Реформа ценообразования в строительстве как препятствие на пути развития цифровой экономики России

Подпишитесь на канал

Исторически, наиболее полноценная система ценообразования была сформирована в 1984 году, то есть более 40 лет назад. Затем, в период смены политического строя страны, развития системы практически не наблюдалось, кроме попыток индексации последней на уровень инфляции. В 2000-2002 годах система ценообразования приобретает федеративную структуру: единые сметные нормы с возможностью региональной корректировки стоимостных показателей расценок. 

25570e875baf652b95e6b26f55e5a5d8.jpg

Период с 2002г. по 2014г. характеризовался последовательными корректировками и отдельными дополнениями сметно-нормативных баз в регионах. Следует отметить, что в разные годы регулированием цен в строительстве занимались различные государственные ведомства: Росстрой, Госстрой и Минрегион России. С образованием вновь Минстроя, в 2014 году началось масштабное освоение денежных средств на развитие системы ценообразования и вот уже на протяжении последних 8 лет активно продолжается реформа ценообразования в строительстве. 

Тогда, в 2014 году искренне хотелось верить, что наконец-то сметно-нормативная база станет единой для всей страны, исчезнут региональные трактовки общепринятых терминов и понятий, приведенных в общих указаниях к сборникам расценок. Так, например, для различных регионов РФ до 2014 года существовали различные коэффициенты изменения массы оборудования. Получалось, что масса оборудования зависит от региона, а не от силы притяжения.                                                                                             

                                                   f7e1d6130adc95085aef3b56e40fd8c6.JPG

                                                             Рисунок 1. Отличия коэффициента изменения массы в зависимости от регионов РФ

С вводом в действие новых сметно-нормативных баз в 2017г., 2020г. и 2022г. становится очевидно, что количество расценок по официальной версии Минстроя увеличивается, но по факту часть отраслевых расценок исключается из сметно-нормативных баз. Получается, что в 2000 году стоимость работ, например, по контролю сварных соединений разрушающими методами была регламентирована, а в 2022 году с точки зрения авторов сметно-нормативной базы необходимость в проведении контроля сварных соединений разрушающими методами для опасных производственных объектов вообще не требуется. То есть, нормативно-технической документацией в строительстве предусматривается обязательный контроль сварных соединений, а стоимость работ определить нет возможности.

Сметно-нормативная база в проекте ФСНБ-2022 в очередной раз откорректирована в сторону уменьшения количества отраслевых нормативов [1]. Естественно в официальных источниках указано о многократном увеличении количества нормативов ФСНБ-2022, особенно с применением современных технологий, можно с иронией добавить - для таких работ как «развешивание картин в помещениях» или «расстановку ваз для цветов в помещениях с высотой потолков до 3 м». То есть актуализация расценок в большей степени направлена на создание видимости проводимых реформ.

В своей статье 2020 года я отмечал, что в период 2000-2020 гг. достигнуто значительное искажение фактической стоимости строительства относительно индексированной в текущей уровень цен базовой стоимости. Уже тогда требовалось создание нового базисного уровня цен [2].                      4693264303f804c1e3e41f2546715d2a.JPG

                               График 1. Сравнение уровня повышения индексов к стоимости СМР и уровня инфляции в период 2000-2020г.

Преимущественно это связано с ростом значений индексов на средний уровень инфляции, которые не учитывают рыночные законы экономики: значение индекса выросло, а фактическая отпускная стоимость того же товарного бетона наоборот снизилась за счет возросшей конкуренции в отдельном регионе. Все это, дополнительно к многочисленным противоречиям в системе ценообразования, привело к возможности манипулирования сметной стоимостью строительства для подрядных организаций. Если добавить к этому возможность обоснования части затрат решениями организации строительства (коэффициенты, учитывающие условия производства работ, транспортная схема доставки ресурсов, др.), то для сметной стоимости вообще не существует границ.                                                             

                                          78acaa51a0fb30ff29da02f411c559c7.JPG

                                                              Рисунок 2. Влияние решений организации строительства на сметную стоимость

Естественно, что любой бизнес, даже строительный не исключение – «деньги не пахнут», - объекты будут строиться за те деньги, которые клиент (заказчик) готов заплатить. Конечно, для этого необходимо обладать специалистами соответствующей компетенции. Очевидно, что повышение доходности строительного бизнеса осуществляется за счет населения - покупая недвижимость, граждане спонсируют «честный» бизнес [2].

Одновременно с началом реформирования системы ценообразования, начиная с 2014 года, в РФ происходит активное развитие цифровых технологий, направленных на достижение прозрачности определения размеров инвестиций. Автоматизация процессов проектирования уже с 2015 года постепенно набирала оборот, и сейчас практически каждое программное обеспечение, предназначенное для проектирования, располагает возможностями автоматизированного расчета объемов работ. Отдельные организации, и разработчики программного обеспечения разработали взаимосвязь объемов работ, содержащихся в 3D-модели проектируемых объектов и сметных норм. В настоящее время наибольшего успеха в данной области добились ООО «АВС-Н» и ООО «Ренга Софтвэа» [3]. Даже существует такой термин – проектирование в формате 5D. Другими словами - объемы работ посредством определенных алгоритмов находят свое соответствие имеющимся в сметно-нормативной базе расценкам. Данный формат проектирования 5Dпредполагает потенциальную возможность оптимизации проектных решений для соответствия бюджетным рамкам.

                                                                    

                                                    Рисунок 3. Существующие взаимосвязи средств 3D моделирования и сметных программ

Основная сложность при реализации данного соответствия объемов работ сметным расценкам заключалась и заключается сегодня в отсутствии постоянства кодов (шифров) расценок и кодов (шифров) материально-технических ресурсов. На этом и остановилось развитие автоматизации процессов проектирования до формата 5D. Получается, что объемы работ можно проверить, а их стоимость нет. Даже создание ФГИС не принесло реальных результатов практической значимости. Номенклатура ресурсов, содержащаяся в системе, составляет до половины общего перечня применяемых материалов в строительстве. И это, не говоря уже о специальных или отраслевых ресурсах. Степень актуализации уровня цен ресурсов в системе ФГИС не соответствует требованиям современности. На рисунке 4 приведено сравнение степени изменений кодов (шифров) сметных нормативов и ресурсов.    

                                                     3c3208791f7d9831f58a5527a95cb4d7.JPG

                                                                   * наименование ресурса также подвергалось неоднократному изменению

                                                           Рисунок 4. Сравнение кодов сметных нормативов и ресурсов в период 2000-2022г.

Отдельно следует отметить, что в РФ нет широкого применения отчетов об инженерно-геологических изысканиях в формате 3D. Объемы земляных работ, водоотлива до сих пор, а на дворе 2022 год, считаются вручную. Преимущественно отчеты об изысканиях также зачастую весьма примитивны – построение продольных профилей происходит путем линейного сопоставления значений мощности слоев грунта по соседним скважинам. Такую информацию невозможно загрузить в 3D-модель проектируемого объекта, а соответственно и говорить о качественном расчете объемов земляных работ вообще не приходится.

Таким образом, в настоящее время цифровизация экономики строительной отрасли, как идея, должна быть реализована, и никто не сомневается в ее эффективности, но принципы «развития» системы ценообразования в строительстве противоречат этой идее. Дальнейшая автоматизация процессов проектирования до формата 5D не нужна бизнесу. Прозрачный бизнес – это убыточный бизнес.

Сегодня термин «теневая» экономика в строительстве приобретает новую форму – EPC-контракт. При использовании EPC-контракта, контрактор выполняет: инжиниринг — изыскательные, проектные и согласовательные работы; снабжение — производит выбор и закупку материалов и оборудования для выполнения всего проекта; строительство — выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы. Данная форма весьма удобна, так как еще до начала строительства оговорены правила формирования коммерческой сметной стоимости строительства и объемы финансирования.                         

                                                   8e7c5fe261c1952ab7d3b72254c11022.JPG

               Рисунок 5. Ассоциативное сравнение процесса реформирования системы ценообразования и развития цифровой экономики России

Следовательно, и идея цифровизации экономики строительной отрасли обречена на «успех», как и реформирование системы ценообразования. При этом, в строительном бизнесе в ближайшие 10 лет сохранится высокая степень доходности.

Литература:

  1. Minstroyrf.gov.ru: Официальный сайт Минстроя России [Электронный ресурс]-2022-Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/tsenoobrazovanie/;
  2. Осипенко А.В.// Двадцать лет совершенствования системы сметного нормирования как государственного инструмента управления стоимостью строительства [Электронный ресурс]-2020-Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/17374;
  3. Abccenter.ru: Официальный сайт ООО НПП «АВС-Н» [Электронный ресурс]-2022-Режим доступа: https://abccenter.ru/bim-smeta/.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!