​Творец или технарь. Автор или исполнитель. О роли участника архитектурно-строительного проектирования

Подпишитесь на канал

Автор: Сергей Щербина, главный инженер UNIDRAFT

abe0cc37b98fd327e6ab60ce6df2d205.png

Преамбула.
Когда наш юрист согласилась вычитать эту статью, она сказала:
- Это выглядит, как популярная статья, а не профильная. Ведь проектировщики и так это все знают. Или нет?
- Возможно, что найдутся, которые «или нет» — это для них.

В сложившейся практике проектирования принято разделять, а иногда и противопоставлять роли архитектора и инженера. Первый символизирует творческое начало в создании проекта, художественный замысел, порождающий эстетическую ценность. Второму же отводится роль инструмента технической реализации идеи архитектора. Чем точнее инженеру удается следовать замыслу архитектора, тем более успешным признается их сотрудничество. Неразрывны в общественном мнении и понятия автора, — носителя творческой идеи произведения, и исполнителя, роль которого — реализовать замысел автора. На уровне понятий такая схема в общем-то всех устраивает, а более глубоко изучать границу между творчеством и техникой, автором и исполнителем, казалось бы, и не нужно. Однако такая необходимость возникает, когда речь заходит, например, об авторстве построенного объекта, создаваемого в несколько стадий разными проектными командами, в этот момент вопрос переходит в практическую и юридическую плоскость. 
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. 

Для начала определимся с понятиями (далее используются некоторые сокращения цитируемого текста, не искажающие смысла). Закон об архитектурной деятельности в РФ устанавливает следующие понятия:
- архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов;

- архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства. В практике проектирования авторский замысел первично фиксируется в архитектурной концепции. Разработчик концепции и есть автор-архитектор (в англоязычной терминологии Design Architect).

- архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов. Тут речь идет уже об архитекторе-проектировщике – разработчике архитектурной части проектной документации. В российской терминологии как правило применяется термин «Генпроектировщик», в англоязычной - Architect of record.

Мы видим, что понятия архитектурное решение и архитектурный проект разделены.

Создание архитектурного проекта – комплексная деятельность, которая требует привлечения целой команды специалистов смежных дисциплин, далее мы обращаемся к Статье 48 Градостроительного Кодекса РФ.

- Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства. Здесь описан результат проектирования –документация (чертежи, схемы, расчеты) и установлено наличие стадийности проектной работы.

- Проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства. Таким образом, упомянутый ранее архитектурный проект становится неотъемлемой, центральной частью проектной документации при архитектурно-строительном проектировании, а сама проектная документация имеет комплексный характер, всесторонне охватывающий все проектные аспекты

Полный цикл проектирования в РФ завершается подготовкой рабочей документации.

- Рабочая документация представляет собой документацию, в соответствии с которой осуществляется строительство объекта. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, в общем случае при проектной подготовке строительства архитектурного объекта можно выделить следующих участников:

Участник 1. «Автор-архитектор» / разработчик архитектурного решения (концепции). Архитектурное бюро, выполняющее работу собственными силами, как самостоятельная творческая группа. Участник 1 считается автором архитектурного объекта в случае реализации этого объекта строительством в соответствии с его замыслом. Автор-архитектор (Design Architect) фигурирует под этим титулом во всех упоминаниях и публикациях, касающихся объекта.

Участник 2. «Генпроектировщик» / разработчик проектной документации – команда, включающая архитекторов- проектировщиков, проектировщиков смежных дисциплин. Проектное бюро, выполняющее работу собственными силами или с привлечением субподрядчиков в любой конфигурации. Источником архитектурной составляющей для Участника 2 является работа Участника 1. Работа Генпроектировщика сконцентрирована главным образом на технической составляющей проектирования. Переработка архитектурной части проекта, влияющая на архитектурный облик возможна только если Участник 1 предоставит Участнику 2 такое право (исключительное право – см. далее). Генпроектировщик (Architect of record ) в случае реализации объекта по его проектной документации фигурирует под этим титулом во всех упоминаниях и публикациях, касающихся объекта, в документах, законодательно и нормативно предусмотренных для подготовки строительства (заключение экспертизы, разрешение на строительство и др.)

Участник 3. «Проектировщик РД». Разработчик рабочей документации – команда, включающая архитекторов- проектировщиков, проектировщиков смежных дисциплин. Проектное бюро, выполняющее работу собственными силами или с привлечением субподрядчиков в любой конфигурации. Проектировщик РД действует в полном соответствии с проектной документацией, полученной, как исходные данные и детализирует ее решения для непосредственного использования при строительстве. Работа проектировщика РД сосредоточена сугубо на технических аспектах, поскольку все вопросы архитектурного замысла были решены ранее. Разработчик РД фигурирует под этим титулом в документах, связанных с его работой и может упоминаться под ним в публикациях об объекте.

Из приведенных ролей, зафиксированных, как показано, - на законодательном уровне за каждым из участников, видно, что проектная работа движется от более творческой к более технической, - от участника 1 к участнику 2, участнику 3. Роли может совмещать в себе одна команда (проектное бюро) – (1,2,3); две команды – (1,2) и (3) или (1) и (2,3); три команды – (1);(2);(3) по отдельности.

А что же происходит, когда, например, уже при разработке архитектурного решения (концепции) требуется разработать инженерную, техническую концепцию?
Возникает новый участник – автор инженерной концепции и новая роль, - в определенной степени и творческая, и техническая. Правда под творчеством тут понимается инженерное мастерство, а роль не зафиксирована законодательно, но существует в сложившейся проектной практике наряду с автором архитектурной концепции.

А что происходит, когда при разработке проектной документации требуется изменить какие-либо решения архитектурной концепции? В этом случае сам Генпроектировщик может самостоятельно принимать решения творческого плана только при наличии права на это и при условии согласования автора-архитектора.

В целом же архитектурно-строительное проектирование –симбиоз творчества и техники, сочетание разных составляющих как на уровне команды, так на уровне потенциала отдельно взятого участника. 

А как же тогда в этом симбиозе выделить долю участия автора и «не автора»?
Ведь именно этот вопрос переводит нас в более узкую практическую и юридическую плоскость.

Законодательство в сфере авторских прав основано на ряде статей IV части Гражданского кодекса РФ, оно обширно и по сути представляет собой самостоятельную дисциплину. 

Тем не менее, попробуем в целях этой статьи выделить, пусть и на грани условности, основные положения.

Все упомянутые выше документы и их части являются результатом интеллектуальной деятельности и произведением архитектурного и инженерного дела. Их создатель автоматически наделяется авторскими правами с момента его появления.

Согласно ст. 1255 ГК РФ, автору принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

Остановимся на интересующих нас правах.

- Право авторства и право автора на имя.
Право авторства — право признаваться автором и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

- Исключительное право.
Исключительное право — право на использование результата интеллектуальной деятельности. Автор имеет контроль над коммерческим использованием своего произведения и может разрешать или запрещать другим лицам использование своего произведения. Исключительным правом автор может распоряжаться самостоятельно, или передать его правообладателю для определенных целей на определенный срок за вознаграждение.

На уровне организации реализацию права авторства и права на имя мы встречаем в виде следующих упоминаний (публикаций): фирма-автор архитектурной концепции, фирма-Генпроектировщик, фирма-разработчик рабочей документации объекта.

На уровне персоналий (сотрудников фирм) реализацию права авторства и права на имя мы встречаем в виде перечисления имен участников авторского коллектива. В силу многочисленности команды в упоминаемый (публикуемый) состав авторского коллектива объекта как правило включают только ключевых участников – главный архитектор, руководители мастерских, отделов, ГИП, ГАП. При этом в тематических упоминаниях/публикациях как автор может фигурировать любой из сотрудников, чье им есть в проектных документах: альбомы, чертежи.
Вспомните графу «Разработал» в правом нижнем углу каждого чертежа, - это не только элемент требований к оформлению, но и реализация прав авторства сотрудника на созданный им чертеж.

Исключительные права фирмы фирма-участник проектирования практически всегда передает заказчику согласно условиям заключаемого договора, поскольку создаваемая документация предназначена для применения в коммерческих целях – реализация строительства объекта.

Исключительные права сотрудника сотрудник всегда передает фирме, в которой работает, так как созданный работником в рамках трудовых обязанностей результат интеллектуальной деятельности является служебным произведением. Право авторства на служебное произведение принадлежит работнику, исключительное право – работодателю.

Как видите, казалось бы, субъективные понятия «творчество» и «авторство» в сфере архитектурно строительного проектирования имеют достаточно четкие очертания, подкрепленные законодательной базой. Независимо от доли творческой или технической составляющей в работе участников процесса, каждый из них является обладателем авторских прав.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!