Начиная с 2000 года, на протяжении последних 20 лет система ценообразования и сметного нормирования в России претерпевает период реформ. Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники, вместе с правилами и положениями представляют собой сметно-нормативную базу (далее СНБ).
Основным методом разработки сметной документации остается базисно-индексный, когда стоимостные показатели расценок представлены в базовом уровне цен 2000г. с последующей индексацией до текущего уровня цен. Ресурсы, учтенные расценками (нормами), представлены в соответствии с технологией производства работ по принципу минимизации расходов.
В указанный период производимые корректировки СНБ принципиально не меняли методику определения сметной стоимости, а многократные попытки массового перехода на ресурсный метод не удались. Авторы реформ ценообразования придерживались позиции оптимальности сметной стоимости строительства именно за счет включения конкретных ресурсов для предусмотренной технологии производства работ с актуальной стоимостью и с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Тогда как базисно-индексный метод предусматривает усредненный состав ресурсов.
Практика показывает, что попытки упорядочить, изменить или дополнить действующую систему сметного нормирования предпринимаются в среднем один раз в 8 лет:
- сметно-нормативная база 1984 года;
- переход на сметно-нормативную базу 1991г.;
- переход на сметно-нормативную базу 2000г.:
- корректировка сметно-нормативной базы 2000г. в 2004-2006 году;
- корректировка сметно-нормативной базы 2000г. в 2009-2010 году;
- корректировка сметно-нормативной базы 2000г. в 2014 году;
- обновленная в 2017 году сметно-нормативная база 2000г.;
- переход на сметно-нормативную базу 2020г.
Следует отметить, что современная система сметного нормирования России за всю ее историю не отличалась прозрачностью формирования стоимости строительства. Прозрачность формирования инвестиций – это устойчивое экономическое развитие страны, обеспечение которого достигается именно за счет нового строительства.
Современная государственная политика в сфере ценообразования и сметного нормирования направлена на контроль за уровнем стоимости строительства преимущественно посредством состава расценок СНБ и индексации. В качестве двадцатилетнего итога реформирования такой системы контроля выявлены следующие несовершенства:
- дисбаланс между фактической конъюнктурой рынка строительных материалов, уровнем оплаты труда, стоимости эксплуатации машин, механизмов и текущим уровнем сметных цен, полученным путем индексации от уровня цен 2000 г.;
- отсутствие ряда отраслевых расценок преимущественно на новые технологии в строительстве;
- противоречие методических указаний по разработке сметной документации отдельным указаниям технических частей сборников расценок.
Далее подробно остановимся и рассмотрим каждый пункт.
В зависимости от степени укрупнения индексы изменения сметной стоимости подразделяются на индексы по видам объектов капитального строительства (к элементам прямых затрат и в целом по объекту), по видам работ, к оборудованию, к сметной стоимости отдельных видов прочих работ и строительных ресурсов.
Учитывая, что в рассматриваемом периоде сметная стоимость определялась в базовом уровне цен 2000 г., целесообразно сравнить рост индексов пересчета стоимости строительно-монтажных работ (далее СМР) для внебюджетного финансирования и рост инфляции в период 2000г-2020г. [3]. В сравнении приведены: обобщенный индекс пересчета сметной стоимости строительства в целом, а также индексы к оплате труда рабочих, эксплуатации машин и материалов по г. Санкт-Петербургу для внебюджетного финансирования на январь 2000-2020г. Напомню о дифференцированном подходе к системе индексации в зависимости о региона нашей страны. Город Санкт-Петербург выбран для сравнения исходя из принципов устойчивости экономического развития и полноты информационного обеспечения сферы ценообразования и сметного нормирования.
График 1. Сравнение уровня повышения индексов к стоимости СМР и уровня инфляции в период 2000-2020 г.
Из графика видно, что за рассматриваемый период прогрессирует дисбаланс между ростом индекса пересчета СМР, включающего в себя изменения заработной платы, стоимости эксплуатации машин, цен на основные строительные ресурсы, и темпом инфляции. Визуально общая тенденция напоминает «бесконечный треугольник», расширяющий свои границы во времени. На январь 2020 года темп роста индекса пересчета сметной стоимости в целом на 87% превышает уровень цен с учетом темпа роста инфляции. Данная взаимосвязь вполне объяснима – уровень инфляции, как правило, занижен.
За указанный двадцатилетний период в России зафиксировано два экономических кризиса – 2008-2009 годы, и 2014-2015 годы (на графике 1 и 2 обозначены красными линиями). Очевидно, что любые экономические кризисы вносят дополнительный дисбаланс, который в первую очередь приводит к снижению дохода работающего населения и повышению цен. В сфере строительства ситуация ничем не отличается – рост реального размера заработной платы строительного персонала значительно ниже сметных индексов, а фактическая стоимость эксплуатации машин, механизмов, и материалов превышает соответствующие индексы.
Для оценки степени влияния экономических кризисов на строительную сферу рассмотрим динамику расчетной стоимости вновь начинаемого строительства монолитных жилых домов с навесными трехслойными панелями из расчета 1 м 2 общей площади и динамику роста отпускных цен за 1 м 3 товарного бетона (для наглядности на графике 2 приведена динамика роста цен за 10 м 3 товарного бетона, показатели приведены в тыс. рублей, с учетом НДС для города Санкт-Петербурга на январь 2000-2020 г.).
График 2. Динамика роста расчетной стоимости вновь начинаемого строительства монолитных жилых домов и товарного бетона в период 2000-2020 г.
Если первые 10 лет зависимость роста цен на недвижимость и цен на товарный бетон представляется как объективная, то последние 10 лет опять напоминает «бесконечный треугольник». На основании информации, приведенной на графиках 1 и 2 следует сделать вывод о незначительной степени влияния экономических кризисов даже на такую системообразующую сферу экономики как строительство жилья. Наблюдается устойчивый рост стоимости квадратного метра жилья и, если рассматривать промышленное строительство, – однозначно стабильный рост индексов пересчета сметной стоимости (график 1).
Во многом данная ситуация вполне понятна - фактическая стоимость основных строительных ресурсов только косвенно зависит от влияния экономических кризисов, - выполнение государственных контрактов, или строительство крупных промышленных предприятий предполагает определенную фиксацию цен. В последнее время в секторе внебюджетного строительства широкую популярность приобрели контракты EPC-формата, когда паушальная сумма покрывает все риски подрядных организаций.
Далее сравним рост уровня инфляции и рост индекса к оплате труда рабочих. Информация представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Соотношение роста уровня инфляции и роста индекса к оплате труда рабочих по итогу 2000-2020 г.
Общепринятая Российская практика предполагает ежегодную мотивацию трудящихся в виде индексации размера заработной платы на уровень инфляции. Из графика 1 и диаграммы 1 видно, что рост инфляции за 20 лет привел к росту цен в среднем в 6,5 раз, в то время как размер индекса пересчета сметной стоимости оплаты труда составляет 22,028. То есть рост сметной стоимости оплаты труда более чем в 3 раза превышает уровень инфляции.
Аналогичная ситуация складывается при сравнении роста стоимости товарного бетона и роста индекса к материалам по итогу 2000-2020 г.
Диаграмма 2. Соотношение роста стоимости товарного бетона и роста индекса к материалам для монолитных зданий по итогу 2000-2020 г.
В результате сравнений выявлено, что рост индекса пересчета сметной стоимости материалов для монолитных зданий в текущий уровень цен за 20 лет превышает более чем 1,8 раз рост фактических отпускных цен на товарный бетон.
Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поэтому сравнение отдельных показателей в общем объеме денежных затрат позволяет понять только степень достигнутого дисбаланса в стоимостных показателях за 20 лет, диапазон которых варьируется до 70%.
Вернемся к вопросу о структуре и составе сметно-нормативных баз.
Отсутствие необходимых расценок и противоречия методических указаний по разработке сметной документации отдельным указаниям технических частей сборников расценок связаны в первую очередь с многократным пересмотром СНБ, причем за рассматриваемый период ценообразованием и сметным нормированием занимались Госстрой России, Минрегион, далее Минстрой России.
Диаграмма 3. Динамика структурной принадлежности системы ценообразования и сметного нормирования за 2000-2020 г.
Несколько слов о положительном опыте стран ближнего зарубежья – р. Казахстан, р. Беларусь. Наши ближайшие соседи за последние годы достигли высоких результатов в системе сметного нормирования. Главное преимущество - это расчет сметной стоимости с применением ресурсного метода, начиная с 2016 г. Это позволило достичь определенной оптимизации размеров инвестиций. В целом сметные нормы и нормативы в наиболее развитых странах мира построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями. К примеру, в США с начала 1940 годов действует система определения основных факторов стоимости строительства, в основе которой - ежегодные сборники строительных расценок R.S.Means Co. Incorporated Ltd, содержащие среднеамериканские (в том числе укрупненные) стоимостные показатели – 85 000 позиций. Для сравнения – сметно-нормативная база ФЕР-2014 (Федеральные единичные расценки) содержит 47 510 расценок (без учета сметных норм на эксплуатацию строительных машин, и цен на перевозки грузов для строительства), всего – 145 597 позиций. Причем данная цифра не включает в себя отраслевые расценки государственных корпораций, СНБ «Новые технологии в строительстве», НТЦ «Оптимо» и др. На диаграмме 4 представлено сравнение общего количества расценок сметно-нормативных баз России (ФЕР-2014) и США, без детализации последней.
Диаграмма 4. Структура расценок сметно-нормативных баз России и США
Кроме стоимости основных работ и материалов действующая система ценообразования и сметного нормирования предполагает учет стоимости временных зданий и сооружений в виде норм, выраженных в процентах от итога стоимости СМР или в соответствии с решениями ПОС (проект организации строительства). О влиянии ПОС на сметную стоимость написано достаточно много книг, с вполне понятными выводами о значительном влиянии последнего. В то же время в ряде случаев, когда стоимость СМР невысокая, а выполнение работ по капитальному ремонту или техническому перевооружению промышленных предприятий или социально-значимых объектов производится в сжатые сроки, размер затрат на временные здания и сооружения сопоставим с уровнем затрат на СМР (дополнительные демонтажные / монтажные работы, временные площадки, специальное грузоподъемное оборудование, уширение дорог, др.).
К сожалению, опытный подрядчик использует все несовершенства существующей системы сметного нормирования только с целью увеличения собственной прибыли. В настоящее время даже действуя вполне официально, без дополнительного анализа или убеждений Заказчика в своей правоте, подрядные организации имеют возможность завышать сметную стоимость как минимум в 2 раза. В такой ситуации служба Заказчика должна обладать должной компетенцией. Так, например, крупные промышленные корпорации, особенно топливно-энергетического комплекса России разработали собственные мероприятия по оптимизации сметной стоимости строительства:
- создание собственной (фирменной) базы данных основных строительных ресурсов;
- разработка собственных сметных нормативов и методик расчета;
- переход на формат проектирования объектов капитального строительства 5D [5].
Создание собственных баз данных, сметных нормативов и методик это дорогостоящий и постоянный процесс, который могут позволить себе только крупные корпорации, где такие затраты составляют малую часть общего размера экономии капитальных вложений.
Получение проектной документации в формате 3D является распространенной практикой проектирования объектов капитального строительства, а взаимосвязь средств 3D моделирования со сметными программами, то есть пакетная (комплексная) передача информации из средств 3D моделирования в сметные программы для определения размеров инвестиций называется форматом проектирования на уровне 5D [3]. Напомним, что основным преимуществом проектирования в формате 5D, реализуемого посредством BIM-технологии (Building Information Model), является прозрачность определения объемов работ и возможность сравнения итоговых размеров инвестиций, полученных с применением различных подходов (методов) определения сметной стоимости.
К сожалению, достигнутый уровень развития BIM-технологии в России сегодня позволяет только достаточно быстро проверять объемы работ (площадь, объем, масса, габаритные размеры, др.), полноценный переход на проектирование в формате 5D для большинства проектных организаций (институтов) является перспективой.
Работа любого механизма, в том числе системы ценообразования и сметного нормирования – динамичный процесс, требующий периодических изменений, это нормальное явление, система должна постоянно развиваться. Так, Правительство РФ в октябре 2019 г. утвердило подготовленный Минстроем План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли. Реализация Плана мероприятий предусмотрена в три основных этапа:
- 1-й этап (до 1 января 2021 г.).
Цель - повышение достоверности определения стоимости базисно-индексным методом до реализации полного перехода на ресурсную модель;
- 2-й этап (с 1 января 2021 г. по 1 января 2022 г.).
Цель - апробация ресурсной модели с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга цен участников рынка строительных ресурсов с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам;
- 3-й этап (с 1 января 2022 г.).
Цель - переход к полноценному применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС (Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве).
Развитие системы ценообразования и сметного нормирования в разрезе проводимых реформ и планов Правительства РФ вероятнее всего в ближайшие 5 лет не принесет желаемых результатов в части прозрачности определения размеров инвестиций. Проекты долгосрочной реализации предусматривают определение сметной стоимости с применением действующих на сегодняшний момент СНБ. Поэтому Заказчику (инвестору) следует разрабатывать собственную политику ценообразования, с учетом вышеописанных особенностей. Современная ситуация требует высокой компетентности специалистов, которые помимо знаний технологии строительных процессов и экономических основ должны обладать навыками программирования.
Литература:
- Ежемесячный бюллетень Санкт-Петербургского Регионального центра в строительстве. – 2000. - № 1. С. 24;
- Rsmeans.com: RSMeansdatafromGordian[Электронный ресурс]-2019-Режим доступа: https://rsmeans.com;
- Rosinfostat.ru: Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]-2019-Режим доступа: https://rosinfostat.ru/inflyatsiya;
- Письмо Санкт-Петербургского Регионального центра по ценообразованию в строительстве № 2019-12и от 11.12.2019 г.;
- Осипенко А.В.//Практические аспекты внедрения многомерного формата проектирования в рамках популяризации BIM-технологий в России [Электронный ресурс]-2019-Режим доступа: https://ardexpert.ru/article/15458.
Комментарии (0)