300-летний юбилей Российской империи прошел незамеченным

Подпишитесь на канал

22 октября по старому стилю или 02 ноября этого года, исполняется 300 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества.

985761f9dfc9590c134806068b5b75c7.jpg

Это было сделано сразу же после окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля). 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории.

Связь между завершением Северной войны и провозглашением Петра I императором очевидна. В финском городе Ништадте был подписан политический документ, завершивший двадцатиоднолетнюю войну, или «троевременную школу», как называл ее Петр I.

Подписание Ништадского мирного Договора с королевством Шведским означал выполнение основной задачи, за которую Россия боролась. Ей удалось разрушить подстрекаемые Великобританией попытки организовать антироссийскую коалицию и расширить фронт боевых действий против России.

По мнению многих историков и политиков Россия уверенно и властно вошла в когорту ведущих держав, от позиции которых зависело решение важнейших европейских проблем. Борьба за выход к морю была завершена, что позволило затем установить прочные экономические связи с Европой.

Из этой «троевременной школы» Россия вышла победительницей, окрепшей в военном и экономическом отношениях. Договор закрепил за Россией не просто выход к Балтике, о котором мечтал царь, но и всю Восточную Прибалтику. Россия де факто стала империей.

Разберемся с энциклопедическим понятием Империя

По энциклопедическому определению Импе́рия (от лат. imperium — власть) —монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий.

Как правило, империя объединяет разные народы со сложным этническим составом населения и территории в единое государство с единым политическим центром, играющее ведущую роль в регионе или даже во всем мире.

В христианском понимании Империя – это власть истины (imperio – высшая власть, власть Всевышнего), следовательно, единственно легитимная. Империя может быть только одна: ибо один Бог на небе и один император на земле.

Классики геополитики Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии.

Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические (континентальные) и талассократические (колониальные), эти мыслители выделили и характерные им имперские формы.

  • Теллурократия – это когда континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в империо-строительство.
  • Талассократия: к ней относят Британскую, Испанскую, Португальскую, Нидерландскую и Японскую колониальные империи.

Существует точка зрения, будто век империи закончился, когда экономическая целесообразность колоний якобы падала, и колониальные империи отказывались от колоний. К началу XXI века практически все колониальные морские империи распались.

Скромность процедуры провозглашения Российской Империи

Само объявление России империей было обставлено достаточно скромно. Местом исторического события стал Троицкий собор Санкт-Петербурга, где в торжественном собрании всего двора и при стечении многого народа после отслуженной литургии был зачитан Ништадтский мирный договор, затем с проповедью-речью выступил Феофан Прокопович, напомнивший о заслугах царя Петра Алексеевича Романова.

Затем великий канцлер Головкин в окружении сенаторов, подойдя к царю, торжественно просил его принять «титул Отца Отечества, Петра Великого, императора Всероссийского».

«Виват, виват, виват Петр Великий, Отец Отечествия, император Всероссийский!» – трижды прокричали сенаторы. Клич этот подхватил весь собор и народ, стоявший вне церкви. Затем «раздался колокольный звон, звуки труб, литавр и барабанов, пушечная и ружейная стрельба».

300 лет тому назад возникла новая политическая реальность – Российская империя

Самыми известными и международно-значимыми империями являлись Британская, Монгольская, Российская, Османская, Римская и Священная Римская. Провозглашение Петра I императором юридически оформляло новую политическую реальность – Российскую империю.

Для того чтобы понять, какой смысл вкладывали в это событие его участники, необходимо обратиться к документам эпохи. Поднося Петру I титул «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского» 22 октября 1721 г., канцлер Гаврила Иванович Головкин, говорил: «Токмо едиными вашими неусыпными трудами и руковождением, мы ваши верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, и тако рещи, из небытия в бытие произведены и во общество политичных народов присовокуплены».

Современники видели заслугу Петра в первую очередь в том, что он сотворил новую Россию, сделал свой народ «политичным». Это польское слово близко по смыслу позже вошедшему в русский язык слову «цивилизованный». То есть новому титулу придавалось и очевидное созидательное значение.

Заметим, что эту роль демиурга, творца, отводили царю не только его русские сподвижники, но и его европейские поклонники. Французский академик Фонтенель закрепил миф о «творце новой нации» в европейской общественной мысли, а Вольтер придал ему еще большую популярность.

Весьма показательна была и краткая ответная речь Петра. Он подчеркнул значение заключенного мира, традиционно сославшись на Божью помощь: «Надлежит Бога всею крепостию благодарить; однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею Греческою».

Помышляя о «пользе и прибытке общем» и облегчении народа, царь в полном соответствии с имперской идеей, призывал не забывать о войне и армии.

Сакральность Российской империи последовательно превращают в дешевую мыльную оперу

Год 300-летия основания Российской империи проходит у нас в скоромошных традициях петровской эпохи, фейковых свадебных мероприятиях и без серьезного государственного подхода. России оказывается удобнее водить постыдные хороводы вокруг непризнанных императорской фамилией «потомков рода Романовых», обращающих сакральность имперской идеи и сущность императорской власти в балаган, нежели серьезно размышлять о прошлом и будущем нашей страны.

Мы всё так же «ленивы и нелюбопытны», как и во времена Пушкина. А также напрочь забыли великий смысл русской истины: «Дорога ложка у обеду, а яичко ко Христову дню».

Мы уже упустили безвозвратный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез подискутировать о нашей идентичности. А также поделится мнениями и планами о будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, ни сколь не уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр Великий.

Но коль мы не дозрели до настоящего всероссийского празднества, посвященного Русскому триумфу, то где приуроченные к юбилейной дате научные конференции, серьезные научные монографии, посвященных имперскому прошлому России?

Разве не актуальны следующие общеинтересные вопросы: Что же такое Российская империя? Какими помыслами и идеям она жила? Какие смыслы транслировала своему государствообразующему народу?

Нет больше российской империи – вещают «доброжелательные» западные политики и наши либеральные деятели. Была да сплыла. И не до империи ли нам сегодня? Есть дела поважнее – неолибиральный капитализм надо созидать в тяжких условиях пандемии короновируса!

Однако и вопросы пандемии и демографии, бедности и неэффективной экономики упираются в конце концов в волю к жизни. А воля к жизни нации, народа – в цель его существования.

Российская Империя – это и есть связь со всем ценным в истории и настоявшим, а следовательно, а с будущим. Никому и никогда не удавалось сохранить страну, нацию и народ, не являя перед ними ясные цели существования. Что демонстрирует нам, например, распад советской империи.

Русь есть Империя в себе

Еще во времена Ивана Третьего Русь осознала себя Третьим Римом, восприняв свое духовное правопреемство от Византии. Право, на которое давала, конечно, не только женитьба Ивана на принцессе царского рода Софье Палеолог, но прежде всего само греческое православие – та святыня, та ценность, ответственность за хранение которой с этого времени (после падения Константинополя) переходила к Руси.

Есть четкая формула христианского философа Филолея: «Москва –Третий Рим. Два Рима пали – четвертому не бывать». И в православном, в русском понятии –Третий Рим – это не национальное тщеславие, это прежде всего великая международная ответственность.

С объявлением Руси себя Третьим Римом, а затем – Российской империей, объединение мирового христианства, восстановление полноценной Римской империи вновь становится возможным. Такие попытки неоднократно предпринимались русскими царями.

Начиная с Ивана Калиты, Московская Русь стала, как на дрожжах расти и присоединять сначала исторические русские земли, а затем, при Иване Грозном, и близлежащие территории соседних государств, когда в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства.

Саму победу над шведами в Северной войне Пётр считал продолжением и завершением Невской битвы русского князя, лично совершив символическое перенесение его мощей в Санкт-Петербург.

Уже при Александре Невском был заложен краеугольный камень имперской идеи. Он расширил интересы Руси до дальних восточных границ.
Формально Россия вошла в состав Золотой Орды, но ментально Россия Золотую Орду сделала частью своего мира.

В этом смысле Пётр Первый – достойный продолжатель и наследник и Александра Невского, и Ивана Великого, и Ивана Грозного, и конечно, своего отца царя Алексея Тишайшего, воссоединившего Великую и Малую Россию (т.н.Украину).

Петровская Империя стала логическим продолжением духовной и политической жизни Московской Руси. Пётр Первый не изобрёл чего-то нового, он интуитивно выразил русскую идею как имперскую идею.

Пётр Первый выступил как глубоко русский Царь, как наследник Иоанна Грозного, которого он почитал и считал себя продолжателем его стратегических планов расширения России на Запад.

Далее Ермак покорил Сибирское ханство. Россия вышла на просторы Сибири и к берегам Тихого океана, раскинулась на просторах двух континентов – Азии и Европы.

И здесь встал вопрос: что делать? Что в конце концов строят великие князья и Цари и какую страну создают? Может быть национальное государство для русских? Тогда другие народы должны быть вытеснены или же раствориться в русском народе.

А может это будет государство для всех, где каждый народ будет чувствовать себя частью целого, именуемого Россией? И тогда Россия будет матушкой не только для русских, но и для чувашей, татар, башкир, казахов, сибирских народов, чукчей, якутов, бурятов…

Россия – великая континентальная Империя

Чем отличается континентальная Империя от национального государства? Национальное государство – государство одной нации. Континентальная Империя же открыта для всех, кто признаёт власть Императора, подчиняется имперским законам, вселяется в этот дом и становится полноправным гражданином Империи. И если в национальном государстве очевидны приоритеты национального, то в Империи приоритет гражданства.

Этот вопрос не мог оставаться нерешенным. Промедление с его решением было смертельно опасным. Миссия разрешить его выпала Петру I. От его решения зависели серьезные исторические последствия. Он, как русский витязь, оказался на распутье и сделал судьбоносный выбор в пользу великой многонациональной Империи.

Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией, но день 22 октября 1721 года считается днем основания Российской Империи.

Интересно понаблюдать и за тем, как Российскую империю признавали в Европе. Едва ли мы увидим здесь много расхождений с позднейшим временем.

Первым, в ноябре того же года, Российскую империю признал прусский король Фридрих Вильгельм I. Следом свое признание удостоверил грамотой от 21 декабря Венецианский дож Иоанн Корнелий. За ними последовал ряд немецких земель, Нидерланды (май 1722) и король Швеции Фредерик I (июль 1723).

Дольше всех (что и не удивительно) тянули с признанием Русского имперского флага императоры Священной Римской империи и Османские султаны, англичане и естественно поляки. Но и им, в конце концов, пришлось это сделать.

О преступном низкопоклонстве Петра Великого перед просвещенной Европой

Петра Великого часто изображают каким-то низкопоклонником перед всем западным, который чуть ли не по-обезьяньи копировал всё с манеру голландского или немецкого.

Тут и брадобритье, и переодевание в немецкое платье, и питие кофе, и курение табака, и естественно, пьянство. Причём все эти личные пристрастия Пётр I делал обязательными для подданных под угрозой суровых кар.

Заметим, однако, что многокилограммовый «орден» на шею будущим алкоголикам вешал именно Петр. А от стрижки бород можно было откупиться, внеся немалый налог на ношение бороды.

В большинстве своем основной массы податного народа эти меры вовсе не коснулись. Да и если посмотреть портреты знати тех лет – не припомню я там множества брадобритых в Европе.

Однако моды это одно, а вот как Пётр относился к государствам Западной Европы? Если он был таким космополитом, как ему приписывают, как же так вдруг получилось, что именно при нём Россия выдвинулась в число великих держав Европы?

При Петре I ещё можно было попробовать создать национальное государство. Но он сделал исторический выбор – и отнюдь не в пользу Европы, как может показаться внешне, а в пользу Империи.

Он обратил свой взор вглубь веков – идеалом для него была Римская Империя, по её примеру он создавал политические институты.

Петр – не европеец, он скорее римлянин. Россия стала Третьим Римом именно при Петре I и не перестала им быть вплоть до наших дней.

Заветы первого Всероссийского Императора и Отца Отечества живы и актуальны

Отрицать то, что мы сегодня во многом живём по заветам Императора Петра Великого бессмысленно. Державное влияние имперского события 22 октября 1721 года – определило всё последующее многовековое бытие России. Никакие исторические катаклизмы за последующие три века не смогли преодолеть инерции заданного Петром вектора.

Государь Пётр понимал, что Империя для России не просто красивый высокий титул, а самое главное – это образ её жизни, способ её бытия и формула её будущего.

Будучи зажатой между Востоком и Западом, как между Сциллой и Харибдой, России, чтобы выжить, нужно было объединить в себе Восток и Запад и ментально, и территориально, и политически, и религиозно.

Все эти проблемы решил гениальный Император Пётр Великий, создав Российскую Империю, увенчав этим статусом многовековое строительство Российского государства его предшественниками.

Для воплощения идеи Империи необходимы были и определенные качества самого народа, ведь Империю невозможно навязать силой или построить как некий утопический коммунизм.

От народа, претендующего на титул носителя имперской идеи, требуются как минимум два нравственных качества.

Прежде всего, нужна глубокая жертвенность народа, потому что титульный народ, отказываясь от узко национального государства, жертвует отчасти своими прерогативами и преимуществами как первого народа Империи. Нужна готовность отказаться от своего естественного национального эгоизма.

Второй момент: нужна широта души титульного народа, чтобы он мог вместить в себя разные этносы и разные культуры, чтобы ему были интересны другие народы, вошедшие в общий имперский дом.

В рамках же менталитета национального государства чаще приходится видеть ксенофобскую риторику, которая приводит к национальным конфликтам и отчуждению народов. В результате воздвигаются политические и ментальные границы.

Однако, русский народ в течение своей истории выработал именно эти нравственные качества – жертвенность и широта души. Оба они основаны на православии. Достоевский выразил этот идеал понятием «всечеловек».

Русский народ в своей истории не возводил границы, а расширял их, не отгораживался от других народов, но открывал врата своего государства для других народов. И этот процесс завершался только естественными границами континента.

Широта нашей души была ограничена только берегами Северного и Тихого океана. Только распад Советского Союза прекратил процесс естественного расширения Империи. Жертвенность и широта души русского народа позволили ему стать государствообразующим народом Империи. Наш народ в этом выразил и воплотил себя.

Искусственно навязываемый России феномен имперской вины

У современной власти и общественного сознания можно обнаружить некий комплекс вины или даже стыда в связи с феноменом имперского исторического пути Росси.

«Власть предержащие» очевидно, боится сознаться себе в том, что они не только конституционные наследники Советского Союза и априори Российской Империи, но и сами являются правителями Империей в форме федерации. Такое стыдливое умолчание по крайней мере контрпродуктивно. Оно приводит к тому, что наши национальные и государственные достоинства приходится официально признавать недостатками.

После Петра I Россия всегда оставалась Империей, чтобы ни происходило, особенно в ХХ веке. Россия меняла гимны и знамёна, но оставалась при этом все той же – Российской, советской, даже демократической, но Империей.

Перед современной Российской федерацией стоит диадема – быть Империей или не быть вообще. Если мы откажемся от имперского пути, то Россия рассыплется.

Сегодня нам нужна именно Новая Российская Империя. К сожалению, о Российской Империи не говорится ни в Конституции, ни в программе какой-либо политической партии. Хотя все как один наши политики дружно размахивают флагом Российской Империи и ее национальными символами.

Понятие Империи в наше время имеет даже негативный оценочный смысл. Исторические окраины России упорно борются с наследием Империи.

Тем не менее, мы живём в реалиях российской Империи влияния. Надо иметь мужество назвать вещи своими именам и надо признаться в имперской природе российской власти.

В 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской федерации, но, к сожалению, не было внесено главное: нужно было чётко прописать, что нынешняя Россия – наследница Российской Империи, хранительница её опыта и заветов, её бытие существует в парадигме имперской идеи и преследует цели свободного объединения народов, культур, цивилизаций.

Для этого в Конституции нужно поменять всего одно слово – Россия является наследником не Российского государства, а Российской Империи. И поменялась бы вся современная идеология России.

Имперская цель – это идеология, которая сегодня может практически объединить как народы России, так и народы соседних стран.

Заключение

Время колониальных империй, «империй континентальных территорий», действительно, кануло безвозвратное историческое прошлое. Но время «империй влияния» продлится, видимо, до скончания веков. Трудно найти государство, так или иначе совершенно не тяготеющее к какому-либо блоку или союзу.

Обеспечение спокойствия на границах, создание т.н. «буферных зон», способность мирным путём решать свои политические проблемы в любом уголке земного шара – вот, чем сегодня следовало бы гордиться. А историческая память – необходимая составляющая будущего возвышения России.

Всем хочется жить в большом, сильном и защищенном государстве. Любой малый народ понимает, что он сам по себе не выживет. Имперская идея способна вдохновить и русского, и татарина, и чеченца, и якута. В Империи априори каждый чувствует себя полноправным и полноценным гражданином. Конечно, необходимы определенные государственные реорганизации.

«Россию Бог создал одну. Соперников она не имеет» – эти эпические слова первого Всероссийского императора нужно не только помнить, но и почаще цитировать всем нашим соотечественникам. Империя не может умереть

Насущный девиз современности – нам нужна Империя, нам нужно естественное преобразование Российской федерации в «Российскую империю влияния». Конечно, это требует державной воли масштаба Петра Великого. Нам нужен исторический пример Петра Великого.

Поэтому необходимо достойное празднование хотя бы грядущих юбилеев Российской Империи. Державе Российской нужен особый исторический праздник – День Российской Империи. Его нужно официально праздновать так же, как в стране уже несколько десятилетий всенародно празднуется День Победы в Великой Отечественной войне.

Трудно объяснить этот эффект беспамятства явления, прямо связанного с самой властью. Думаю, что наш долг как общества и как народа напоминать власти о её истоках и её природе.

И самое время задать несторовский вопрос, откуда есть государство Российское. Юбилей Российской Империи – замечательный повод вспомнить истоки нашей государственности.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!