Российские женщины на пути от феминизма к современному матриархату в домашнем хозяйстве

«Я и лошадь я и бык – я и баба, и мужик»».
Последний аргумент российской домохозяйки

Известно, что мужчины и женщины вносят различный вклад в домашние виды труда. Однако, несмотря на этот факт, такое несбалансированное распределение труда начинает понемногу видоизменяться.

9058b8cabd163fd2353a3758bc060c1b.jpg

В частности, активное вовлечение женщин в сферу оплачиваемой занятости привело к тому, что в настоящее время существует как минимум три типа домохозяйств с различной долей участия мужчин и женщин в домашнем труде (в данном случае мы говорим обо всех видах домашнего труда: и о воспитании детей, и о собственно домашнем труде).

Основные вопросы, освещаемые в настоящей работе: Как принимаются решения в семье? Как распределяется труд в домохозяйстве?

Понимание того, как происходят процессы распределения труда и принятия решения в домохозяйстве, представляется ключевым в вопросах определения степени «патриархатности» домохозяйства, его роли в функционировании общественных механизмов в семье.

Существует три точки зрения на данную проблему: неоклассический подход, феминистский и марксистский (советский), которые будут доведены до читателя в общедоступной форме.

Разберемся с основными гендерными ролями

Домохозяйство определяется как лицо или группа лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство (Валентей, Кваша), или же как лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни (Рекомендации ООН).

Семейное домохозяйство – большинство домохозяйств представляют из себя семейные домохозяйства. С точки зрения феминисток, восприятие (семейного) домохозяйства зависит от степени патриархатности в отношениях между супругами: либо это патриархатная единица патриархатного целого (общества), подавляющая женщин и являющаяся источником их дискриминации, либо это эгалитарная база общественного и личного развития. В этом смысле личное становится политическим.

В данном случае домохозяйство интересует нас с точки зрения влияния его факторов и функций на статус мужчин и женщин, на отношение между полами.

Женский домашний труд состоит из ухода за детьми и нуждающимися членами семьи, из обслуживания членов семьи и из поддержания благоустроенности жилища. Он объективно является фактором, сдерживающим возможности женщин в отношении оплачиваемого труда, в отношении распоряжения временем, как главным ресурсом развития человека.

Женщина – домашний работник. Распределение бюджета времени показывает, что в основном женщина выполняет все виды домашнего труда).

Неоклассическая концепция

Новая экономика домохозяйства основывается на понятиях «альтруистического дохода», «общей функции полезности», за которую, как правило, принимается, по сути, функция полезности номинального главы семьи – мужа-отца и общей ответственности за воспитание детей, являющихся семейным благом.

По мнению авторов неоклассической концепции «домохозяйственные решения» есть результат семейного консенсуса. Однако домохозяйство не является базисной единицей в процессе принятия семейных решений.

Следовательно, мы должны рассматривать индивидуальный, а не семейный уровень микрорешений, дабы не потерять условия консенсуса.

В рамках западного общества, элементом патриархально размывания является изменение структуры потребления семей: увеличивается доля затрат на еду, алкоголь, поддержание машины.

Эти изменения связывают со снижающейся необходимостью домохозяйственного участия женщин – семьи чаще питаются в ресторанах, женщина более активна вне дома, что приводит к большим затратам на еду, алкоголь и расходам на машину. Эта модель потребления обладает привлекательностью для населения, что послужит развитию и поддержанию такого образа жизни.

5bf6df29d539f15735604d411e1d7909.jpg

Феминистки тоже имеют слово

Уровень оплачиваемого труда женщин, вообще говоря, не является достаточным критерием для оценки степени равенства в семье не только в отношении распределения домохозяйственного труда, но и в распределении доходов домохозяйства.

Что и утверждают феминистки, возмущаясь тем, что и распределение труда, и процесс принятия семейных решений находятся под влиянием гендерных отношений и распределения власти в семье, а не достигается путем добровольного согласия. При этом женщины, имеющие меньше власти в силу меньших доходов, меньшей мобильности, подчиняются мужчинам.

В основу феминистской критики домохозяйственных концепций заложены следующие тезисы:

  • О неоднородности домохозяйственной единицы;
  • О том, что дети являются не только семейным благом, но и ресурсным ограничением (особенно ограничением времени для женщин);
  • О том, что воспитание и уход за детьми не является природной биологической ролью женщин;
  • О том, что механизм принятия семейных решений зависит от ряда домохозяйственных факторов (структуры, репродуктивного и производственного труда, дохода), но основным фактором принятия решений в домохозяйстве является фактор власти (фактор гендерных отношений).

Марксистский подход

Марксистский подход не оперирует понятиями «полезности», в силу этого достаточно трудно проводить сравнения моделей. Как и феминисты, марксисты признают асимметрию в распределении мужских и женских ролей. Однако считают ее естественной.

С другой стороны, политика всеобщей занятости была успешно реализована в советский период, что привело в рамках такой модели к конфликту семейных и профессиональных ролей для женщин. Заметим, что на мужчин этот конфликт не распространялся, не предлагалось и способов решения данного конфликта с участием мужчин.

Домашний труд и труд по воспитанию детей пытались «перекладывать» на плечи социальных органов и общественных организаций, что, как показала практика, явилось утопией.

О распределение времени досуга

Говоря о равномерном выделении рабочего времени и домашних занятия мужчин и женщин, необходимо вспомнить также, что распределение времени досуга также имеет значение в этой связи.

По модели Гронау (Gronau), работающая женщина замещает свое время на досуг и домохозяйственный труд временем, потраченным на рынке труда. Эффекты замещения при этом различны для досуга и домохозяйственного труда. Время досуга в большей степени служит резервом экономии рабочего времени. Исследования затрат времени подтверждают эту гипотезу: женщина экономит время для работы за счет воспитания детей, своего досуга и сна.

1803284a7828d639138e7c31f319fb62.jpg

Женщина – прирожденный домашний менеджер

Как любой серьёзный процесс, домохозяйство требует чёткого планирования, контроля за ресурсами, распределения обязанностей, ответственности за свой участок работы.

И хорошо, когда у этого процесса есть толковый и авторитетный руководитель. Говоря современным языком, он называется «менеджер». В дискуссионных ситуациях он должен принимать решение и следить за его выполнением.

«Домохозяин» ─ это не единоличный владелец всего семейного добра, а наиболее авторитетный член семьи, распределяющий поручения и непосредственно участвующий в выполнении всех работ. Чаще всего эту роль в семье играет женщина.

Некоторые дамы даже разрабатывают системы ведения домашнего хозяйства. По этим системам они пишут серьёзные методические пособия по организации семейного быта и делятся своими достижениями с широкой общественностью в интернете.

Финансово-экономические проблемы

Для обычной семьи со средними зарплатами работающих её членов вопросы экономии чрезвычайно актуальны. Как правило, за эти вопросы отвечает женщина.

Имеются проверенные жизнью правила:

  • Надо грамотно оценивать свои доходы и расходы и не допускать превышения расходов над доходами.
  • Ни в коем случае не брать кредитов. Отдавать их значительно трудней, чем брать.
  • Уметь сдерживать себя, чтобы не покупать первую понравившуюся вещь. Потом окажется, что без неё спокойно можно было прожить.
  • Уж если решено покупать, то вещь должна быть очень необходимой и качественной.
  • Каждую покупку надо тщательно продумывать и заранее собирать о ней информацию. Всё есть в интернете. Можно поспрашивать друзей и знакомых.

Хорошо можно сэкономить на энергоресурсах. Светодиодные лампы, хотя сами по себе стоят дороже, потребляют электричества в 7-8 раз меньше, чем обычные с той же яркостью. Если не лить зря воду, то при установленном водосчётчике счёт на оплату будет в два раза меньше. Принятие душа в течение 15 минут втрое дешевле, чем принятие ванны. При желании можно уменьшить подачу воды в сливном бачке унитаза. Если на кране насадку с сеточкой заменить на наконечник-аэратор, то расход воды уменьшится примерно вдвое, а потребитель этого не заметит. Неисправную вещь не нужно сразу выбрасывать, надо попытаться её починить. Полезно знать, что оставленный в розетке зарядник для телефона тоже потребляет электроэнергию. За год набегает приличная сумма.

f41196d3af31dcb572757873fd18fbe9.jpg

Приготовление еды

Процесс приготовления еды – это почти ежедневное мероприятие. Оно отнимает много сил и времени. Но при правильном планировании можно сэкономить силы и потратить меньше времени. Просто надо к этому процессу применить принципы НОТ – научной организации труда.

В обычной семье вполне возможно спланировать меню на неделю. В основном под это меню в выходные надо произвести закупки продуктов и заполнить ими холодильник. Сейчас, в отсутствие дефицита, комплектная (или комплексная) закупка нужных продуктов не является проблемой. Зная, что будет готовиться завтра, можно с вечера произвести необходимую подготовку продуктов: что-то разморозить, что-то почистить и нарезать, что-то помыть и засыпать в кастрюлю. А назавтра, придя с работы, сразу подготовленные продукты пустить в конечную стадию приготовления – жарку или разогрев. Для ускорения процедуры готовки ужина вечером рабочего дня, можно заранее приготовить полуфабрикаты – пельмени, пирожки с мясом или с капустой, фарш для котлет. Тогда только разогреть – и на стол.

А в выходные придётся на готовку потратить больше времени – что-то следует приготовить впрок на неделю. Обычно в семье готовкой занимается женщина. Хотя есть и мужчины, которые любят готовить, особенно экзотические блюда. Конечно, если в семье есть неработающая женщина, то основная нагрузка ложится на неё.

Во многом процесс приготовления еды облегчает и ускоряет наличие на кухне малой механизации – электромясорубки, миксеры, кофемолки. Сам процесс варки существенно убыстряется при использовании кастрюли-мультиварки.

Чистота и порядок

Все любят, когда в доме чистота и порядок, но мало кто любит убирать. Самый эффективный способ поддерживать чистоту – это не мусорить. Но убирать всё-таки приходится. Сейчас в этом деле существует много помощников.

Разнообразна армия пылесосов. Напольные на колёсиках, ручные беспроводные, пылесосы роботы. Большие напольные пылесосы эффективны в большой квартире, где много мягкой мебели и ковров, особенно если пылесос моющий. Ручные беспроводные удобно использовать в маленьких комнатах, где много мебели. А пылесосы-роботы сами выполняют всю работу по очистке помещения, но всё-таки ножки стульев им мешают, а углы

Властный женский фактор

Среди факторов домохозяйства, влияющих на процессы принятия различных решений, например на предложение женского труда (репродуктивный, доходный, структурный, производственный, властный факторы), властный фактор перевешивает по своему влиянию все остальные.

Даже если женщина имеет больший доход, при патриархатных отношениях она не имеет решающего права голоса в процессе принятия решений.

Критерием выделения домохозяйств различных типов является модель занятости женщин: полная занятость, частичная занятость и незанятость в общественном производстве.

Чем активнее женщина включается в процессы на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде. Мужья всех трех женщин, последовательно увеличивающих свое "домохозяйственное" участие, наоборот, последовательно снижают количество времени, затраченное ими на домохозяйственную деятельность.

Причем муж работающей женщины больше вовлекается в традиционно «женские» виды работ в домохозяйстве: уход за детьми, уборка, покупки. Таким образом, специализация в браке (важный постулат неоклассической школы) начинает размываться.

5fe7d171a1dee31523bff4b3e342c64a.jpg

Что есть что матриархат?

Матриархат — это социальная система, основной чертой которой является главенствующее положение женщин в социальной структуре и органах власти, включая политическую и экономическую сферы, а также контроль над собственностью.

Соответственно, именно женщина обладает ключевыми социальными привилегиями и моральным авторитетом в обществе такого типа, а сам термин переводится с греческого как «власть (господство) матери».

При этом в матриархальном обществе никто не станет принуждать мужчину брать на себя выполнение сугубо женских обязанностей (вроде домашней работы или ухода за детьми) — этими делами по-прежнему занимаются женщины. Однако, одновременно с этим женщина выполняет и обязанности главы рода, следовательно, именно она разрешает любые внутриродовые споры и другие важные вопросы, может одновременно иметь сразу нескольких мужей, а имущество наследуется исключительно по женской линии.

Термин «матриархат» был введен в научный обиход в 19 столетии, впервые он появился в работах И. Я. Бахофена и Ж.Ф. Лафито, утверждавших, что эпоха матриархата действительно господствовала на одном из этапов в древней истории человечества. Но ни один из них не смог привести веских доводов в защиту своей теории, из-за чего существование матриархата так и не было научно доказано и обосновано, оставаясь открытым вопросом и по сей день.

Характерные особенности

К числу специфических черт матриархата, отмечаемых многими теоретиками, относят:

  • матрилинейность, т.е. отслеживание родства и закрепление права на наследование имущества только по линии матери;
  • матрилокальность, под которой подразумевается проживание мужа в семье матери его жены, а неженатых мужчин — в доме матери, совместно с их сестрами и детьми сестер;
  • право матери на детей (при разводе дети останутся у матери);
  • авункулизм — род возглавляет дядя по линии матери.

Разновидности матриархата

Существует два матриархальных течения, критерием разграничения которых являются сферы жизни общества. К ним относят:

  • Политический матриархат (или гинекократию), под которой подразумевается занятие женщинами всех важнейших властных постов. В чистом виде подобное государственное устройство не существовало ни в одной стране мира ни в одну эпоху, хотя и предполагалось в теории. Следует отметить и еще один важный нюанс — присутствие женщины на высшем государственном посту не делает общество матриархальным в автоматическом порядке, так как для реализации матриархата требуется абсолютное преобладание женщин в органах власти, сознательно поддерживаемое большинством населения.
  • Семейный матриархат не зависит от общественной и политической системы, поскольку касается сугубо внутрисемейных отношений. При семейном матриархате род возглавляется матерью, которая и решает все важнейшие вопросы жизни семьи. Такой тип семейных отношений отмечался не только в ряде родоплеменных сообществ, но и в некоторых традиционных, весьма развитых обществах, к примеру, у евреев и горцев.

Современный матриархат

Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.

Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет.

На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.

a96768d9d2d26068c72588f8cb827792.jpg

Что же лучше: матриархат или патриархат?

В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему.

Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа. Такое положение дел, вполне соответствующее матриархальным устоям, не устроит абсолютное большинство женщин, по своей природе желающих видеть рядом с собой сильного спутника, на которого всегда можно положиться.

Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.

Заключение

В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности.

Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье.

По этим причина термин «матриархат» почти не применяется в науке, но нередко употребляется в быту, к примеру, при подчеркивании доминирования женщин в семейных отношениях, в экономике или любой другой сфере жизнедеятельности.

Но как говаривал гетевский Фауст: «Мертва теория, мой друг, А древо жизни зеленеет»

А пока из 52,6 млн выявленных статистикой домохозяйств в 36,2 млн последнее слово принадлежит женщине.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!