О "злом" генподрядчике молвите слово!

         Для профессиональных лидеров рынка давно не секрет, что реальное положение дел в строительном госзаказе далеко от звонких победных реляций чиновников и народных избранников. Так же далеко как внедрение проектного управления или тех же BIM-технологий, если не дальше. Есть эксперты, которые уверенно утверждают, что за последние три года в России сорвано возведение транспортных и социальных объектов аж на 750 млрд рублей, а каждый четвертый госконтракт на строительство просто не исполняется. А поскольку одной из ключевых причин такого положения дел является система ценообразования в строительстве, вновь разгорелся спор о роли, месте и стоимости услуг строительного генерального подрядчика. Эта болезненная рана то затихает, то пронзает новой болью вот уже на протяжении многих лет, и никто до сих пор не предложил положить конец этому системному беспределу, хотя призывы к этом звучат постоянно.

         В чем здесь проблема и как подойти к её решению? - Мы и попытаемся осветить в предлагаемой статье. Начнем с того, что классические советские методические подходы к определению затрат на оказание ГЕНПОДРЯДНЫХ УСЛУГ были заложены в некогда действовавшем Положении о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1987 года № 132/109. В этом Положении есть п. 33, который достаточно конкретно устанавливает порядок определения стоимости генподрядных услуг: «В возмещение расходов генподрядчика за услуги, оказываемые субподрядчику, субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит отчисления генподрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ».

         На практике стоимость услуг генподрядчика, как правило, определяется в фиксированном размере - в процентах от сметной (фактической) стоимости конкретных видов выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ. Судебная практика квалифицирует генподрядный процент как компенсацию расходов генподрядчика на конкретные услуги, оказанные субподрядчику, или как плату за посреднические услуги генподрядчика, а именно за то, что он принимает на себя все риски перед заказчиком. Отчасти практические аспекты взаимоотношений генподрядчиков и субподрядчиков пытались урегулировать письмом N 15-1-3/392 от 24 августа 1990 года "О рекомендациях о порядке определения стоимости услуг, оказываемых генподрядными организациями субподрядчикам", которое не действует на территории РФ на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.04.2020 N 242/пр. В частности там говорилось, что "...Субподрядная организация ежемесячно возмещает генподрядчику расходы за фактически оказанные услуги в соответствии с порядком, установленным в субподрядном договоре". Расходы генподрядчика по видам услуг, превышающие их величину, установленную Приложением к настоящим Рекомендациям, оплачиваются по их фактическому значению по счетам. По взаимной договоренности и организации соответствующего учета возможна корректировка стоимости оказываемых услуг по фактическим затратам генподрядчика, размер которых по каждому субподрядчику определяется путем распределения суммарного их значения по каждому виду услуг пропорционально выполненного собственными силами объема строительно-монтажных работ.

         Иными словами, получается, что если генподрядчик получает денежные средства от Заказчика (учтенные в цене договора генподряда), да еще может и вправе получать оплату от субподрядчика, что, формально, незаконно в соответствии с действующим гражданским кодексом. Слава богу, с 1987 года утекло много воды, изменились и гражданский кодекс, и налоговое законодательство, а споры вокруг стоимости генподрядных услуг так и продолжаются.

91eb0df2fe4d0c555841a24edf3307d1.jpg

       Рис.1 Место генподрядчика в классической модели реализации строительного проекта.

         Для того чтобы привести эти споры к единому набору дефиниций, давайте, прежде всего, договоримся, кто же такой генподрядчик? Начнем с того, что в отличие от простого подрядчика, Генеральный подрядчик - это первый контрактор с Заказчиком, который вправе привлекать соисполнителей для выполнения своих обязательств. Здесь очень важно закрепить первое отличие: Генподрядчик - это вообще любой подрядчик, в том числе и комплексный подрядчик (ЕРС, ЕРСС, ЕРСМ, ЕРS, PMC и т.д.), имеющие право привлекать любых соисполнителей, от субпроектировщиков, до субпоставщиков. Мы же постоянно ведем речь о т.н. СТРОИТЕЛЬНОМ ГЕНПОДРЯДЧИКЕ (см. Рис.1), который реально отвечает только за функцию производства строительно-монтажных работ и сопутствующих ей обязательств по поставке и контролю (CM - Construction Managment). Генподрядчик - это лицо, организующее процесс строительства, принимающее на себя исполнение работ по договору подряда, привлекая к этому процессу других лиц – субподрядчиков. Генеральный подрядчик может основную часть работ выполнять сам, а может передать для выполнения все задачи субподрядчикам, отставив за собой функцию координатора и посредника между заказчиком и субподрядчиком. 

         Поскольку генподрядчик – это компания, которая несет ответственность за ход строительства и выполняет контроль за его качеством, то, теоретически, Заказчик мог бы и самостоятельно выполнять функции генподрядчика или привлекать сторонние компании для выполнения части генподрядных задач. Иными словами, Генподряд - это часть функции по управлению строительным проектом, а если конкретно - по управлению процессом производства СМР, процессом организации строительного производства, по контролю качества и по приемке работ у последнего исполнителя. Здесь, Последний исполнитель - это тот субподрядчик, который непосредственно выполняет работы собственным персоналом и техникой, без привлечения нижестоящих соисполнителей.

         ГК РФ (статья 709) нам говорит, что цена договора подряда включает в себя издержки и вознаграждение подрядчика, а если он стал генподрядчиком, то и издержки по управлению субподрядом. Т.е. генподрядчик получает деньги от заказчика за организацию процесса строительства, координацию субподрядчиков. Одной из функций генподрядчика является задействование подрядных организаций для выполнения отдельных работ, поставки материалов и предоставления специальных услуг. При этом всю юридическую ответственность за срыв оговоренных сроков или некачественно предоставленные услуги несет фирма, выполняющая генподряд. Законодательством установлено, что необходимо обязательно получать СРО на генподрядные работы при выполнении строительства, а также во время подготовки проектных документов и инженерных изысканий. Субподрядчик заключает договор с подрядчиком на выполнение тех видов работ, на которые у него имеется свидетельство о допуске.

         Из всего вышесказанного нормативно-правового вступления можно сделать простой вывод! Понятно, почему у нас такие проблемы с генподрядом! Мы до сих пор сами не решили, чем конкретно он занимается? То ли оказывает услуги Заказчику-Застройщику по системной организации процесса строительства, то ли оказывает услуги "отельера-охранника" субподрядчикам, работающим на площадке? Сама по себе фабула предоставления услуг субподрядчику, который, генподрядчика, как ребёнок родителей, не выбирал, похожа на навязывание услуг в безальтернативном квазимонопольном формате, что противоречит самым банальным принципам рыночной экономики. Еще более неадекватной эта ситуация становится при реализации проектов с привлечением иностранных субподрядчиков. Они в принципе не понимают ЗА ЧТО они должны платить Генподрядчику, за какие такие услуги, если они сами пришли оказать услуги ему? А если он предоставляет не удовлетворяющие их услуги, то почему они не могут сменить такого поставщика услуг? Абсурд, как видно, нарастает, а ситуация не меняется. Суммировать эту несуразицу можно если сформулировать три главных вопроса к генподрядным отношениям:

      1. Генподрядчик на свой страх и риск. Генподрядчик может стать таковым просто потому, что так решил. Он не заключает генподрядного договора с Заказчиком, а просто - Подрядный договор. Заказчика нисколько не волнует, будет Подрядчик делать работы сам или с привлечением субподряда - это его личное дело! Если Генподрядчик нанимает соисполнителей по тем работам, которые не может или не хочет делать сам, то почему ему надо платить за управленческие функции. Он просто нанял внешнего соисполнителя точно так же как нанял бы его персонал. Ведь любой трудовой договор по сути тоже есть договор подряда, просто с физическим лицом, не более. Многие иностранные заказчики как раз и не рассматривают в договорах субподрядные отношения вообще - они считают, что это всего лишь вопрос внутреннего управления ресурсами у генподрядчика - хочет, нанимает субподрядчика, хочет - берет в штат временных работников на проект со сдельной оплатой, например. То есть генподряд не всегда требует оплаты ВООБЩЕ, мало ли с кем делит свою работу простой подрядчик! Нормального цивилизованного Заказчика это волновать не должно. На одной из моих строек зарубежный заказчик сразу заявил: "Мы не собираемся следить, кто выполняет работы - ваш персонал или субподряд, все должны быть в одинаковой спецодежде, с одинаковыми касками и логотипами, с единой системой регистрации и проверки знаний. Откуда этот работник - нас не интересует, все подчиняются общим правилам и если кто-то их нарушит - штрафуем генподрядчика сразу"! Это и есть настоящий подход!

       2. Менеджер строительства или Оператор площадки! Другая ситуация, когда Заказчик просит предоставить ему услугу по организации и управлению процессом строительства на площадке полностью с ответственностью под риск (CM at risk). Как разделить функцию генподрядчика на управленческую (управление проектом в части строительного производства и координации его среди всех участников на площадке - site management) и организация и обеспечение жизнедеятельности строительной площадки в целом т.е. site operator? Оператор стройплощадки и генподрядчик - это совсем не одно и тоже. В советской практике эти термины были синонимичны по той простой причине, что генподрядчик назначался императивно и отвечал за стройгенплан от старта проекта до его завершения без каких-то рассуждений о сроках и объемах. Сегодня даже генподрядчиков на площадке может быть несколько, и работать они будут только часть времени проекта, а не весь срок. Так кто должен отвечать за стройгенплан весь срок, кто отвечает за ВЖК и временные сети на площадке? Ответ напрашивается сам по себе: это делает или Заказчик-Застройщик своим управляющим подразделением (Отдел Строительного Сервиса) или специализированный нанятый оператор. И в этом случае, логично, что субподрядчики будут платить ему за сервис. Или им придется решать социальные проблемы своих рабочих самостоятельно. Назвать это генподрядной услугой уже и язык не поворачивается. Это просто Оператор стройплощадки и платить ему за эту услугу Заказчик должен отдельно!

      3. Подрядчик по генплану и стройгенплану. Наконец, третья проблема - кто отвечает за строительные работы на территории площадки в целом, кто реализует график трансформации стройгенплана в процессе реализации проекта? Здесь вопрос так же имеет советскую историю, когда все эти работы автоматически делал единый генподрядчик на всём сроке проекта, просто потому, что его никто не сменит и не удалит с площадки. Скорее удалят его руководителей из профессии или из партии. Теоретически, Заказчик может заказать эту работу отдельному подрядчику еще на этапе подготовки стройплощадки: можно сделать выносы, выравнивание ландшафта, выемку непригодного грунта и обратную засыпку, трассирование постоянных и временных дорог и проездов, разводку временных инженерных сетей, строительство ВЗиС и ВЖК, КПП, площадок складирования материалов и складов в принципе. Но что делать потом, когда на площадку вышли строители с разрешением на строительство основного объекта? Кто должен отвечать за трансформацию площадки в процессе возведения объект недвижимости: перемещение площадок и очистка карт под застройку, замену временных сетей не постоянные, укладку постоянного дорожного полотна, благоустройство и устройство систем безопасности? Вот тут опять ищут единого генподрядчика, которому Заказчик должен платить отдельно! И это уже не услуги по управлению - это подрядные работы, на которые и Заказчик, и Генподрядчик по его просьбе, могут привлекать специального сервисного субподрядчика - Site-servicer. Или эту функцию будут выполнять свободные ресурсы прочих подрядчиков на площадке.

         Таким образом, мы можем констатировать, что в одном договоре генподряда мы наваливаем на подрядчика следующий набор задач:

         1. Координация и диспетчеризация работ с внешними соисполнителями, как со своими собственными силами. Это затраты реально входят в состав накладных обычного подряда.

        2.  Управление строительным производством и организация процесса взаимодействия всех участников (включая и тех, кто делает узкоспециализированные работы без генподрядного сопровождения в силу требований безопасности, например) - это функция по управлению проектом, пока не оплачивается вообще. Требуется учет этих затрат в главе 10 и право их трансфера по генподрядному контракту исполнителю.

       3.  Выполнение функция Оператора площадки, то есть содержание и обслуживание площадки как совокупности эксплуатируемых активов, сооружений, механизмов и комплексов. Эти затраты формально относятся на субподрядчика, но если их выполняет Генподрядчик, то они именно за это ему и платят. Решение простое - выделять услуги сайт-оператора в самостоятельный бюджетный раздел.  типа CS-OPEX, то есть операционные затраты на содержание площадки. 

       4. Подрядные работы по календарной трансформации стройплощадки в соответствие с графиком пуска. Это чисто подрядные работы, но они календарно координируются генподрядчиком и зависят от работы всех исполнителей на площадке. Лучше всего это делать силами Техзаказчика, но если отдали Генподрядчику, то за это надо платить отдельно.

       5. Наконец, надо понимать, является ли строительный генподряд комплексным контрактом и Заказчик обязан платить не только за управление СМР, но и за комплексный инжиниринг? Ведь, чаще всего, в генподрядном договоре предусматривается и производство рабочей проектной документации, и поставка строительных материалов и оборудования, и обеспечение многих иных функций по согласованию тех или иных решений. Многие генподрядчики своими проектными бюро делают ППР для видов работ, разрабатывают ППРК, ПОД и ПОДД, занимаются текущим операционным инжинирингом.  И эти услуги входят в объем работ по проектированию, например, в 12 главу ССР. То есть строительный генподрядчик становится таким "усеченным", "урезанным" ЕРС-контрактором волей-неволей. Это нельзя назвать полноценным ЕРС-контрактом, но то, что это однозначно комплексный контракт - спорить бессмысленно. 

        Таким образом видно, что огульное схематичное отношение к задачам генподрядчика, описываемое простыми процентами, которые ему должен заплатить субподрядчик - это просто национальный позор России до сих пор. Нормальный строительный генподрядный договор должен учитывать как состав генподрядных  услуг, так и их целесообразность и обоснованность в том или ином генподрядном договоре. И уж точно, за это НЕ ДОЛЖЕН платить субподрядчик! А вот как учесть и рассчитать стоимость этих услуг генподрядчика и где увидеть его прибыль? - это и есть важнейшая задача реформы ценообразования. Где во ФГИС ЦС будет отражаться стоимость услуг генподрядчика и какие нормы можно заложить для их адекватной оценки?

d8fd163d8b4d59be794836700ea105f2.JPG

Рис.2 Трансформация генподрядчика в строительно-инжиниринговую компанию - отраслевая задача №1.

         Очевидно, что простого ответа на этот вопрос нет, но есть простое понимание необходимости срочного изменения отношения к генподрядчику и ценообразованию его услуг. Какие выводы и рекомендации можно сделать? Какие изменения срочно требуется внести в наше строительное законодательство и юридическую практику? Давайте попробуем подытожить:

         1. Отменить всякие платежи субподрядчиков генподрядчику. Услуга оператора стройплощадки (Site Operator) может быть часть комплексного генподрядного договора, а может и не быть. Её может выполнять отдельно нанятый специализированный сервисный оператор. Субподрядчики вправе пользоваться услугами единого оператора стройплощадки, если Заказчик не оказывает ему такие услуги за свой счет, а также вправе самостоятельно решать вопрос проживания и доставки персонала в рамках своего бюджета. 

         2. Затраты на услуги генподрядчика как управляющего строительным производством должны входить в главу - Управление Проектом (аналог 10-й главы ССР). Затраты на инжиниринговые услуги генподрядчика должны учитываться в соответствующей главе (аналог 12-й главы ССР). Собственные накладные расходы и прибыль генподрядчика должны определяться двумя способами: или это нормативные параметры ССР, или это маржинальная разница между фиксированной конкурсной ценой и суммарными затратами генподрядчика. То есть задача генподрядчика на конкурсе завысить стоимость своих услуг, а не "прессовать" потом субподрядчиков на снижение их расценок. Они ведь и так - государственные! Другое дело, если генподрядчик нашел инновационное решение по выполнению работ и согласовал их с заказчиком. Здесь вступает в дело принцип вознаграждения за инновацию.

         3. Накладные расходы Последнего исполнителя - это только его расходы и никаких отдельных затрат генподрядчика там быть не должно. Принцип ценообразования должен быть конкретным и жестким - затраты и доходы генподрядчика - это его бюджета, а сметная себестоимость строительства – это стоимость работ последнего исполнителя. Не вправе генподрядчик, тем более по госконтрактам, или по объектам, строящимся за счет бюджетных средств, устанавливать самостоятельно генподрядную наценку к контракту субподрядчика. Это должно быть запрещено на законодательном уровне. Что значит это правило или к чему это приведет? Прежде всего, это заставит генподрядные компании конкурировать по стоимости генподрядных услуг, а не строительных работ, определяемых сметой. Снижение стоимости этих услуг будет возможно, если только часть СМР такие компании будут выполнять собственными силами. Или будут снижать затраты на содержание аппарата управления. Если генподрядчик будет обязан отдавать вниз всю смету по закону, то в линейный подряд пойдут квалифицированные кадры, появится возможность для дальнейшего развития и конкуренции. Кроме того, само создание положение об оценке стоимости услуг генподрядчика, ЕРС или ЕРСМ-подрядчика позволит конкурировать именно за эти услуги, а не просто скопом за всё. И их прибыль должна закладываться в стоимость этих услуг, а не отбираться у последнего исполнителя.

         4. Обеспечить государственную системную программу трансформации строительных генподрядных компаний в инжиниринговые компании с соответствующим набором прав и обязанностей. По сути речь идет о том, что строительный генподрядчик должен стать квази-ЕРСМ-контрактором в двух ипостасях (см. Рис.2). Он может быть и СМ-контрактором у комплексного ЕРС-подрядчика (левая сторона). Он может быть и ЕРСМ-исполнителем под риск, эту тему мы уже вскрывали неоднократно. Он может быть и лоскутным частичным Менеджером проекта (управление частью ЕРС-функций) - управляющим подрядчиком по проектированию рабочей документации, по поставкам фондоемких стройматериалов и обеспечению их хранения, по строительству сооружений генплана и их трансформации, по обслуживанию стройплощадки (Site Maintenance). 

         К чему это приведет? Во-первых, существенно укрупнятся многие средние игроки, появятся действительно мощные генподрядные компании, которые много делают сами, исчезнут посредники, отжимающие коррупционную маржу, поскольку им не с чего будет брать 20-30% от стоимости контракта, уменьшится количество транзитеров-посредников при реализации проектов и ничего не делающие монстры строительного рынка вынуждены будут трансформироваться в нормальные и экономные генподрядные структуры. Во-вторых, с рынка уйдут многие мелкие компании, поскольку их работу будут выполнять средние генподрядчики, а это значит, что общее сокращение строительных компаний с нынешних ужасных более 100 тысяч до приемлемых 20-30 тысяч существенно скажется на профессиональном уровне бизнеса. Качественные изменения в подготовке кадров начнутся тогда, когда у компаний появится мало-мальски обозримый портфель контрактов с перспективой 2-3 года, позволяющий оценить потенциал развития и предусмотреть соответствующие бюджеты на повышение квалификации. Сегодня мы имеем бизнес одного контракта и все готовятся распускать персонал сразу по окончании работ в нём, а это путь к деградации строительной отрасли, что мы уже и ощущаем. 

Спасибо за внимание!

Комментарии