Следуя в русле принятой Правительством Стратегии Пространственного Развития РФ до 2030 года на базе «создания 20 суперагломераций по всей стране», регионы «втемную» оказались втянутыми в процессы т.н. «агломерирования и кластерирования». При этом лица «власть предержащие» и принимающие решения искренне уверены в своей непогрешимости и исключительной способности, подчинить себе указанные процессы.

Более того они полны твердой решимости всем наличным административным ресурсом, через бюджетную «соломинку» крепко поднатужившись, во чтобы то не стало, но надуть свои агломерационные пузыри. И конечно, ими хотят управлять (не решив – зачем и как), совершенно не беря во внимание то, что агломерация это всего лишь экономико-географическое понятие, а не способ управления пространственным развитием территорий.
Тем не менее, в настоящее время «операторами» на местах разрабатываются механизмы управления злокачественными градостроительными новообразованиями искусственного происхождения, которые якобы бы будут отвечать насущным интересам всех участников этого мероприятия.
Но агломерация, прежде всего, это форма договорных отношений, между пока еще самостоятельными муниципалитетами и она (форма) может быть какой угодно, но никогда директивной, плановой, навязанной свыше. Если этого признака нет, то ни о какой агломерации говорить пока не приходится.
Агломерация — это не тело и не какая-то втиснутая в это тело абстрактная идея, но способ организации, системы связи, система «договаривания» о предметах общего интереса. Где нет общности интересов, а в классовом буржуазном обществе их в принципе не существует, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
Оценивая современное состояние территорий РФ, привлекает к себе внимание процесс заметного сокращения количества сельских населенных пунктов и миграция оставшегося населения в малые города, что в свою очередь создает объективно благоприятные предпосылки для реализации мирового тренда современного градостроения т.н. проекта полицентризма – опережающего роста ряда локальных градостроительных подцентров и систем. И в то же самое время происходящая де популяция в большинстве регионов делает нереальными планы создания суперагломераций в предлагаемом ныне виде.
Одно совершенно очевидно, существующие региональные центры не должны концентрировать на своей территории всю экономику регионов, а в тех центрах, где занятость уже и так высока, ее следует снижать за счет перераспределения ее в другие районы - в малые города и поселки, ныне жестко страдающие от де индустриализации и общей деградации.
На сегодня видится лишь одно положительное последствие де популяции - амбициозные но не проработанные планы Правительства по созданию 20-ти суперагломераций реализованы не будут – для этого просто нет людей. Льготы, которые реально могут предложить региональные власти в своих центрах, а уж тем паче никакие «дальневосточные гектары» не способны привлечь людей и остановить «западный перенос» в российских миграциях, не говоря уже о «восточных возвратных» миграциях.
Поэтому упор стоит сделать на внутренней перестройке уже существующих вышеперечисленных территориальных образований, подготовке их к функционированию в условиях длительной де популяции. И здесь сохранению особо ценных, пригородных сельскохозяйственных угодий должен быть отдан несомненный приоритет, поскольку по большому счету, в условиях глобальной экономики, единственное средство сохранить стабильность российских крупных городов, да и страны в целом – это сельское хозяйство.
Обладайте вы хоть всеми богатствами мира, но не обладаете при этом экономическим и продовольственным суверенитетом, вы полностью с потрохами зависите от других. Бизнес, финансовая спекуляция, торговля и туризм создают богатства и иллюзию стабильности для избранных, для т.н. элиты, что мы сейчас, собственно говоря, и наблюдаем, но только промышленное производство полного цикла и товарное сельское хозяйство обеспечивает истинную свободу для всех без исключения. И поэтому у руководителей субъектов есть простой выбор – или начинать развивать производство повсеместно, по всей территории регионов, чтобы и в наших маленьких моногородах и поселках можно было жить, работать и размножаться, либо продолжить давно наметившуюся тенденцию, когда территории умирают, и все, кто могут бежать, побегут в большие города.
А это, как ни посмотри, стратегия отказа от развития России и свертывание ее до масштаба двух десятков городов-миллионников.
Говоря про инновационную экономику – экономику 21-го века, основанную на небольших предприятиях малого и среднего бизнеса и интеллектуальной собственности, про экономику, которую двигают вперед не замыслы госчиновников и депутатов, а венчурные компании, более нет смысла создавать градостроительные гибриды-суперагломерации, являющие собой самые что ни на есть концентрационные анклавы периода заката традиционной человеческой цивилизации - питательная среда для генерации самых разнообразных антиобщественных пороков. И наоборот новые формы инновационной экономики вполне укладываются в небольшие городки и сельские образования – последние спасительные островки традиционных ценностей и как следствие относительного демографического благополучия.
«Активная, динамичная жизнь России, с её огромной территорией, не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России. При этом мы поддержим и инициативы, которые позволят нашим малым городам, населённым пунктам сохранить самобытность, по-новому раскрыть свой уникальный потенциал». Послание Президента РФ Путина В.В Федеральному Собранию. 2018 год.
Но в чем тогда может состоять в целом стратегия пространственного, территориального развития крупных городов в и в частности «Большого Новосибирска»?

Во-первых, надо обозначить приоритеты – или мы будем развиваться «внутрь», обустраивая и реанимируя обширные деградирующие городские территории, т.е. реализацией интенсивной стратегии «компактного города», либо встанем на путь экстенсивного развития и стихийного разрастания города, под «шумок» о якобы полном исчерпании внутригородских территориальных ресурсов.
Нельзя допустить скатывания градостроительного планирования на лженаучный, утопический путь регионального «местечкового» глобализма, на противоестественную и губительную сверхурбанизацию.
Скажем прямо, все это отдает самой банальной маниловщиной. С научной, философской точки зрения здесь налицо некий «дуализм» - неразрешимое противоречие между материальным и идеальным, между желаемым и действительным. Но выбор, который должен сделать Новосибирск сейчас, это не выбор, стать ли ему Нью-Чикаго или Нью-Москвой.
Новосибирск должен создать свое собственное видение, определяющее вектор направления интенсивного развития – стать ли ему компактным современным городом или превратиться в раскисшую и искусственно «надутую» суперагломерацию.
Идеи гиперразвития, идеи гигантомании, однажды овладевшие «мифотворцами» и повлекшие в свое время попытки создания агломерационной надстройки в региональных органах государственной власти, являются совершенно преждевременными и не осуществимыми, поскольку не имеет четкого научного обоснования - экономического, демографического, технического, т.е. необходимой и достаточной градостроительной базы.
Во – вторых, чтобы достигнуть нужного результата да еще с хорошим качеством в реальных условиях перманентного вяло текущего кризиса и ограниченных финансовых ресурсов надо сосредоточится на главном стратегическом направлении – создании условий и предпосылок для появления в городе полноценных общегородских консолидированных пространств: жилье, инфраструктура, бизнес, ибо только в этом случае город приобретает черты не виртуального, мифического, а фактического, современного городского образования - «компактного города», в котором будет постоянно поддерживаться гармоничный баланс - баланс частных кварталов преимущественно средней и малой этажности и соответствующего масштаба, общественных пространств – гарантия безопасного и устойчивого развития всего городского сообщества.
И наконец, в - третьих, принципиально важно, если качество консолидированных городских пространств, общественного транспорта, доступного и комфортного социального, арендного жилья, а также других социальных и общественных благ снова будет оставлено на усмотрение «само регулируемого» рынка и его ненасытных и вороватых апологетов, оно быстро деградирует. В связи с этим городское планирование с помощью разработанных правил и механизмов должно постоянно регулировать рыночные потенциалы и соответствующие финансовые ресурсы, направляя их не на очередное «надувательство пузырей», а на решение в первую очередь общественно значимых задач, а во вторую - частных, коммерческих и лишь в последнюю предвыборных, популистских.
Таким образом градостроительство сегодня должно быть основано не на простом, примитивном количественном росте за счет механического приращения города в ущерб особо ценным пригородным территориям, а на основе качественных показателей – выходе на нормативно высокую плотность застройки, обусловленную массированным применением инновационных форм средне - и малоэтажной высокоплотной застройки городского типа, ликвидацией ветхого и аварийного жилья, реконструкцией и реновацией устаревающего жилого фонда, а также выноса промпредприятий за городскую черту, в т.н. моногорода.
Следовательно, «повальная» агломеризация всей страны, есть неверное и чрезвычайно опасное решение - решение вполне в духе насаждаемого мировым гегемоном однополярного глобального миропорядка. Существующая практика по внедрению в российские агломерации под «чужим флагом» транснационального производства, причем преимущественно предметов потребления, но отнюдь не приоритетного производства средств производства – основы независимости государства, в конечном итоге рано или поздно, высосут из нашей земли и руки, и мозги, и капиталы и через спекуляцию передадут в «нечистые руки» все национальные деньги, тем самым выбросив всех нас в ряды мировых париев, обрекая на бесконечную и изнурительную войну за выживание.
А в результате реализации такого сценария развития страны, а по сути изгнания с собственной земли все еще оставшихся интеллигентных (здоровых) сил в регионах и неизбежного в долгосрочной перспективе «охлаждения» промышленного и сельскохозяйственного производства, постоянно будет возникать потребность в подъеме заработной платы не приносящей однако никакой пользы, ибо одновременно будет происходить удорожание предметов первой необходимости: продовольствия, жилья, образования, медицинского обслуживания и т.д.
Замкнутый круг!?
Цель современной, социально-ориентированной территориальной и градостроительной политики не агломерационное опустошение, а заселение и «новое» освоение земли русской, земли Сибирской, вот сверхзадача государственной и региональной градостроительной политики. Планирование же городских суперагломераций, а по сути резерваций – это блокирование нашего человека в «черте оседлости». Но такой сценарий пространственного развития в долгосрочной перспективе неизбежно приведет русский народ к ограничению его естественной, природной пассионарности через добровольно-принудительное сокращение его жизненного пространства, что является прямой угрозой самому существованию т.н. «русского мира». Что в геополитике – глобализация; что в экономике – монополизация; что в пространственном развитии – агломеризация – «хрен один». Все это звенья одной «цепи», сковывающей до сих пор наш суверенный путь развития. Но насколько такое положение вещей нормально и долговечно?
И наоборот если русский народ относительно равномерно распределен по всей территории страны, то эта территория уже только поэтому самодостаточна и априори безопасна. Когда же вы сконцентрированы на асфальтовых пятачках городских резерваций и зависите от всего на свете, вот уж где раздолье посредникам и всякого рода проходимцам. Отчуждение народа от живительных соков родной земли, от «русского поля» с его био и электромагнитными полями прямая дорога к мутации и генетической деградации коренного населения. И процесс уже запущен...
Суперагломеризация – это делание денег бизнесом и их кураторами от власти, не более того, а в итоге противоестественные условия для существования всего народа. Нет, нам нужен другой подход, другие механизмы для решения насущных территориальных, демографических и энергетических проблем, чтобы «обгонять не догоняя» принимая и утверждая свой национальный идеал развития и спасения русского мира.
Загороднов Е.И.
Профессор Новосибирского Государственного Архитектурно-Строительного Университета
(НГАСУ – СИБСТРИН)







Комментарии (0)