Великий князь – страстномученик Романов Сергей Александрович в исторической тени забвения

Подпишитесь на канал

«Отчего я всегда чувствую глубоко? Отчего я не таков, как все другие, не весел, как все? Я до глупости углубляюсь во все и вижу иначе — мне самому совестно, что я до того старообразен и не могу быть, как вся золотая молодежь, весел и беспечен».
Из дневника великого князя Сергея Александровича

17 февраля (4 февраля по ст.ст.) 1905 года был убит брошенной в него террористом бомбой командующий Московским военным округом, Московский генерал-губернатор (1891–1905), великий князь Сергей Александрович Романов.705934fed45a5ecd02d73c0d35c48622.jpg

Историки, говоря о великом князе обычно указывают: он был сыном императора Александра II; он был братом императора Александра III; он был дядей императора-страстотерпца Николая II; он был мужем преподобномученицы Елисаветы, великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Да эти факты бесспорны. Но за ними скрывается, находясь как бы в тени великих деяний и славы своих ближайших родственников, уникальная историческая личность Великого князя Сергия – православного христианина с глубокой верой в Бога, великого государственного деятеля России, истинного патриота своего Отечества, человека мужественного и честного, прекрасного семьянина и нежного мужа.

По своему происхождению, образованию и культуре, религиозному поведению и монархическим взглядам, государственной и общественной деятельности, отечественному и международному статусу великий князь Сергей Александрович Романов принадлежит к особо выдающимся персонам в Российской истории конца XIX – начала XX веков с ярко выраженным традиционно-консервативным самодержавным мировоззрением.

За это, в указанное историческое время, так называемыми «передовым кругам русского общества» великий князь был особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя мыслимые и немыслимые обвинения. Эсеры даже сочли его причастным даже к трагедии Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привел в исполнение» Иван Каляев.

Сегодня личность великого князя Сергея Александровича Романова в лучшем случае остается в тени его великой жены, «ангела-хранителя Москвы», преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Историческая персона Великого князя преднамеренно опошляется, как это сделано в произведениях Бориса Акунина, Валентина Пикуля и зарубежных авторов.

В последнее время ушлые отечественные писаки от истории, бегло заглянув в Википедию, пытаются изобразить Сергея Александровича Романова как предтечу демонического образа «святого грешника» Распутина. По их мнению, в Отечественной истории, великий князь оставил след как виновник Ходынской трагедии, как известный гомосексуалист и нацист, виновный в жутких гонениях на евреев.

Российское военно-историческое общество (РВИО) и Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» прямо обвиняется в преклонении перед коллаборационистами, нацистами и педерастами в лице Сергея Александровича Романова.

А каким в действительности был великий князь Романов Сергей Александрович делах стояния Православной вере, государевой службе и в быту? Почему деятельность Председателя императорского Православного Палестинского общества (1883-1905г.г.), непременного члена Государственного Совета Российской Империи, Московского генерал-губернатора вызывала такую негативную реакцию и правящих элит и «ужасно революционных» террористов.

Об этом любознательный читатель может узнать, познакомившись с настоящей научно-популярной работой.

Порфирородный член императорской династии

Есть такой термин: порфирородный. Это тот ребенок, кто был рожден в законном браке от императора в период его царствования.

Сергей Александрович Романов, сын императора Александра II «Освободителя» и императрицы Марии Александровны, единородный брат императора Александра III «Миротворца», родился 29 апреля (11 мая) 1857 года в Царском Селе – умер 17 февраля (5 февраля) 1905 года в Москве, был седьмым ребенком в семье, но первым, рожденным после коронации его отца.

Его небесным покровителем был св. Сергий Радонежский, в дореволюционном написании он зачастую именуется своим крещеным именем Сергий Александрович.

Кого же выбрали августейшие родители для воспитания младенца?

e8c875edd5044a02f959ceeef6d0d649.jpg

Анна Федоровна Тютчева

До семи лет просвещением, образованием, духовным становлением мальчика занималась фрейлина императорского двора Анна Федоровна Тютчева – дочь великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева, жена известного славянофила И. С. Аксакова. Она всецело разделяла философию мужа и была очень религиозна.

Согласно законам духовного физиологического развития человека, именно в этом нежном возрасте, в душе Великого князя были заложены и сформированы понятия Родины, служения Отечеству, отобразились истинность Православной веры, суть и значение Православной Церкви, запечатлелись основные человеческие качества: благородство и честь, верность и справедливость, долг и милосердие.

С семи и до восемнадцати лет воспитателем Сергея был офицер морского флота капитан-лейтенант Дмитрий Сергеевич Арсеньев. Отсюда детские мечты великого князя стать моряком.

Когда Великий князь повзрослел, ему стали преподаваться серьезные науки. Великий Князь Сергий Александрович получил прекрасное образование, обучаясь у известных педагогов, обладавших глубокими знаниями в разных областях науки.

Кроме того, Сергей Александрович в совершенстве знал латынь, немецкий, английский и французский языки. Он хорошо разбирался в социальных, политических и экономических вопросах, тяготея к гуманитарным дисциплинам, к изучению истории религии и православной культуры.

На поприще военной службы

В день своего рождения, великий князь был записан прапорщиком в 1-й (царский) батальон лейб-гвардии Преображенского полка. Поясню, при рождении мальчиков в царской семье, они сразу получали военный чин и приписывались к определённому полку.

По началу, по малости лет, князь Сергей был равнодушен к военной службе. Но в 18 лет осознал чувство долга и стал проявлять интерес к военному делу. С 1876 года он исполнял обязанности ротного командира в Преображенском полку.

10 августа 1876 года был произведён во флигель-адъютанты, а 30 августа ему пожалован чин штабс-капитана. 28 апреля 1877 года ему был присвоен чин полковника. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

На ниве религиозного служения

Образно говоря, великий князь Сергей Александрович Романов всю жизнь свою, от рождения до смерти, провел в церковной ограде. Он не просто посещал Церковь, а жил в ней. Несомненно, его вера была исключительной — и для своей эпохи, и для своей социальной среды.

Великий Князь, искренне чтя веру Православную знал и любил обряды Православного Богослужения. В своих записках воспитатель Сергия Дмитрий Сергеевич Арсеньев отмечал, что он всегда «молился со слезами» и на коленях. С детских лет маленький Сергий во время Божественной Литургии присутствовал в алтаре, учился понимать богослужение.

Великий князь Сергей Александрович был человеком безукоризненной духовной чистоты и благородства. Когда он сватался к принцессе Элле Гессенской, внучке английской королевы Виктории, английская разведка наводила о нем справки. Вывод, сделанный ею, весьма показателен: «Не в меру религиозен, замкнут, очень часто бывает в храме, причащается до трех раз в неделю. Наличие этих качеств у русского человека — свидетельство его высокой добродетельности».

У кормила императорского Православного Палестинского общества

О том, насколько близка оказалась русским людям Палестина, где прошла земная жизнь Спасителя, хорошо сказал философ Николай Бердяев: «В духовных стихах Русь — вселенная, русский царь — царь над царями, Иерусалим — та же Русь, Русь там, где истина веры».

Только сознавая это, можно правильно понять, что значило Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), председателем которого Сергей Александрович Романов был с 21 мая 1882 года до конца своей жизни, то есть 23 года.

Дело создания Палестинского общества стало не только счастливым случаем в его жизни, но и окончательным оформлением его желания послужить Богу большим и серьезным делом.

532b8c24e79c22a19d6e205fd4d86613.jpg

Храм святой Марии Магдалины на святой Земле 1888 год. Источник Википедия

Став во главе Общества 21 мая 1882 года, великий князь за 23 года умудрился открыть в на земле Палестины (в то время турецкой колонии) 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием, построить в честь своей матери храм Марии Магдалины — вот далеко неполный перечень его дел, причем осуществлялось все это довольно разумно, упорно и настойчиво.

Так, великий князь выделял деньги на строительство этих религиозных объектов, не дожидаясь оформления разрешительной документации турецкими властями, так или иначе, обходил множество бюрократических препятствий.

После гибели Сергея Александровича от руки террориста его сменила августейшая супруга великая Елизавета Федоровна, чьи мощи с 1918 года покоятся в Святой Земле.

За религиозной подвиг подвижничества на посту председателя ИППО, англиканской Церковью Елизавета Федоровна была канонизирована как святая и особо почитается в Англии. Сей факт в истории мирового христианства прямо скажем уникальный.

Руководитель современного императорского Православного Палестинского общества Сергей Степашин ещё в 2017 году заявил о том, что комиссия РПЦ по канонизации великого князя – страстномученика Сергея Александровича Романова продолжает свою работу. Но это уже слишком обширная тема для представляемой статьи.

Вице-император Московский

В 1891 году Великий князь Романов Сергей Александрович назначается генерал-губернатором Москвы, а фактически наместником царя, то бишь «вице-императором Московским». Под его августейшее правление было передано 10 (десять) губерний Российской империи, составляющих её историческое ядро, её державное и экономическое могущество.

Мог ли император Всероссийский Александр III доверить этот огромный удел его самодержавной власти другим членам царствующей династии? Нет и ещё раз нет!

d1243337fe918e1e86f17f462b140cc2.jpg

Лишь единицы из них были способны к державной созидательной деятельности, нравственно религиозны и морально чисты. Ряд великокняжеских семей погрязли в бытовой похоти и низменном разврате. Имелись случаи передачи государственных секретов другим царствующим домам Европы и, разумеется, за приличное вознагражденье. Императорский двор четко разделился на масонов, германофилов и англофилов.

Император-Миротворец, обладая отменной телесной крепостью, был нравственно здоров и чтил традиционные духовные русские ценности – веру Православную, российскую монархию и державное Отечество.

Простой люд восторгался им: «Вот так царь! Всем царям Царь!», императорское семейство безмолвно подчинялось, аристократия трепетала, интеллигенция и разночинцы втихомолку осуждало, но на революционный порыв была еще неспособна. Во внешней политике Александр III был независим, обид не прощал и отвечал на них смело и эффективно.

Мог ли он доверить управление якорными провинциями своего государства коллаборационисту англофилу, передать Православный народ в руки масона и гомосексуалиста? Господа учёные, да вы в своем уме?

Император передал часть своих полномочий АБСОЛЮТНО НАДЁЖНОМУ государственному деятелю, который в эпоху захлестывания России дурманом либерализации и бездуховности, не считал себя вправе идти на бесконечные уступки, лишь разжигающие аппетит толпы. Революционные круги считали Сергея Александровича Романова главою «партии сопротивления».

Это были лучшие и плодотворнейшие годы жизни Сергея Александровича Романова. В Москве он проявился себя не только как государственный деятель, но и как религиозно-духовная личность.

В эпоху всеобщей после реформенной вседозволенности и религиозной распущенности, Сергей Александрович не просто занял твердую монархическо-консервативную позицию по отношению ко всему совершающемуся. В своей деятельности он пошел духовным путем «удерживающего».

Современники великого князя свидетельствовали: он «старался поднять нашу древнепрестольную столицу в различных отношениях, особенно в смысле хранения в ней, как в исконно русском центре, ее национально-исторического наследия».

И поникшее было в прежнее время, под воздействием чуждых русскому духу влияний, значение ее святынь, исторических достопримечательностей, самого уклада жизни московской при нем поднялось, возвысилось и стало виднее во всех концах России.

Смешные политические обвинения Московского генерал-губернатора в нацизме

В пору правления Московского генерал-губернатора В.А. Долгорукого прямо по соседству с собором Василия Блаженного выросли две синагоги, еврейские кварталы расположились возле Кремля, ближайшая набережная в дни иудейских праздников чернела от скопления молящихся.

Император Александр III, во время своей коронации узрев, «сие благолепие» был крайне возмущен нарушением Закона «О черте оседлости» и потребовал устранить преступное нарушение российского законодательства.

Что же сделал новый генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович?

Всего-навсего потребовал соблюдения закона и, следуя закону, в административном, подчёркиваю «В АДМИНИСТРАТИВНОМ» порядке выселил из Москвы незаконно проживающих на её территории лиц иудейского происхождения, коих насчитывалось порядка двадцати тысяч, и резко ограничил запись евреев-купцов в первую купеческую гильдию, куда из-за высоких налогов не стремились русские купцы, зато стремились иудеи-выкресты, для коим членство в первой гильдии давало право на жизнь в Москве.

Простое соблюдение закона в данном вопросе вызвало всемирный политический гвалт с неприятным сионистским душком. Москву тайно посетили американские инспекторы и на весь мир прокричали о «чудовищных гонениях на еврейскую общину Москвы». Ротшильды пригрозили прекратить кредитование России. Так называемая «прогрессивная общественность» заклеймила генерал-губернатора тавром «антисемитизма» в современной интерпретации – нацизма.

Но ничто не заставило Сергея Александровича отступиться от решённого, и дело было доведено до конца. По этой причине он стал для евреев одной из наиболее ненавистных фигур, на которую было принято лить всевозможную клевету в печати, приписывать ему всевозможные пороки, в том числе позже даже в «солидных» исторических трудах.

В связи с этим современный еврейский историк Дубнов писал, что террорист Каляев — «орудие исторической Немезиды, покаравшей московского Амана за поругание еврейства». Данную политическую глупость даже комментировать противно, а уж присоединяться к ней преступно мерзко.

Почему никто не вспомнит о том, что в начале ХХ века на землях ИППО, купленных за деньги великого князя, обосновались сотни еврейских поселений, заложив основу израильского государства?

Миф о «князе Ходынском»

Среди тех обвинений, которые выдвигаются против князя Сергия как генерал-губернатора Москвы, главное — трагедия на Ходынском поле, случившаяся во время коронации Императора Николая II в 1896 году. Действительно, на Ходынском поле погибло очень много людей из-за элементарной неорганизованности.

В своём дневнике великий князь записал: «Я в отчаянии от всего случившегося – одна тысяча убитых и 400 раненых! Увы! Всё падёт на одного полицмейстера, хотя распоряжалась исключительно коронационная комиссия с Бером».

c39b79d0f7699505ef38ebe19d3adac6.jpg

Давка на Ходынском поле. Источник Википедия

Чиновники Министерства императорского двора и уделов во главе со своим министром графом И.И. Воронцовым-Дашковым довольно неплохо нажились на коронационных торжествах в Москве. Деньги на них были выделены немереные и неподконтрольные. Исключительно громадные суммы были выделены на раздачу бесплатных подарков, угощение бесплатным вином и пивом, бочки которого были выставлены на Ходынском поле.

Здравое предложение исполняющего обязанности московского полицмейстера полковника А.А.Власовского о проведении данного мероприятия не на Ходынском поле, но на окраинах Москвы были признаны вздорными.

В Москву «на народные гулянья» пришло людей на порядок более того, чем ожидалось — по самым скромным подсчётам — более полумиллиона крестьян со всей подмосковной округи и европейской части России.

Описания, данные в книге «главного обвинителя» царской власти по поводу Ходынки Василия Краснова «Ходынка. Записки не до смерти растоптанного» (М.-Л., 1926), ужасают. Перешагивая через трупы, люди рвались за бесплатным вином, черпая его картузами, ладонями. Было много утонувших в бочках.

Императором Николаем II было создано две комиссии.

Одна под председательством верховного коронационного маршала, бывшего министра юстиции графа К.И. Палена пришла к мнению, что главная ответственность за происшедшее лежит на сотрудниках администрации московского генерал-губернатора.

Зато другая – под председательством тогдашнего министра юстиции Н. В. Муравьева – пришла к выводу, что более всего ответственны всё-таки сотрудники Министерства двора.

Под давлением ближайшего окружение император не утвердил ни одного из них. Высочайшим рескриптом все было списано на Волю Божию и ошибки Н.Н. Бера и А.А. Власовского, коих благополучно отправили в отставку.

Мнением либерального царского окружения великий князь был немедленно объявлен главным и единственным виновником трагической случайности на Ходынке. Ему оперативно придумали прозвище – «князь Ходынский».

Его травля продолжилась с новой силой

Полицейский социализм – уникальный социальный эксперимент Московского генерал-губернатора

Данная тема вполне заслуживает отдельного исследования и посему в нашем изложении пройдет в «телеграфном» режиме. При «великокняжном правлении» Сергея Александровича, даже несмотря на его твёрдый консерватизм, Москва стала центром проведения уникального эксперимента.

Начальник Московского охранного отделения С.В. Зубатов, который поставил себе целью развернуть рабочее движение в легальное русло, выдвинул идею «полицейского социализма», согласно которой полиция должна выступать посредником между рабочими и их работодателями.

Эта необычная и смелая идея была поддержана Великим князем и лишь благодаря этому получила право и возможность успешной реализации, поскольку у неё было много влиятельных противников в правительственных кругах.

Зубатовское движение началось в 1896 г., когда «московская полиция начала убеждать или принуждать фабрикантов искоренять злоупотребления». Под покровительством полиции создавались профессиональные союзы рабочих, которые получили возможность легально отстаивать свои права перед работодателями.

Так, по полицейскому предписанию в течение 48 часов выдворили из России крупного московского фабриканта и гражданина Франции Ю.П. Гужона, принципиально не желавшего удовлетворять справедливые требования своих рабочих.

Политика Зубатова и его покровителя – московского генерал-губернатора – в рабочем вопросе приносила обильные плоды: существенное улучшение социального положения и жизненного уровня московских рабочих, а реальное отстаивание их интересов усиливало популярность полицейских организаций и тем самым выбивало почву из-под ног у революционеров – социал-демократов.

Апогеем «зубатовщины» стало сорокатысячное шествие рабочих к памятнику Александру II в годовщину отмены крепостного права, 19 февраля 1902 г. Торжественные мероприятия прошли в Кремле в присутствии самого Великого князя.

Поддержка великим князем инициативы Зубатова повергла московские деловые круги просто в шок. Мало того, такая политика августейшего генерал-губернатора показалось московским купцам и фабрикантам недопустимым вмешательством в их личные дела.

Выдвинутая тогда Зубатовым идея государства как арбитра в сфере социальных отношений слишком опередила свое время и никак не укладывалась в головах крупных предпринимателей.

В пику зубатовской политике и лично великому князю, которого они не любили, некоторые фабриканты начали материально поддерживать революционеров. Самый известный пример – деятельность С.Т. Морозова, вражда которого с Сергеем Александровичем порой выливалась в неприятные публичные сцены.

Утверждение о том, что в рабочем вопросе великий князь слепо шёл на поводу у С.В. Зубатова и Д.Ф.Трепова, московского обер-полицмейстера, мало убедительны.

В письме же Великому князю Константину Константиновичу от 15 января 1905 г., сравнивая трудное после 9 января положение в Петербурге и Первопрестольной, Сергей Александрович отмечал: «Правда, рабочие и фабричные в Москве представляют элемент менее податливый революционной пропаганде, ибо я старался для них сделать всё, что мог в эти 4 года, устраивая кассы самопомощи, разрешая собрания в народных домах общества трезвости и целый ряд лекций в разных аудиториях, куда часто и сам ездил».

На наш взгляд, вышесказанное свидетельствует в пользу того, что Великий князь не был слепо ведом Зубатовым и Треповым, а идеи Зубатова были серьёзно восприняты Сергеем Александровичем, увязаны с его собственным миропониманием и глубоко изучены.

Однако мученическая смерть великого князя от руки террориста положила конец самым смелым социальным планам не только в Москве, но и по всей России.

299b51cc6ab7c09706e804a6c1ee66a7.jpg

Выводы

Оклеветанный при жизни, почти забытый после смерти, Сергей Александрович Романов заслуживает того, чтобы отечественное историческое Просвещение открыло российскому и международному сообществу его незабвенную личность заново. То есть, следуя традиционным российским культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям.

Великий князь Сергей Александрович есть истинный православный христианин, для которого искренняя вера в Бога была стержнем духовной жизни, исповедующийся и причащающийся до трех раз в неделю, при всеобщей практике делать это раз в год, да и то на Пасху, не может быть носителем низменных пороков гомосексуализма и нацизма.

Человек, всю жизнь несший крест неизлечимой болезни и бремя площадной лжи и циничной клеветы достоин доброй память и всеобщего уважения.

Государственный деятель, положивший жизнь на алтарь служения Вере, Отечеству и Династии, усилиями которого появилась Русская Палестина, а первопрестольная столица стала образцовым городом российской Империи должен быть по достоинству оценен и признан потомкам, а также обязан находится в отечественном историческом пантеоне.

Александр Петров
Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!