Музыкальный фестиваль, посвященный 600-летию архитектора АРИСТОТЕЛЯ ФИОРАВАНТИ

Подпишитесь на канал

В минувший вторник мне посчастливилось побывать на открытии музыкального фестиваля, посвященного 600-летию архитектора Аристотеля Фиораванти по приглашению компании KNAUF. Фестиваль проходил в стенах Успенского собора Московского кремля.

952598f12db3ec54e1b805fa93824aee.JPG

Музыкальный проект Музеев Московского Кремля — дань памяти великому архитектору эпохи Возрождения Аристотелю Фиораванти, 600-летний юбилей которого отмечается в 2015 году. 

Историческая справка:

Великому князю Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Вероятно, встреча Фьораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.

Работа Аристотеля Фьораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фьораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Строительство Успенского собора

Для возведения нового собора необходим был материал — белый камень, кроме оставшегося от разрушившегося храма. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества и фактически представлял собой древнюю плинфу, поэтому Фьораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.

Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (то есть около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством.

С. В. Заграевский показывал, что основной инженерной идеей Фьораванти при возведении Успенского собора было включение в каменную технику кирпичных элементов (сводов, столпов, барабанов, восточной стены над алтарными апсидами) таким образом, что в целом постройка сохранила «белокаменный» (то есть для того времени «имперский») облик. Впервые в русской архитектуре появились и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Благодаря возведению в алтаре дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение цельности («зальности») и лёгкости конструкции.

Возводить стены начали уже в 1475 году, тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы Успенского собора — полностью кирпичные. Круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Сами стены собора были выложены в полубутовой технике из белого камня.

Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла ещё около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора.

Внешне Успенский собор очень близок к одноимённому собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Внутри же, впервые в русской архитектуре, огромный собор не был разделен на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объёме.

Роскошная живопись в основном была завершена ещё при жизни архитектора, а к 1515 году собор был полностью расписан изнутри. 

a7757a5c671a63c10b7df87f25a94496.jpg

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Наряду с ренессансным влиянием в зодчестве, при дворе Ивана III менялся и усложнялся придворный церемониал, происходили изменения в придворной культуре Московского государства. В ту эпоху единственной формой русского профессионального музыкального искусства являлось церковное пение, заимствованное вместе с христианством из Византии.

Ко времени княжения Ивана III восходит зарождение первых профессиональных певческих объединений. Исследователи русской средневековой музыкальной культуры полагают, что именно окончание строительства Успенского собора в 1479 году явилось стимулом к созданию древнейшего из известных нам хоровых коллективов – корпорации государевых певчих дьяков, учрежденной по указу Ивана III. Созданное Аристотелем Фиораванти обширное внутреннее пространство нового храма требовало достаточного по численности состава певцов, обладавших хорошими звучными голосами. Первоначальный состав великокняжеской капеллы насчитывал тридцать пять человек, но постепенно число певчих дьяков увеличивалось и вскоре достигло семидесяти певцов высочайшего уровня мастерства. Институт государевых певчих дьяков был своеобразным общегосударственным центром и задавал тон всей музыкальной жизни Московского государства.

Начало фестиваля началось с колокольного звона "Пасхальные перезвоны" на Колокольне Ивана Великого на Соборной площади. 

740ef4135e3f28cd5b164c92fe301737.jpg

Главный звонарь Музеев Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов в своей приветственной речи сказал, что "колокольный звон, который Вы сейчас слышали, был создан специально для сегодняшнего мероприятия. А валовые перезвоны, звучащие в первой части колокольного звона, были и при Иване III." 

6bc673d3c13f2214f354235691ae952c.jpg

Занимательно то, что тем вечером в Москве были темные дождливые облака и во время колокольного звона, как по волшебству - облака рассеивались и выходило солнце и кристально чистое небо показывалось взорам людей, наблюдавших это явление. 

f5bb29c97b3eee923ac2fa35297dea89.JPG

Далее концерт продолжился в стенах собора. Для собравшихся гостей выступал детский хор - Академия хоровой музыки им. В. Попова, дирижер Алексей Петров. 

0d2ad63b3bff8f510a73e0a0f986d526.jpg

e83a59c1b75432c10184fb6f48f1fbcd.jpg

Также в концерте приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России им. А. Юрлова

baaafb9478ee8a2d179c18223bd3ec3d.jpg

a02b4175c94d8d7ad9d489a2a9a0e4de.jpg

ea8efd8cd981b9677d588edc483adaf3.jpg

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!