Державные загадки Российского мировоззрения и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации

Подпишитесь на канал

Россия эпохи экзистенциальных войн – страна глобальных загадок. Журналистское расследование в пяти частях. Часть третья

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать…
Ф.И. Тютчев

158 лет тому назад было опубликовано это предельно краткое пророчество гениального русского поэта, политического деятеля и мыслителя Федора Тютчева. Эти строки стали почти самыми цитируемыми в русской поэзии, особенно там, где упоминается имя нашей страны.

d91ccdc299792cd443136a2e22752844.jpg

Естественно, задал Федор Иванович интеллектуальную задачку русофобам-супостатам на многие века вперед. За полтора столетия вся интеллектуальная рать либерального международного порядка не может «понять Россию». То вера у них еретическая, то аршин не по масштабу мизерный, то державной стати не отыщут, а то и с умишком проблемы.

В конце концов гиганты рациональной либерально-демократической мысли, и наши отечественные и зарубежные корифеи, в 1991 году объединились в том, что объявили непонятное изречение Тютчева нравственно пошлым, русский народ – сборищем немытых пьяниц и неисправимых лентяев, традиционные российские духовно-нравственные ценности – дремучим мракобесием.

Да, и о чем с русскими разговаривать: «У них даже ведь чисто вымытых сортиров во всей стране – наперечет»! И было решено подарить одичалому русскому народу ельцинскую Конституцию образца 1993 года, где Богу, русскому народу и традиционным духовно-нравственным ценностям места не даже и не предвиделось.

Про загадочную русскую Душу, былинных чудо-богатырях и праведников Веры Православной в странах либерализма даже в информационной полемике не вспоминали. А зря…

На сегодня уровень религиозности в России, в целом достаточно высокий. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2023 году, 63 % опрошенных считают себя православными, 5 % — мусульманами, по 1 % — католиками и протестантами, 6 % — верующими вне какой-либо конфессии. В итоге получается 75 % верующего населения.

Для большинства из них как интеллектуально стихотворный афоризм Тютчева ясен и неуязвим. Поэт фактически сравнивает Россию с Богом, которого человеку ни понять умом, ни измерить земным аршином невозможно. Вера в Бога и есть исчерпывающее для верующего «знание» особой стати России.

25619fa6e7fb0c6dfe7719c10f774b66.jpg
Фото: Монастырский вестник

9 ноября 2022 года, Президентом РФ В.В. Путиным, был подписан Указ № 809: «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Под традиционными российскими ценностями понимают: «Нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». (ст.4. Указа от 09. 11.2022 года № 809)

В статье 5 Указа дан исторически обоснованный перечень 17 (семнадцати) традиционных ценностей: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

В Указе приведен перечень традиционных ценностей без их определений, что дало возможность российскому обществу свободно подумать и выразить своё понимание сущности традиционных российских ценностей.

Данное толкование традиционных ценностей исходит из того, что: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества», в котором: «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».

Закрепленные Указом Президента РФ, традиционные ценности: «лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны», в настоящей работе рассматриваются не с точки зрения «общегуманитарных ценностей», а как духовно-нравственные ориентиры, присущие тысячелетней традиционной культуре народов России, во главе с её государствообразующим русским народом.

Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Однако раскрытие глубинного смысла этих ценностей требует уточнений и пояснений, поскольку в этом вопросе не может быть их индивидуальной трактовки. Люди, живя в социуме и общаясь друг с другом, должны правильно понимать друг друга, оперируя словами и понятиями, исключающими двойное толкование и не несущими чуждого или вредного содержания.

Внимание читателей необходимо обратить на то, что каждая из этих ценностей может быть реализована в полной мере только в сочетании с другими.

Например, Державность невозможна без Веры, служения и соборности, а справедливость — без правды и совести. Другое дело, что в переломные моменты какая-то ценность может стать приоритетнее других, доминировать в общественном сознании.

Надо понимать, что все ценности явились результатом многовекового развития российской цивилизации, своеобразным откликом души народа как на драматические, так и на светлые периоды нашей истории.

Рассмотрим некоторые, наиболее важные, традиционные ценности российской цивилизации.

Религиозная Вера

Начинать рассмотрение ценностей российской цивилизации следует с Веры. Веру понимают обычно как непосредственную личную убежденность, признание чего-либо истинным без доказательств и обоснований.

Главным видом веры выступает вера религиозная. В такой вере фиксируется связь с чем-то высшим по отношению к человеку, истинным и значимым для него. Можно сказать, что религиозная вера — это призыв поднять голову вверх и духовно осязать Творца.

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию (ст. 6 Указа № 809).

Не следует забывать про то, что Вера имеет не только социальную, но и экзистенциальную, личную значимость, укрепляет человека, дает ему психологическую устойчивость. Вера в истории России направляла не только религиозных деятелей, но и русских воинов, землепашцев, ученых.

Вспомним великого игумена земли русской Сергия Радонежского, чьими молитвами и трудами осваивались земли, защищалась Русь, устанавливался мир между князьями.

В 1612 году под иконой Богородицы Казанской ополчение Минина и Пожарского шло освобождать Москву.

На территории Нило-Столобенской пустыни (Тверская область) 9 июля 2021 г. был установлен памятник иеромонаху Амвросию (Матвееву). В годы Первой мировой войны он был полковым священником 3-го гренадерского Перновского полка.

8bf12650d1d01fcb5968ca0677582472.jpg
Фото: Монастырский вестник

Неожиданно брошенный в бой полк попал под шквальный артиллерийский огонь. Не выдержав, солдаты побежали. Тогда отец Амвросий, подняв перед собой крест, призвал всех продолжать борьбу. Их всех вела Вера, моментально «расставившая приоритеты» и заставившая поступиться безопасностью, а многих и жизнью для спасения Родины. Священник тоже погиб в том бою, но полк выполнил задачу.

В массовом сознании дореволюционной России купец воспринимался как успешный проныра, с легкостью транжирящий большие деньги. Староверы – предприниматели Арбузовы, Морозовы, Третьяковы и другие – проповедовали совсем иные принципы, такие как честность, скромность, отказ от употребления алкоголя, забота об общем благе и т.д.

В новой Конституции РФ вера в Бога упоминается как важнейшая часть наследия предков: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (часть 2. ст. 67.1).

Говоря о религиозном аспекте веры, следует особо отметить, что насильно заставить человека верить нельзя. У каждого своя, порой довольно трудная, дорога к вере. Нельзя также не сказать и о некоторых рисках, которые сопровождают религиозное сознание.

Во-первых, существует вероятность перерождения веры в различные формы суеверия — от примитивного колдовства до поиска дьявола в штрих-коде.

Во-вторых, вера не должна превращаться в фанатизм, проявляющийся в агрессивном насаждении своих взглядов и нетерпимости к инакомыслию. Именно фанатизм зачастую порождает различные формы экстремизма.

В-третьих, с религиозной верой косвенно связана опасность клерикализации общества, проявляющаяся в стремлении религиозных организаций контролировать все стороны общественной жизни, в том числе и политическую.

Следует помнить, что Российская Федерация в соответствии с Конституцией — светское государство. Согласно статье 14 основного Закона «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Естественно, возникает вопрос: как же вера включается в ценностное ядро, если в обществе есть атеисты, и их немало?

Ответ на этот вопрос состоит в том, что атеисты тоже во что-то верят — например, в то, что Бога нет, в законы природы, в силу человеческого разума, в собственную значимость и т.д.

Они с этой своей «верой» идут по жизни и часто совершают неблаговидные поступки только потому, что не имеют такого нравственного ограничения в своих желаниях, каким могла бы стать для них вера в Бога.

91454cb8d6fda4fb8e7d6346693d2a69.jpg
Препододобный Сергий Радонежский

Бог есть любовь

В Словаре древнерусского языка И.И. Срезневского раскрывается все многообразие смыслов слова «любовь» в русском языке: любовь, привязанность, благосклонность, милость.

В русской философии, художественной литературе любовь предстает как божественная любовь, как духовное единение, как патриотическое чувство любви к Отечеству, как нравственное чувство, обращенное к родителям, семье, любимому человеку.

Любовь — основа духовной жизни человека и высшая духовная ценность. Любовь как религиозное чувство в своей основе есть любовь к Богу, в которой человек познает глубину любви к другому человеку.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37-38).

Вторая фундаментальная заповедь любви, определяющая ее ценностное содержание в русском мировоззрении, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Любовь изначально была связана с верой. Любовь и вера — духовные ценности, на которых выстраивалось мировоззрение древнерусского человека; истоки, к которым обращается русская мысль, русская культура на протяжении всей истории.

Любовь есть сама сердцевина веры. Любовь обладает творческой силой, преображающей мир и человека. Любовь к ближнему невозможна без милосердия и сострадания, без сердечного участия, она составляет в русской культуре основу нравственности.

Любовь к Отечеству — это патриотическое чувство и высшая гражданская ценность. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Н.М. Карамзин «О любви к Отечеству и народной гордости»).

Можно вывести три вида любви: любовь, которая более дает, нежели получает, или нисходящая любовь; любовь, которая более получает, нежели дает, или восходящая любовь; любовь, в которой то и другое уравновешенно. Этому соответствуют главные виды любви, встречаемые в действительном опыте, а именно: любовь родительская, любовь детей к родителям и любовь супружеская.

«Домостроительство» — слово длинное и понятие сложное. И некоторые уверены, что его значение — «строить дома». Однако в широком смысле слова домостроительство — способ организации социального пространства на всех уровнях социальности: семьи, дома, района, города, региона, государства.

«Дом» — понятие, означающее лично значимое социальное пространство, подлежащее устроению для долгого и комфортного проживания. Слово «дом» несет в себе значение глубокой личной привязанности к данному пространству, связи с ним во времени — как ретроспективно, так и перспективно.

Родина — одно из имен понятия «дом», а дом начинается с семьи

Строительство семьи — основа всех прочих форм социальности, а крепкая семья в указе российского президента названа одной из важнейших ценностей. Действительно, значимость семьи для общества и человека всегда осознавалась мыслителями.

Так, Конфуций считал крепкую семью основой общества (ведь в семье воспитывается добродетельный подданный) и полагал, что государство должно быть организовано как большая семья.

В XVI веке был создан знаменитый памятник русской мысли «Домострой», составителем которого считают священника Сильвестра. Разумеется, эта книга отражала реалии того времени, но в нее была заложена концепция создания крепкой семьи как основы общества, дома семейного, устроение которого закладывало основание общегосударственного «дома».

Менялось время, менялся образ семьи. Но главное оставалось. Семья всегда была основанием формирования личности и оплотом общества.

Можно по-разному относиться к деятельности Николая II, но отношения в его семье могут служить примером и для наших современников. Любовь между супругами, между родителями и детьми, взаимопонимание и взаимная поддержка, испытания болезнью ребенка, социальными бедствиями, войнами, революцией, всеобщей ненавистью — вот уж воистину «в горе и в радости, в здравии и болезни, пока смерть не разлучит…»

dc1535ef26ecd0d66ec2f34eb9553c8d.jpgИмператор Николай II с женой Александрой Федоровной и детьми. Источник Википедия

Но и смерть не смогла разлучить эту семью. Они достойно приняли ее все вместе, плечом к плечу, рука к руке…

В Конституции Российской Федерации содержится ряд статей, защищающих семью, материнство, отцовство и детство (ст. 7 ч. 2, ст. 38, ст. 67.1 ч. 4, ст. 72 ч. 1, п. ж 1). В ст. 72 (ч.1, п. 1) фиксируется понимание брака как союза мужчины и женщины. Подобное уточнение особенно важно в современных условиях, когда пропагандируются однополые браки, искажающие традиционное представление о семье.

Семья предполагает не просто сожительство или устойчивый союз, но и определенное «взаимодополнение» супругов, в том числе позволяющее им родить и воспитывать детей.

Защитники однополых союзов в качестве аргумента часто утверждают: родитель не тот, кто родил, а тот, кто воспитал. Однако обычно воспитание неродного ребенка связано со сложной жизненной ситуацией.

А однополость «воспитателей» фиксирует разделение рождения и воспитания как норму. Семья задает ребенку образцы, которые он будет воспроизводить в собственной жизни. И даже если их ему не навязывают, все равно формируется определенный шаблон.

Неудивительно, что воспитанные в однополых браках дети становятся номадами — людьми не только без отцов и матерей, но и без Оте­чества. Впрочем, пагубность однополых отношений состоит также и в том, что участники этих отношений не только сами не преследуют цели деторождения, но и являются зачинщиками не менее порочных гедонистических движений «свобода от детей» и, что еще страшнее, «ненависть к детям».

Что будет с обществом, где детей ненавидят и желают от них освободиться?

Не в силе Бог, а в правде

Справедливость — это основанное на высших законах бытия соотнесение земной жизни человека с окружающим миром и обществом, исходящее из нравственного представления о должном и воздаянии человеку в соответствии с его поступками.

Справедливость — важнейшая традиционная ценность для народа России. В русском языке слову «справедливость» соответствует слово «правильный, правда, праведность, правосудие, закон», что говорит не только о духовно-нравственной, но и правой природе этой ценности, прямо обращенной к законам данным человеку от Бога.

Справедливость определяет местоположение русского человека и русской цивилизации, исторически занимающих место на стороне добра и защиты правды.

Справедливость в религиозном смысле — это воздаяние Бога людям, за их дела в земной жизни. Высшая справедливость может исходить только от Самого Бога «ибо Господь праведен и любит правду». Она заключается в воздаянии праведникам и грешникам за их земную жизнь в значительной степени после смерти и в вечности.

Справедливость взывает к самоотверженности и не носит прямолинейный характер по принципу «око за око, зуб за зуб».

Так происходит поскольку в мире есть место покаянию и милосердию, которые в любой момент могут «отменить» «справедливое» наказание. Так же, как и есть место незаслуженным страданиям, принять которые можно только зная об условиях спасения души человека.

Согласно древнейшему источнику святоотеческих изречений: «Человек справедливый – это не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть, да не стал».

Справедливость, с точки зрения земной жизни человека — это всеобщее равенство перед законом, понимаемое как политическое и социальное равноправие, соответствие деяния и воздаяния, труда и вознаграждения, соразмерное наказание за нарушение закона.

Важнейшая нравственная формула, с древних времен характеризующая представления русского человека о мире гласит: «Коль правды нет — ничего нет». Поэтому, справедливость как ценность — это важнейший аспект государственной политики в созидании устойчивого общества, определяющий в конечном итоге, быть или не быть России.

Естественно, это проявляется и в неофициальном распространении в некоторых регионах России религиозного права (например, шариата) или традиционных норм (адаты), которые, на взгляд местного народа, лучше выражают справедливость. Поэтому зачастую народное сознание предполагает возможность вмешательства в формальную правовую процедуру и даже нарушения ее во имя справедливости. Оно наделяет власть этим правом и, более того, считает это ее долгом.

Чаще всего эти полномочия персонифицируются в первом лице государства, выступающем воплощением справедливости и ее защитником. Во время телемостов с Президентом люди обращаются к нему за помощью, за справедливостью, когда отчаиваются найти ее в формальной процедуре.

Милосердие и сострадание к ближнему

Присутствие в Российском обществе ценности сострадания является бесспорным фактом. Состраданию находится место как в повседневной жизни народа, так и в его художественной культуре.

Милосердие есть проявление божественного качества человеком, состоящее в необъяснимом сердечном желании и готовности бескорыстно, из любви и сострадания к ближнему оказать помощь и тем сотворить добро. Одна из важнейших христианских добродетелей, стоящих выше справедливости

Сострадание и милосердие составляют важнейший элемент религиозной жизни: так, например, в Псалтири, книге священной как в христианстве, так и в иудаизме, говорится об особом внимании Бога к людям уязвленным и страдающим.

В Священной книге мусульман неоднократно говорится о милосердии и сострадательности Пророка. Божье милосердие к людям является уроком для человека в том, чтобы сострадать другому человеку, нуждающемуся в помощи.

Христианские милостыня и милосердие, мусульманская аль-мархама, буддийская каруна — все эти термины означают одно — сострадание к ближнему.

Важно, что человек не только призван быть сострадательным к ближнему, но и вправе ожидать сострадания к себе от другого человека и милости к себе от Бога, поскольку сострадание нельзя заслужить.

«Милосердие противоположно правосудию», оно не нуждается в каком-либо обосновании, поскольку исходит из сердца человека. Оно сакрально и необъяснимо, потому что, проявляя милосердие к ближнему человек поступает так, как к нему относится Сам Бог — незаслуженно: «ибо мы ничего не сделали, чтобы Господь любил нас».

Милосердие проявляется в деятельной помощи ближнему, через внешние и внутренние дела милосердия. Внешние, представляют собой всестороннюю помощь и заботу о человеке. Внутренние, направленные ко спасению его души, ведут к собственному самосовершенству человека, поскольку формируют в нём такие важные качества как: миролюбие, доброжелательность, сочувствие, смирение, прощение обид и многие другие важные нравственные качества.

Естественность сострадания, однако, не означает, что это чувство не нуждается в воспитании. Как и любое другое человеческое чувство, сострадание может как возрастать, так и оказываться под спудом. Не бывает абстрактного сострадания — сострадание всегда конкретно. Кроме того, сострадание всегда неизбирательно. Поскольку сострадание есть естественное чувство жалости к ближнему, коренящееся в душе каждого человека, то и критерии его подлинности находятся в душе человека.

Возведение милосердия в ранг ценности, как одной из основ государственной политики, это большой шаг, направленный к изменению всей предшествующей системы ценностей, возвращения её к исконно русскому, христианскому и вообще религиозному миропониманию, которое является глубинной сущностью нашего народа.

Заключение как продолжение

По мысли В.С. Соловьева, в самой человеческой природе заложены три начала духовной чистоты и нравственности:

  1. Стыд как естественное отношение человека к низшему в себе.
  2. Сострадание, или жалость как естественное отношение человека к другим людям.
  3. Благоговение как должное отношение человека к высшему началу, составляющее нравственный корень религиозной Веры.

Вот о последнем и пойдет речь в четвертой части нашей работы.

Александр Петров
Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!