Опасность деградации строительного комплекса России как внутренняя угроза национальной безопасности страны

Подпишитесь на канал

«Поручаю Совету Безопасности Российской Федерации в месячный срок внести предложения по кардинальным изменениям в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации»
В.В Путин. Президент Российской Федерации. 03 июля 2015 г.

Степень деградации российского строительного комплекса уже достигла уровня, реально угрожающего национальной безопасности страны. Имея такие суждения, автор опирался на мнения, изложенные в научных исследованиях, таких замечательных специалистов в сфере национальной обороны, как генерал-полковник Ивашов Л.Н, генерал-лейтенант КГБ Леонов Н.С. и ведущих знатоков строительной науки, как д.т.н. Лебедева В.Б, д.т.н. Серова В.А, д.т.н. Шиндиной Т.А, а в большей степени на свои наблюдения, и многолетний опыт офицера – строителя.

Деградация слово страшное и возможно сакральное. Статья уже была написана, когда пришло известие о трагедии произошедшей в одной из частей ВДВ дислоцирующейся в г. Омске. В результате обрушения части здания армейского общежития под завалом оказались 42 военнослужащих. Погибло 23 человека т.е. десантно – штурмовой взвод.

Это уже не угроза – это удар по национальной безопасности Российской Федерации. Это ни чем не восполнимое горе родных и близких, которым выражаю свое соболезнование и сочувствие. Это чувство стыда за тех, кто еще ниже опустил престиж нашей прекрасной профессии строители.

Введение.

Деградация (от латинского «degradatio» - снижение) постепенное ухудшение, утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

В ряде словарей ошибочно показано, что слово «деградация» заимствовано из французского языка. В действительности это «ополяченное» слово влезло к нам в «европейское окно», прорубленное в Петровскую эпоху наряду с «сатисфакцией», «дуэлью», «галантом» и прочей иноземной заумью и означало «разжалование, лишение чинов». Новое значение этого слова «упадок» оформилось в русском языке под влиянием французского и других западноевропейских языков в 20 столетии.

В широком смысле слова, деградация – это любой процесс, в ходе которого состояние системы или индивида меняется от лучшего к худшему. Этот термин получил самое широкое распространение, так как именно он описывает неминуемые процессы в природе, социуме или в жизни человека. Деградация может быть нескольких видов и всегда это движение вниз.

Явление биологической деградации мы наблюдаем повсеместно. К такому типу деградации можно отнести даже процесс старения, так как некогда молодое и сильное существо в процессе старения растрачивает все свои силы и навыки. Деградация биологическая может быть вызвана как естественным, необратимым процессом, так и травмой, болезнью или плохими условиями жизни.

К социальной деградации можно отнести и индивидуально-духовную и интеллектуальную деградацию человека, так как это сказывается на его положении в обществе.

В последнее время, отвечая на вопрос о том, что такое деградация, специалисты все чаще поднимают тему о существовании управляемой деградации, под которой стоит понимать злонамеренное приведение системы в упрощенное состояние. То есть в аварийное или кризисное. 

17 августа 2009 года на крупнейшей в России Саяно-Шушенской гидроэлектростанции произошла беспрецедентная в истории мировой энергетики авария.

Внезапно вырвалась из своей рабочей камеры бешено вращающаяся многотонная гидротурбина и стала метаться как ведьма по машинному залу, круша все вокруг. В открывшийся зев хлынул мощный поток воды, в считанные минуты затопивший почти все служебные помещения ГЭС.

Вышла из строя вся станция. Остановились все сибирские алюминиевые заводы, питавшиеся ее энергией. Погибло 75 человек.

Национальной обороне и энергетической безопасности Российской Федерации удар такой мощности не смогла бы нанести даже удачно проведенная террористическая операция. Материальный ущерб с трудом поддается, точному подсчету. Но даже затраты на аварийно - восстановительные работы объявлены государственной тайной.

Опубликованные официальные документы предельно кратко сообщили, что причиной катастрофы стало «разрушение шпилек креплений крышки турбины гидроагрегата». Но виноваты не шпильки, не качество металла, из которого они сделаны и не система их технического обслуживания.

По выражению сталинского наркома Лазаря Кагановича: «Каждая авария имеет свою Фамилию, Имя и Отчество». Виновны люди, которые в январе-марте того же года проводили средний ремонт агрегата, зафиксировали вибрацию близкую к допустимому пределу и не устранили ее. Более того, чтобы система виброконтроля «не трезвонила», ее просто на просто отключили.

Все причастные к аварии должностные лица оказались профессионально деградировавшими людьми, действовавшими на «авось».

В настоящей работе придется несколько раз обратиться к негативным примерам управляемой деградации.

Предмет нашего статьи это системная деградация, которая не имеет ни Фамилии, ни Имени, ни Отчества. Системная деградация находит свое воплощение в экономической, социальной, духовной и методологической сферах, охватывающих огромные пласты общества и его подсистемы (экономика, оборона, ЖКХ).

Цель настоящей работы - выяснить насколько опасность деградация Российского строительного комплекса может являться внутренней угрозой национальной безопасности страны. Естественно в очерковом варианте все аспекты данной проблеме не подымешь. Но задача намного упрощается тем, что жилищно-коммунальный комплекс априори уже признан деградированным, а капитальное строительство хотя и «влачит сиротское существование» , но не «нищенствует».

Откуда произошло понятие «национальная безопасность»?

После второй мировой войны Соединенные Штаты Америки, не только что-то потеряли материально, но и приобрели еще большие богатства. США стали великой державой, с огромными возможностями воздействия на мир во всех его уголках - от Японии до западных рубежей Советского Союза.

Американские элиты стали осмысливать, каковы их главные задачи, что им делать с теми огромными трофеями, которые буквально свалились им в руки. Вот тогда-то они и поручили группе ученых-политологов разработать категорию максимальной защищенности государства, вычленив из нее главные задачи, на которые должна быть ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. И здесь появляется определение «национальная безопасность», и именно американцы впервые наполнили его каким-то осмысленным содержанием.

«Национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие страны, оборону и безопасность государства.

За пару лет американцы выработали концепцию национальной безопасности, а затем на ее базе разработали и доктрину государственной безопасности, которая задает основные направления для всех действий госаппарата. Затем они приняли закон о национальной безопасности, который обязывает все государственные структуры вести строго определенную политику. Разумеется, их доктрина была тогда полностью подчинена военно-политическому противостоянию с Советским Союзом и с блоком государств Варшавского договора

Выиграв «холодную войну», американцы пересмотрели основные установки своей концепции национальной безопасности, заявив, что теперь отпала военная угроза Соединенным Штатам и их союзникам. Поэтому они заложили совершенно иное основание в стратегию своей национальной безопасности. Теперь ее гвоздем стала экономика - борьба за обеспечение преимущественного положения американских промышленных компаний во всех точках земного шара. Россия, вставшая на колени после развала СССР, американскими политологами воспринималась не более чем «бензоколонка с ядерными ракетами».

Принимая в 2009 году «Стратегию национальной безопасности Российской федерации до 2020 года» Россия заявила, что будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом.

Американское руководство отнеслось к этому с усмешкой - российская экономика твердо «сидит на углеводородной сырьевой игле», «берлога российского медведя» обложена со всех сторон военными базами, а деньги российской элиты хранятся в американских банках. Есть там правда какой-то «ракетно-ядерный щит», но это пустяки.

По мнению американцев ни чего толкового кроме, ракетных двигателей и автомата Калашникова, русские делать не могут, тем более строить. Один из возможных кандидатов в президенты США Дональд Трамп – миллиардер и владелец крупного строительного бизнеса, на вопрос о наших возможностей построить газопровод «Сила Сибири» так и сказал «degradatio».

Глубина деградации строительного комплекса.

Впервые определил категорию «строительный комплекс» Б.С. Бушуев в 1988. А грустная история его деградации была изучена коллективом учёных под руководством Яськовой Ю.Н.

В 1987 управление строительным комплексом страны (СССР) было возложено на Государственный строительный комитет (Госстрой СССР). В том году была отмечена максимальная занятость в строительстве, потом начинается длительный спад. Госстрой в большей степени поддерживал ранее заданные темпы и не смог создать условия для роста в будущем. В стране с каждым годом растет объем незавершенного строительства. Снижаются вплоть до 1998 года темпы капитальных вложений в новое строительство и основные показатели.

В 1994 году было создано министерство строительства РФ (Минстрой). Но динамика роста строительства по-прежнему оставалась отрицательной, хотя и снизился уровень незавершенного строительства, появились первые холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ) в строительстве.

Произошла переориентация с малого бизнеса на крупный, снизилась динамика выбывания крупных организаций. В 1997 году на фоне отсутствия единых стратегических задач и в преддверии кризиса Минстрой был упразднен.

В период с 1997 до 2008 года строительством управляли разные органы (госкомитеты и федеральное агентство). С 2008 году управление строительством осуществляло специальное агентство Министерства регионального развития РФ.

Согласно функциям Минрегиона инвестиционно-строительная деятельность оказалась практически без отраслевого управления, стимулирования и контроля. Продолжалось оперирование краткосрочными целями.

Возникло множество дополнительных звеньев в процессе инвестиционно-строительной деятельности – неисчислимое число посредников. Всё это не позволило решать более или менее сложные задачи и в первую очередь, развернуть эффективную программу массового строительства жилья эконом-класса.

Возрожденное в конце 2013 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства пока существенно не изменило положения в строительном комплексе России.

В.М. Серов, президент Международной академии инвестиций и экономики строительства характеризует последствия изменений системы управления строительством в России в период с 1991 года и по настоящее время следующим образом:

«…В результате проведенной приватизации в России по существу произошел распад строительного комплекса страны. Вместо ранее существовавших 2 тысяч крупных строительно-монтажных трестов, входивших в различные союзные и союзно-республиканские министерства, ныне функционирует около 200 тысяч самостоятельных строительно-монтажных организаций. Из них: доля организаций с численностью работающих в них более 500 человек составляет менее 5%, по 5-6% составляют доли строительных организаций с численностью работающих в них от 50 до 100 и от 100 до 200 человек. 85% - организации с численностью работающих в них до 50 человек».

Вряд ли можно сомневаться в эффективности функционирования малых строительно-монтажных организаций по текущему ремонту зданий и т.п. Наоборот, крупные структуры неповоротливы в плане выполнения указанных работ. Но осуществление комплексных застроек территорий, возведение крупных объектов возможно только силами крупных строительных организаций.

В целом существующую структуру управления и функционирования строительной сферы экономики России вряд ли можно считать эффективной и рациональной по следующим причинам:

  • 1.Участие научных кругов в выработке направлений и способов развития строительного комплекса в результате рыночных реформ практически исчезло.
  • 2.В положении о деятельности Минстроя РФ отличие от Госстроя СССР, исчезла функция по урегулированию разногласий между участниками строительства, в том числе заказчиками и подрядчиками.
  • 3.Разработка мероприятий по улучшению форм и механизмов функционирования инвестиционно-строительной деятельности сводится к минимуму.
  • 4.Без организации профессионально - целостного управления строительной отраслью она легко может стать объектом поглощения крупными западными концернами.

Можно сказать, что прежнего единого строительного комплекса страны не существует, потому что «комплекс – это совокупность предметов, действий, свойств и явлений, составляющих единое целое».

Сегодня действующие предприятия и организации осуществляют строительные работы собственными силами, хотя часть самостоятельных строительно-монтажных организаций входит в состав крупных концернов и холдингов.

Поэтому сегодня правильнее говорить не о строительном комплексе страны, которого в принципе нет, а о строительной сфере экономики.

Эффект «русского чуда», реакция Запада и мобилизация российского общества.

Радужный пример развала своего единственного политического, идеологического и экономического противника просто убаюкивал американское политическое руководство. Ведь основные причины крупнейшей геополитической и человеческой катастрофы эпохи возникли внутри самого Советского Союза.

Немалую роль сыграло отсутствие навыков самостоятельного ответственного принятия решений и откровенно потребительские устремления широких слоев населения. Основной расчет американских политологов основывался именно на этом.

За рубежом в наш адрес бросают во многом справедливый упрек: «Вы не смогли сберечь то что дал Вам Господь Бог и Ваши Предки. Ваше место на задворках истории».

Но произошло очередное «русское чудо». К удивлению мирового сообщества, Россия смогла преодолеть последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века. Государство устояло под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратило дискредитацию конституционного строя, сохранило суверенитет и территориальную целостность.

Мало того в 2014 году Российская Федерация приросла Крымом, что вызвало настоящую истерию США и Евросоюза.

Удалось остановить падение уровня и качества жизни российских граждан. По данным Всемирного банка (World Bank Group) за последнее десятилетие в России произошло значительное сокращение уровня бедности, что позволило многим стать частью среднего класса. Его численность удвоилась с 30% населения России в 2001 году до 60% в 2010 году и составляет ныне около 80 млн. человек.

Худо - бедно, но реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям.

Россия «твердой ногой» встает в Арктике. Строит реальные планы пространственного освоения Сибири. На высоких государственных уровнях вспомнили тезис покойного ныне академика Н.А. Моисеева: «…если Древня Русь смогла обустроится, как государство «на пути из варяг в греки», то почему бы России не встать обеими ногами «на пути из немцев в китайцы» и «на пути из англичан в японцы»?

Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. В пятимиллионный строй «Бессмертного полка» встали погибшие и умершие воины Великой Отечественной Войны.

Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

Все вышеперечисленное позволяет сделать промежуточный вывод о том что Россия практически выполнила задачи принятой в 2009 году «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Совету национальной безопасности подготовить практически новую редакцию Стратегии.

Некоторые задачи мобилизационного развития строительного комплекса на среднесрочный период.

В своих публичных выступлениях наш лидер неоднократно подвергал острой критике отрасль капитального строительства, поскольку задачи, выдвигаемые новой экономической политикой государства на ближайшие 5-8 лет, просто несопоставимы с деятельностью нынешнего деградирующего строительного комплекса. По сути дела мобилизационная обстановка экономики России требует строительного комплекса образца конца 70-х годов. Естественно с современной технологической оснащенностью.

Это обосновывается тем, что реализация новой модели экономического и социального развития возможна лишь при создании благоприятных условий для воспроизводства ее главного ресурса – человеческого потенциала. А это непосредственно связано с кардинальным повышением качества градостроительной среды и реконструкцией системы расселения.

Будут предприняты все усилия, чтобы не растерять набранные темпы жилищного строительства. При этом нужно внедрять современные стандарты жилых домов. На смену устаревшим панельным "коробкам" должны прийти комфортные, энергоэффективные, экологичные дома, в том числе и малоэтажные. По сути, нам необходима программа массового строительства недорогого жилья. Сейчас его доля в общем объеме составляет около 5%. Необходимо довести её до 25%.

Основная цель - развитие городских агломерации, постепенный переход на строительство жилой среды усадебного типа.

Кроме того, в границах локальных и региональных систем расселения, актуальным становится создание привлекательных условий для новых видов экономической и социальной деятельности.

В отличии от нынешней точечной застройки, строительному комплексу потребуется непосредственно заняться пространственно-инфраструктурной реорганизаций территории страны, – то есть вопросами обеспечение ее целостности путем укрепления и совершенствования единого экономического, социального, информационного пространства.

Произведена переоценка роли инфраструктуры в развитии страны. Существующая транспортная сеть характеризуется низкой плотностью и не обеспечивает связь между районами, что отрицательно влияет на формирование единого экономического и социального пространства России и ограничивает возможности развития городов. Не менее сложное положение сложилось и с дорожно-уличной сетью в городах и населенных пунктах.

Резко возрастает строительство объектов федерального назначения, которые определяются Стратегией как критические для национальной безопасности. Не надо забывать, что почти 70% из 568 тепловых электростанций к 2020 году выработают свой ресурс. Все они нуждаются в глубокой модернизации.

Заключение

Строительство – одна из многочисленных сторон жизни нашего общества, рассматривая и изучая которую можно судить о степени рациональности сформировавшихся общественных взаимосвязей и их состоянии, а также о степени развития производительных сил и защите от угроз национальной безопасности.

Стройки промышленности, энергетики и инфраструктуры в основном существуют за счёт растущего в последние годы государственного заказа. Строительство в промышленности – напрямую зависит от роста объёмов промышленного производства и будет идти «в ногу» с его развитием. Здесь прогнозируется его устойчивое развитие (по 10 ÷ 12 % в год.) в основном на объектах критического значения национальной безопасности. Существенно возрастет доля крупных государственных корпораций в строительстве

В будущем государство станет стимулировать индивидуальное жилое домостроение с целью перевода жилой застройки на «самообслуживание», организуемое собственниками.

Негосударственные строительные объединения России на современном этапе занимаются преимущественно жилым домостроением (более 80%): такова потребность общества и запросы бизнеса (расчёт на быструю окупаемость). В целом же негосударственный заказчик в России ещё крайне слаб, и недавние кризисные явления заставили его сделать шаг назад, что грозит ростом деградации строительного комплекса.

Хотя придумывать, проектировать и строить даже весьма сложные объекты мы умеем неплохо. И этом и есть наша надежда на светлое будущее капитального строительства в России.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!