Вы чьё старичье? Пенсионный ракурс кадрового обеспечения российских строек

Подпишитесь на канал

Кадровый коллапс на стройках страны ощущается всеми. Сегодняшняя кадровая ситуация в строительном комплексе России либо близка к катастрофической, либо уже в отдельных регионах и является катастрофической, особенно — с учётом пандемии и тех стратегических вызовов, с которыми страна столкнётся в ближайшие пять-восемь лет.

В связи с вышеуказанным строительный бизнес России собирается предоставить работу гражданам СНГ.

Такой вывод можно сделать и из демографической ситуации, далеко не радужной и из сообщений руководства страны. Так, на недавнем совещании глава государства В.В. Путин высказался о нехватке рабочей силы. В гостях как раз «ну совершенно случайно» был президент Таджикистана.

Сразу зазвучали голоса: ФСИН предложила заменить трудовых мигрантов заключёнными российских мест лишения свободы. На плечах тех же осужденных предложили развивать малый и средний бизнес. В Кремле отметили интересность предложений и пообещали подумать.

А ещё раньше отечественные законодатели предложили в качестве трудовых резервов использовать стариков и женщин в декрете.

Но факт остаётся фактом – работать некому. Плюс, правоохранители собираются выдворить около 3х млн. иностранцев за пределы России. В их числе, в основном, нелегалы, нахождение которых на территории РФ считают фактором роста преступности.

Несмотря на то, что они, вроде как, работают. Стратегические же стройки нельзя останавливать – ибо они обеспечивают национальную безопасность государства.

Кроме того, необходимо вводить в эксплуатацию новые и новые квадратные метры жилья. Россиянам нужно где-то жить, поскольку Конституция гарантирует каждому право на жилище. И бизнес этот весьма и весьма выгоден для нашей сплошь капитализированной строительной сферы.

Суперинициативы как реакция

«В связи с недостатком трудовых ресурсов в строительной отрасли можно рассмотреть вопрос о вовлечении в нее неработающих пенсионеров, которые являются специалистами в данной сфере» – заявил вице-премьер Марат Хуснуллин 24 июня сего года на семинаре-совещании по вопросу достижения показателей национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов.

Мы уже слышали и другие интересные, духоподъемные идеи, как то: использовать на стройках труд заключенных и приглашать все больше мигрантов. И вот теперь — пенсионеры.

Впрочем, одно другому не мешает, ведь и пенсионеры могут быть мигрантами из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также, чем черт не шутит, заключенными. Бывшими, настоящими или будущими.

На первый взгляд – инициатива не безупречная. Всем известно, что у строителей наблюдается выраженная тяжесть труда и нервно-эмоциональная напряженность.

Довольно трудно представить себе бывшего машиниста бульдозера, монтажника-высотника или плотника-бетонщика, сидящего на пенсии и на посильном труде на дачном участке, вдруг рванувшегося по призывы правительства на строительную площадку.

Поэтому не совсем понятно, на какие профессии можно будет пенсионеров приглашать. До пандемии ковида в строительстве использовали труд мигрантов. Но это лица молодого возраста и физически здоровые.

Что касается пенсионеров, де-факто ослабляется физическая и умственная работоспособность с возрастом. Снижение концентрации внимания повышает риск травматизма.

Но в какой степени она снижается? Об этом четко сказать пока нельзя.

Старый конь борозды не портит

Впрочем, идея нашего вице-премьера не нова. Грамотные и думающие работодатели давным-давно эффективно используют знания, опыт и авторитет старшего поколения строителей пенсионного возраста.

В 2018-2020 годах году в стране насильственно отправили на пенсию около 80 000 человек – специалистов строительной сферы, которые начинали активную трудовую деятельность 35-40 лет тому назад, а именно 1978-1983 годах в период великих строек социализма.

Как результат в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация:

  1. С одной стороны, руководители строек жалуются на отсутствие квалифицированных кадров;
  2. С другой – целое поколение, получившее настоящее профессиональное образование еще в советское время и успевшее поработать на великих стройках социализма, где не в пример нынешним была достойная организация труда, строгая производственная дисциплина и система контроля за качеством работ», выкидывается из строительной деятельности страны.

Обычно пенсионеры с опытом работы на линии находят свое место на постах заместителей руководителей отделов и служб строительной организации.

Однако в большинстве своем, опытные высококвалифицированные специалисты, вынуждены заниматься низкооплачиваемой неквалифицированной работой (ночными сторожами, инструментальщиками, кладовщиками и охранниками) из-за своего возраста.

С точки зрения психологии, самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека – зрелость, которая по современным понятия приходится на возраст 40-60 лет. В США возраст самых высокооплачиваемых специалистов составляет от 55 до 65 лет. И только в нашей стране существуют жесткие возрастные ограничения.

Тем более, что «зрелые» специалисты, как правило, имеют более высокую квалификацию, способны самостоятельно принимать решение и разделять ответственность, гибче, опытнее, мудрее своих «молодых» коллег.

При правильной мотивации со стороны руководства, они готовы и способны обучаться. На них можно положиться. И они гораздо менее амбициозны в запросах по оплате труда.

Вслед за инженерно-техническими работниками должны подтянуться рабочие

Дефицит специалистов с высшим профильным образованием в сфере строительства достиг дна на уровне 5-7 %.

Дефицит инженерных кадров, экономистов, руководителей и других специалистов с высшим профильным образованием в сфере строительства в России превышает 100 тыс. человек, сообщал еще в 2019 году член общественного совета при министерстве строительства и ЖКХ, ректор НИУ МГСУ Андрей Волков на заседании президиума общественного совета при Минстрое.

«Обеспеченность отрасли специалистами действительно серьезно снизилась. По разным оценкам вот такой сейчас стотысячный дефицит специалистов с высшим образованием», — сказал он.

Согласно презентации, количество специалистов с высшим образованием в строительных организациях снизилось в 1,5 раза, выросла доля персонала пенсионного возраста, одновременно снизилась доля персонала экономически активного возрастного категории до 40 лет. Постоянно увеличивается отток кадров, а количество вакантных мест превышает 10%.

На данный момент, в России ведут подготовку по направлению «Техника и технологии строительства» 129 высших образовательных организаций и 58 филиалов. Из них 7 отраслевых университетов находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казане, Нижним Новогород, Новосибирске, Пенза и Томске. 6 опорных вузов расположены а Белгороде, Волгограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре и Тюмени. 7 федеральных вузов - в Архангельске, Владивостоке, Екатеринбурге, Калининграде, Красноярске, Ставрополе, Якутске.

А неплохо было бы заставить пенсионеров поднять рождаемость в стране

Предложение о том, чтобы привлекать в российскую строительную отрасль неработающих пенсионеров, выглядит утопически. Об этом 25 июня заявил директор института демографии ВШЭ Михаил Денисенко, комментируя соответствующее высказывание вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.

«Такое предложение вызывает ряд вопросов, главный из которых: привлечь в качестве кого? — поинтересовался Денисенко. — Строительная отрасль предполагает, что средний работник обладает крепким здоровьем и занимается физическим трудом. Не случайно 80% работников в строительстве — это лица в возрасте от 25 до 55 лет. Отдельных лиц из числа тех, кто работал в этой отрасли, наверное, можно привлечь с учетом относительно высокой заработной платы. Но в целом идея утопическая, появившаяся, видимо, от безысходности».

Напомним, как сообщало ранее экономист Константин Ордов призвал не забывать, что правительство РФ несколько лет доказывало работающим пенсионерам, что оно в них не нуждается.

Главное — условия труда

В России насчитывается 46 миллионов пенсионеров, из них официально работают 9,3 миллиона человек.

То есть в стране около 35 миллионов людей пожилого возраста, которых потенциально может заинтересовать работа в строительстве, подсчитал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Конечно, привлекать на стройку будут тех, кто готов трудиться в полную силу и обладает хорошим здоровьем. И таких людей можно рекрутировать на специальности, не связанные с серьезными физическими нагрузками, считает эксперт.

Это работа в проектном отделе, это специалисты по сметам, бухучету, юриспруденции, по закупкам, а также ряд рабочих профессий (электрики, штукатуры) и так далее.

Вполне вероятно, что часть пенсионеров действительно захотят работать в строительной отрасли, если появится такая возможность. К сожалению, не секрет, что пожилым людям, даже имеющим огромный профессиональный опыт, сложно трудоустроиться в силу возраста, — отмечает аналитик.

Кроме того, в строительную отрасль можно привлекать людей предпенсионного возраста, добавляет он. Таких в стране около шести миллионов человек (тех, кто не трудоустроен).

Готовность пенсионеров работать, безусловно, будет зависеть и от условий, от возможностей работодателей.

Если компания найдет специалиста пожилого возраста и при этом организация очень нуждается в таком персонале, то и уровень зарплаты может быть предложен неплохой, допускает эксперт.

При этом, по его мнению, такие работники могут быть даже более эффективны, чем последующие поколения. Кадровые службы давно отмечают сложности в работе с молодыми сотрудниками, указывает аналитик. В отличие от них, люди зрелого возраста чаще более ответственны, пунктуальны, работают на результат.

И сейчас рекрутинг начинает переориентироваться на поиск персонала старше 45 лет. Специалист с опытом, грамотный, умеющий качественно работать — это клад для любой компании. А возраст — только цифра в паспорте, — констатирует Павел Сигал.

Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития имеет особое мнение по данному аспекту.

О том как справятся пожилые с тяжелым трудом на стройке этом просто не думают. Главное — заткнуть дыру на стройке хоть кем-то. В каком-то плане им, этим креативным менеджерам, придумывающим такие завиральные идеи, чем хуже, тем лучше. Падают доходы, тают сбережения, людям уже совсем плохо. Тем лучше для стройки, потому что народ туда пойдет, несмотря на возраст.

Но это же неправильно с точки зрения социально-экономической политики страны. Когда страна разбалансирована, что ни делается, то глупость. Это относится и к увеличению возраста пенсионеров.

Одно дело, когда они шли бы преподавать, делиться опытом, консультировать по важным вопросам, и совсем другое, когда в отсутствие мигрантов их будут в бетономешалки превращать.

Понять вице-премьера можно, стало не хватать людей, особенно в строительном комплексе.

Но, с другой стороны, есть позитивные методы занятости пенсионеров. И заключенных, кстати, тоже, потому что у нас даже по официальным данным не более тридцати процентов заключенных работает. Вы представляете, что значит отбывать наказание, не имея работы? Это отдельная проблема. После освобождения нет стартового капитала. Как жить начинать?

Но главное, у нас абсолютная гипертрофия строительного комплекса, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Мы сейчас все забираем в строительный комплекс, оголяя другие сферы деятельности.

Еще и ставка на мигрантов. Это значит закрепление отсталых укладов, вместо совершенствования, индустриализации строительной сферы. Все это в конце концов приведет к тому же ипотечному кризису, который разразился в Америке в 2008 году. Ведь доходы людей падают, а стройку отчего-то надо «разгонять».

Это непропорциональное развитие строительного комплекса по сравнению с жизнью в стране пора бы руководству государства разглядеть. И сделать выводы о необходимости комплексного развития.

Прежде всего нужно строить промышленные предприятия. Проводить форсированную ре-индустриализацию страны. Это единственный выход. А пока экстенсивными методами затыкают дыры в строительном комплексе. В итоге так или иначе будет провал.

Вместо заключения: «В России дешевеет только рубль и жизнь человека, а цены растут»

Озвученный вице-премьером план ограниченно реализуем, считает шеф-аналитик, но лишь при условии дополнительных бонусов каждому привлечённому работнику.

Это индексация пенсий, особые льготы ветеранам строек, включая серьёзные бесплатные соцпакеты на лечение и полноценный отдых или хотя бы подобие большого туристического кешбэка от 50% и выше на стоимость семейной «рабочей путёвки».

Необходимо что-то вроде выборочных элементов советской профсоюзной системы в той части, где от неё была польза, про которую так любят рассказывать коммунисты.

Самый первый, наименее затратный для бюджета и лежащий на поверхности вопрос — неготовность государства по-настоящему компенсировать «зажатые» ранее уже на протяжении нескольких лет подряд индексации именно пенсионерам, решившим продолжить активную трудовую деятельность.

И вот как раз в качестве эксперимента это можно сделать для начала только для работников, занятых в сфере строительства.

Здесь нужны действенные подвижки, а не просто принятие очередной формальной и «жлобской» депутатской инициативы вроде попыток символической индексации на величину и так-то официально явно заниженной росстатовской инфляции, да ещё и от планки какого-нибудь следующего года.

Вместо этого требуется по совести произвести перерасчёт пенсий задним числом за несколько лет. И дальше взять за базу уже не текущий замороженный уровень пенсионных выплат, а пересчитанный повышенный и от него регулярно индексировать дальше

Но даже при таких условиях очевидно, что ещё как минимум лет пять-десять на стройках можно будет рассчитывать в основном на мигрантов, предупреждает он. А значит, несмотря на пандемию, нужно всячески облегчать въезд приглашенным на стройки гражданам соседних государств в массовом порядке.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!