Генеральный штаб РККА – «военный мозг» страны Советов в 1941-1945 годах

Подпишитесь на канал

«Демократическая» пропагандистская машина «приватизаторов» итогов Победы Советского Союза вот уже восьмой десяток лет, не считаясь с фактами, всячески охаивает военное руководство Советской Армии. Ею внедряется дикая мысль, что победа в войне с гитлеровской Германией была достигнута несмотря на бездарность советского командования и даже вопреки его руководству.

d5c6708d836928df3427083309e3226d.jpgНачальник Генерального Штаба РККА Б.М. Шапошников на докладе Верховного главнокомандующего И.В. Сталина 1941 год. Фото из архива

Всячески поносится не только достойная деятельность И.В. Сталина на посту Верховного Главнокомандующего, но и победоносное советское военное искусство, представленное позитивным военно-стратегическими действиями Генерального Штаба РККА.

Попирается очевидная истина, подтвержденная глобальным опытом тысячелетней военной истории: огромное влияние на исход сражений и даже войны имеют решения, принимавшиеся штабами войск, и несокрушимая воля полководца в борьбе за победу.

«Мозг армии» – так образно назвал Генеральный штаб Вооружённых Сил Советской державы выдающийся теоретик военного искусства, автор культовой военной книги «Мозг армии», замечательный советский военачальник, маршал Советского Союза Б.М. Шапошников.

В канун празднования 80-тилетия Победы в Великой отечественной войны проведем краткий экскурс в историю становления и развития штабной науки в период с 1921 по 1945 год.

Возрождение системной штабной деятельности в РККА

Более века тому назад, 10 февраля 1921 года, ЦК РКП (б) принял постановление «Об укреплении Красной Армии», на основании которого Революционный военный совет Республики (РВСР) издал приказ о слиянии Полевого штаба и Всероссийского главного штаба в единый орган – Штаб РККА, ставший предшественником советского и российского Генерального штаба.

Еще в начале сентября 1918 года ВЦИК принял постановление, в котором говорилось: «Советская республика превращается в военный лагерь. Во главе фронтов и всех военных учреждений Республики ставится Революционный военный совет с одним Главнокомандующим». Первым Главкомом стал И.И. Вацетис.

РВСР и Полевой штаб приложили немало усилий для быстрого создания армии нового типа. Их деятельность, непосредственно связанная с организацией и обеспечением оперативного руководства армией и флотом, способствовала укреплению Вооруженных Сил, повышению их боеспособности, достижению побед на фронтах гражданской войны.

С разгромом основных сил внутренней контрреволюции и интервентов Советское государство приступило к восстановлению разрушенного первой мировой и гражданской войнами народного хозяйства, укреплению Красной Армии и Флота.

Как отмечалось, в феврале 1921 года был образован Штаб РККА. Целью проведенной в то время реорганизации являлось уточнение функций различных органов, устранение параллелизма в их работе, слияние отдельных управлений и сокращение разбухших штатов.

Первым начальником Штаба РККА был назначен начальник Полевого штаба РВСР П.П. Лебедев, имевший немалый опыт штабной работы и внесший существенный вклад в планирование большинства стратегических операций з годы гражданской войны.

В последующем при проведении военной реформы 1924-1925 годов роль и место Штаба РККА в руководстве вооруженными силами определялись еще более четко.

Одним из главных направлений в этот период явилось совершенствование структуры и функций центрального военного аппарата, численность которого к середине 1921 года достигала 20 тыс. человек. Суть реорганизации состояла в том, чтобы создать орган, способный успешно решать задачи обеспечения надежной защиты страны и руководства оборонным строительством.

Генеральный штаб – наиболее рациональная структура военной организации государства

Возрастание роли Штаба РККА в руководстве Вооруженными Силами и организации обороны страны способствовало тому, что в сентябре 1935 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение о его переименовании в Генеральный штаб РККА. Его первым начальником был назначен руководивший до этого Штабом РККА А. И. Егоров. Возглавляемый им Генеральный штаб проводил многогранную организационную и исследовательскую работу.

Преобразование Штаба РККА в Генеральный штаб нельзя рассматривать как изменение названия. Оно явилось организационным выражением наиболее рациональной формы руководства подготовкой страны и Вооруженных Сил к обороне.

В Генеральном штабе как качественно новом стратегическом органе управления сосредоточились, прежде всего функции планирования, руководства и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Наряду с этим он организовывал и направлял деятельность всего аппарата военного управления по строительству Вооруженных Сил.

В известной мере Генштаб стал задающим генератором, который прогнозировал характер вероятной войны, военно-политическую обстановку в мире, готовил Вооруженные Силы к отражению возможной агрессии, развивал военную теорию и практику.

Необходимо отметить внешнеполитический аспект деятельности Генерального штаба. К середине 30-х годов расширились и укрепились рамки международных связей Советского Союза, что привело к необходимости активизировать контакты Наркомата обороны СССР, и, в частности, Генерального штаба, с военными ведомствами различных буржуазных государств.

В этих условиях определенное значение имело и то, что самим наименованием подчеркивалась высокая компетентность и авторитет этого органа в военных вопросах.

Генеральный штаб сыграл свою положительную роль в становлении штабов родов войск, которые начали создаваться в середине 30-х годов. Однако текучесть кадров, развернувшаяся в стране борьба с «врагами народа» не позволили качественно провести эти мероприятия.

Начало Второй мировой войны и Генеральный Штаб РККА

Объем и сложность задач органов управления, в том числе и Генштаба, значительно возросли с началом второй мировой войны. Требовалось приблизить структуру штаба к военному времени. Постановлением Главного военного совета в октябре 1939 года он был переведен на новую организацию. Начальниками Генерального штаба накануне войны были генералы армии К.А. Мерецков, Г.К. Жуков.

Во второй половине 1940 года после мартовского Пленума ЦК ВКП(б) и анализа итогов советско-финляндской войны Главным военным советом было признано целесообразным расширить состав Генерального штаба до восьми управлений (оперативное, разведывательное, организационное, мобилизационное, военных сообщений, устройства тыла и снабжения, по укомплектованию войск и военно-топографическое). Были сохранены и некоторые отделы: укрепленных районов, военно-исторический, общий и кадров.

Весной 1941 года произошли изменения в распределении обязанностей в Наркомате обороны СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 года общее руководство Красной Армией Народный комиссар обороны осуществлял не только через Генеральный штаб, но и через заместителей Наркома и систему главных и центральных управлений.

Начальник Генштаба становился одним из заместителей Народного комиссара обороны и это ни к чему позитивному не привело. Его роль в управлении была значительно снижена. Тем самым Генеральный штаб терял своё былое значение и растворялся в общей структуре органов высшего военного управления. Недооценка роли Генерального Штаба в системе военного руководства, частые изменения в его структуре не могли не отразиться на подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии.

Свое отрицательное влияние на решение этого вопроса в немалой степени оказывала и частая смена начальников Генерального штаба, которая сопровождалась и не всегда обоснованными перемещениями начальников управлений, отделов и их заместителей. Так, менее чем за год, с осени 1940 года и до лета 1941 года, сменилось четыре начальника оперативного управления Генштаба.

Однако начало второй мировой войны открыло новый этап в развития и становлении Генерального штаба как основного стратегического органа управления Народного комиссара обороны по руководству Вооруженными Силами. Он характеризовался дальнейшим уточнением функций Генштаба и перестройкой систем управления и строительства армии и флота, планирования оперативного и мобилизационного развертывания с учетом опыта разгорающейся войны на Западе.

Поскольку в орбиту вооруженной борьбы были вовлечены экономика, политика, идеология многих воюющих государств, мобилизация всех материальных и духовных ресурсов требовала централизации управления страной при содействии «мозгового» центра армии.

Предчувствуя неотвратимость войны для нашей страны, Генеральным штабом предпринимались различные меры организационного и технического характера, направленные на повышение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Они обусловливались и опытом ведения войны с Финляндией, ее уроками, показавшими неготовность Красной Армии к ведению боевых действий с сильным противником.

Необходимо было пересмотреть направления строительства Вооруженных Сил, систему их подготовки и управления. Самым серьезным образом следовало заняться вопросами технического оснащения армии и флота, их всестороннего обеспечения, подготовкой ТВД, и в первую очередь территории, которая вошла в состав СССР накануне войны. Решение этих проблем в Генеральном штабе получило свое стартовое начало.

Однако ни одна из них к моменту развязывания немецко-фашистскими войсками агрессии против Советского Союза не была доведена до конца. Не удалось окончательно уточнить оперативный план, подготовить и осуществить стратегическое развертывание Вооруженных Сил.

Быстрый рост новых формирований без учета экономических возможностей страны по оснащению их вооружением привел к появлению. в Красной Армии небоеспособных соединений и частей. Особенно сильно этот недостаток ощущался в механизированных корпусах, сформированных накануне войны. Не хватало современной боевой техники в Военно-Воздушных Силах и Военно-Морском Флоте. Тактико-технические характеристики некоторых видов вооружения Красной Армии уступали аналогичным образцам противника.

Осуществляя подготовку Вооруженных Сил к войне, Генеральный штаб не смог уделить достаточного внимания вопросам военного искусства. Проблемы начального периода войны оказались теоретически непроработанными. Вариант вынужденного перехода советских войск к стратегической обороне не предусматривался. Штабы и войска не были готовы к ее ведению и ориентировались на разгром врага на чужой территории малой кровью.

Генеральный Штаб РККА в Великой Отечественной войне

С началом Великой Отечественной войны Генштаб был подчинен Верховному Главнокомандующему и стал основным оперативным и рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандования. Он осуществлял сбор и анализ данных об обстановке на фронтах, готовил выводы и предложения Ставке ВГК, на основе решений Ставки разрабатывал планы кампаний и стратегических операций, организовывал стратегическое взаимодействие фронтов, передавал и контролировал выполнение командованием фронтов и главных направлений приказов и директив Ставки.

Представители Генерального штаба и непосредственно его начальники часто выезжали на фронт для оказания помощи войскам. Так, сразу после начала войны на Юго-Западный фронт был отправлен начальник Генштаба Г.К. Жуков, который занялся организацией контрудара по войскам немецкой группы армий «Юг».

Несмотря на тяжелейшее положение на фронтах в первый период Великой Отечественной войны, Генштаб Красной Армии сумел удержать в своих руках стратегическое руководство войсками и не допустить развитие процессов, ведущих к развалу армии. Германскому командованию были навязаны сражения под Смоленском, Ленинградом и Киевом.

После того как начальник Генштаба генерал Жуков в конце июля 1941 г. резко высказался за необходимость отхода от Киева, И.В. Сталин решил сместить его с должности начальника Генштаба и отправить руководить действиями Резервного фронта.

На его место 30 июля был назначен опытный генштабист маршал Б. М. Шапошников. При непосредственном участии Шапошникова осенью-зимой 1941 г. были подготовлены резервы и разработан замысел контрнаступления под Москвой. Однако при планировании дальнейших ударов произошла переоценка своих сил. Верховное командование, невзирая на ряд возражений, приняло решение продолжать наступление на широком фронте.

В марте 1942 г. Ставка ВГК в целом поддержала предложение Генерального штаба о переходе к стратегической обороне, но одновременно Сталин распорядился провести на различных участках ряд частных наступательных операций. Как показали дальнейшие события, это было опасным просчетом, который облегчил германскому командованию переход летом 1942 г. в новое наступление на южном фланге Восточного фронта.

Крайне напряженная работа подорвала здоровье Б. М. Шапошникова, и в мае 1942 г. на должность начальника Генштаба был назначен его заместитель — генерал (с 1943 г. маршал) А. М. Василевский. Шапошникову была поручена работа по сбору и изучению опыта войны, а с 1943 г.— руководство Военной академией Генерального штаба. Василевский проявил себя на новой должности с самой лучшей стороны, доказав свои выдающиеся организаторские способности. Под его руководством аппарат Генерального штаба осуществлял планирование важнейших операций и кампаний Красной Армии, решал вопросы обеспечения фронтов людскими и материальными ресурсами, занимался подготовкой новых резервов.

Осенью 1942 г. Генштабом был разработан план окружения 6-й армии Паулюса под Сталинградом, который был представлен Сталину А.М. Василевским и Г.К. Жуковым. Начавшееся 19 ноября 1942 г. контрнаступление советских войск привело к полному уничтожению более чем 300-тысячной группировки противника и коренному изменению всей стратегической обстановки на советско-германском фронте.

Готовясь к летней кампании 1943 г., на основании поступавших в Генштаб разведданных о подготовке немцами крупной операции под Курском, Ставка ВГК приняла решение не переходить первыми в наступление, а занять жесткую оборону. Надо сказать, что это был довольно рискованный план, грозивший в случае неудачи окружением сотен тысяч советских солдат. Однако расчет оказался правильным. Немецкие войска на Курской дуге были остановлены, обескровлены, а затем отброшены вспять.

За координацию действий Воронежского и Степного фронтов к югу от Курска отвечал лично начальник Генштаба А. М. Василевский. В дальнейшем Василевский как представитель Ставки ВГК непосредственно руководил планированием и проведением операций советских фронтов по освобождению Донбасса, Крыма, Белоруссии.

После гибели в феврале 1945 г. генерала И. Д. Черняховского, Василевский сменил его на должности командующего 3-м Белорусским фронтом и одновременно был введен в состав Ставки ВГК. Новым начальником Генштаба стал генерал армии А. И. Антонов. Первым заместителем Василевского, а затем и Антонова был начальник оперативного управления Генштаба (с мая 1943 г.) генерал С. М. Штеменко.

Великолепные организаторские способности этих военачальников позволили наладить четкую и бесперебойную подготовку крупнейших операций советских Вооруженных Сил. Им, как многим другим сотрудникам аппарата Генштаба, принадлежит выдающаяся роль в разработке планов советского командования по разгрому противника в 1943-1945 гг.

Значительное число офицеров Генштаба постоянно находилось в штабах фронтов и армий, а также некоторых дивизий и корпусов. Они проверяли состояние войск, оказывали помощь командованию в выполнении боевых задач.

Генштаб руководил военной разведкой, планировал и организовывал оперативные перевозки войск, координировал деятельность командующих родами Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Наркомата обороны.

Генштаб участвовал также в разработке заявок на выпуск военной продукции, осуществлял постоянный контроль за подготовкой резервов и координировал вопросы создания на территории СССР иностранных формирований, действовавших совместно с Красной Армией.

Одной из задач Генштаба было составление предложений и материалов по военным вопросам, обсуждавшийся на конференциях стран Антигитлеровской коалиции.

Генштаб РККА имел связь со штабами вооруженных сил союзников. Он обменивался с ними информацией о положении войск противника, разведданными о новом вражеском оружии, корректировал границы полетов союзной авиации, делился опытом боевых действий на различных фронтах.

Подобное сотрудничество в немалой степени помогло командованию англо-американских экспедиционных сил хорошо подготовиться к операциям на европейском театре военных действий.

Весомое значение имела работа Генштаба по обобщению и изучению опыта боевых действий, который доводился до войск через издававшиеся им «Информационные бюллетени», «Сборники» и другие материалы.

Заключение

Офицерами Генштаба РККА в годы войны была проделана огромная работа. Их знания и опыт стали одним из важнейших слагаемых победы советского народа в войне против Германии, а затем и быстрого разгрома в августе 1945 г. Квантунской армии Японии.

Следует подчеркнуть, что несмотря на ошибки и просчеты, допущенные командованием Красной Армии (и в т. ч. руководством Генштаба) накануне и в первый период Великой Отечественной войны, оперативное и стратегическое мышление советских военачальников оказалось в результате выше, чем у противника.

Офицеры Генштаба РККА доказали свою состоятельность и переиграли искушенных в военном деле руководителей штаба верховного командования вермахта и генерального штаба сухопутных войск Германии.

После войны, в связи со слиянием военных наркоматов, постановлением СМ СССР от 3 июня 1946 г. ГШ РККА переименован в Генеральный Штаб Вооруженных Сил СССР.

В целом система стратегического руководства Вооруженными Силами с участием Генерального штаба доказала свою высокую работоспособность и живучесть. Она оказалась довольно гибкой, мобильной и явилась важным фактором в достижении общей победы над агрессором.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!