Роль архитектора в современной строительной индустрии. Тенденции 2021

Подпишитесь на канал

0a26575a688e330c461b8aa06285e389.JPG

10 декабря компания КНАУФ и Союз московских архитекторов провели совместное мероприятие – архитектурный онлайн-прием «Архитектура. Новые тенденции».

В рамках деловой программы конференции специалисты в области архитектуры и строительства из России, Германии и Финляндии в трех сессиях обсуждали роль архитектора в современной строительной индустрии, тенденции нового десятилетия, влияние информационных технологий на развитие отрасли и зарубежный опыт развития нетипового индустриального домостроения.

Первая сессия была посвящена роли архитектора в современной строительной индустрии и тенденциям нового года. Модератором сессии выступила Лариса Маливанова, генеральный директор ИД "Строительный Эксперт".

Николай Переслегин, сооснователь архитектурного и исследовательского бюро Kleinewelt Architekten, лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, профессор МААМ, в своем докладе «Город, где все счастливы. Механизм воплощения утопии» рассказал, каким должен быть идеальный город и отметил, что главная миссия архитектора - это создание осмысленной архитектуры.

34829d5b1c8e5e186f235998ad9f510e.jpg

- Мы иногда забываем, что архитектура – это самое публичное искусство. Для того, чтобы посмотреть новый фильм или прочитать очередной бестселлер, нужно специально пойти в кинотеатр или книжный магазин – то есть время от времени предпринимать какие-то серьезные осмысленные действия. Но архитектура – это тот вид искусства, который воздействует на нас ежедневно, формирует повестку нашего дня, настроение, мироощущение, и в итоге влияет на работу, жизнь.

Я думаю, что счастливы жители того города, который наполняет осмысленная, интеллектуальная архитектура. Самым большим оскорблением для меня лично и многих моих коллег является то, когда перед нами предстает дом, целый квартал, часть города, спроектированные по принципам, которые мы не понимаем. Мы не видим целей, которые преследовал архитектор. Это то же самое, как прочитать книгу и убедиться, что ее смысл равен нулю. Любой вид искусства – это способ коммуникации, несущей в себе послание, интеллектуальное высказывание. Если нет этих обращений к жителям города, то они будут несчастными. И наоборот, когда архитектура осмыслена, обоснована, когда за ней стоит глубокая логика, считываемая на подсознательном уровне, это самое прекрасное и самое настоящее, что может быть. Такая архитектура может нравиться или не нравиться. Она может быть очень разной, но самое главное, чтобы за этой архитектурой стояли не просто квадратные метры, а серьезная, продуманная концепция.

8f4858375d7a1b6559420cd8de8e4fbe.jpg

Не хотелось бы говорить о том, что архитектор – это главный строитель и вообще ренессансная личность, и он изначально должен отвечать за качество продукта в целом. Сегодня, когда мы находимся в том периоде развития рыночных отношений в нашей стране, когда есть излишне зарегламентированная схема взаимоотношений между заказчиком, девелопером, инвестором, властями и т.д., архитектору приходится постоянно отстаивать свою позицию и собственным профессионализмом доказывать: то, что он предлагает, является благом для проекта. Поэтому архитектор должен быть еще и экономистом, публичной личностью, если это требуется для сохранения качества проекта. Архитектор должен иметь право на очень серьезные заявления, в том случае, если его проект нарушается. Я думаю, что такой статус профессии обязательно должен появиться, прийти на смену отношению к архитектору, сложившемуся в 1990 гг. В то время архитектор превратился в наемного работника, больше исполнителя, чем творца. При этом нельзя забывать, что мы реализуем проекты не на свои деньги, и обязаны учитывать мнения наших клиентов.

Значение роли архитектора сегодня, конечно же, должно возрасти. Задача нашего профессионального сообщества – постоянно доказывать, что именно мы, архитекторы, должны сочетать в себе роль маркетологов, девелоперов, формирующих качество продукта и продающих его на рынке, где он котируется.

4747e0ff6e5e581fc9b4652d34e91263.PNG

Владимир Бакеев, главный архитектор МГПМ, член правления Ассоциации проектировщиков Московской области, вице-президент Союза архитекторов России, рассказал о тенденциях развития Московской области, о колоссальном строительстве, которое ведется в регионе, в том числе, объектов социальной инфраструктур, и сделал акцент на необходимости повышения роли и полномочий архитектора в строительстве.

«Не так давно, буквально в 2004-2005 г., Московская область перегнала Москву по количеству вводимых квадратных метров жилья, построив 5-5,5 млн. кв. метров, а в то время это был очень высокий показатель. И на весь этот объем было построено всего три детских сада и ни одной школы!

Сегодня положение дел изменилось, и архитектурная комиссия Московской области рассматривает от 15 до 20 объектов каждую неделю, среди которых обязательно есть и школы, и детские сады. К сожалению, до 60% - 70% проектов не отличаются должным качеством архитектуры, но, тем не менее, проходя через «фильтры» Управления архитектурно-градостроительного облика (далее - АГО), количество плохих проектов сводится к минимуму.

Почему так происходит? По сравнению с предыдущим опытом, сегодня работа архитектурных комиссий и отделов АГО – это борьба с последствиями, к которым привела утрата в 90-ые годы тех прав и полномочий, которые исторически принадлежали архитекторам. Кроме того, в профессию приходят случайные люди, не получившие должного архитектурного образования, и не готовые к самостоятельной работе в архитектурном проектировании.

Гораздо эффективнее устранять причины, но для этого следует на законодательном уровне вернуть архитектору максимальное влияние на то, как и из чего складывается среда нашего обитания и в соответствии с международными стандартами создать условия для плодотворного развития архитектурной профессии.

Особенно важна работа системы АГО для объектов бюджетного финансирования. Муниципалитет, вложивший деньги в строительство, хочет получить объекты качественные, оптимальные в эксплуатации и соответствующие самым совершенным образовательным методикам, действующим сейчас в стране.

Какие сегодня нужны школы? Такие, как мы строим в Московской области.

Во-первых, школ требуется много, а значит, они должны быть недорогими, с тщательно отобранными проектными решениями и строительными технологиями, поскольку возможности местного бюджета ограничены. Во-вторых, школа, построенная за бюджетные деньги, должна быть максимально функциональной и соответствовать требованиям современного образовательного процесса, которые обновляются чуть ли не каждый день.

Школа в Мытищах, в отличие от обычной архитектурной практики, находится не внутри жилой застройки, а примыкает к самому центру города, к его культурному ядру. Рядом расположены дворец культуры, река, прекрасная благоустроенная территория, мемориальная зона, сосредоточие всех городских мероприятий. На школу нужно «надеть смокинг» для того, чтобы выполнять здесь представительские функции. Это важно, поскольку школа находится там, где сегодня заканчивается строительство путепровода, основного въезда в город Мытищи.

a95db93287591052212d7e97f581a790.jpg

В своем выступлении В. Бакеев подчеркнул, что для качественного решения любых градостроительных задач необходимо поднять статус профессии архитектора и наделить его полномочиями, которые позволят контролировать процессы строительства:

«В отличие от прежних времен, когда редко кто мог оспорить выбор архитектора, сегодня мы не часто принимаем решения по использованию тех или иных материалов и не имеем права подписи конечного документа об окончании строительства, чего не было даже в советские времена.

От имени Союза Архитекторов России хотелось бы обратиться к производителям строительных материалов, флагманом среди которых, безусловно, является компания КНАУФ, с призывом поддержать закон об архитектурной деятельности, который лежит в Министерстве строительства с февраля этого года, и мы уверены, что рано или поздно он будет принят. Высокий статус архитектора на стройке приведет к обоюдной выгоде представителей строительного бизнеса и архитекторов, в том числе, в продвижении качественных материалов и конечном счете – к повышению качества жизни наших соотечественников».

2ae1ab89f7618aace369b7b7b6d7ead8.JPG

Ирина Трифонова, руководитель службы сбыта группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ в докладе «О роли производителя современных материалов и технологий в современной архитектуре» рассказала о материалах КНАУФ, используемых при строительстве и реконструкции объектов культуры и искусства.

Взаимосвязь искусства и технологий – это часто встречающийся вызов для архитектора. Мы, со своей стороны, хотели бы быть не просто бездушным производителем миллионов квадратных метров панелей и тысяч тонн смесей, а стать одним из участников создания архитектурного облика городов. И прилагаем максимум усилий, чтобы помочь реализоваться творческим замыслам, и предоставляем наиболее эффективные решения – с криволинейными формами, огнезащитные, звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы и т. д.

Добавлю, что КНАУФ – это семейная компания с долгой историей. Это значит, что она ориентирована не на быстрые эффекты, а на долгосрочное, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество со своими клиентами. Одна из четырех ценностей компании звучит как «партнерство». И нам кажется, что мы являемся именно партнерами для архитекторов, помогая им воплощать самые смелые идеи с помощью современных технологий и материалов.

Компания КНАУФ участвовала в реконструкции и реставрации ряда исторических объектов. Например, в комплексной реконструкции основной сцены Большого театра – культурного символа России. На этом объекте при внутренней отделке использовались системы и отделочные материалы и КНАУФ. В их разработке принимали участие лучшие специалисты компании как в России, так и Германии.

28ba7a593849c824f9e26b456dce50dc.jpg

Другой пример – Национальная библиотека имени Мартинаса Мажвидаса в Вильнюсе. Со временем значительная часть каменной кладки получила серьезный ущерб. Поэтапная реставрация и реконструкция заняли целых 10 лет. Но результат стоил того – теперь это современна библиотека, которая соответствует архитектурному замыслу ее первого архитектора Виктораса Аникинаса. Здесь были применены решения КНАУФ как для реставрации фасада, так и внутренней отделки. Еще один показательный пример – Московская школа управления «Сколково».

d21f54d6a848eaf6fad3e6a2bf8fffb4.jpg

Продукты КНАУФ позволяют воплощать самые сложные задачи проектировщиков, архитекторов и дизайнеров. Например, плоский кнауф-лист может превратиться в акустическую сферу, которая уже воспринимается не просто как криволинейная поверхность, а эмоциональный арт-объект в интерьере. Сейчас мы работаем над расширением альбома дизайнерских потолков с архитектурной изюминкой. Одно из решений – кессонный потолок (это конструкция из отдельных ниш, ячеек и балок разной конфигурации на поверхности свода или потолка). В нем сочетается архитектурная выразительность и технологичность, поскольку в нем применяется перфорированный гипсокартон, который помогает решать вопросы акустики в помещении. Такой потолок делает помещение комфортным и при этом гармонично вписывается в интерьеры, выполненные в классическом стиле.

Конечно, мало нарисовать красивую картинку, важно, чтобы ее можно было воплотить в реальности. За этим стоит труд наших специалистов, которые сначала монтируют тот или иной интерьер, а потом тестируют в разных условиях. Ведь микроклимат помещений меняется, и мы должны быть уверены, что материалы и конструкции не деформируются и не потеряют своих эксплуатационных свойств.

Есть множество нестандартных задач, с которыми сталкиваются проектировщики, особенно когда работают над проектами современных зданий. Показательный пример – общественно-деловой комплекс Лахта Центр в Санкт-Петербурге. В процессе проектирования требовалась инновационная система перегородок, обладающая повышенной звукоизоляцией и огнестойкостью, а также отвечающая специфике проекта. Решением стала система С115.3 с обшивкой КНАУФ-листами Сапфир и негорючими плитами КНАУФ-Файерборд.

123bb46d447682f710a74f7c86552dd0.jpg

Еще пример – кинотеатр «Ангара» в Москве. В качестве разделительной перегородки между соседними залами для достижения максимальной звукоизоляции и предела огнестойкости была разработана система W145 с обшивкой КНАУФ-листами Сапфир и КНАУФ-суперлистами ГВЛ. Перегородка оказалась очень эффективной, и сейчас эта система успешно применяется при ремонте и строительстве других кинотеатров.

8f7d663dbec160d9c5f668c4ca45156c.jpg

Бывают ситуации, когда объект в условиях непредвиденной ситуации должен быть возведен в кратчайшие сроки. Например, в связи с известными событиями поступил запрос на возведение 16 инфекционных госпиталей в беспрецедентно короткий срок: было всего два месяца, чтобы найти решение, построить и сдать их в эксплуатацию. Решением стали модульные быстровозводимые конструкции с применением материалов КНАУФ для внутренней отделки помещений – КНАУФ-Аквапанель, КНАУФ-суперлист, КНАУФ-Сейфборд, КНАУФ-Профиль. Хочу отметить этот проект как пример быстрого и эффективного взаимодействия заказчика, проектировщиков, инженеров-строителей и специалистов компании КНАУФ. Напомню, что КНАУФ первая компания в своем бизнесе разработала семейства BIM – еще в 2014 году. Именно с этого времени взаимодействие заказчика, архитектора, руководителя строительных работ и производителя строительных материалов вышло на новый современный уровень.

d4977b814553254bfa9e058329f46c3f.jpg

Также в рамках мероприятия состоялись следующие сессии:

dd3ae0d9d67685c24e004317dcb5b14d.JPG

cc6752a56a5579339e16cac8e765eff7.JPG

60cf9641da6a82dd73c794122b7d6768.JPG

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!