7 мая инженерные войска России традиционно отмечают свой профессиональный праздник, а через два дня вместе со всеми Вооруженными силами государства и народом страны 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне.
Начав ее, на западных границах страны в июне 1941 года тяготами и лишениями стратегического отступления военные инженеры завершили её в мае 1945 года апофеозом боевой славы в логове гитлеровских войск.
В ходе тяжёлых четырёхлетних испытаний инженерные войска нашей страны прошли сложный путь от унижения противником до благотворного развития. Приобретая новые боевые качества, они сыграли важную роль в достижении победы над блоком фашистских государств Западной Европы и японскими милитаристами, по праву разделив с другими родами войск славу армии-освободительницы.
Краткая предыстория развития инженерных войск РККА в предвоенный период 1939-1940 годов
В период 1939- 1940 годов советские войска западных приграничных округов насчитывали 2,9 млн. чел. (170 дивизий), 46,8 тыс. орудий и минометов, 9170 танков (1475 КВ и Т-34) и 8463 боевых самолета (1540 новых типов).
В Красной армии инженерные войска к началу 1941 состояли из войсковых подразделений, входивших в состав корпусов, дивизий и полков, а также воинских частей РГК (Резерв Верховного Главнокомандования) окружного и армейского подчинения. Для проведения строительных работ имелись управления полевого строительства, объединявшие в зависимости от выполняемых работ инженерные воинские части различного назначения.
В РГК имелись отдельные инженерные и понтонно-мостовые полки, понтонно-мостовые и маскировочные батальоны. Батальоны считались основной штатной единицей инженерных войск. Руководство инженерными войсками осуществляло Главное военно-инженерное управление. Имевшиеся в армиях и военных округах инженерные батальоны к весне 1941 преобразованы в 18 инженерных и 16 понтонных полков (всего около 50000 личного состава).
Непосредственную подготовку нападения на СССР руководство нацистской Германии начало в июле 1940 г. В декабре 1940 г. был утвержден план войны под названием «Барбаросса», предусматривавший разгром СССР в быстротечной кампании.
Группировка немецких войск, их сателлитов и вынужденных союзников из числа оккупированных государств Европы насчитывала 5 млн. чел., 191 расчетную дивизию, 4,4 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 4,5 тыс. боевых самолетов и 192 корабля основных классов. Впечатляла своими традициями и подготовкой и группировка инженерных войск около 150 000 личного состава, штатно имеющая все средства инженерного обеспечения.
Стратегия «блицкрига» (молниеносной войны) предусматривала наступлением мощных группировок сухопутных войск групп армий «Север», «Центр», «Юг», усиленных танковыми объединениями, во взаимодействии с авиацией в направлении Ленинграда, Москвы, Киева окружить и уничтожить основные силы войск советских приграничных округов, в течение 3-5 месяцев выйти на линию Архангельск – среднее течение Волги – Астрахань для чтобы немецкая авиация могла наносить удары по заводам Урала.
То есть, наши войска почти вдвое уступали противнику по количеству личного состава, но превосходили врага в количестве танков и самолетов, однако по своим тактико-техническим данным значительная часть наших танков и самолетов уступала немецким (полное отсутствие радиосвязи, низкое качество оптических приборов, пренебрежение инженерной подготовкой войск).
Разгром инженерных войск на западном направлении
Внезапное нападение фашистской Германии на СССР затруднило мобилизацию инженерных войск. Практически все инженерные части и подразделения, расположенные в приграничных районах, попали под первые удары бомбардировочной авиации, артиллерии, танков противника, что привело к большим потерям в людях и технике.
Районы мобилизационного развёртывания инженерных частей резерва Главного Командования (РГК) в большинстве случаев были заняты противником, как и значительная часть инженерных складов, что крайне осложнило снабжение действующих войск средствами инженерного вооружения и инженерными боеприпасами.
Мобилизационные мероприятии инженерных войск РККА оборонительного периода
В этих условиях перед советским командованием встали задачи по воссозданию сапёрных батальонов дивизий и корпусов, развёртыванию новых инженерных частей РГК для усиления действующих фронтов.
В июле 1941 года сверх мобилизационного плана были сформированы 75 дивизионных и 25 корпусных сапёрных батальонов, а всего за первые шесть месяцев войны было создано более 300 отдельных сапёрных батальонов на базе различных дивизий и других родов войск. Увеличивалось и количество инженерных частей резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) – если на 15 июля 1941 года их было 50, то к началу сентября их численность возросла до 130.
Саперы на учения-1943 год
Возрастание роли и значения инженерных войск в годы Великой Отечественной войны было обусловлено рядом факторов, прежде всего колоссальным размахом вооружённой борьбы на фронтах и в тылу противника, массированным применением артиллерии, танков и авиации, вызвавших необходимость решения новых задач как в обеспечении боевых действий, так и при непосредственном участии в них.
В этих целях советское командование в кратчайшие сроки провело ряд важнейших мероприятий по развитию оргштатной структуры, усовершенствованию формы управления инженерными частями и разработке принципов боевого применения инженерных войск в основных видах боевых действий. В соответствующих масштабах была организована подготовка военно-инженерных кадров.
Благодаря высокой активности и творческому сотрудничеству личного состава инженерных войск, научных работников и представителей промышленности, - в короткие сроки была проведена коренная модернизация имеющихся средств и созданы новые, более совершенные образцы инженерного вооружения, в том числе серия противотанковых мин, минные тралы, переправочные парки, модернизированные под пропуск новых танков, средства механизации возведения мостов и очистки воды, электростанции.
В начале войны, когда мы отступали, потребность в средствах заграждения, противотанковых и противопехотных минах была особенно велика. В то же время поставки их промышленностью были ограничены существовавшей мощностью заводов. Требовалось не только возвести новые заводы, но и дать более простые в производстве и надежные конструкции мин.
К концу 1941 г. были созданы и запущены в производство противотанковые мины ЯМ-5, ТМ-41 и ТМБ (с бумажным литым корпусом). Однако они были еще недостаточно технологичны. Кроме того, в результате боевого применения выявились конструктивные недостатки: малая герметичность, слабое крепление крыши.
Более приемлемая мина была создана в конце 1942 г. офицерами военно-инженерного опытного полигона В.М. Ульяновым, Н.И. Ивановым и Н.П. Беляковым и получила шифр ТМД-Б. Она имела деревянный корпус, взрыватель МВ-5, вес взрывного заряда 5 кг, а всей мины – 7,5 кг. Инженер- рационализатор Е.П. Поливин предложил для ее снаряжения брикетированный динамон (смесь селитры с торфом).
На начальном этапе войны военным инженерам удалось резко снизить темпы продвижения вражеских войск. Танковые и мотопехотные колонны вставали на заминированных путях. Отдельные гарнизоны неделями, а крупные – месяцами сдерживали атаки вражеских полчищ. Достойным примером тому стали героическая защита Брестской крепости, оборона Севастополя, Сталинградская битва.
Героический подвиг саперов у деревни Строково
В ожесточённых сражениях на подступах к Москве, у деревни Строково, 11 сапёров1077-го полка во главе с командиром взвода младшим лейтенантом Петром Фирстовым и политруком Алексеем Павловым приняли неравный бой с танками и пехотой гитлеровцев.
Герои погибли, но на 5 часов задержали врага, что позволило частям 316-й гвардейской дивизии отойти на подготовленные позиции. Военный совет Западного фронта представил героев к награждению орденом Ленина посмертно.
Это единственный случай в ходе Великой Отечественной войны, когда взвод сапёров в полном составе был награждён высокой государственной наградой. На 114-м километре Волоколамского шоссе, на месте их подвига, воздвигнут мемориальный комплекс.
Архитектурный ансамбль из красного гранита очень точно передаёт динамику неравного боя, изображая подрыв немецкой самоходной установки в один из моментов противостояния
Только в оборонительных операциях специалистами инженерных войск было установлено более 70 млн мин, уничтоживших около 10 тысяч вражеских танков (около 40 танковых дивизий противника)
На острие штурма крупных населённых пунктов западноевропейских государств
Важнейшую роль они сыграли при выполнении задач по обеспечению штурмов крупных населённых пунктов западноевропейских государств, осаждённых фашистами, и усиленных укрепрайонами городов-крепостей.
В этих операциях впервые стали массово применяться штурмовые инженерно-сапёрные бригады, количество которых к концу войны значительно возросло. Именно они первыми штурмовали укреплённые объекты и здания, выбивали засевшего в долговременных огневых точках противника, создавали проходы в крепких стенах зданий и заборах, расчищали баррикады на улицах городов, прокладывая дорогу наступающей следом пехоте и танкам.
«Раки» -панцирные штурмовики
Масштабы деятельности инженерных войск РККА
О масштабах деятельности неутомимых тружеников войны, военных инженеров, в те грозные годы можно судить по следующим данным. Только в оборонительных операциях специалистами было установлено более 70 млн мин, уничтоживших около 10 тыс. вражеских танков (около 40 танковых дивизий противника), значительное количество другой боевой техники и живой силы противника.
Было возведено более 50 тыс. км оборонительных рубежей, около 1,5 млн фортификационных сооружений, отрыто свыше 20 тыс. км противотанковых рвов и эскарпов. В интересах обеспечения наступательных операций было подготовлено более 400 тыс. км войсковых путей и дорог, проделаны сотни тысяч проходов в заграждениях, оборудованы переправы на водных преградах от Волги до Эльбы.
Путь чист
Особое место в летописи инженерных войск, кроме Висло-Одерской операции, штурмов Кёнигсберга и Берлина, занимает форсирование Днепра. Немыслимая по масштабам операция, в которой инженерным войскам принадлежала решающая роль, стала первым примером преодоления крупной водной преграды стратегической группировкой советских войск.
За героизм, проявленный в битве за Днепр, 342 воина инженерных войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие соединения и части получили почётные наименования.
Массовый героизм инженерных войск
Выполняя специальные задачи, военные инженеры проявляли массовый и личный героизм в обороне и в наступлении, не только на всех участках фронта, но и в тылу противника.
Как, например, сапёры-подрывники 10-го отдельного гвардейского батальона, входившего в состав 5-й отдельной инженерной бригады специального назначения. Группами от трёх до сорока человек они проникали через линию фронта в тыл врага и в течение 10-15 суток уничтожали мосты, склады, подрывали железные дороги, сообщали сведения о дислокации полевых аэродромов. Под откос летели эшелоны, уничтожались линии связи.
После того как батальон прошёл парашютную подготовку и начал действовать в глубоком тылу противника, среди своих он стал называться десантным. Спустя годы Булат Окуджава напишет известную песню об этом героическом подразделении.
Без военных инженеров в освобождаемых городах ни один род войск не мог сделать ни шагу. И не только там – в любой боевой обстановке и на протяжении всей войны.
В мае 1943-го, на завершающей стадии Ржевско-Вяземской операции, после успешного выполнения задачи небольшая часть группы попала в окружение. Заняв высоту 207.8, старший лейтенант Николай Колосов, взявший командование на себя, принял решение дать бой. Были отрыты окопы, заминированы подступы, на случай отхода установили мощный фугас. «Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут», – о них были написаны эти строки.
На рассвете 12 мая более сотни немецких егерей, матёрых охотников за партизанами, начали наступление. В течение двух часов были отбиты три атаки. Предположив, что окружили большую группу партизан, каратели запросили артиллерию и авиацию. При последней их попытке взять высоту был взорван фугас, разнёсший в клочья десяток фрицев. Советские диверсанты оборонялись до последнего патрона, все погибли в неравном бою. Озверевшие фашисты надругались над телами убитых красногвардейцев.
Жители двух местных деревень, ставшие свидетелями этого боя, похоронили шесть неизвестных воинов в братской могиле. После освобождения Смоленщины в бруствере окопа был обнаружен медальон, а в нём записка с последними словами, написанная красноармейцем Филиппом Безруковым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за подвиг на высоте 207.8 шестерым минёрам-разведчикам посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сапёры-штурмовики под огнём противника минируют объект.
Не только на полях сражений, но даже во вражеских застенках воины инженерных войск проявляли величие воинского духа. Всем известно имя шагнувшего в бессмертие военного инженера генерал-лейтенанта Красной Армии Дмитрия Карбышева, ставшего примером несгибаемого мужества и верности Родине. Попав в плен, пройдя через гестаповскую тюрьму и лагеря смерти, он не пошёл на сделку с фашистами.
Заключение
В годы войны более 100 тысяч воинов-инженеров были награждены орденами и медалями, 655 из них стали Героями Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы, 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских, многим из них были присвоены почётные наименования. Память о подвиге славных представителей инженерных войск в Великой Отечественной войне будет жить в веках!
В 1943 для повышения авторитета инженерных войск И.В. Сталиным было принято решения об утверждении воинских званий: «Маршал инженерных войск» и «Главный маршал инженерных войск»
Колоссальный опыт, полученный военными инженерами в ходе тех тяжёлых испытаний, востребован и сегодня, а то, что было незаслуженно забыто, вновь становится актуальным. Один из ярких тому примеров – начавшееся в 2014 году возрождение расформированных после войны инженерно-штурмовых подразделении
Одно из первых, батальон штурма и разграждения, было воссоздано в составе сформированной 1-й гвардейской инженерно-сапёрной бригады. В 2017 году в инженерных бригадах военных округов были сформированы штурмовые роты, а в инженерно-сапёрных полках армий – штурмовые взводы. На сегодняшний день в Вооружённых Силах насчитывается 14 инженерных подразделений штурма и разграждения.
Сегодня военные инженеры достойно продолжают традиции, заложенные предшественниками, успешно осваивают сложную современную технику, совершенствуют профессиональную подготовку, эффективно решают поставленные задачи. Готовность сил и средств инженерных войск постоянно подтверждается на специальных и стратегических учениях, при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Наши воины надёжно стоят на страже национальных интересов, успешно решают задачи по борьбе с международным терроризмом.
Уважаемые товарищи! Поздравляю вас, ваших родных и близких с 76-летием Победы в Великой Отечественной войне! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, мирного неба и новых успехов на благо нашей Родины!
Борис Скупов
Комментарии (0)