Строительная отрасль России довольно успешно закрывает прошедший 2024 год, хотя он был экономически непростым: рост себестоимости строительства, снижение спроса на новостройки, ужесточение денежно-кредитной политики и дефицит кадров – все это породило серьезные вызовы и неоднократно ставило перед профессиональным строительным сообществом трудно выполнимые задачи для реализации масштабных проектов.
Объем жилищного строительства в 2024 году бьет все рекорды
В строительно-экспертной среде нимало не сомневаются, что указанные выше проблемы будут актуальны и 2025 году, ибо в эпоху прокси-войны на Украине, без кардинальных перемен в организации строительства, прогрессивного имопртозамещения строительных материалов, машин и механизмов, а также формировании отечественного кадрового ядра строительных рабочих нам удачи не видать.
Высокая ключевая ставка Центробанка (ЦБ) существенно удорожает кредиты для строителей. Объективно повышение ключевой ставки приводит к удорожанию займов для застройщиков, что может повлечь сокращение инвестиционной активности и замедлить реализацию крупных девелоперских проектов, рентабельность которых изначально рассчитывалась при более низких ставках.
Безусловно, текущая экономическая ситуация требует адаптации строительного бизнеса с помощью сокращения расходов или использования иных механизмов поддержки отрасли.
В первую очередь, высокая ключевая ставка сказывается на себестоимости строительства, по этой причине некоторые девелоперы высказывают опасения относительно замедления реализации проектов в среднесрочной перспективе.
Строительный рынок постепенно переориентируется на субсидирование от застройщиков. Совместно с банками-партнерами девелоперы стараются предложить покупателям максимально гибкие условия приобретения недвижимости по ипотеке: низкие процентные ставки, «ипотеку по двум документам» и т. д.
Также популярность набирает траншевая ипотека, которую еще называют «ипотека за рубль» – по сути это кредит на покупку жилья в новостройке, при котором оплата застройщику производится банком, чаще всего, двумя траншами.
Среди других механизмов поддержки населения активно обсуждается механизм жилищных ипотечных сертификатов, устанавливающий право на субсидию для покупки жилья.
Введение льгот на покупку жилья для разных категорий населения с соблюдением обязательных для них условий в конечном итоге может позволить обеспечить жильем большинство нуждающихся в нем граждан.
Рост частного домостроение не минуем
По оценкам экспертов, в сравнении с 2018 годом количество введенных в эксплуатацию частных домов в РФ увеличилось на 73%. При этом пик строительства пришелся на 2021 год, когда число построенных домов выросло на 25%.
Тот подъем был связан с влиянием пандемии коронавируса. Во время действия режима самоизоляции на тематических интернет-площадках отмечался двукратный рост интереса к загородной недвижимости. После перехода части россиян на удаленный формат работы и учебы оптимальным вариантом для многих стал переезд загород, поясняют исследователи.
Еще одним катализатором роста спроса на индивидуальные жилые дома в России, выступила экономическая выгода. Индивидуальный дом, находящийся на отдельном участке, в среднем превышает площадь квартиры в 2,5 раза. При одинаковых вложениях строительство частного дома позволяет улучшить жилищные условия.
Ранее банки не проявляли интерес к сотрудничеству с сегментом индивидуального жилищного строительства в связи со сложностями определения предмета залога. Возникали также трудности, связанные с подключением коммуникаций и отсутствием типовых проектов.
Но, видя возросший интерес россиян к загородной недвижимости, ситуация стала меняться. В сегмент индивидуального жилья перешло много крупных игроков, ранее занимавшихся многоэтажным строительство.
В свою очередь банки, понимая потребности растущего рынка, начали предлагать специальные кредитные и ипотечные продукты для клиентов, желающих построить или купить загородную недвижимость. На ИЖД также распространилась льготная ипотека, которая ранее затрагивала только многоквартирный сектор, добавляют исследователи.
Еще никогда не строили так активно, как в 2024, что оказывает положительный вклад в экономическую динамику. По сути, сельское хозяйство и строительство – это единственное, что росло в России в 2024 году, но будет ли расти далее?
Модульные технологии как инструмент повышения темпов строительства
Модульное строительство относится к наиболее перспективным направлениям развития отрасли для достижения плановых показателей по ежегодному вводу в эксплуатацию не менее 120 млн кв. метров жилья к 2030 году. Без применения этих технологий будет проблематично достичь планируемых цифр.
Целевые показатели увеличения доли индустриального домостроения, в том числе панельного, сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного, деревянного обозначены в Стратегии развития стройотрасли до 2030 года. В общем объеме капитального строительства доля таких объектов может составлять 75%, что вполне достижимо в обозримом будущем.
В Китае, местное правительство установило жесткие нормы проектирования: в структуру объектов недвижимости проектные организации обязаны закладывать не менее 40% изделий полной заводской готовности.
Конечно, это разумный подход, потому что он позволяет снижать себестоимость и загружать производство. Не всегда проектировщики или подрядчики этой логикой довольны, потому что она усложняет некоторые процессы в плане логистики, но глобальный эффект достигается. На мой взгляд, это целесообразная административная норма.
Стоит отметить, что модули заводского изготовления не только гарантируют качество и безопасность, но и позволяют обеспечить снижение себестоимости продукции.
Государство готово субсидировать развитие этих технологий, но они находят массовое применение в стройке только в городах-миллионниках. Актуальная задача заключается в том, чтобы они использовались повсеместно.
Актуальная задача снижение трудоемкости строительства
Амбициозная задача отрасли – повышение производительности труда на 21%. Ее решением занимается и профильное министерство и Национальное объединение строителей (Нострой) популяризируя технологии и практики оптимизации ручного труда и автоматизации.
Примеры, когда трудоемкость процесса с точки зрения эффективности работы одного специалиста снизилась в разы за последние 5-6 лет, достаточно:
- Механизированная штукатурка помещений, начинавшаяся как нечто сложное, превращается в массовую практику, в целесообразности которой не нужно убеждать ни российских работодателей и таджикских гастарбайтеров.
- Полусухое производство стяжки полов – было экспериментальной технологией, а теперь применяется повсеместно.
- Практически полностью электрифицирован ручной инструмент, доступнее стали средства малой механизации (СММ).
Сейчас уровень автоматизации процессов и роботизации в российской стройотрасли отстает от показателей других развитых стран. По информации Минпромторга, в 2022 году средняя роботизация в России составляла 11 роботов на 10 тысяч сотрудников, а в Китае, по данным Международной федерации робототехники – 322.
Наша страна к 2030 году должна войти в число 25 ведущих государств мира по этому показателю со 145 роботами на 10 тысяч работников. Для этого правительством предусмотрены специальные меры поддержки – льготный лизинг, компенсации и скидки для производителей.
Российский работодатель безусловно готов тратиться на автоматизацию, средства малой механизации. Но, де-факто они должны быть быстро окупаемы. Если срок окупаемости составит полгода, то работодатель будет активно инвестировать в эту сферу, но если времени потребуется больше, то на фоне неритмичной загрузки строительного комплекса мало кто пойдет на это.
Строители многие стран преодолели похожие кризисные явления, когда заработная плата мигрантов стала чрезмерно высокой или миграционное законодательство изменилось, и ручной труд оказался очень дорогим. К этому опыту следует присмотреться.
Создать благоприятные условия для развития производства отечественных стройматериалов
Во II полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го наблюдался рост выпуска отечественных строительных материалов по следующим позициям: раствор цементный – 20,2%, песок – 17,2%, кирпич керамический – 15,4%, доска хвойных пород – 14,1%, смеси асфальтобетонные – 13%.
Радует наметившие снижение оптовых цен линейки строительных материалов: сталь арматурная – 23,5%, сталь листовая оцинкованная – 14,5%, битум – 12,7%, трубы стальные – 10,4%.
Однако в целом рост стоимости строительных материалов по итогам 2024 года выше инфляции, которую показывает Росстат, и значительно выше той, которая заложена в контрактах со сроком реализации более года.
Сложившийся финансовый разрыв в таких контрактах подрядные компании не могут и не должны воспринимать как свои финансовые риски. Риск может измеряться в уровне прогнозной инфляции, которую дает государство, а если стоимость ресурсов растет быстрее инфляции – это уже непредвиденные факторы, которые должны быть компенсированы заказчиком.
Профессиональное строительное сообщество рассчитывает на продление постановления правительства РФ №1315, позволяющего корректировать стоимость контрактов. В условиях дорогих денег это становится жизненно важным фактором для строительной отрасли.
Бороться административными методами с ростом цен на стройматериалы невозможно. Ибо должны быть конкуренция и открытая информация, программные комплексы, оптимизирующие логистику и обеспечивающие равномерную загрузку всех производителей строительных материалов.
Необходимо повышать рыночную прозрачность, снижать непроизводственные затраты производителей строительных материалов, чтобы оптимизировать структуру издержек.
Выпускать некачественную продукцию (фальсификат) отечественным производителям строительных материалов в 2025году должно стать делом невыгодным и наказуемым.
Согласно базовому сценарию реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, доля фальсифицированных строительных материалов к 2030 году должна сократиться на 50%, к 2035 году – на 80%, и мы уверенно движемся в этом направлении.
В плане цен на строительные ресурсы в 2025 году надо надеется, что их рост не превысит прогнозную инфляцию в 4-5%. Именно на эту ставку нацелена денежно-кредитная политика Центробанка.
Удушающая петля кадрового голода
Росстат сообщает, что две трети строительных компаний ощущают дефицит рабочих профессий. На протяжении 2024 года потребность российской стройки в кадрах составляла примерно 200 тысяч человек. Среди специалистов, в которых нуждается отрасль, лидируют бетонщики, арматурщики, штукатуры, сварщики, каменщики и отделочники. И такая ситуация – практически во всех регионах страны. Раньше можно было привлекать людей из других отраслей и стран рублем, но сейчас такой возможности нет.
Наметилась тенденция, когда девелоперы готовы инвестировать в профессиональную переподготовку и повышение квалификации действующих сотрудников, а также вкладывать ресурсы в целевое обучение будущих специалистов и иностранной рабочей силы.
Но когда работодатель идет на такие траты, ему нужна гарантия возврата средств. Компаниям необходимо сосредоточиться не только на соблюдении прав работника с точки зрения трудового законодательства, но и на том, чтобы вложенные ими в формирование кадрового потенциала инвестиции окупились.
Это должно иметь комплексный характер, включать трудовые контракты, обязывающие специалиста отработать определенное время, чтобы вернуть потраченные средства, и целевой набор, закрепляющий иностранного гражданина за конкретным работодателем, заключившим с ним договор, а также систему профессиональной мотивации, связанную с повышением производительности труда и уровнем грамотности инженерно-технического персонала.
Резкое снижение объемов строительства сегодня невозможно, поскольку продолжают возводиться долгосрочные объекты. Соответственно, надеяться на то, что кадровый голод в стройке быстро уйдет, тоже не приходится. При нынешнем низком уровне безработицы вопрос сохранения трудовых коллективов крайне важен.
На стройках России трудится более 800 000 гастарбайтеров
Российский работодатель должен как дважды два уяснить государственную установку, продиктованную временем прокси-войн:
- необходимо идти к сокращению численности иностранных рабочих, сконцентрировавшись на повышении производительности труда и обеспечивая развитие за счет собственного кадрового потенциала;
- обеспечить транспортную доступность и высокую эффективность строительной логистики.
В этом смысле обширная география страны – основной вызов отечественной строительной сферы.
Есть много территорий, куда поставки стройматериалов осуществляются железнодорожным транспортом, а есть такие, куда товарная продукция доставляется автомобильным, который, к слову, раньше был самым дорогим, а сейчас становится все более доступным.
Трудности, связанные с пропускной способностью железной дороги, в ближайшей перспективе никуда не денутся. Вместе с тем, острота этой проблемы, которая возникла в конце 2023 года и начале 2024-го, сейчас снята. Сложности на трансграничных переходах, в первую очередь с Китаем, тоже остаются, потому что товарооборот растет, в том числе и по строительной продукции, а пропускная способность этих переходов не увеличивается.
Но даже при нынешних высоких объемах строительства логистические трудности, перекосы с поставками железнодорожным транспортом для большей части регионов России не сказались негативно ни на сроках, ни на стоимости итоговой продукции.
Международное сотрудничество в рамках строительной отрасли
Китай – одно из главных направлений расширения международной деятельности в рамках строительной отрасли.
В середине октября 2024 года российская бизнес-миссия отправилась на 136-ю Кантонскую ярмарку в Гуанчжоу для того, чтобы там рассказать о возможностях российского строительного рынка для ведения их бизнеса и ознакомиться с тем, что Китай может предложить России.
Своими глазами члены российской делегации увидели, насколько китайская строительная отрасль продвинулась в своем технологическом развитии. Нам есть чему поучиться у наших коллег на Востоке: их производства, технологические процессы не уступают передовым европейским компаниям.
В ходе визита российской бизнес-миссии в Китай были подписаны пять соглашений о сотрудничестве, в каждом из которых особо отмечено, что эти документы направлены на совместное развитие Реестра добросовестных производителей. Многие китайские производители оказались готовы обеспечивать соответствие нашим стандартам качества для выхода на российский рынок.
В условиях паразитирования вторичных санкций для китайских коллег – окно возможностей для работы на российском рынке. Российская сторона намерены оказывать им максимальное содействие в выходе на российский рынок, с четким соблюдением высоких стандартов качества, предъявляемых к материалам и строительным работам.
Ожидается, что весьма перспективным будет строительное сотрудничество России и КНДР.
Осторожный вывод
2025 год для отечественного строительного комплекса вполне может оказаться временем значительных организационных и технологических преобразований. Успех будет зависеть от способности профессионального строительного сообщества адаптироваться к новым технологиям, изменениям в законодательстве и глобальной экономической обстановке.
Борис Скупов
Комментарии (0)