Православный портрет немецкой принцессы и великомученицы российской

Подпишитесь на канал

Дань добропочитания по основательнице Марфо-Мариинского православного женского монастыря во имя Покрова Пресвятой Богородицы святой преподобномученицы благоверной великой княгини Елисаветы Московской.

«Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть».
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Из письма немецкому послу графу Мирбаху. Март 1918 года.

6376bfbc1848a03196e22ffbc05b8991.jpgCвятая преподобномученица благоверная великая княгиня Елисавета Московская. Триптих работы художника М.В. Нестерова. Источник – Википедия.

160 лет тому назад, 1 (13) ноября 1864 года, в семья владетельного правителя заштатного Гесен-Дармштадского и Рейнского герцогства лоскутной Германии Людвига IV родился второй ребенок – немецкая принцесса Елизаве́та Алекса́ндра Луи́за Али́са (Э́лла) Гессен-Дармштадтская.

«Слава Богу, что не мальчик!» – таково было единое мнение родных и близких. И действительно, с рождением наследника мужского пола у немецких правителей возникает много забот и тревог. Ну куда денешь сиятельного оболтуса, при отсутствии финансовых средств и присутствии острой конкуренции на военном и дипломатическом поприще Германии?

Иное дело немецкие принцессы, которые со времен российской императрицы Екатерины Второй стали ходовым товаром на августейшем брачном рынке Европы.

А то, что этой красивой и от природы умной девочке предначертана великая судьба, родственники и не сомневались. Естественно, бабушка по материнской линии, могущественная английская королева Виктория, поможет подобрать ей жениха из европейских монарших домов!

По таким оптимистическим прогнозам, и начала складываться судьба Гесен-Дармштадской принцессы. В нежном девичьем возрасте Елизавета вышла замуж за русского великого князя – родного брата Всероссийского императора-миротворца Александра III, а новые родственники и их подданные обожали ее.

Но вдруг она добровольно отказалась от всех своих сиятельных привилегий и стала покровителем монастыря, посвятив себя помощи бедным и обездоленным людям.

af11e112b985dba2cf6cdc75c56b3672.jpgЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы при Марфо-Мариинской обители на Ордынке. Архитектор А.С. Щусев
Фото из Википедии

Благодаря её нравственному подвигу, духовным усилим и неусыпным трудам Марфо-Мариинская православная женская обитель во имя Покрова Пресвятой Богородицы – одно из самых намоленных, святых и любимых мест нашей столицы.

Ежедневно сюда приходят тысячи москвичей и гостей первопрестольной дабы почтить память Святой преподобномученицы благоверной великой княгини Елисаветы Московской.

Каждый год, 18 июля миллионы православных празднуют день памяти святой мученицы Елизаветы Федоровны, веря, что ее мощи обладают силой исцелять больных.

Однако стать святой – это не просто уйти от мира и закрыться в стенах монастыря, жизнь Елизаветы Федоровны Романовой была полна радостей и страданий. Предлагаю познакомится с ней по ближе.

Блаженный нежный возраст немецкой принцессы

Святая мученица благоверная великая княгиня Елизавета Московская родилась 1 (13) ноября 1864 года на территории современной Германии как принцесса Елизавета Гессен-Дармштадская и Рейнская. Ее отцом был великий герцог Людвиг IV, а матерью – принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории.

c8645c891d5d8ff138b843cfb82e521b.jpg

Семья Гессен-Дармштадских: Элла (позже Елизавета Федоровна), великий герцог Людвиг с принцессой Марией, великая герцогиня Алиса с Викторией, а также Ирен, Эрни и Аликс (позже Александра Федоровна – императрица Всероссийская). Фото из Интернет

Собственно говоря, кроме громкого титула и родственных связей с европейскими правящими дворами сиятельному герцогу Людвигу IV, особо похвастаться было нечем.

Несмотря на знатное происхождение, детство Елизаветы было далеко не таким роскошным, как это обычно принято у королевских особ. Благодаря своей матери, принцессе Алисе, Елизавета, ее братья и сестры получили воспитание по пуританской системе Монтессори, особо почитаемой их бабушкой – королевой Викторией. Английский двор исстари отличался простотой и подчеркнутым пуританством.

Поэтому неудивительно, что юная принцесса, как и её сестра Алиса, будущая российская императрица, с детских лет умела себя обслуживать, самостоятельно навести порядок в комнате и растопить камин, а при необходимости могла и заплатку на платье пришить.

Даже на кухню принцесс отправляли не затем, чтобы слизывать пенки с варенья, а для того научится варить семейные кулинарные изыски и пройти азы ведения образцового домашнего хозяйства.

Однако, когда Элизабет было всего 14 лет, в семье произошла трагедия. Дифтерия унесла жизни ее 35-летней матери, принцессы Алисы, и ее четырехлетней сестры Мари, семья была опустошена. Но родственные связи — великое дело и заботу об осиротевших внучках взяла на себя королева Виктория.

Она всячески поощряла домовитость и рукоделие внучек, казалось бы, излишнюю для принцесс. Поощряла королева Виктория и их набожность. И заставляла проводить свое царственное время не в детских играх и забавах, а в молитвах, и старательной учебе.

В поисках достойного жениха

Посему пытаясь справиться с тяжелой утратой Елизавета посвятила себя учебе, молитве и делам милосердия. Но она была не только образованна, но и утонченно красива, что привлекло к ней внимание самых влиятельных правящих семейств Европы.

b134c2f515ff657246b16005c70a59af.jpg

Принцесса Елизавета Гессенская и Рейнская (1883 г.) Источник Википедия

Когда же Елизавете подошло время выходить замуж, оказалось, что она смертельно этого боится, не представляя, как это доверить свою невинность мужчине, ведь даже в детстве она редко общалась с мальчиками, сторонилась совместных игр.

Да и в имперских дипломатических играх проводимой её бабушкой – королевой Викторией, ее «гессенские внучки» были весомым и качественным политическими товаром, который захудалым европейским жениха типа лорда Чарльза Монтагу из Манчестера, главы британской армии сэра Генри Уилсона и великого герцога Баденского Фредерика II, был явно не по плечу.

Однако возраст Елизаветы уже подходил к критическому, ей исполнилось двадцать, что весьма тревожило царственную бабушку. Ведь она отказала даже наследному принцу Германского Райха Вильгельму Прусскому. А почему? «Да потому, что он натуральный, физический и моральный урод!» – отрезала внучка. И их мнения совпали.

Каждый выбирает по себе

Наконец Елизавете представили очередного жениха, великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III. Жених был красив, умен, корректен и не стремился изображать влюбленного. Но сильнее всего была политическая воля его старшего брата, которого все семейство Романовых боялась, как огня.

Благодаря родственным связям, Елизавета с детства была знакома с очередным женихом. Она считала Сергея очень высокомерным молодым человеком и избегала его. А уж о влюбленности и речи не могло идти, так как он, по слухам, дамам предпочитал мужчин. До принцессы, естественно, подобные слухи тоже доходили.

609892ea7d43edbedc2be51b8a3c8b19.jpg

Великая княгиня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович Романовы. Фото из Интернет

Заботливая бабушка на этот счёт проинформировала внучку: «Чушь собачья – английская разведка ведет досье на каждого августейшего представителя Европы!» А вот уж продолжение откровений королевы Виктории иначе как призывом к совершению подвига религиозного милосердия и семейной жертвенности не назовешь: «Великий князь Сергей неизлечимо болен костным туберкулезом – генетическим заболеванием Гессен-Дармштадской династии, которое уже унесла в могилу его брата Николая и его мать-императрицу Марию Александровну, принцессу из Вашего августейшего дома!»

Как произошло фатальное объяснение молодых людей, история умалчивает.

Жребий брошен

Елизавета последовала воле своих родных и переехала в Россию, где ее жизнь круто изменилась.

В июне 1884 года Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. И надо же, на их свадьбе, племянник Сергея, будущий император Николай II, впервые познакомился с младшей сестрой Елизаветы – Аликс.

18d4e4c62e412d76d7f7b55c8ebe553d.jpg

Император Николай II с женой Александрой Федоровной (сестрой Елизаветы) и детьми. фото из Интернет

Впоследствии Аликс, которая была тогда еще совсем ребенком, станет последней российской императрицей Александрой и родит от Николая II пятерых детей.

Члены императорской фамилии относились к Елизавете с заботой и пониманием, зная, какой тяжелый крест выпало ей нести. Хотя у Елизаветы и Сергея не было собственных детей, они стали приемными родителями осиротевших племянницы и племянника Сергея, великой княгини Марии Павловны-младшей и великого князя Димитрия Павловича.

Переход в Православие

После свадьбы Елизавета не меняла вероисповедания, ибо православие было обязательно только для российских императриц, поэтому обряд крещения по приезду в Россию впоследствии примет её младшая сестра, выйдя замуж за Николая II.

aa34e0c0b3b295323b158041eb5880f3.jpgХрам Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима. Фото из Интернет

Решение перейти в православие Елизавета приняла сама, это было стремление души, а не результат стечения обстоятельств. И произошло это в 1888 году, когда она вместе с мужем посетила Палестину.

Собственно, поездка была протокольной, великий князь должен был присутствовать на освящении русского храма Марии Магдалины, возведенного в Гефсиманском саду. По преданию, потрясенная святостью мест и великолепием православного храма, Елизавета сказала мужу, что после смерти ей хотелось бы упокоиться именно здесь.

Елизавета прекрасно знала, что это всего лишь несбыточная мечта, после смерти её, как и всех членов императорской фамилии, похоронят в Петропавловском соборе в Петербурге. Но судьба распорядилась иначе, ей и на самом деле было суждено обрести покой в Гефсиманском саду.

Вернувшись в Россию, Елизавета Федоровна приняла православие. 13 (25) апреля 1891 года, в Лазареву субботу, было совершено таинство Миропомазания великой княгини Елисаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная церковь совершает 5 (18) сентября.

После Миропомазания император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую Елисавета Феодоровна свято чтила всю жизнь. Теперь она могла сказать своему супругу словами Библии: «Твой народ стал моим народом, Твой Бог — моим богом!» (Руфь, 1. 16) А вскоре она с мужем переехала в Москву, куда Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором.

Хозяйка Первопрестольной

Именно в первопрестольной началась её подвижническая деятельность. Она посещала приюты и больницы для бедных, тратя на их поддержку большие средства. Кстати, супруг её в этом стремлении облегчить жизнь обездоленных всегда поддерживал. Возможно, это была одна из немногих сфер, где между ними было взаимопонимание.

Когда началась русско-японская война, великая княгиня приняла деятельное участие в формировании и оснащении санитарных поездов, отправляла на фронт лекарства, продовольствие, подарки для воинов, открыла в Москве госпиталь для раненых фронтовиков, оказывала помощь вдовам и детям погибших военнослужащих, поддерживала деятельность Красного Креста.

Убийство великого князя Сергея Александровича

5 февраля 1905 террористом Иваном Каляевым года был убит московский губернатор великий князь Сергей Александрович. За сей «подвиг» ему после революции поставили памятник в Александровском саду. Для Каляева Сергей Романов был олицетворением царской роскоши, в то время как простой народ с трудом сводил концы с концами.

В этот период российские крестьяне испытывали трудности, промышленные рабочие получали мизерную зарплату, меньшинства, особенно евреи, подвергались дискриминации, а солдаты чувствовали себя не нужными после Русско-японской войны (1904-1905 гг.).

cd7cd7b134781a0d4273910a16419015.jpgТеррорист Иван Каляев. Фото из Интернет

При этом царские особы жили в роскоши. Да, и Каляев на вопрос о мотивах убийства Сергея заявил, что хотел отомстить тирану.

Елизавета Федоровна при личном свидании умоляла Каляева покаяться, но он предпочел умереть и был повешен через три месяца после убийства.

Елизавета Федоровна была потрясена смертью мужа, но в то же время воспринимала ее как божественное возмездие ее семье. Она пророчествовала: «Бог нас жестоко накажет». И действительно, оказалось, что ее слова сбылись.

Убитая горем, Елизавета Федоровна горячо молилась и на надгробном камне Сергея по её просьбе написали: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят».

Великая матушка – ангел-хранитель Москвы

Елизавета решила не оставаться при царском дворе после смерти мужа. Вместо этого она решила посвятить свою жизнь служению Богу через служение людям. В 1909 году она продала все свое имущество и даже роскошные украшения, включая обручальное кольцо, и пожертвовала вырученные деньги на основание монастыря святых Марфы и Марии в Москве.

Она приобрела большой участок в тихом месте Москвы на Большой Ордынке, где создала Марфо-Мариинскую женскую обитель, став в 1909 году её основателем («ктитором» греч.)

Принимая тяжкий груз ктиторства, она сказала сестрам обители: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Хотя великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и не проходила через официальный обряд монашеского пострижения, она вела аскетический образ жизни по подобию православных схимников.

6ea5dc1759df423d52f8a8a83be250c8.jpg

Елизавета Федоровна – основательница Марфо-Мариинской обители. Фото из Интернет

В воцерковленном православном мире её называли «Великой матушкой» либо «матушкой Елисаветой». Будем и мы придерживаться этих званий.

Став патронессой монастыря, Елизавета Федоровна создала комплексную систему поддержки убогих и обездоленных, включающую больницу для бедных, детский приют и общежитие для бездомных, в которых трудились многочисленные монахини и послушницы.

Ежедневно монастырь раздавал 300 обедов самым бедным жителям Москвы, а сама Елизавета Федоровна отправлялась в самые страшные трущобы города, чтобы помочь нуждающимся, за что получила прозвище «ангел-хранитель Москвы».

Обустроить женскую обитель она поручила архитектурной мастерской молодого, и тогда совсем не знаменитого зодчего А.С. Щусева. А в 1910 году для проведения художественных работ в обители Елисавета Федоровна пригласила М.В.Нестерова. И по её молитвам был создан шедевр православного храмоздательства. Но эта тема отдельного очерка.

«Обитель милосердия» быстро завоевала популярность в Москве и по всей России, в неё потянулись обездоленные, зная, что всегда получат помощь и лечение. Почти десять лет великая настоятельница обители несла в мир нищеты, горя и болезней искреннюю любовь, помощь и сострадание.

Гефсиманский сад на Домодедовской земле – Серафимо-Знаменский скит Марфо- Мариинской обители

Благодать Гефсиманского сада до того поразила и завладела творческим воображением молодой великой княгини, что, став покровительницей Марфо-Мариинской обители, она решила воплотить его образ на московской земле.

Долго выбирали «удобное» для того место и в 1910 году матушка Елизавета осмотрела государственную лесную дачу в непосредственной близи села Битюгово, Подольского уезда (ныне городской округ Домодедово).

Здесь было решено создать Серафимо-Знаменский скит Покровской обители, а при нем подобие Гефсиманского сада. И опять матушка Елизавета обратилась к талантливым зодчим архитектурной мастерской А.С. Щусева.

Без излишних бюрократических проволочек Марфо-Мариинскому женскому монастырю в 1910 году было выделено 90 десятин лесных угодий в самом живописном месте Подмосковья.

Архитектурная мастерская А.С. Щусева создала уникальный храмоздательский проект и в 1912 году воплотила его для полноценной духовной жизни и экономического самообеспечения 33 монахинь и послушниц Гефсиманского сада на берегах Рожайки.

b309d212b66049d1660e51fbc69d3182.jpg

Серафимо-Знаменский скит. Храм по проекту архитектурной мастерской Щусева. Фото автора

Матушка Елизавета лично подбирала наиболее достойных для совершения творческого акта создания благодатного образа Гефсиманского сада на берегах Рожайки.

Возглавлять сие благое дело поручили игуменье Покровской общины сестёр милосердия Ювеналии (с 1916 года схимо игумения Фамарь). В миру она была грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (Марджанова).

Название скита сложилось из имени преподобного Серафима Саровского, которого особо почитала монахини, а также из названия иконы Божьей Матери «Знамение».

Почему и как был загроблен уникальный проект великой настоятельницы Елизаветы Московской «Гефсиманский сад на берегах Рожайки» – это есть тема для отдельного разговора с читателем.

Порицание деятельности само названного святого Григория Распутина

Со временем, отношения Елизаветы с младшей сестрой, императрицей Всероссийской Александрой Федоровной, становились все более напряженными.

Елизавета Федоровна с большим подозрением относилась к Распутину, «околдовавшему» царственную семью и неоднократно устно и письменно об этом заявляла. Да и деятельно содействовала тем церковным силам, объявившим Распутина нежелательной персоной в Московской митрополии и Первопрестольной.

В 1916 году состоялась последняя встреча княгини Елизаветы Федоровны с императрицей в Царском Селе. Елизавета нелицеприятно высказала свои опасения по поводу влияния Распутина на супружескую пару и предупредила, что эти опасения разделяют все представители династии Романовых.

Позже, в своих телеграммах в конце декабря 1916 года, она называла убийство Распутина «патриотическим актом».

Роковое время

В первое время после роковых революционных событий 1917 года, власти даже оказывали Марфо-Мариинской обители помощь, снабжая её продовольствием и медикаментами.

В 1918 году Елизавета Федоровна, которая до этого воздерживалась от участия в политической жизни и не обладала конкретной властью, по прямому приказу председателя ВЦИК Свердлова оказалась под прицелом ЧК.

Ее обвиняли в том, что она оказала содействие своему супругу, выселившего в 1892 году 20 тысяч евреев из Москвы. Припомнили и так называемые «духовные издевательства» над Каляевым.

Алапаевские мученики

В апреле 1918 года ЧК арестовала Елизавету и еще семь царских родственников. 20 мая 1918 года они были заключены в школу в Алапаевске, шахтерском городке в Сибири, где большевики стремился уничтожить все бренные остатки царской власти.

По трагической случайности, всего через день после расстрела сестры Александры и ее семьи наступила очередь Елизаветы. 17 июля 1918 года чекисты отвезли Елизавету и ее родственников на заброшенный железный рудник.

Их подвергли избиениям, а затем живыми бросили в ствол шахты глубиной 20 метров. Елизавета оказалась в яме раньше остальных членов семьи, но она не упала на дно, а приземлились на какой-то выступ.

9251228baf04c7983ef467545e5d2b74.jpg

Достоверно известно, что все узники, кроме застреленного князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми, и некоторые из них и после падения несколько дней умирали от голода и ран.

После того как белые заняли Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. По словам очевидцев, на спокойном лице княгини застыла улыбка. Рана князя Иоанна, которую он получил при падении, была перевязана частью её монашеского одеяния.

Тяжкий путь телесных останков к последнему приюту в Гефсиманском саду

Опасаясь, что большевики могут вернуться и осквернить тела погибших, останки Елизаветы были тайно перевезены в Китай. Там она была погребена на кладбище Русской православной миссии в Пекине. Через три года ее останки были перенесены в Иерусалим, в Гефсиманский храм Марии Магдалины.

Это решение оказалось своевременным, так как в 1957 году Русская православная миссия в Пекине была снесена. Спустя три десятилетия на этом месте была построена автостоянка, что свидетельствует о очень важной потребности Китая в парковочных местах.

Аз воздам!

В 1981 году, спустя 63 года, Елизавета Федоровна была канонизирована Русской Православной Церковью за границей. В 1990 году в саду московского Марфо- Мариинского женского монастыря в ее честь была установлена статуя с надписью, которая гласит: «Великой княгине Елизавете Федоровне с покаянием».

В 1992 году Московская патриархия Русской Православной Церкви причислила к лику святых преподобномученицу великую благоверную княгиню Елисавету Московскую, определив день её почитания 18 (05) июля.

Её статуя была включена в число десяти фигур великих христианских мучеников XX века в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Спустя почти столетия после своей физической смерти Великая княгиня Елизавета Федоровна наконец-то получила признание и благодарность, которые она давно заслуживала.

И в заключение

А ведь у Елизаветы Федоровны Романовой были все возможности спастись и сохранить свою земную жизнь.

Весной 1917 года по поручению кайзера Вильгельма к великой княгине приехал шведский министр, предлагая содействие в выезде из России. Но матушка-игуменья отказалась от спасения, приняв решение разделить судьбу страны, ставшей ее новой родиной.

Позже она неоднократно отказывала и немецкому послу Мирбаху, хлопотавшему об организации ее выезда за границу. В одном из писем ему Елизавета написала:

«Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть».

Даже спустя 106 лет эти слова актуальны для современной России.

Святая преподобномученица Елисавета, моли Бога о нас!

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!