Неистребимый «комплекс непобедимости Ленина». К 100-летию со дня смерти Владимира Ильича Ульянова

Подпишитесь на канал

«Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан
не пользовались такой славой, как Ленин»
Уинстон Черчилль.

21 января 2024 год исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Владимир Ильич скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии (ныне — Ленинский район Московской области).

b9d6df1c0482c66cfd2c4680dfb14b1c.jpg

В СССР каждый школьник мог в доступной форме рассказать о Ленине. Чего не скажешь о наших современниках. А по сему есть необходимость в самой краткой форме привести энциклопедическую справку из явно недружественной России Википедии.

Ленин Владимир Ильич (фамилия при рождении — Улья́нов; также известен под двойной фамилией Ульянов-Ленин родился 10 (22) апреля 1870, в Симбирск, Российская империя; умер 21 января 1924, Большие Горки, Сухановская волость, Подольский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР), мумифицированные останки Ленина покоится в Мавзолее на Красной площади столицы России города Москва.

Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый Председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

Марксист, публицист, юрист, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Союза Советских Социалистических Республик.

Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория марксизма, антикапитализм и антиимпериализм, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и политическая экономия социализма.

Мнения и оценки исторической роли Владимира Ульянова (Ленина) отличаются крайней полярностью.

Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории.

Автор настоящей работы сможет лишь уведомить любознательного читателя о том, что в 1949 году под эгидой Администрации Президента США создан так называемый Гавардский проект, который до настоящего времени изучает феномен «Комплекса непобедимости Ленина» и безуспешно с ним борется.

Как зарождался культ почитания Владимира Ленина

Делегатам работающего XI съезда ВКП(б) о кончине земной жизни Председателя Совета народных комиссаров СССР по телефону из Горок сообщил на тот момент «любимец партии», а впоследствии «враг народа» Николай Бухарин.

Рядовые делегаты XI съезда партии зарыдали, когда информацию о смерти вождя им довел будущий «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Как писал один из присутствовавших на съезде иностранцев, до того он никогда не видел столько мужчин в слезах. Руководители партии и съезда лихорадочно продумывали, что же делать дальше. Как минимум требовалось запустить два социальных механизма: Во-первых увековечивания имени Ленина. Во-вторых – как жить и работать без него самого, но под знаменем его идеологии.

Прощание с телом вождя мирового пролетариата началось 23 января. И проходило в Колонном зале Дома союзов – бывшего Благородного собрания.

В течение пяти суток мимо гроба шли и шли потоки людей. Их никто не гнал – они шли проститься с человеком, которому они поверили, и за которым пошли… Сколько их прошло? Тысячи, сотни тысяч, миллионы?.. Никто сейчас не ответит – только несомненно, что поток не иссякал. Это также факт, зафиксированный независимыми источниками, в том числе и явно недоброжелательными.

В то же время на Красной площади спешно сколачивали деревянный мавзолей. Все понимали, что он временный. Но архитектор Щусев, которому поручили сооружение, уже заложил в него идею будущего сооружения, которое сегодня зрительно знакомо всему миру.

О том, что тело Ленина следует сохранить, его соратники говорили ещё при его жизни – осенью 1923 года вопрос обсуждался на Пленуме ЦК. Сегодня все нюансы обсуждения восстановить невозможно, но вроде как инициаторами стали Иосиф Сталин и Леонид Красин, оппонентами выступили Лев Троцкий, Лев Каменев, Николай Бухарин и другие.

На момент кончины вождя партийная элита всё же согласилась и с необходимостью сохранения тела вождя, и с предложением построить на Красной площади специальное помещение для этого. Перенос тела вождя в мавзолей состоялось 27 января. Это также состоялось при большом стечении народа.

Мифы о Ленине

В течение многих лет после его смерти, вокруг Ленина сложилось множество мифов и легенд. Весьма показательно, что некоторые из этих мифов до сих пор находятся в широком обиходе и принимаются за истину.

Один из таких мифов гласит, что Ленин был беспощадным и бесчеловечным лидером, готовым пойти на любые жертвы ради достижения своих политических целей. Этот миф был сформирован в период после революции 1917 года, когда противники Ленина и большевиков предпринимали попытки дискредитировать их политику.

Однако многочисленные исследования показывают, что Ленин был вполне рациональным и принимал решения, основанные на соображениях политической тактики и стратегии. Ленин внимательно изучал и рационально применял решения.

Еще один миф о Ленине связан с его жизнью личных пристрастий и отношений. Некоторые описывают его как холодного и отстраненного человека, неспособного любить или быть любимым.

Третьим мифом о Ленине является его роль в репрессиях и насилии, связанных с установлением советской власти. Ленин был одним из руководителей партии, а решения о репрессиях принимались коллегиально. Информации о его участии в казнях или насилии во время Гражданской войны или Политпросвета нет.

Также существует миф о том, что Ленин был полностью неспособным к сочетанию «полезных» и «изящных» искусств. Это мнение распространено среди искусствоведов, но не отражает действительности.

Ленин, несмотря на свою политическую деятельность, был разносторонним человеком и проявлял интерес к разным видам искусства – литературе, живописи, музыке. Он не был профессиональным искусствоведом, но это не мешало ему разбираться в искусстве.

Все эти мифы о Ленине свидетельствуют о том, как сильно его личность и деятельность оказали влияние на историю России и восприятие его современниками и потомками.

Мифологизация его образа можно объяснить исторической значимостью Ленина как символа революции и коммунизма, но это не должно мешать нам разбираться в реальной истории и его реальной деятельности.

Кому и зачем был нужен культ личности В.И. Ленина?

Российской истории убедительно свидетельствует о том не был что не было примеров сотворения посмертного культа в отношении личности, которая не была канонизирована церковью.

Установлено что сам Ленин меньше всего думал о памяти о себе в будущем, однако молодая советская система помимо воли Ильича делала и сделала из него икону, превратив многогрешного атеиста некий возвышенный культ некий эталон отца народов и мудрого вождя, без которого она не могла существовать.

В ранней советской культуре традиция использования религиозных практик для достижения далеких от религии целей была совершенно естественной. Глупо было не использовать то, что неизбежно сработало бы. В этом и заключалось мудрое хозяйственное использование образа Ленина. Для этого и создавалась целая индустрия.

Вот почему последующие носители верховной власти от Сталина до Горбачева создавали и развивали культ личности Ленина, опирались на него, тем самым узаконивали свои политические действия?

Сталин создал образ безгрешного Ленина для своего инструментализации своего культа личности. И если говорить о взаимосвязи культов Ленина и Сталина, то они оказывались повязанными именно в этом идейном пространстве. Девальвация одного культа неизбежно должна была повлечь за собой разрушение другого.

Под иконой культа почитания и под знаменем Ленина Хрущев худо-бедно и во многом во вред себе и СССР потоптался о культ Сталина.

Брежнев довел культ до Ленина полнейшего абсурда. Столетний юбилей вождя в 1970 году, выдержанный в духе монументальности, запрограммировал имитационную сущность эпохи застоя. Брежневские слова «мы первыми на земле создали развитое социалистическое общество» в 80-е годы большинство людей просто не восприняли всерьез.

Их реальные доходы заметно упали, возник повальный дефицит, в руках деятелей теневой экономики оседали значительные денежные средства, подпольные миллионеры стали жить открыто, не стесняясь и не боясь.

Горбачев через переосмысление Ленина и опираясь на его культ надеялся на обновление и реформирование социализма. И что из этого вышло?

Идеи и цели, вдохновлявшие представителей старших поколений, утрачивали свою значимость. Подходил к концу и ресурс проекта памяти, связанный с образом Ленина как наднационального символа СССР. А навязчивое заполнение им общественного пространства оборачивалось расцветом неподцензурной и фольклорной антиленинианы.

Историко-политические комплексы исторического образа В.И Ленина

Еще при земной жизни началось создание мифов о Ленине, а после смерти он был превращен в один из ключевых символов нового советского государства, занял первое место в пантеоне новой политической религии.

Его тело не было предано земле; его именем называли города, поселки, улицы; его памятники были поставлены практически во всех населенных пунктах СССР.

В современной России мы наблюдаем, что российское буржуазное государство пытается создать устойчивый антикульт глобальной исторической личности Ленина или по крайней мере убрать из общественного и медийного пространства страны.

Либеральные идеологи начала 90 годов прошлого столетия во главе с Бурбулисом, Волкогоновым и Яковлевым получили задание – создать антикульт В.И Ленина, да и причины были более чем очевидны – поражение России в Первой мировой войне, террор и Сталин, неудачи перестройки и развал СССР.

Однако, как бы кому-то ни хотелось, антикульт не взял верх, демонизация и стигматизация Ленина продлились весьма и весьма недолго.

Оказалось, есть обратимость даже у управляемого сверху процесса. Сегодня стратегия власти сводится к замалчиванию Ленина, а с ним и значимости революции. Обвинения нацелены на предательство и непатриотизм вождя партии, а еще на подкладывание им бомбы под саму российскую государственность. Но об этом все еще можно спорить.

Памятники и места памяти Ленина

Самым значимым и известным местом памяти Ленина является его Мавзолей в Москве на Красной площади. Здесь с 1924 года находится его бальзамированное тело, которое стало объектом поклонения для многих сторонников и противников коммунизма. Мавзолей был построен в советский период и продолжает привлекать туристов со всего мира.

Широкую известность приобрел и ульяновский мемориальный Центр Владимира Ильича Ленина – комплекс зданий и сооружений, созданный в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И Ленина на его малой Родине в городе Ульяновск.

В разных городах России также можно найти памятники Ленину. Они установлены в парках, на площадях и в других публичных местах. Некоторые из них имеют историческую ценность, так как были установлены еще в советское время, а другие были построены после распада СССР, чтобы сохранить идеалы коммунизма в памяти людей.

Памятники Ленину вызывают множество разнополярных мнений. Для некоторых он олицетворяет идеалы равенства, социальной справедливости и прогресса, а для других — диктатуру и репрессии коммунистического режима.

Однако, несмотря на эти разногласия, они остаются важной частью российского исторического наследия и становятся объектом интереса для исследователей и туристов, а также источником обсуждения в обществе.

В современной России памятники Ленину не просто отражают прошлое, но и служат своеобразным напоминанием о разных эпохах истории страны. Они могут вызывать различные эмоции, но, несомненно, они представляют собой часть наследия, которое не стоит забывать и игнорировать.

Теоретическое и практическое наследие Ленина в современной России

Либеральные историки до сих пор уклоняются от исторической оценки наследие Владимира Ленина в современной России. Однако, с исторической перспективой, наследие Ленина может быть рассмотрено в разных аспектах.

Действующая практика показывает, что Лидер революции 1917 года, основатель Советского государства и первый председатель Совета народных комиссаров России СССР оставил неизгладимый след в истории и политике страны.

До его смерти, Ленин создал основы коммунистической идеологии и политической системы, которые имели большое влияние на последующее развитие России и других стран. Коммунизм стал доминирующей идеей на протяжении многих десятилетий и продолжает оставлять след во всем мире.

Современная Россия, в то же время, отказалась от коммунистической системы и приняла капиталистическую. Однако, следы коммунистического наследия остаются в ее политической, социальной и экономической сферах. Система общественной собственности, хотя и значительно ослаблена, все еще существует в некоторых отраслях промышленности.

В современной России Ленин обладает статусом контроверсной личности. Памятники, названные в его честь, все еще украшают центры городов, однако некоторые из них были демонтированы в ходе десталинизации после распада Советского Союза. Кроме того, многие коммунистические партии и организации продолжают чтить память Ленина и продвигать его идеи.

Оценка деятельности Ленина разными кругами общества до сих пор вызывает живые дискуссии. От его поклонников до его критиков, каждый имеет свое мнение о значимости его личности и идеологии.

Одни полагают, что Ленин был гением и революционером, который освободил Россию от царского режима и создал первое социалистическое государство. Другие считают его диктатором, ответственным за большевистский террор и установление авторитарного режима.

Владимир Ленин, несомненно, оказал огромное влияние на историю России и мир. Разные точки зрения на его деятельность подчеркивают сложность его наследия, которое до сих пор продолжает повлиять и сформировать современную Россию.

Оценка деятельности Ленина современным обществом

Историческая личность Владимира Ленина вызывает полярные оценки и реакции в обществе. В зависимости от политической, идеологической и социальной принадлежности, каждая группа людей имеет свое мнение о политическом деятеле России принявшего на себя груз ответственности в Новое Смутное время 1917-1924 годов.

Патриотическая общественность склонна оценивать В.И. Ленина позитивно. Одни признают Ленина великим политическим деятелем, который привел Россию к социалистическому строю и проложил путь к равноправию и справедливости.

Они видят его как воплощение коммунистических идей и идеалов, стоящих на защите интересов трудящихся и создании лучшего общества. Очень часто такие люди считают Ленина гением и великим стратегом, способным добиваться своих целей и принимать сложные решения в критические моменты.

Другие, напротив, считают деятельность Ленина преступной, разрушительной и чрезвычайно вредной.

Они указывают на тот факт, что Ленин установил в стране жесткую диктатуру партии, лишил людей свободы и независимости, возведя в стране несвободный и репрессивный режим. Они утверждают, что Ленин привел к войне граждан и массовым репрессиям, ставших частью истории страны на десятилетия вперед.

Есть также группы людей, которые оценивает деятельность Ленина с позиции современности. Они признают его важный исторический фигурой, но указывают на ошибки и их последствия.

Одни считают, что Ленин строил новую систему слишком резко и не учитывал особенности российского общества. Другие считают, что он создавал и внедрял идеологию и политическую систему, главными целями которых были сохранение власти народа и защита интересов СССР в мире.

Таким образом, оценка деятельности Владимира Ленина различается в обществе и продолжает быть предметом дискуссий. Однако независимо от мнения каждого индивидуума, Ленин оставил гигантский след в истории России и современности, и его роль в формировании страны и влияние на общество трудно переоценить.

Так или иначе Ленин стал советским «местом памяти», инструментом сборки идентичности советского человека. Без множества образов Ленина — положительных и отрицательных, парадных и карикатурных, романтических и гротескных — невозможно представить культуру ХХ века.

Только у 5% наших соотечественников имя «Ленин» не вызывает никаких ассоциаций. А это значит, что идеи Ленин живы и продолжает влиять на нас сегодня, через 100 лет после своей смерти.

Выходит, и через столетие после своего ухода из земной жизни Ленин продолжает оставаться фигурой не из прошлого, а из самого что ни на есть настоящего – политизированного, клокочущего, экзальтированного.

Кто сегодня поминает и чествует Ленина

В 90-е годы прошлого столетия, на волне негатива в отношении всего коммунистического прошлого, его историческую личность похабно демонизировали.

После распада СССР поминать и чествовать Ильича – стало исключительной привилегией и святой обязанностью членов КПРФ, о чем свидетельствует обращение Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова общедоступное в средствах массовой информации (СМИ).

Современному буржуазному российскому Государству нужен Ленин, очищенный от своих политических идей и реальной биографии, Ленин-памятник. Как только он становится настоящим историческим Лениным, бунтарем и разрушителем старого порядка, то моментально превращается из заслуженного правителя в монстра», — говорит историк и политический теоретик Илья Будрайтскис.

Остальные граждане в большинстве своем уже не держат в памяти скорбный день 21 января и тем более знаменательным сей день не считают.

Официальная статистика утверждает, что предпочтение россиян в опросе «Кто ля вас Ленин?» выглядят следующим образом:

  1. Человек своего времени, сумевший остановить крах империи – 25%
  2. Гений, создатель уникального государства СССР – 45%
  3. Кровавый преступник и палач – 25%
  4. Свой вариант – 5%.

Как мы видим результаты голосования идеально подходят к оценке основателя КПК и КНР Мао Цзедуна: «70 % положительных оценок и 30% отрицательных». В Китае не стали переписывать свое прошлое – признали правильность и ошибочность решений в соотношении 70 и 30 (ошибки) процентов от ста. Для России это хороший пример разумного подхода к самым сложным вопросам отечественной истории.

И уж если коммунистический Китай признает значимость идей Ленина для себя, то, что мешает нам сделать то же самое и строить будущее, не унижая себя фальсификацией собственной?

Заключение

В кабинете американского миллионера, известного своей благотворительностью, российский журналист увидел портрет Ленина и спросил:
— Вы что, коммунист?
— Нет, – ответил бизнесмен. — Я считаю основным достижением Ленина то, что он заставил имущих счисться с неимущими. Это, кстати, до сих пор спасает мир.

Думается, эти несколько слов проще, чем тысячи томов ученых, объясняют «Комплекс непобедимости Ленина». Даже самые сильные, самые последовательные и самые убежденные противники Ленина считались с так называемым «комплексом непобедимости» гениального провидца и мечтателя, выдающегося теоретика и практика, общепризнанного вождя пролетариата, «русского Мира» и азиатских стран и народов.

Дабы не выглядеть, злобными, мелкими и недалёкими, они де-факто признали ленинское величие и не случайно эпиграфом к данной работе избрана цитата самого последовательного и самого убеждённого антикоммуниста Уинстона Черчилля.

Приходится и завершать данную статью цитатой вышеуказанного деятеля англосакской буржуазии: «У России было два несчастья. Когда Ленин родился и когда он умер», а также присоединить к этому побудительные мотивы создания антироссийского Гавардского проекта «Разрушение «комплекса Ленина».

В Ленине наши современники видят решительного и дальновидного политического лидера. Он решительно сел в опломбированный вагон германского поезда, дальновидно взвесив как издержки подобного решения, так и открывающиеся долгосрочные возможности.

Он поднялся на броневик и произнес неожиданно решительную речь. Он убедил руководство большевиков в том, что пора решительно поднимать власть, которая «упала и валяется на улицах».

Даже НЭП свидетельствует о его решительности и дальновидности. Ленин знал, когда и как надо резко переключить политические передачи и выводить страну на другой курс.

Национальные герои — непременно решительные люди. Ленин порою ошибался, чаще оказывался прав, но нерешительным он не был никогда.

Вот вам наш прогноз: «Если решительно и последовательно не реализовать Гавардский проект «Разрушения «комплекса Ленина» то где-то в первой половике ХХI века Ленин станет основным национальным героем России».

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!