"Нордификация" строительного рынка России. Возможности прорыва в строительной отрасли

3df422dc7e1b40131dd6a21c008245af.jpg

«Сила России Сибирью и Северным Ледовитым океаном прирастать будет». М.В. Ломоносов

4–5 июня 2015 г. в Новосибирске проходил III Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ 2015» – мероприятие, занимающее лидирующие позиции в конгрессной и выставочной деятельности России. В ходе проведения форума были обсуждены и предложены к рассмотрению 5 основных национальных приоритетов в технологической сфере. Главный из них – пространственное освоение территорий, в основном, циркумполярных.

8f7b31f6219d77a8669633f8e667d205.jpg

Сила России в природной уникальности самой холодной страны мира. В том, что она безбоязненно освоила и обжила территорию макрорегиона, характеризуемую крайне маргинальным свойством – «стрессом холода», испытываемым как человеком, так и техническими системами. Сила России в изобилии ресурсов и жизненного пространства, в генетической взаимосвязи и единстве северного человека и северной природы.

Силу и могущество России, в том числе и военное, наша Держава вынуждена сегодня демонстрировать, чтобы защитить свои законные права в циркумполярном северном регионе или попросту «на Северах». Данные действия является составной частью реализации практики северного вектора мировой политики и следования общемировой теории «Нордификации хозяйственной деятельности и региональной политики».

В настоящее время Федеральное агентство «Спецстрой России» ведет интенсивное строительство на островах Арктической зоны России. В 2015 г. планируется построить 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации. Всего на объектах работает больше 200 единиц техники и почти 1 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Это всего лишь единичный пример того, что строительство и строители «на Северах» вновь востребованы. Восстановление прежних объемов строительно-монтажных работ «ну хотя-бы на 50–60%!» (а такова государственная задача), – в условиях «сиротского» организационно-технического и технологического уровня строительной отрасли России, более соответствует категории иилюзии, чем реальности.

Полвека тому назад, наши «дружелюбные» заокеанские соседи и «надежные» партнеры по Арктическому Совету, раз и навсегда закрыли свои строительные проблемы «в отдаленных районах с холодным климатом» путем нордификации строительного рынка. Есть мнение творчески использовать этот зарубежный опыт.

1. Введение в Циркумполярный мир

Под термином «Арктика» подразумевается единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Настоящее понятие сугубо географическое.

Южная граница Арктики совпадает с северной границей таежной зоны. Площадь – около 27 млн км². Многие научные школы ограничивают собственно «Арктику» с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), – в этом случае ее площадь составляет 21 млн км². Территории площадью 6 млн км², определяемые пространством между северным ареалом лесов и Северным полярным кругом в таком случае именуют «Субарктикой».

Термин «Север» понятие полностью геоклиматическое, ибо оно используется с названиями предметов – водного пространства и земель, растений и животных, людей и рода их деятельности только севернее 100 изотермы или до южной границы вечной мерзлоты.

Таким образом, когда мы говорим о Циркумполярном мире, имеется в виду область, традиционно обозначавшуюся терминами «Арктика» и «Арктическая зона» и северные земли 8 стран мира: России, Финляндии, Норвегии, Исландии, Гренландии (Дания), Канады и Соединенных Штатов (Аляска).

Несмотря на то, что в этом регионе проживает менее 16 млн человек, на его долю приходятся огромные запасы полезных ископаемых. Это более 90% мировых запасов бокситов, 40% алмазов, 5,6% свинца, 3,8% меди, 2,3% железа.

Возобновляемые природные ресурсы Циркумполярного Севера огромны. Лесопокрытые территории составляют 17% площади суши Земли. Промышленные рыбные ресурсы составляют 7,7% общемирового вылова лосося и 5,3% крабовых.

Однако самое главное – на Севере располагается 5,3% разведанных мировых запасов нефти и 21,7% газа. При этом, прогнозируемые запасы газа на порядок, а нефти – в два-три раза больше разведанных.

В условиях прогрессирующего загрязнения и истощения окружающей среды в 1996 г. 8 приполярных государств объединились в Арктический Совет, с благой целью совместной деятельности по сохранению последнего участка Земли, наделенного разнообразной природой, естественного и очень мощного эколого-географического препятствия к деградации планеты.

2. Циркумполярная Россия – зона особого внимания

Циркумполярная Россия занимает полностью или частично территорию 27 субъектов Федерации, т.е. около 2/3 площади страны. Отнесенные к районам Севера территории России географически ограничены зоной распространения вечной мерзлоты, и расположены в широтном диапазоне от 820 (о. Рудольфа) до 440 (Южно-Курильские острова). При этом на нашу страну приходится 55% всех арктических территорий мира.

Циркумполярные территории характеризуются общим и малоприятным свойством – «стрессом холода», испытываемым как человеком, так и техническими системами. Авторитетными «учеными умами» установлено, что территории, где средняя годовая температура ниже –20С (балл суровости от 2,2 и выше), вообще неблагоприятны и малопригодны для постоянного проживания людей. В аналогичных климатических условиях севера Канады и Аляски наблюдается почти полное отсутствие постоянного населения.

По переписи населения 2010 г. в районах полностью отнесенных к российскому Северу проживало 10,3 млн человек или более 9% россиян, в том числе представители 30 малочисленных народов. Более 70% российских жителей Севера это горожане. Проживают они в 70 городах, из которых в 11 население превышает 200 тыс. человек, и в 360 поселках городского типа.

В бытовом понимании «Севера России» были, есть и, надо полагать, еще долго будут «крайними». Романтический туман холодной, загадочной и не особо проблемной территории не развеял даже распад СССР, когда весь его юг и запад вдруг превратился в суверенные государства, а «северное далеко-далеко» стало реальным и до боли близким.

Для большинства населения России явление превращения 33,0% высокоширотных территорий Советского Союза, в 65,2% циркумполярных территорий Российской Федерации слишком иллюзорно. Факт возникновения на географической карте Земли единственной «истинно северной державы» нашей наукой, тем более строительной, плохо комментируется.

О том, что молодые суверенные государства сбросили со своих «натруженных» плеч котомки с «повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения» когда-то общего Севера, и переложили их на плечи российского налогоплательщика, наше государство предпочитает помалкивать. Благо, что последние 15–20 лет бюджет страны и благополучие народа напрямую связывают с динамикой цен на нефть и газ, а основные поставщики углеводородного сырья – северные регионы.

Север это огромные природные богатства: две трети ресурсного потенциала страны. Свыше половины леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов сосредоточено в этих краях, около 90% природного газа, нефти, 80% золота, меди и никеля; почти все алмазы, кобальт и многие редкие и редкоземельные металлы.

Пропагандируется тезис, что развивать экономику Севера невыгодно, так как велики затраты. Но это примитивный, популистский взгляд. Север дает 70 % всех валютных и четверть налоговых поступлений. Северный морской путь является глобальной транспортной системой, способной обеспечивать кратчайшие перевозки: транзит в США и Японию из Европы по нему дешевле, чем через Суэцкий канал.

Север – не затратная, а эффективная территория, позволяющая укреплять позиции страны в мировой экономике. Он приносит в федеральный бюджет в 1,7 раза больше денег, чем получает из него в виде дотаций. Россия живет за счет Севера, хотя это многими не осознается. Поэтому приходится только удивляться расхожему тезису о «депрессивности» северных территорий и мнению о том, что на Севере есть «лишние» люди.

Уникальным и не имеющим мировых аналогов «ресурсом» является северный человек – то есть коренное, старожильческое и закрепившееся население наших северных территорий. Только Россия имеет массового Северного Человека, способного полноценно жить и трудиться там, где никто в мире одновременно не трудится и не живет.

Абсолютно конкретную гигантскую рыночную стоимость имеют многочисленные еще пока специалисты по Северу, в том числе квалифицированные строители. Уже сегодня они стали объектом массового переманивания к себе странами Запада, которые до сих пор на десятилетия отстают от нас (точнее, от СССР) в массовом освоении Севера.

«Закордонный» циркумполярный мир во многих отношениях организован лучше, чем российский и, прежде всего, в социальном смысле. Однако это не значит, что северные субъекты РФ следует развивать «под копирку». Российский Север был, есть и будет таким, какова и сама Россия.

«Без северных территорий не могла состояться ни имперская Россия, ни Советский Союз и не состоится новейшая Россия», – такой вывод делают не только российские, но и зарубежные ученые, государственные и общественные деятели. Поэтому есть уверенность в том, что российские специалисты строительной сферы сделают все, для того, чтобы она состоялась. Циркумполярная Россия в зоне особого внимания их профессионального сообщества.

3. Арктика естественный ареал обитания «русского медведя»

Слово «Арктика» происходит от греческого слова arctos – медведь. Царь Арктики – белый медведь, зверь, достигающий в длину 3 м, обитает только на крайнем Севере. Напоминать о том, с кем ассоциируют Россию – даже излишне.

Арктика – это Северный Ледовитый океан, самый маленький и самый слабосоленый на планете, обрамленный землями Норвегии, Швеции, Финляндии, России, США, Канады и островом Гренландия, принадлежащего Дании. Это пространство от пересечения нулевых меридианов до Северного полярного круга.

Страной «белого безмолвия» называют Арктику. Среднегодовая температура в Арктике составляет –370С (от года к году этот показатель не меняются). Большая часть поверхности Северного Ледовитого океана на протяжении всего года покрыта льдом, средней толщиной 3 м. За последние три десятилетия площадь ледового щита Арктики сократилась на 15–20%.

Однако в Арктике кипит жизнь – регион населяют многочисленные виды морских млекопитающих, птиц и рыб. В Арктике проживает около 4 млн человек. Около 30 городов России численностью больше 10 тыс. человек находятся за Полярным кругом. США представлены в Арктике самым большим штатом – Аляской.

Арктика, или так называемый Циркумполярный Север (т.е. пространство выше Полярного круга), в начавшемся XXI в. становится стратегическим резервом всего человечества, мировой резервной Землей. Арктика – ключ к планете Земля и тот, кому принадлежит Арктика, владеет всем миром, безраздельно господствует на планете.

Еще лет 25 тому назад СССР был безусловным лидером в освоении Арктики – территории, которая во всем мире считается невозможной для обитания и постоянного проживания. Более того, мы были основными держателями уникальной системы организации жизнедеятельности в данном маргинальном пространстве. Только в геологическую разведку арктического шельфа СССР вложил более $30 млрд.

Арктика и в большей мере Российская Арктика, сегодня является крупнейшей нефтегазоносной провинцией на Земле. По самым скромным подсчетам арктические запасы углеводородов могут обеспечить потребности всего человечества в XXI в.

Арктика является наиболее важным и удобным регионом контроля трех ключевых океанов – Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого – т.е. собственно Мирового океана. Пожалуй, единственной реальной основой для удержания исторически завоеванных Россией позиций в Арктике, а может быть и всех циркумполярных территорий, остается Северный морской путь (СМП).

СМП это естественно сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике, по которой осуществляется «северный завоз» топлива, оборудования, продовольствия и вывоз леса, природных ископаемых и морепродуктов.

СМП это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Альтернатива Северному морскому пути – транспортные артерии, пролегающие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путем – всего 5770 морских миль.

Пророческое наставление великого русского ученого М.В. Ломоносова, вынесенное в эпиграф данной работы, арктические государства используют в своих национальных интересах. Без зазрения совести, они заменяют начальные слова «Сила России» на «Мировое богатство» или «Общемировые ценности».

Пользуясь этим на природно-ресурсный потенциал Арктики давно «положили глаз» и Китай, и ФРГ, и ряд других промышленно развитых стран. Даже в странах «второго» и «третьего» мира в настоящее время обсуждаются конкретные бизнес-планы и правовые стороны эксплуатации бескрайних пространств за Полярным кругом.

В последние годы в российском секторе Арктики постоянно находятся научно-исследовательские суда не только стран Арктического Совета, но и Германии, Японии и Южной Кореи, которые собирают геолого-геофизическую информацию, скрытно проводят разведочное бурение. Эти государства постоянно вносят в ООН предложения об объявлении отдельных районов российской Арктики международными природными заповедниками, с запрещением заниматься на их территории любой промышленной деятельностью.

Однозначно прослеживается тенденция к вытеснению Россию с трасс СМП. На Российском Севере стремятся закрепиться японские, французские, германские и южнокорейские компании, которые намерены самостоятельно решать задачи доставки полезных ископаемых из Арктики в Западную Европу, США и Японию.

Иностранные государства предпринимают попытки изменить правовой статус СМП. Так, 9 января 2009 г. президент США утвердил арктическую региональную политику, в рамках которой свобода открытого моря определена основным национальным приоритетом США.

Воинственно ведет себя Норвегия, которая горит желанием преобразовать СМП в международную транзитную магистраль, неподконтрольную России. Она явилась инициатором обсуждения в НАТО вопроса об обеспечении безопасности северного морского судоходства.

Спрашивается от кого? Появление сомалийских пиратов в Северном Ледовитом океане в ближайшей и долгосрочной исторической перспективе не ожидается.

Придет время, и растущие технические возможности тысячелетия сделают Арктику в тысячу раз доступнее и неизмеримо, в сотни раз, повысят ценность Арктики в экономическом, транспортном, политическом, гуманитарном и экологическом отношениях.

Безусловно, освоение ресурсов Арктики должно стать предметом межгосударственного партнерства и общим полем политической игры, но при соблюдении баланса интересов и правовых принципов непредвзятого судейства. Безусловно, в наших силах сберечь Арктику для потомков, сохранить запас питьевой воды ее ледников, естественную среду обитания большого количества малочисленных народов. Безусловно, для России Арктика играет более важную роль, чем для других стран, и только в силу внутренней экономической и научно-технической слабости, вызванной постперестроечными событиями, она эту миссию не смогла реализовать на должном уровне.

Арктика – это пути переплетения интересов различных государств и стратегический регион для всего человечества. Наша задача не превратить Полярный круг в зону милитаризма. Проблемы экологии и природопользования, Северный морской путь, уникальная социальная среда, – все это делает Арктику особенным регионом, требующим взвешенного подхода и конструктивного диалога.

Мирно спящего «косолапого мишку» можно разбудить, лишь натравив на его берлогу собак. Когда в 2014 г. силы «антироссийской своры» существенно пополнились экономическими санкциями, Россия пока глухо и отнюдь не агрессивно «заворочалась», защищая свои национальные интересы. Следует понимать, что Россия будет сохранять свою государственность до тех, пока она остается хозяйкой Арктики, пока владеет самыми большими по площади и наиболее ценными во всех отношениях приполярными районами Земли.

Из Арктики «русского медведя» не выжить, – это естественный ареал его обитания. И не дай Бог спускать на него собак – «царь Арктики» этого не потерпит.

4. Одно условие, два аспекта, три принципа и пять приоритетов нордификации строительной сферы России

На протяжении последних 5 лет Президент России В.В. Путин неоднократно констатировал: «Вообще-то, Россия страна северная…». Явление постоянного «северения» или «нордификации» России, как и всего человечества, наблюдается и в сфере высоких государственных интересов и на хозяйственно-бытовом уровне. Сегодня успешное функционирование экономики многих государств ставится в прямую зависимость от освоения приполярных территорий.

Эффективность освоения и развития циркумполярных территорий не мыслима без создания, нормативно-правового поддержания и эффективного функционирования строительного рынка на этом пространстве.

Главное и единственное условие нордификации строительной сферы России – законодательные меры на федеральном и региональном уровнях, направленные на признание циркумполярных территорий средой постоянного проживания людей.

Отсюда следуют два аспекта нордификации строительного рынка:

- первый – «максимальная адаптация» к суровым климатическим и другим природным условиям, что означает: применение специализированных строительных материалов и северных строительных технологий, разработку и использование техники в северном исполнении, территориальную «привязку» типовых проектов с учетом условий удорожания строительства и другие меры организационно-технологической направленности;

- второй – «экологически безопасное и устойчивое строительство», то есть обеспечение экологической и комплексной безопасности всех видов строительной деятельности на циркумполярных территориях, бережное отношение к природе и населению Арктики и Севера и строгое соблюдение качества строительно-монтажных работ.

На этих аспектах основываются следующие принципы нордификации строительной деятельности:

  • принцип «северного градостроительного коридора» на обжитых и малообжитых циркумполярных территориях. Под коридором подразумевается единая федеральная градостроительная концепция заселения циркумполярного пространства и законодательные меры по обеспечению градостроительной дисциплины. Регионы, в пределах своих «градостроительных квартир», на основе федеральных принципов зонального проектирования, самостоятельно определяют, как им лучше обстроить городские и сельские поселения, создать комфортные условия для трудовой деятельности и повседневной жизни своих граждан.
  • принцип «прямого административного управления» пионерным освоением островной Арктики и ряда прибрежных районов Северного Ледовитого океана в зоне тяготения к Северному морскому пути. Имеется положительный и зарубежный (госкорпорации), и отечественный (Главсевморпуть) опыт.
  • принцип «точечного развития» циркумполярного строительного комплекса с опорой на материально-технические и жилищно-бытовые базы малых поселений и городов Среднего и Ближнего Севера, а также транспортные и иные инфраструктуры предсеверных районов.

Необходимо вдумчиво оценить зарубежные приоритеты «строительных технологий в отдаленных районах с холодным климатом», а также эффективность отечественных мер по «северению», – то бишь нордификации строительной деятельности. Для профессионального строительного сообщества здесь открыто необозримое дискуссионное поле. Вместе с тем, в жестких рамках журнальной статьи следует ограничиться минимумом приоритетов – их будет всего 5.

Первый – «Кадры в период нордификации решают ВСЕ!». Этот принцип имеет настолько крепкий иммунитет, настолько обкатан в строительной науке, и использован в практике строительства, что более приходится обсуждать методику его применения.

Второй – «Лучше меньше, да лучше». На зарубежном Севере обходятся малыми трудовыми ресурсами с высокой технической вооруженностью, развивают различные виды транспорта, перевозят добытое сырье и полуфабрикаты для переработки в более благоприятные для жизни и труда районы.

Третий приоритет «мобильности строительных организаций» предполагает применение регионального вахтового, районного и экспедиционного методов организации труда на Дальнем Севере, накопление и эффективное применения «пионерного» нормокомплекта мобильных зданий, строительной техники, инструмента и приспособлений.

Четвертый приоритет – «надежного и скоростного строительства» означает массовый переход от «архаичных» методов возведения всех видов сооружений непосредственно на стройплощадках (on-site manufacturing) к сборно-модульному (офсайтному) домостроению, т.е. уменьшению веса здания и применению эффективных материалов и конструктивных элементов наиболее полной заводской готовности.

Пятый приоритет «северного контракта» есть объединение на основе долгосрочных контрактов участников строительного рынка (строительных предприятий и компаний, органов региональной и муниципальной власти, финансовых и образовательных институций), в территориальные образования – «северные строительные кластеры».

5. О принципах формирования циркумполярной градостроительной политики России

Будущее не всегда можно предвидеть, но готовиться к нему надо, и в любых градостроительных прогнозах эту неопределенность лучше прибавлять со знаком «плюс». Особенно, когда это напрямую относится к весьма деликатной проблеме освоения, устойчивого развития и безопасности циркуполярной территории такой северной и холодной страны, как Россия.

Не всем известно сколь судьбоносным для нашей Державы является определения методологии решения этой проблемы. Собственно говоря, выбор вариантов предельно ограничен – всего два.

Первый – либерально-экономический. Север не место, где можно и нужно жить гражданам России, а ее «валютный цех». Север должен избавиться от экономически неэффективных объектов в перерабатывающих отраслях и раздутой инфраструктуре, «лишних» людей, городов и «весей». Главенствующая, если не единственная градостроительная модель – стационарная производственная сфера и мобильная жилая среда.

На Севере нередко наблюдается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в процессе производственной деятельности люди управляют самой современной техникой, а с другой – организация их жизни находится на уровне «бытового северного троеборья: вода, дрова, помои».

Настоящая тенденция обеспечения северной жилой среды характерна для удовлетворения интереса бизнеса к мобильным трудовым бригадам, не связанным с социальными обязательствами перед регионом – «приехали, построили, получили расчет, уехали».

Такие производственные монстры Севера как «АлРОСА», Газпром» и «Роснефть» свои вахтовые поселки стремятся сделать максимально удобным и идеально приспособленным к суровому климату Севера.

Внутри поселка для похода в столовую или магазин верхняя одежда вообще не требуется. Все помещения и все здания соединены теплыми переходами. Комнаты жилой зоны оборудованы душем, общей прачечной. В зоне отдыха предусмотрены библиотека, компьютерный зал с Интернет-связью, видеозал, тренажеры, сауна, крытые спортивные площадки.

Удобно? Да. Комфортно? Да. Выгодно? Да.

Однако российская и зарубежная практика пионерного освоения и хозяйственного развития циркумполярного северного пространства с помощью создания временных производственных поселений себя экономически, социально и политически дискредитировала. Причин много и в рамках журнальной статьи их просто не перечислить.

Достаточно лишь задуматься над одной странной дилеммой. Добрые заокеанские тетушки и дядюшки – Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди, – издают в поучение нам (недоумкам) солидный труд о том, что постоянно жить и трудиться на российском Севере это «ужасное коммунистическое проклятие». В то же время, на их «родимой» Аляске, пенсионеры и все, кто остается жить на Севере надолго или навсегда, получают федеральные льготы, солидные пособия, жилищные субсидии и возможность бесплатного обучения детей.

Второй вариант – государственно-разумный и социально направленный. В современных условиях уникальные богатства недр, природные ресурсы, перспективные транспортные коридоры – основные факторы экономического развития России. Уникальным и не имеющим мировых аналогов «ресурсом» является северный человек – то есть коренное, старожильческое и закрепившееся население нашего Севера.

Главная градостроительная задача: «Создание комфортной жизненной среды, сочетающей в себе последние достижения науки и строительных технологий». Основная градостроительная модель – нордификация устойчивого развития городских и сельских поселений.

Российский и зарубежный опыт продвижения в высокие северные широты констатирует, что оно осуществлялось, проходит и будет основываться на урбанизированных (городских) формах производственной и социально-бытовой жизни населения. Задачи широкомасштабного индустриального освоения северного циркумполярного региона невозможно представить без использования городских форм расселения.

Член Академии Северного форума, академик архитектуры Н.В. Суханов назвал северные города плацдармами, с которых начинается освоение и развитие Севера. На Российском Севере насчитывается 70 городов, более 360 поселков городского типа, много мелких поселений. Более 70% российских жителей Севера это горожане, гораздо выше этот процент на Аляске, Канадском Севере и в скандинавских странах.

Именно под руководством Н.В. Суханова были последовательно разработаны комплексные программы «Север-2000» и «Север 2005», которые намечена стратегия градостроительного освоения и развития циркумполярных территорий России, предложена научная программа модернизации застройки существующих городов и строительства новых урбанизированных образований, определены принципы градостроительного районирования Севера и Арктики.

Кроме общих проблем северного градостроительства творчески решены многие частные задачи. Теоретически обоснованы принципы градостроительства в высоких северных широтах: по факту маргинальных природно-климатических и медико-геогафических особенностей зоны Арктики и Субарктики выделены в территории государственного «пионерного» освоения.

На основе экономико-математических моделей, социальных и демографических прогнозов, всего накопленного градостроительного опыта интегрировано положение о функциональных обязанностях урбанизированных поселении с учетом его народнохозяйственной и региональной значимости.

Начальные, стартовые принципы формирования циркумполярной градостроительной политики России определены. Отнюдь не единогласно и не безоговорочно они поддержаны компетентными органами региональной власти, авторитетными представителями строительного бизнеса, а также профессиональным сообществом архитекторов и инженеров-строителей.

6. Технологические основы нордификации строительства в циркумполярной зоне

По факту отвратительного состояния инженерного сопровождения и технологического потенциала северного строительства российская строительная наука давно нашла «козла отпущения»«дестабилизирующие факторы» особых условий человеческой деятельности на циркумполярной территории.

Во-первых, это суровые погодно-климатические условия, с особыми режимами температуры и выпадения осадков.

Во-вторых – многолетнемерзлые грунты или вечная мерзлота. В третьих, строительство на «Северах» это не только и не столько борьба с холодом и капризами вечной мерзлоты, сколько с пространством.

В настоящее время все виды деятельности человека на циркумполярной территории связаны с огромными дополнительными затратами, рисками и потерями. Анализ такого состояния дел показывает, что причина кроется либо в слабой приспособленности, либо в полной неприспособленности, либо в полной непригодности современного состояния строительной техники, используемых материалов и строительных технологий, всех составляющих и элементов строительного производства, к условиям Арктики и Севера.

Важно отметить, что по мере промышленного освоения Севера туда бездумно завозились и эксплуатировались производственные, энергетические, транспортные, коммунальные и жилые технические системы, которые были созданы в лучшем случае в европейской России, а зачастую на Украине и в Белоруссии, Средней Азии и на Кавказе. Яркое тому свидетельство продуваемый всеми ветрами город алмазников Мирный, построенный по лекалам «Цветметпроекта», «армянские кварталы» в Надыме и «бакинские» в Сургуте.

«Северная модификация» строительных систем и технологий есть печальный опыт огромных невозвратных материальных, экологических и социальных потерь.

Наши заокеанские соседи, строители Канады и США, пошли путем полной нордификации строительного рынка. Системы индивидуального обогрева, специальные северные вахтовые вагончики, специальная одежда и обувь, смазочные масла для техники, системы смазки и топлива для использования при низких температурах – единичные примеры того, как можно и нужно формировать полноценную северную техногенную среду, свести к минимуму дополнительные издержки, связанные с природно-климатическими условиями северного региона планеты, создать эффективную северную экономику.

Традиционные материалы, такие как бетон, железобетон, сталь, определяют неприемлемо высокую ресурсоемкость строительства по всей технологической цепочке строительного производства в северных регионах.

Их должны заменить специализированные материалы, технологически эффективные для применения в условиях Севера: пенобетон, пеносиликальцит, пеностекло, вакуумное стекло, древсталь, лед и ряд других.

Новое поколение конструкционных строительных материалов представляют суперкомпозиты. Они превосходят железобетон в десятки раз по всем основным физико-техническим характеристикам: морозостойкости, трещиностойкости, ударной вязкости. Они могут обеспечить весьма высокую экономическую эффективность северного строительства. Уникальные свойства этих материалов позволяют реализовать новую ячеистую строительную систему, снижающую ресурсоемкость строительства, в частности материалоемкость и трудоемкость, более чем в 10 раз.

Ячеистая строительная система обеспечивает свободу строительного и архитектурного формообразования, удовлетворяет самые разнообразные и высокие требования, характерные для отдельных видов строительства. Более того, эта система позволяет возводить уникальные сооружения, которые нельзя построить в других материалах и конструкциях.

Примерами являются многочисленные подводные сооружения, такие как транспортные тоннели, платформы, заводы и многие другие. Эта же система суперкомпозитного ячеистого строительства позволяет создавать армирующие каркасы и осуществлять строительство автомобильных и железных дорог, используя лед в качестве инертного материала.

Еще одной новейшей эффективной строительной технологией является метод электронно-ионной обработки бетонной смеси с целью ускорения формирования цементного камня. Набор распалубочной прочности происходит не за 5–7 дней, а за полтора-два часа. Это чрезвычайно важно для выполнения при отрицательных температурах бетонных работ, например, при устройстве теплоизоляции зданий, фундаментов, ограждающих конструкций, трубопроводов с помощью монолитного пенобетона.

Важнейшими природными ресурсами Арктики, кроме запасов газа и других полезных ископаемых, являются вода и холод. Их объединение создает лед. Технически простое получение льда позволяет разрабатывать и применять технологии строительства изо льда.

Ледяные фундаменты, ледяные автомобильные и железные дороги, ледяные причальные сооружения, ледяные подводные сооружения и т.д. – примеры экологически корректных и приемлемых сооружений и соответствующих строительных технологий для Арктики.

Несколько слов в заключение

На фоне существенных геополитических, военно-стратегических, транспортных и других проблем Российского Севера, тема нордификации строительной отрасли крайне скудно упоминается в различных программах развития Арктики, Севера и Дальнего Востока. Строительное профессиональное сообщество как-то не замечает, что особые условия строительства на 33% высокоширотных территорий Советского Союза, превратились в 65,2% циркумполярных территорий Российской Федерации. Строительная наука просто игнорирует факт кардинальных изменений в строительной сфере. В наших строительных вузах и колледжах все еще учат по лекалам учебных программ советских времен, где экстремальным природно-климатических условиям строительства посвящалась от силы 10–12 % тематики.

Участники III Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ 2015», состоявшегося 4–5 июня сего года в Новосибирске не только критически оценили состояние российского строительного рынка, верно расставили акценты в его технологических аспектах, но и, пожалуй, впервые преодолели так называемый «синдром выученной беспомощности».

«Не кто виноват?», а «что делать», без вопросительного знака, – так можно определить основной тренд форума. В установочном докладе заместителя Председателя Правительства РФ, председателя Государственной комиссии по Арктике Д.О. Рогозина лейтмотивом прошла мысль: «…чтобы управлять будущим, нужно его предвидеть и понимать, анализировать детально все изменения, которые происходят сегодня…опираться на опыт наших отцов и планировать конкретные результаты в будущем».

Материалы форума широко распространены в Интернете, и прокомментированы в печатных СМИ. Вдумчиво изучайте их и делайте выводы.

Есть куда двигаться, и есть на чем плыть!

Попутного ветра Вам!

Комментарии