«Каждый выбирает для себя,
Друга, женщину, дорогу,
Дьяволу служить или пророку.
Выбираем тоже — как умеем,
Ни к кому претензий не имеем,
Каждый выбирает для себя».
Юрий Левитанский
На днях Президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект о ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве Российской федерации и КНДР. Соответствующий документ Путин и его северокорейский коллега Ким Чен Ын подписали в июне этого года.
Владимир Путин и Ким Чен Ын довольны проделанной работой. Фото foxnews.com
Официальная цель соглашения между Москвой и Пхеньяном указывается в прилагающейся к нему пояснительной записке: «установление глобальной стабильности» и «учреждение справедливой многополярной международной системы».
Однако военные эксперты как один сходятся во мнении: внушительных размеров Договор, состоящий из двадцати трех статей, подразумевает создание настоящего оборонного альянса.
Ибо текст вышеупомянутого документ, помимо всех прочих, включает статью 4, которая гласит: «В случае, если одна из Сторон подвергнется вооружённому нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами…»
Настоящая работа не претендует на статус серьезного аналитического исследования. В крайнем случае это журналистский обзор масштабной темы перипетий взаимоотношений двух пограничных стран когда-то идеологически близких, а в настоящее время зачисленных гегемоном однополярного мира в государства-изгои (rogue state).
Угнетаемые государства-изгои – объединяйтесь!
Для утомленных всезнающей «свободной» Википедии читателей концепт термина «государство-изгой» выглядит следующим образом: Rogue states — букв. «государства-хулиганы» — определение, используемое американскими политиками в адрес других противоборствующих им стран.
Данное понятие начало складываться в ходе разработки в США доктрины «Нового мирового порядка» в 1990-е гг.
Первым вариантом этой концепции стал обнародованный в 1979 г. (администрацией Дж. Картера) список «государств-спонсоров терроризма». Затем «черный список» стал ежегодно обновляться госдепартаментом под наблюдением госсекретаря США. Он публикуется ежегодно в своде федеральных законов и в отчетах «Patterns of Global Terrorism».
К 2023 г. в нем фигурирует 10 стран: Афганистан (при Талибанах), Белоруссия (при Лукашенко), Венесуэла (при правлении Модуро), Зимбабве (при Роберте Мугабе); Иран (с 1984 г.), Куба (с 1982 г.), Мьянма (после военного переворота 2021 года); Российская федерация (с 2022 г.), Северная Корея (с 1988 г.), Сирия (с 1979 г.).
Клише данного определения раскрывается в документе «Стратегия национальной безопасности. Сентябрь 2002 года» (Стратегия национальной безопасности США). Согласно этому документу, «страны-изгои» характеризуются тем, что правящие режимы этих стран:
- жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей;
- демонстрируют неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения;
- пытаются получить доступ к оружию массового поражения и иной передовой военной технологии для использования в качестве угрозы или реальной агрессии;
- оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе;
- отвергают базовые человеческие ценности.
В этих странах процветает::
- авторитарная, религиозная или тоталитарная диктатура;
- серьёзные ограничения рыночной экономики;
- отсутствие демократии (нет свободных выборов, независимых СМИ, оппозиционеры преследуются);
- всевластие карательных органов;
- тотальная коррупция.
Во времена Третьего Рейха нацистская пропаганда активно использовала данное клише:
Иллюстрация из доступного Интернет
Сегодня Россия и КНДР показывают всему Миру мракобесие данной политики и призывает: «Страны-изгои – объединяйтесь!»
Старый друг лучше новых двух!
Возобновление боевого сотрудничества старых друзей всем понятно, ибо строится оно на антиамериканской основе – в том числе и в качестве противопоставления НАТО, коллективному Западу, Японии и Южной Кореи.
С Вашингтоном у каждой из держав-участниц вышеупомянутого Договора свои разногласия.
Для Северной Кореи – постоянные угрозы вторжением в том числе и ядерным. Для нас – помощь Соединенных Штатов «стране У» и всем известная стратегия «сдерживания России».
Серьезность российско-корейского соглашения осознают и остальные недружественные нам государства. Так, 18 октября 2024 года президент Южной Кореи Юн Сок Ёль провел экстренное заседание Совета национальной безопасности, в связи сообщениями Национальной разведывательной службы об отправке солдат из Северной Кореи для поддержки России в войне против Украины.
Истерику по поводу северокорейских военнослужащих, якобы сражающихся на стороне России, устраивал и не раз нелегитимный президент Украины. Информация эта, понятное дело, уже множество раз опровергалась – да и вразумительных подтверждений ее, собственно, никогда не было.
Впрочем, в чем проблема: вражескому режиму оружием и деньгами помогает весь коллективный Запад. Почему же нам принимать помощь старых друзей и союзников возбраняется?
«Дамоклов меч» непосредственной угрозы агрессии
В частности, речь идет о статье 3. «В случае возникновения непосредственной угрозы совершения против одной из Сторон акта вооруженной агрессии Стороны по требованию одной из Сторон незамедлительно задействуют двусторонние каналы для проведения консультаций с целью координации своих позиций и согласования возможных практических мер по оказанию помощи друг другу для содействия устранению возникшей угрозы».
Дело в том, что «непосредственная угроза агрессии» в данном случае существует перманентно. Западные страны постоянно балансируют на грани прямого вовлечения в войну против Российской Федерации.
В свою очередь, КНДР точно также находится в режиме полной готовности к войне с Южной Кореей, Японией и США. В том числе и превентивного удара с их стороны – для того, чтобы лишить Северную Корею ее ядерного арсенала.
В этой ситуации Москва и Пхеньян будут в режиме нон-стоп согласовывать «практические меры по оказанию помощи» и создавать инструменты для оперативного реагирования.
Россия и Северная Корея в одном окопе
Еще более интересной выглядит статья 4. «В случае если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».
То есть, речь идет не о каких-то консультациях, не о срочном сборе для выработки мер – нет, договор требует оказания «незамедлительной военной помощи», причем «всеми имеющимися средствами в соответствии с законодательством».
Надо, конечно, пояснить, что это обязательство не включает ядерной составляющей, ибо ядерная доктрина подразумевает удар лишь в случае нападения на Белоруссию.
И если Россия лишь должна помочь в случае агрессии, то Корея должна и вправе помогать прямо сейчас. Ведь на сегодняшний день часть территории Российской Федерации находится под оккупацией со стороны киевского режима.
Пхеньян, судя по всему, от своих обязательств отлынивать не будет. Западные СМИ много писали о том, что Северная Корея активно помогала Москве поставками вооружений – прежде всего артиллерийских снарядов. Также Россия заинтересована в северокорейских РСЗО и баллистических ракетах.
На Украине боятся, что сотрудничество зайдет еще дальше. Киев уверяет, что Москва, мол, готовит как минимум четыре элитных бригады (то есть около 12 тысяч) северокорейских солдат для операции по освобождению Суджи.
Верховный Главнокомандующий КНДР Ким Чер Ын инспектирует элиту северокорейской Армии. Фото Korean Central News Agency
Ни российские, ни северокорейские официальные лица этого не подтверждают. Однако даже если бы заявления многократно пойманных на лжи украинских чиновников были бы верны, то ничего предосудительного в действиях Москвы и Пхеньяна не было.
Во-первых, уж не Украине (под чьими знаменами сейчас воюют тысячи наемников со всего мира) осуждать кого-то за иностранную поддержку.
Во-вторых, действия северокорейских военных были бы абсолютно логичны. Основываясь на статьях Договора и российско-северокорейских соглашениях, военнослужащие КНДР не только имеют право, но и должны помогать России освобождать ее территорию от иностранных оккупантов. Тем более территорию Курской области, которую даже Запад признает российской.
В-третьих, эта помощь выгодна и самой КНДР – ее армия уже десятки лет не принимала реального участия в боевых действиях, тем более против армий натовского образца. И учитывая, что Пхеньян находится под постоянной угрозой войны, этот боевой опыт корейцам жизненно необходим и полезен
Москва сознательно ограничивает себя в контактах с врагами КНДР – Южной Кореей и Японией
В другом параграфе отчетливо видна польза для Пхеньяна. Речь о статье 5. «Каждая из Сторон обязуется не заключать с третьими государствами соглашения, направленные против суверенитета, безопасности, территориальной неприкосновенности, права на свободный выбор и развитие политической, социальной, экономической и культурной систем и других ключевых интересов другой Стороны, а также не принимать участие в таких действиях».
По факту это означает отказ России от своей стратегии балансирования на восточноазиатском направлении. Если в других регионах мира Москва старалась поддерживать отношения с враждующими друг другом сторонами (Израиль-ХАМАС, Саудовская Аравия – Иран, Индия – Пакистан, Индия – Китай и т.п.), то в северокорейском моменте Москва фактически ограничивает себя в контактах с врагами КНДР – Южной Кореей и Японией.
В любое другое время такой шаг был бы нецелесообразным – однако сейчас он видится абсолютно правильным. И Сеул, и Токио присоединились к США в их дипломатико-экономическом давлении на Россию. Они ввели против Москвы санкции, всячески поддерживают киевский режим. Именно поэтому Россия в праве ответить данным восточноазиатским странам самым жестоким образом.
И собственно говоря, уже отвечает.
Так, например, Россия жестко отреагировала на запуск Южной Кореей дронов, которые разбрасывали над КНДР пропагандистские листовки. «Подобные акции со стороны Сеула нельзя рассматривать иначе как грубое посягательство на суверенитет КНДР, а также вмешательство во внутренние дела в целях разрушить законный государственно-политический строй независимого государства и лишить его права на самостоятельное развитие», — заявила Мария Захарова.
По ее словам, обеспечить долгосрочный мир и стабильность в субрегионе возможно только политико-дипломатическими средствами на основе принципа неделимой безопасности. «Альтернативного пути не существует, если только военная агрессия не является реальной целью Южной Кореи и ее «старшего» союзника США», — заявила российский дипломат.
Промежуточные вывод
Де – факто КНДР является весьма серьезной военной силой, и характер поступившего на ратификацию в Думу договора между о стратегическом партнерстве с ней заставит любого нашего противника держать фактор этой силы в уме. Сомнения в том, что Государственная Дума провалит ратификацию вышеуказанного договора – даже в самых воспалённых госдеповских и бандеровских мозгах не возникает.
Посему Москва отказывается соблюдать любые западные санкции в отношении КНДР. Вернее все, что официально не прошли через Совбез ООН.
Данное условие особо декларировано в статья 16 вышеупомянутого Договора «Стороны противодействуют применению односторонних принудительных мер, в том числе экстерриториального характера, и считают их введение незаконным и противоречащим Уставу ООН и нормам международного права… Стороны воздерживаются от присоединения к односторонним принудительным мерам или поддержки таких мер любой третьей стороны, если такие меры затрагивают или направлены прямо или косвенно на одну из Сторон».
КНДР как «малой великой державе» со стороны постоянного члена Совета Безопасности ОНН подставлено надежное плечо старого друга. Учитывая то, что КНДР уже опирается на китайские плечи, унижение её до положения бесправной страны изгоя, опутанной бессмысленными санкциями, вряд произойдёт.
С другой стороны, КНДР вовсе не собирается соблюдать всякого рода санкции. Сие оформляет Северную Корею как страну, через которую в Россию будут поставляться китайские и иные товары, которые не могут идти из стран-производителей.
Поэтому договор для России в целом очень выгоден и полезен. Да и, скорее всего, он не последний такого рода. В ближайшие дни Москва готова заключить аналогичное соглашение с Тегераном.
Неизвестно, будет ли новый союз долгосрочным, так как на отношения двух стран, помимо их интересов и намерений, оказывает влияние и ряд внешних факторов.
Но ясно одно – Россия и КНДР постараются извлечь из него максимум пользы для себя. Такой союз может не только открыть новую страницу в отношениях двух стран, но и укрепить позиции России и КНДР и переформатировать баланс сил в регионе.
Комментируя данную ситуацию следует отметить, что прямое использование этого договора о взаимном сотрудничестве наглядно демонстрирует независимость и политическую субъектность и России и Северной Кореи. К тому же это также укрепляет отношения между КНР и Российской федерации, поскольку КНДР так или иначе остаётся под сильным политическим и экономическим влиянием Пекина.
Но об этом в следующей публикации.
Александр Петров
Борис Скупов
Комментарии (0)