Часть первая: Вводная статья
В экономически развитых странах уже три десятилетия тому назад наметилась тенденция к перемещению человека в центр процесса воспроизводства капитала.
Это определяется тем, что человеческий ресурс относится к внутренним факторам экономической динамики: во-первых, признанием огромного потенциала человеческого фактора; во-вторых, обострением проблемы ограниченности и необратимой исчерпаемости основных ресурсов экономики.
Всем мыслящим людям ясно, что материальный и финансовый капитал, а также природные ресурсы экономики стали пассивным фактором роста, а человеческий капитал, заключенный в людях, превратился в активный фактор. Сегодня именно он во многом определяет темп и уровень развития, как отдельных форм бизнеса, так и общества в целом.
Ясно ли это профессиональному строительному сообществу вопрос весьма спорный. Ибо более 100 тысяч владельцев строительных компаний фирм и предприятий довольно благодатно и вольготно ощущаю себя некими «именитыми гостями» в своих организациях, органически презрев основной хозяйственный принцип: «Доход и прибыль там, где есть живое, человеческое дело».
Последствия кадрового краха, спровоцированного пандемией, вызвали прямо-таки панику среди управленцев частных строительных организаций.
О вопросах отношения строительных бизнесменов России к человеческому потенциалу предприятия и кадровой политике, автор настоящей работы опубликовал более двух десятков работ на интернет-портале «Строительный эксперт». В электронном доступе они все доступны.
К сожалению, в них весьма слабо освещались вопросы человеческого капитала на предприятиях строительного комплекса России. Пора исправить эту серьезную авторскую ошибку.
Теоретическое определение человеческого капитала
Человеческий капитал (англ. human capital) — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Она включает в себя совокупность врожденных способностей, ума и таланта; приобретенных знаний умений и навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Вышеуказанные ученые показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что в последние десятилетия они все в большей степени определяют развитие экономики, прежде всего в индустриальных странах.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки.
В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
О сущности понятия «человеческого капитала»
Рассуждая о сущности человеческого капитала, один из основателей самой его концепции, Теодор Шульц, считал, что все ресурсы и навыки, присущие индивиду могут быть либо получены от рождения, либо приобретены в течение жизни.
Это означает, что при рождении каждый человек получает определенный набор генов, который влияет на его врожденный потенциал. При этом непосредственно сам капитал, помимо врожденных качеств, включает в себя еще и качества, приобретаемые в процессе жизни индивидом, которые способны быть приумножены путем соответствующих усилий.
Человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
И предельно кратко: Человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий капитал и человеческая личность
Понятие «человеческий капитал» по-разному связывается с человеческой личностью, соответственно в его состав включают различные элементы, которые в случае актуализации в процессе создания новой стоимости и генерации дохода рассматриваются как активы.
Так называемые активы человеческого капитала включают в себя:
- капитал здоровья;
- капитал мобильности (миграция);
- капитал интеллектуальный, составными частями которого являются мыслительно-образовательный, научный и инновационный компоненты;
- капитал подготовки на производстве, который объединяет в себе квалификацию, компетенции, производительные навыки и опыт;
- капитал предпринимательской деятельности (конкурентоспособности).
Отдельные ученые предпочитают рассматривать понятие человеческого капитала исключительно в узком смысле, характеризуя его применительно к отдельному работнику (индивиду).
Общие сведения о инвестициях в человеческий капитал
Человеческий капитал индивида складывается в течение всей жизни индивида и представляется как непрерывный процесс, протекающий с разной интенсивностью в различные периоды жизни индивидуума.
Непрерывный характер формирования человеческого капитала обосновывается общей трактовкой понятия «инвестиций в человеческий капитал».
Т. Шульц писал, что к инвестиционной деятельности, сфокусированной на развитии человеческого капитала, заслуженно можно относить «…школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и растущий запас информации относительно экономики».
Инвестиции в человеческий капитал подразделяются на три основные группы:
- Первая группа состоит из расходов на образование, в том числе, на общее и специальное, формальное и неформальное образование, самообразование, расходов на обучение по месту работы
- К инвестициям, образующим вторую группу, относятся затраты, связанные со здравоохранением, включая развитие и поддержание физического и психологического состояния человека. Сюда входят затраты на медицинское обслуживание, диагностику и профилактику заболеваний.
- Третья группа включает в себя расходы на мобильность, за счет которых осуществляется миграция.
Инвестиционная деятельность, связанная с формированием и развитием человеческого капитала, носит двусторонний характер. С одной стороны, она представляет собой процесс использования индивидами приобретенных ими знаний, умений и навыков для целей производственной и социально-общественной деятельности. С другой же стороны, это процесс, связанный с расширением возможностей человека за счет укрепления здоровья, приобретения новых знаний и совершенствования профессиональных навыков
Отношение человеческого капитала и его агентов
Создание человеческого капитала осуществляется в процессе складывающихся субъектно-объектных отношений, где субъектом человеческого капитала выступает его носитель, другие субъекты отношений являются агентами.
Формирование человеческого капитала по временным периодам, исходя из этапов социализации человека, можно разделить на три базовых этапа:
- 1) до-трудовой период;
- 2) трудовой период;
- 3) после-трудовой период
В до-трудовом периоде можно выделить три периода формирования человеческого капитала:
- 1) от 0 до 5-6 лет;
- 2) с 7 до 17–18 лет;
- 3) с 17-18 до 23 года.
В трудовом периоде можно отметить действие следующих субъектов – хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия), рекрутинговые агентства и службы занятости и т.д.
После-трудовой период характеризуется действием таких субъектов как – подсобные и домашние хозяйства, любительские занятия и др.
Формирование развитого человеческого капитала «захватывает» часть до-трудового периода формирования человеческого капитала и оставшиеся – трудовой, после-трудовой. Это временные периоды – с 17-18 до 23 года, 23-24 – 55-60 лет и 55-60 лет.
Основными субъектами (агентами) в этих периодах выступают профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия), биржи труда, рекрутинговые агентства и службы занятости и пр.
Базовый капитал – это капитал, полученный человеком к возрасту совершеннолетия, что, как правило, совпадает с окончанием общеобразовательной школы, достижения индивидуумом трудоспособного возраста, приобретение им минимальных знаний, навыков и умений, необходимых для развития человеческого капитала.
В дальнейшем базовый человеческий капитал формируется до определенного уровня, при котором он может быть использован как владельцем, так и работодателем для извлечения минимальной выгоды.
Развитый человеческий капитал формируется всю оставшуюся жизнь. При этом основными субъектами здесь являются профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения, а также фирмы, предприятия, биржи труда, рекрутинговые агентства и службы занятости и т. д.
Человеческий капитал – главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является – высокий индекс экономической свободы.
Используют классификацию человеческого капитала:
- Индивидуальный человеческий капитал.
- Человеческий капитал фирмы.
- Национальный человеческий капитал.
В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около – 50 %.
Человеческий капитал как парадигма успешного развития США и ЕС
В настоящее время на базе теории и практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.
На основе теории ЧК, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике.
Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. А также создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства – леса.
Она сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
Се не сказка и не ложь – русским молодцам урок
Все это имело и имеет место не потому, что теория и практика человеческого капитала реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.
Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития – человеческого капитала – выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.
Огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом.
То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.
Ядром человеческого капитал, был, есть и будет homo sapies (человек мыслящий).
Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ.
Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала, как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.
Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне – человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма.
Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций.
В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже предельно мала и со временем исчезнет совсем.
Поэтому разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении человеческого капитала, который основоположники его теории отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом.
Общие сведения о состояние человеческого капитала России
Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиционных вложений и накопленный индивидами определенный запас здоровья, знаний, привычек, возможностей, которые целенаправленно применяются в той или иной сфере общественного производства.
Для анализа качества человеческого капитала измеряют уровень жизни, грамотность, образованность, состояние медицины и производства ВВП на душу населения страны. Эти показатели учитываются при расчете индекса развития человеческого капитала.
Индекс человеческого развития – это коэффициент, основывающийся на трех измерениях человеческого капитала:
- долголетия и состояние здоровья, определяющих при помощи ожидаемой продолжительности жизни;
- способности приобретать знания, измеряемые средней и ожидаемой продолжительностью обучения;
- способности достичь достойного уровня жизни, устанавливающих при помощи валового национального дохода на душу населения.
Наибольшее значение индивидуального человеческого развития – 1,0. Для того чтобы измерить человеческое развитие всецело, существует три составных индекса: индекс гендерного неравенства, индекс гендерного развития, индекс многомерной бедности.
По рейтингу страны классифицируются на категории:
- страны с наибольшей степенью индивидуального человеческого развития;
- страны со средней степенью индивидуального человеческого развития;
- страны с невысокой степенью индивидуального человеческого развития.
Таблица 1
Страны мира по уровню человеческого развития в 2017 года
Место | Страна | Индекс (итого) |
1 | Норвегия | 77,0 |
4 | США | 74,0 |
8 | Швеция | 73,2 |
12 | Эстония | 73,0 |
16 | Россия | 72,0 |
20 | Австралия | 71,0 |
24 | Украина | 70,0 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Россия в рейтинге 2017 года возросла на семь позиций по сравнению с предыдущим годом и занимает 16-ое место, открывая список стран с повышенным уровнем человеческого развития.
Ключевые показатели России:
- средняя ожидаемая продолжительность жизни — 70,3 лет;
- средняя продолжительность получения образования — 14,7 лет;
- валовой национальный доход на душу населения — $ 22 352 в год .
Помимо названного, представляет большой интерес исследование, проводимое Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) вместе с международной консалтинговой фирмой по управлению человеческими ресурсами Mercer «Отчет о человеческом капитале 2016».
В данном отчете ВЭФ указывает на то, что в 21 веке основным условием развития страны и экономического роста является человеческий капитал. Сравнивая возможности развития человека по 46 показателям страны, можно определить индекс человеческого капитала. В отчете изображен рейтинг, который измеряет возможности для развития человеческого капитала в разных возрастных группах, в том числе общедоступность и качество образования; возможности для повышения квалификации; занятость в экономику страны.
В десятку стран с наиболее повышенным индексом человеческого капитала вошли: Финляндия – 85,78; Норвегия – 83,84; Швейцария – 82,59; Канада – 83,87; Япония – 82,74; Швеция – 81,77; Дания – 83,45; Нидерланды – 85,36; Новая Зеландия – 82,88 и Бельгия – 82,11, которые включили в группу четырнадцати стран, превышающие предел 80%.
Индекс применяется для оценки человеческого капитала через показатели уровня образования, квалификации и трудоустройства людей, начиная от 15 лет и свыше 65 лет. Задача заключается в том, чтобы дать оценку результатам предыдущих и нынешних вложений в человеческий капитал и предоставить возможность предсказать ситуацию в будущем.
Таблица 2
Основные показатели России в рейтинге человеческого капитала 2016 г.
Наименование показателей | Значение |
Общая численность населения, млн. чел | 142,098 |
Население трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) , млн. чел | 99,947 |
из них с высшим образованием, млн. чел | 69,664 |
Коэффициент пенсионной нагрузки (%) | 18,2 |
Коэффициент потенциального замещения (%) | 20,7 |
Средний возраст населения, лет | 38,0 |
ВВП на душу населения (по ППС, в долл. США) | 24,764 |
Уровень участия в рабочей силе (%) | 63,7 |
Занятость населения (%) | 60,2 |
Уровень безработицы (%) | 5,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
К индексу отчет включает информацию о количестве текущих и недавних выпускников в основных областях исследований в каждой стране и данные о деятельности рабочей силы, а также уровнем образования.
Специалисты отмечают, что Россия находится на высокой позиции в рейтинге по уровню образования и квалификации рабочей силы. По уровню начального, среднего, среднего специального и высшего образования Россию включают в группу лидеров по всем возрастным группам.
Весьма краткие замечания о человеческий капитал в строительной сфере России
На сегодняшний день строительный комплекс России – одна из самых «созидательно разрушающих» отраслей народного хозяйства.
И все же, поскольку условия жесткой конкуренции вынуждают активно внедрять инновационные технологии и проекты, одну из важнейших ролей в эффективной работе предприятия играет человеческий капитал, которым она обладает.
Так как от интеллектуальных способностей, квалификации сотрудников, от их навыка вовремя добиваться поставленных целей, принимать правильные, высокоэффективные управленческие решения и зависит итоговый результат деятельности фирмы в целом. Так, немногие строительные предприятия, вкладывающие свои средства в человеческий капитал, показывают лучшую динамику развития в условиях инновационной экономики, чем те компании, вложения которых направлены на увеличение объемов других материальных ресурсов.
Совершенствование необходимого образовательного и культурного уровня работников предприятий строительства влияет на качество человеческого капитала, так как обучение во время работы повышает производительность труда на уровне предприятия в целом.
Кроме того, обучение во время работы обуславливает появление инноваций и этим обеспечивает рост долгосрочной конкурентоспособности предприятия
Высококвалифицированные сотрудники при самостоятельном решении производственных задач справляются лучше, чем менее опытные работники, кроме того, они также могут обучаться быстрее.
Для строительной фирмы знания являются фактором, непосредственно влияющим на ее эффективность, а также ресурсом, создающим для организации интеллектуальный капитал. Собственно приобретение необходимых знаний и является отправной точкой к стимуляции инноваций по совершенствованию производственного процесса.
Постоянное развитие человеческого капитала строительного предприятия – это оптимальное решение для фирмы, миссия которой – это опережение конкурентов и получение прибыли. Из чего следует, что лучший способ развития строительной организации в современных условиях инновационной экономики – это инвестирование в человеческий капитал.
Заключение
Наконец, хотелось бы сделать предварительные выводы по всему выше написанному.
Во-первых, необходимо констатировать, что если на сегодняшний день профессиональное строительное сообщество не будет осознавать, что главное богатство и его источник, цель и средство существования государства – это люди, что если Россия не научится ценить, развивать и рационально использовать свой человеческий капитал, то нам никогда не удастся стать по-настоящему процветающим государством.
Ибо человеческий капитал – наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.
Во-вторых, надо осознать, что экономическое, социальное и общественное развитие государств в значительной степени зависит от отношения людей к процессам воспроизводства человеческого капитала.
Концепция человеческого капитала не зародилась стихийно, а возникала как результат развития мировой, а затем и экономической мысли. К проблемам человеческого капитала начали уделять внимание в первую очередь западные экономисты XX века, в связи с крахом неолибеританской теории «саморегулируемой рыночной экономики» и необратимыми процессами социализации капитала развитых стран, однако данный вопрос освещался с того времени как экономика начала формироваться как отдельная наука.
В-третьих, современные теории экономического роста рассматривают человеческий капитал как один из ключевых его факторов, ибо именно человеческий капитал способен гарантировать экономический рост не только за счет увеличения производительности труда, но и посредством формирования и реализацию новых идей и инноваций, помимо этого, он упрощает их восприятие и распространение.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использовать как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение и для многих других целей.
В-четвертых, величина человеческого капитала обусловливается условиями его формирования и развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые являются фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида.
Воспроизводство человеческого капитала осуществляется на всех уровнях экономики всеми ее субъектами для дальнейшего роста доходов. Отмечено, что основные сферы воспроизводства человеческого капитала – это в первую очередь образование и здравоохранение.
В-пятых, ограниченный объемом печатной публикации автор не все и не вся сказал пытливому читателю. Постараюсь более подробно осветить более, чем широкий круг информации о проблемах и перспективах развития человеческого капитала в строительной сфере.
Комментарии (0)