Призрак дебюрократизации появляется в сфере отечественного строительства

Административные барьеры на отечественном строительном рынке являются одной из самых болевых точек отрасли. Ведь именно из-за этих барьеров постоянно самовоспроизводятся свойственные только российскому строительному комплексу проблемы, которые далеко выходят за рамки простых бюрократических проволочек. Среди них коррупция, монополизация и неизбежная в таких условиях неэффективность.

b95fc094b1f088ad274123376a685cf5.jpg

Борьба с административными барьерами инициировалась властью не раз. Однако ситуация, мягко говоря, все еще далека от идеала. Так же далеко, как и 200-300 лет тому назад.

Россией правят столоначальники – о роли бюрократов и клерков в российской истории

«Россией не я управляю. Россией управляют столоначальники», – с горькой иронией говаривал император Николай I, разъясняя свою парадоксальную мысль так: все чиновники, находящиеся ниже столоначальников, лишь переписывают деловые бумаги; тогда как чиновники, возвышающиеся над столоначальниками, эти бумаги лишь визируют и подписывают.

Ключевая роль чиновников среднего звена в управлении государством нашла довольно скудное отображения в художественных образах произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Лескова Н.С., Салтыкова Щедрина Н.Е., Толстого Л.Н. и других русских писателей.

Но характеристика российских чиновников была уничтожительно меткая: «Это не человек, а машина, и злая машина, если рассердится», – так характеризует Анна Каренина своего мужа, высокопоставленного государственного деятеля.

К сожалению русская литература не сум ела создать достойное литературное произведение, подобное роману Оноре де Бальзака «Чиновники». Фигура столоначальника казалась второстепенной и тем, кто сострадал «маленькому человеку» в чиновничьем вицмундире, и тем, кто обличал чиновника-бюрократа

Но приведем в качестве в уточняющей цитату из интереснейших воспоминаний московского купца и промышленника Николая Александровича Варенцова (1862-1947), дважды изданных «Новым литературным обозрением» (1999, 2011).

Варенцов нажил собственным трудом 11-миллионное состояние, стал директором двух солидных фирм, торгующих по всей империи хлопком, шерстью и каракулем, председателем правления крупной текстильной мануфактуры и общественным деятелем.

На всю свою жизнь он помнил совет умудренного жизнью мелкого чиновника: «Никогда не игнорировать столоначальников даже самого низового звена». И лишь заручившись их предварительной поддержкой можно смело начинать любое дело: 

«Совет этого чиновника в дальнейшем мне был весьма полезен, я потом никогда не обращался сначала к высокопоставленным лицам, хотя имел для этого возможность, а начинал всегда с маленьких чиновников и с их помощью заканчивал дела гораздо скорее и успешнее...».

В подтверждение вышесказанного служит изложенный в настоящей работе анализ создания, поддержания и следования современными чиновниками традиционных коррупционных административных барьеров в сфере строительства, в котором можно найти много общего с сегодняшними бюрократическими реалиями.

О современных административных барьерах в строительном бизнесе

Административные барьеры в строительной отрасли как проблема обозначились в России после 1990-­х годов, когда страна перешла от плановой экономики к экономике рыночной и государственные инвестиции в строительную сферу сменились частными.

В последние десятилетия теме привлечения в страну инвесторов, в том числе зарубежных, Россия уделяет особое внимание, поскольку именно инвестиции способны обеспечить экономический рост как страны в целом, так и любого города в частности, а значит, привести к улучшению благосостояния граждан, повышению уровня социального развития территорий.

На инвестиционный климат оказывают значительное влияние сроки, прозрачность и удобство прохождения процедур, необходимых для оформления разрешительной документации на строительство, а также сумма материальных затрат на стадии согласования проекта.

От сроков оформления пакета исходно-­разрешительной документации на строительство напрямую зависят сроки реализации инвестиционно-­строительных проектов.

«В одном регионе согласование длится сто дней, в другом — триста с лишним. Судя по всему, ситуация меняется очень медленно», — заявил еще в ноябре 2014 года Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства, где обсуждались меры по оптимизации административных барьеров в строительстве.

За семилетку работа проведена немалая и будет продолжена в дальнейшем, заверяют сегодня в Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

О некоторых призраках дебюрократизации в отечественной строительной отрасли

15 апреля сего года в Москве проведение Всероссийской конференция: «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года».

Мероприятие состоится при поддержке Минстроя России, Аналитического центра при Правительстве РФ и Национального объединения строителей, а организаторами выступили саморегулируемые организации «Межрегиональный строительный комплекс» и «Межрегиональная ассоциация проектировщиков».

Разумеется, главной темой конференции станет разработка самой Стратегии. Она должна охватить сферы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, рынок строительных материалов и строительной техники, предусмотреть внедрение инноваций. В этой связи к участию в работе пленарного заседания приглашены представители федеральных и региональных министерств и ведомств (включая Счётную палату и ФАС), общественных и профессиональных объединений.

В ходе пленарного заседания будут обсуждаться текущее состояние строительной отрасли, а также приоритеты, цели и задачи по основным направлениям развития. Во внимание будут приняты долгосрочные макроэкономические прогнозы развития страны, а также стратегические документы по развитию других отраслей, взаимосвязанных со строительной сферой.

Естественно будут обсуждены животрепещущие вопросы дебюрократизации в сфере строительства в основном проблема снижения административных барьеров для застройщиков-инвестров.

Высота административных барьеров в сфере строительства пока не преодолима строителями

Национальное объединение строителей («НОСТРОЙ») на протяжении 10 лет совместно с заинтересованными научно-исследовательскими организация проводят совместное исследование на наличие административных барьеров в строительной сфере. Были проанализированы данные 43 городов, в том числе Краснодара, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и др.

За основу был взят полный цикл строительства многоквартирного дома, площадью 10-12 тысяч квадратов, рассчитанный примерно на 200 квартирных единиц. По итогам анализа оказалось, что барьеров слишком много, а процедуры их преодоления слишком запутанные.

Например, получение земли под застройку через аукцион занимает в среднем 136 дней. При условии, что у застройщика уже имеется площадка для строительства, на различные бюрократические процедуры приходится тратить 244 дня.

f383ba723a54c4a9fe513b75e7661cfb.jpg

Затем следует проектирование. В соответствии с действующим законодательством, застройщик должен только получить заключение госэкспертизы проектной документации и положительные результаты инженерных изысканий, однако, на практике проект должен пройти согласование с местными властями, коммунальными службами, санитарным надзором и многое другое, на что уходит от 210 дней до года. При том, и денег уходит немало, например, заключение госэкспертизы стоит более 700 тысяч рублей.

При подключении к коммунальной инфраструктуре имеется еще 54 административных барьера – 253 дня и 21 млн. рублей. Также, процесс получения разрешения на ввод в эксплуатацию состоит из 35 процедур – 189 дней (621 тысяча рублей). При регистрации прав собственности застройщик обязан уплатить еще 3 млн. рублей.

Неофициальные данные о взятках в исследование не были включены, есть лишь общие цифры, что на преодоление административных барьеров приходится 10-30% от стоимости проекта.

Из всего списка 180 выявленных в городах процедур лишь треть применяется в практике регулирования жилищного строительства в большинстве (80-100 %) обследованных городов, а более 40 % встречаются редко и крайне редко (менее чем в 40 % обследованных городов). Это говорит о значительных различиях в политике регулирования сектора жилищного строительства в различных городах.

Аналогичные результаты показывает исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 16 городах России. В среднем затраты на подключение типового многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения составляют более 30 млн руб.

Временные издержки получения государственных и муниципальных услуг, необходимых при строительстве многоквартирного дома, и подключение к сетям составляют в среднем 657 дней (без учета процедур, которые не связаны с оказанием государственных и муниципальных услуг).

В итоге и сроки строительства затягиваются, и явно завышены расходы застройщиков, что в конечном итоге ведет к повышению цены на метр квадратный и мешает решать нам проблему обеспечения граждан России доступным жильем».

Перечислять попытки снижения административных барьеров можно долго но на сегодняшний день тяжкий воз дебюрократизации строительной отрасли практически на том же месте где и был 10 лет тому назад.

df5479796b8dbb9dfa702ddb18c7bd10.jpg

Основные федеральные (стратегические) административные барьеры строительного рынка:

1. Коррупционный административный ресурс, то есть получение администрацией, различными представителями государства взяток в явном и неявном виде в обмен на различного рода преференции

2. Монопольные барьеры, обусловленные деятельностью вертикально-интегрированных организаций. Как правило, они объединяют наряду со строительно-монтажными работами, проектирование объектов, производство и изготовление сырья, строительной продукции и конструкций.

Зачастую такие организации внедряют в свою деятельность обслуживание конечной строительной продукции. Поэтому такие организации, как правило, не нуждаются в услугах субподрядчиков, проектировщиков, производителей строительных материалов и т.д.

Вертикально интегрированная фирма имеет дополнительные конкурентные преимущества, так как она обладает большими резервами по снижению конечной стоимости продукции и может получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта .

Главная опасность функционирования таких организаций на рынке строительных услуг обусловлена потенциальной возможностью её оппортунистического поведения

Например, при функционировании в условиях ограниченной конкуренции на рынке тех услуг, которые определяют её вертикальную интеграцию, такая организация может управлять ценами и договорными условиями на свою продукцию для конкурентов на рынке строительных услуг.

3. Барьер, связанный с подключением к инженерным коммуникациям. Этот барьер может возникнуть когда управление тепло-, электро-, газо-, водоснабжающими организациями переходит к частным лицам, руководителям строительных компаний.

В данном случае ограничение конкуренции происходит когда владелец данной коммунальной инфраструктуры не дает разрешение другой строительной компании на подключение к его инженерным коммуникациям .

Типичные нестратегические (местные) барьеры рынка строительных услуг региона:

1. Местный административный барьер, вызванный длительным оформлением разрешительной документации на строительство. Как правило, этот чисто коррупционный процесс занимает сейчас 2-3 года.

2. Барьер, связанный с высокой стоимостью земельных участков под строительство.

3. Барьер, связанный с особенностью территориального размещения участков застройки и прилегающих к ним инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры.

Это связано с дефицитом свободных строительных площадок в черте населенных пунктов , в связи с чем предлагаемые участки под застройку расположены, как правило, вдали от существующих инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры.

4. Экономический барьер, связанный с затратами, которые фирме необходимо произвести еще до начала своей деятельности. фирме необходимо закупить необходимое оборудование и инвентарь для осуществления работ, а также арендовать или приобрести в собственность офисное и производственное помещения.

Кроме того , взнос в компенсационный фонд, страхование гражданской ответственности, вступительный взнос в СРО, а также ежемесячные членские взносы в СРО.

Ну и естественно «бюрократическая рента» которая достигает 10-30% от сметной стоимости строительства продукции.

5. Барьер, вызванный длительным циклом производства строительства. Для строительства жилого дома или какого-либо другого крупного объекта необходимо несколько сотен миллионов рублей, которые на время строительства необходимо отвлечь из оборота.

6. Брендинг, то есть барьер, связанный с тем, что в сознании потребителей уже сложились представления о том, продукция каких фирм отличается высоким и стабильным качеством. Поэтому потребители с трудом переключаются на продукцию новой, еще не зарекомендовавшей себя фирмы

7. Барьер, связанный с диверсификацией деятельности существующих фирм. То есть новой фирме трудно найти свою рыночную нишу и конкурировать с существующими игроками на рынке.

8. Барьер, связанный с неэластичностью спроса на строительную продукцию и ограниченным платежеспособным спросом. Эти факторы находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены

Виноваты не только федеральные законы

Существующие барьеры входа в строительный рынок являются серьезным препятствием для появления новых фирм на рынке, препятствуют формированию совершенной конкуренции, а также значительно повышают возможность создания картеля членами СРО.

Поэтому правительство осознает необходимость принимать меры, способствующие устранению данных барьеров или уменьшению их значимости, а также создавать условия, при которых строительные компании не могли бы объединиться в картель и осуществить ценовой сговор.

Результаты мониторинга прямо показывают что только около 50 процедур (30 %) регламентировано федеральными законами. Все остальные процедуры регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными актами, которые, как и не всегда соответствуют федеральным нормам.

Еще раз отметим, что время прохождения процедур, установленных на федеральном уровне, на практике в среднем составляет порядка одного года, а два года из трех приходится на преодоление местных и региональных барьеров.
Таким образом, основной потенциал снижения административного бремени застройщиков находится на местном уровне.

Реализация такого потенциала существенно зависит от действий местных властей, бизнеса и общества. Но для этого требуется их совместная заинтересованность в данном процессе.

Однако далеко не всегда цели этих трех сторон совпадают: власть хочет контролировать бизнес, бизнес хочет получить прибыль, а население хочет получить доступное жилье. Практика показывает, что наблюдаемое равновесие интересов всех сторон далеко от идеала.

Вместо заключения: как власть планирует бороться с бюрократией в строительной сфере

Правительство создает единый перечень требований к застройщикам, и он будет окончательным и неизменным. Таким образом глава российского государства Владимир Путин предложил избавить строительную отрасль от административных барьеров.

26 августа 2020 года было объявлено, что Президент РФ Владимир Путин планирует вынес на обсуждение с кабинетом министров вопрос дебюрократизации в строительной сфере.

1d2cb8a051a89967efdc92f8a7eb56d7.jpg

Также было отмечено, что были обсуждены новые подходы в сфере капитального строительства. Еще в прошлом году президент указывал на то, что накопился целый ряд вопросов как финансового, так и технического характера в строительной сфере: необходимо менять строительные нормы и правила, которые были сформулированы еще в 1930-х годах и уже устаревают.

Министерство строительства и ЖКХ РФ в свою очередь планирует, по возможности, сократить число документов с требованиями, а именно отказаться от 3-х тыс. требований, а затем еще от 4-х тыс., а также будут сокращены административные процедуры и сроки реализации строительства. Отмечается, что они преимущественно касаются рабочей документации, сопровождения соответствующих специалистов и пр.

Подобные шаги направлены прежде всего на то, чтобы сократить время строительства, снизить издержки и пр. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина: «Реализация национального проекта в отношении строительства поможет оптимизации административных процедур в данной отрасли».

На сегодняшний день сроки прохождения административных процедур уже сокращены практически на год.

Правительством Москвы уже приняты новые регламенты оказания государственных услуг, которые упростят процедуру получения разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

Так, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию будут выдаваться в срок до 10 дней в режиме одного окна. При этом будет предусмотрена возможность подачи заявлений в электронном виде по сети Интернет.

***

P.S. Профессиональным строительным сообществом отмечена реальная опасность дебюрократизации: «Вместе с административными барьерами выплеснуть из реформаторского тазика и сам предмет строительной деятельности – качество и комфортность объектов строительства».

Автор убедительно просит читателей портала «Строительный эксперт» высказаться по данному мнению

Борис Скупов

Комментарии