологодская губерния поставляла плотников, а Костромская – маляров; невозможно было превзойти в мастерстве земляных работ «грабарей» Казанской и Курской губерний.

Все вышеперечисленные сезонные рабочие объединялись в трудовые артели, которые являлись оптимальной формой организации строительного производства.

Ну, а во всероссийском масштабе – «русская артель» и «артельные русские люди» стояли нерушимыми устоями народно-хозяйственной деятельности с незапамятных времен.

Некоторые определения и термины артельной деятельности

В современном энциклопедическом словаре (Википедия) определение артели уложилось в 24 (двадцать четыре) слова и 3 (три) строки.

«Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки».

В наше время выражение «Круговая порука» имеет устойчивый общественный отрицательный смысл: априори подразумевается, что это преступный замысел и преступные действия группы физических и (или) юридических лиц покрыть друг друга в явном нарушении норм общественной морали или попирании закона.

f70b1cc46d98076779525fc3b429acd4.jpg

Мудрость народная об артелях и артельном образе деятельности и жизни

Чисто статистически, в народе гораздо больше ходило пословиц об общине и на порядок меньше об артели. Однако тщательный анализ свидетельствует, что дело здесь именно в кровном родстве общины и артели.

Пословицы, посвященные общине (миру), почти в равной степени распространяются и на артель.

Многие общинные и артельные формы народной жизни и хозяйствования тесно переплетались между собой. Известны случаи, когда целые общины организовывали артель.

В Вологодской и Архангельской губерниях были часты случаи, когда целые деревни-общины образовывали артель по заготовке строительных материалов из древесины. Такие артели сами распределяли работу между своих членов, устанавливали норму выработки и оплату труда.

Артелью, как утверждал историк И.Г. Прыжов, является братство, которое устроилось для какого-нибудь общего дела.

Русская артель имеет ярко выраженный семейный образ: «Артель — своя семья». Про большую семью обычно говорят: «Экая артель».

Товарищеская взаимопомощь и общее согласие главное в артели: «Артельная кашица гуще живет», «Одному и у каши не споро», «В семье и каша гуще».

Поэтому у русского человека большое скопление людей ассоциируется с образом артели: «Народ по улицам артелями бродит».

«Артельная система,— отмечал исследователь Максимов-Слобожанин,— есть не классовая, а общечеловеческая система, форма же проявления ее — артель — есть союз личностей».

6761698a2bb9f5454228adb7694acadd.jpg

Демократический артельный характер

В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд.

Демократический характер артели был не в примитивном равенстве, а в равном праве для всех выразить свои способности вне зависимости от социального положения.

В самых типичных артелях древней Руси могли участвовать все без исключения при одном условии — признания ими артельных правил. Само собой разумеется, что артель — самоуправляемый трудовой коллектив. «Артель суймом крепка», — гласит древняя пословица. Суйм, или суем,— сейм; сходка, общее собрание.

Люди объединяются для совместной слаженной работы, где каждый отвечает перед всеми другими. «Артель своя семья», «Артель круговая порука», «У артели брюхо да руки — нет другой поруки», «Что было в артели — все свертели».

Самоуправляющий характер артели вовсе не означает, что у нее нет начальника. «По ватаге — атаман, по овцам — пастух». Артель выбирает его из самых авторитетных членов, понимая, что есть вопросы, которые арифметическим сложением мнений не решишь. «Без атамана дуван не дуванят».

Нужна твердая воля, выражающая конечные интересы членов артели, но, конечно, не подавляющая их самостоятельности. «Артели думой не владети», ибо «сколько в артели голов — столько умов». Поэтому «один горюет, а один воюет». «Артель атаманом крепка».

Руководители артели, кроме атаманов, назывались еще старостами и (или) большаками.

Нередко артель предоставляла своему руководителю широкие права (если она ему доверяет), но и при всех обстоятельствах осуществляет за ним контроль, которого практически не избегнешь.

Нравственные начала строительной артели

Профессор Шульц-Геверниц, побывавший в России конца XIX века, отмечает принципиальные отличия русской артели от западноевропейских промышленно-ремесленных объединений.

Если западноевропейские ремесленные объединения основаны на индивидуалистических началах, отмечает он, то русские артели охватывают всего человека, связывая его с остальными членами артели, заказчиками и государством круговой порукой.

Еще одно важное отличие русской артели от западного кооперативного движения в том, что она ставит во главу угла не только материальный интерес (что само собой разумеется) но и духовно-нравственные потребности личности.

Многие ученые отмечают нравственный характер артелей, развитие которых объяснялось не столько погоней за прибылью, наживой, сколько более высокими духовно-нравственными соображениями взаимопомощи, взаимо-поддержки, справедливости в распределении благ, национальной склонности к самоуправлению и трудовой демократии.

ceb57d31cbe001b8c7746e2b9e1127c1.jpg

Что, прежде всего, привлекало русского человека к артели?

Равноправие, справедливое вознаграждение, товарищеская поддержка, ибо артели были не только деловыми объединениями, но и общественными организациями.

По мнению русского человека, артель, как и община – это великая сила. «Артелью города берут».

Крайне необходимый экскурс в историю артели

Русские артели возникали с самыми разнообразными целями. Кроме хозяйственных артелей (земледельческих, промысловых, ремесленных, торговых) существовали артели религиозные (братства), образовательные, воспитательные, общежительские, политические и т. д.

Широкое развитие артели объясняет соответствие артельных форм жизни народному духу, «соответствие основных начал нравственности и справедливости, заложенных в артели, духу народа и то непосредственное участие народных масс в артельном строительстве, которое сделало артели действительно русскими, бытовыми, чисто народными союзными организациями».

Артельный характер жизни, выросший из общинных начал, принимал самые разнообразные формы и названия — складчины, братства, ватаги, дружины, товарищества и собственно артели.

В XII веке строительные рабочие объединяются в «братии» или «братчины», так в то время назывались товарищества, артели. В XII—XIII веках «братии» (братчины) являются производственными и одновременно общественными организациями различных групп городских ремесленников — кузнецов, литейщиков, кожевенников и т. д. Иногда артели назывались дружинами.

Древняя русская артель складывалась на началах товарищества, как правило, из людей хорошо знавших друг друга, в большинстве своем односельчан.

Выполнив эту работу, артель получала определенную договором сумму, которую делила между собой согласно трудовому вкладу. Хочется особенно подчеркнуть одну типичную формулировку договора – «с товарищи», или «со товарищи». Она подчеркивала равноправный товарищеский характер деятельности членов артели.

64abb2c27d78316dc4bd3b6f1d813ca6.jpg

Их пример и нам наука

Достаточно лишь пройтись по улицам российских городов, посмотреть на здания, построенные в XVIII - XIX - начале XX века артелями строителей.

Высокое качество и надежность просто поражают многих современных строителей, которые ныне и близко не могут подойти к такому уровню выполнения работ.

В одной Москве только за сезон 1911 года было построено 3 000 (три тысячи) пяти- и семиэтажных домов с исключительно высоким качеством качество работ. Большинство из них до сих пор служит москвичам без капитального ремонта.

Те виды работ, которые делались ранее артелями простых строителей, не могут выполнить строительные рабочие известных зарубежных фирм, даже с помощью компьютерных технологий.

В Москве закончилась реконструкция огромной гостиницы «Метрополь», построенной и отделанной в начале XX века руками нескольких десятков артелей менее чем за четыре года.

Однако всемирно известная строительная финская фирма не смогла выполнить в полном объеме все виды работ по отделке гостиницы, которые были сделаны в начале века артелями русских столяров.

Столярные работы в гостинице (двери, оконные рамы и т. п.) делались разными артельщиками по единым эскизам. Однако каждый член артели работал по-своему, со своими привычками и особенностями, со своим инструментом.

В результате получились по-своему неповторимые произведения столярного искусства, которые при нынешней реконструкции были сведены к нескольким стандартизированным образцам.

07d32e8948be6392b6a98700619a24eb.jpg

Высокая продуктивность артелей при строительстве инфраструктурных объектов

Яркой иллюстрацией высокой продуктивности артелей является строительство каналов и железных дорог. При помощи самых простых орудий — тачка, лопата, топор, пила — было построено 893 км каналов и 1317 км шлюзованных участков рек. С 1838 по 1917 год строительные артели также безо всяких механических средств провели более 90 тыс. км железных дорог.

Великая сибирская дорога протяженностью 7,5 тыс. км была построена за десять лет со средней численностью рабочих 7 - 8 тыс. человек.

Непосредственные строители российских железных дорог в середине XIX века работали, объединяясь в артели человек по 50 - 80. С каждой артелью подрядчик заключал отдельный контракт, в котором оговаривались нормы выработки, продолжительность рабочего дня, условия питания, быта и отдыха.

В артели соблюдалась круговая порука друг за друга. За неявку к началу работ, прогулы, пьянство, самовольную отлучку во время работ, на артель накладывается штраф за каждого виновного по 50 копеек серебром в день, а за умерших в пути и не явившихся из-за болезни с артели вычитался задаток.

«Рабочие обязаны выходить на работы с рассветом дня и производить оные поурочно... (Им) полагается со вступлением в работу до 15 августа на обед и отдых времени два часа; при завтраке и на ужине отдых не иметь, с половины же августа и после обеда отдыха не полагается».

Работа была очень тяжелая, ее тяжесть усугублялась злоупотреблениями подрядчиков, стремившихся сорвать куш с рабочих путем различных обсчетов и недоплат. Ежедневно рабочий должен выкопать и перевезти на тачке от 5 до 10, а то и больше тонн грунта. За перевыполнение урока рабочим полагалась повышенная плата.

За сезон артельщики (кроме питания) получали 35 рублей серебром, из которых 6 рублей отдавали в виде казенных податей, стоимость дороги на работу и обратно — 3 рубля, паспорт и разные вычеты еще около 3 рублей.

Оставалось на руках около 23 рублей. Естественно, за свой счет рабочий покупал сапоги, одежду, рукавицы, белье. Но даже с учетом этих личных надобностей у него оставалось чистыми около 19 рублей. На эти деньги можно было купить две коровы или лошадь, а стоимость пары сапог была 70 копеек, а овчинный полушубок (дубленка) стоил 2 рубля.

Следует сказать, что, по мнению современников, за такой тяжелый труд плата была недостаточна, хотя и удовлетворяла многих артельщиков. Однако нередко подрядчики, стремившиеся нажиться за счет рабочих, обсчитывали их и не выплачивали деньги. В таких случаях артель снималась с места и уходила, призывая поступать так же и другие артели.

Так часто происходило до 01 июня 1902 года.

0530a71c213c9c3636f146b6a2cf8c2d.jpg

Пояснения энциклопедии Брокгауза и Эфрона в кратком изложении

1 июня 1902 г. Правительствующим Сенатом утверждено Положение «О трудовых артелях».

По закону 1 июня 1902 года под «трудовой артелью» подразумевается «товарищество, образовавшееся для производства определенных работ или промыслов, а также для отправления служб и должностей, личным трудом участников, за общий их счет и с круговой порукой».

Под определение нового закона подходят, таким образом, не только артели в тесном смысле этого слова (исполняющие всякого рода работы личным трудом членов), но и производительные товарищества. Артели трудовые образуются на основании уставов или на основании существующих постановлений о договорах.

Положение 1 июня 1902 года касается лишь уставных артелей. Уставы артелей представляются для утверждения местному губернатору и публикуются в местных губернских ведомостях. В случае каких-либо препятствий к утверждению устава, губернатор не позже одного месяца представляет о возникшем затруднении на усмотрение министра финансов (ныне — министра торговли и промышленности), который разрешает его по соглашению с подлежащими ведомствами. Министру финансов предоставлено издавать образцовые уставы отдельных видов трудовых артелей.

Членами артели могут быть лица обоего пола, достигшие 21 года; лица в возрасте 17—21 лет могут быть принимаемы в артель без права участия в делах управления.

Артель считается состоявшейся при наличности 5 членов, если в уставе не определено большого числа. Артель может приобретать имущества, вступать в договоры и обязательства, искать и отвечать на суде, открывать и арендовать промышленные и торговые заведения.

Артель управляется общим собранием ее членов, которое для ближайшего заведования делами избирает из своей среды особых лиц. Общие собрания считаются состоявшимися, если присутствует не менее 1/2 всех членов артели. Каждый член имеет один голос; дела решаются простым большинством голосов, но для решения более важных вопросов требуется присутствие не менее 2/3 всех членов и большинство 2/3 голосов.

ae28d31387283c1df931a8871ec4b5b8.jpg

Членские взносы одинаковы для всех членов артели и производятся как деньгами, так и вещами; суммы, внесенные в кассу сверх этих взносов, считаются займами.

Распределение заработков между членами производится по постановлениям общего собрания, вне всякой зависимости от числящихся на счетах отдельных членов сумм.

По принятым на себя обязательствам, а равно за причиненные убытки артель отвечает всем своим имуществом; при недостаточности последнего, взыскание обращается на личное имущество ее членов, которые ответствуют, за круговой порукой, или всем своим имуществом, или же в размере, заранее определенном в уставе.

При выбытии членов из артели им выдаются числящиеся на их счетах суммы, но выбывший член продолжает в течение года ответствовать по обязательствам артели, возникшим до его выхода.

Артель прекращается: 1) истечением срока, на который она учреждена, 2) окончанием работ, для которых она учреждена, 3) по постановлению общего собрания членов и 4) по требованию губернатора, если действия артели окажутся несогласными с ее уставом или противными существующим законам. В случае прекращения артели имущество ее распределяется между членами соответственно правам каждого из них, а остаток получает назначение, указанное в уставе или по усмотрению общего собрания.

Артельное движение в строительной отрасли России живет и процветает!

Что бы убедится в этом, достаточно оценить объявления в СМИ, построенные по шаблону: «На строительный объект приглашается бригада… бетонщиков, монтажников, каменщиков и так далее).

На строительных рынках России – толпы строителей, желающих получить какую ни на есть работу по специальности. Инстинктивно и силу защиты своих интересов они самоорганизуются во временные трудовые коллективы (ВТК) – специализированные бригады, которые по признакам совместной деятельности и совместной обыденной жизни ни что иное как современная строительная артель.

Ибо в современном понятии «артелью» мы называем добровольное товарищеское объединение с приоритетом личного трудового вклада участников, создаваемое для совместной деятельности на началах самоуправления, солидарности и взаимной ответственности.

Правда, толковых русских артельных мужиков с кадрового строительного рынка интенсивно вытесняют белорусские, молдавские и среднеазиатские артели. Но об этом отдельный разговор.

b35528160b2814a605a4d0a78e523414.jpg

Заключение

К основным проблемам современной русской артели следует отнести:

  1. Неосведомлённость артельщиков об обстановке на рынке и экономической ситуации, низкая экономическая грамотность.
  2. Низкий технологический уровень, отсутствие новых средств производства.
  3. Внутренние конфликты по распределению прибыли среди членов кооператива.
  4. Отсутствие знаний в области управления у членов, входящих в управленческий аппарат, других специфических знаний, сопряжённых с динамикой развития цифровой экономики
  5. Отсутствие целенаправленной поддержки, координации, информационного, правового, маркетингового, сетевого организационного, инфраструктурного обеспечения и контроля за со стороны государства.

Преимуществами строительных артелей, даже в убогом кооперативном обличии, по-прежнему остаются обточенные веками принципы самоорганизации производственных коллективов:

  1. Прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относиться к своему труду;
  2. Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц для вступления в кооператив;
  3. Равные права всех членов в управлении кооперативом;
  4. Извлечение прибыли не является основной целью, это способствует развитию добросовестного труда, организованности и взаимной поддержки в коллективе, личностных качеств каждого члена артели и т.д.

Также следует заметить, что набирающие популярность в наши дни набирают так называемые «Бирюзовые организации», имеющие сходные принципы, только лишь начинают понимать и подбираться к сущностным характеристикам древней русской артели.

Мы исходим из представления об артели как о социальном, экономическом и культурном явлении, отражающем важнейшие черты и характеристики менталитета русского народа. Речь идет не о преходящих свойствах общественного сознания, но именно о стойких основах народного духа, которые прорастают сквозь разные исторические эпохи.

Такой подход позволяет рассматривать артель не только как исторический феномен, но и как отражение национальной метафизики, практическое преломление глубинной установки русского человека на взаимодействие, совместную деятельность и совместную жизнь.

Русский народ в разные исторические эпохи воспроизводил эту благородную модель высокой морально-нравственной самоорганизации.

Латентная база артельной культуры, помимо прочего, может и объяснить крах попыток внедрения в России чужих моделей организации труда типа СРО или, таких, как японская или немецкая модели управления, явно проявивших свою нежизнеспособность.

Такое положение дел заставляет задуматься о том, что нам необходимо вернуться к своим корням, использовать опыт предыдущих поколений, достигнуть новой ясности в понимании естественных базовых ценностей, склонностей и преимуществ нашего народа, чтобы не повторять ошибок прошлого и развиваться в своём личном направлении.

Борис Скупов

Комментарии