Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Инженер на императорском троне России

«Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России». Император Всероссийский Николай Первый.

1750972716079614d6f6b1c019dae5f0.jpg

Эпоха императора Николая I - это не время перестройки политической, государственной и общественной жизни по отвлеченным идеологическим схемам, а период неустанного монаршего труда в самых разных областях самодержавного правления.

Николай I, сознавая необходимость реформ, считал их проведение делом ответственным, длительным и осторожным. Он смотрел на подчинённое ему государство, как инженер смотрит на сложный, но идеальный в своём устройстве механизм, в котором всё взаимосвязано и надёжность одной детали обеспечивает правильную работу других.

Введение

Начнем с факта, который воспринимается поначалу как исторический анекдот. Однажды загулявший в трактире купчик плюнул в портрет государя - императора Николая Павловича. Согласно только что принятого Свода Законов Российской Империи это глупое деяние было уголовно наказуемо. Более того, все преступления об оскорблении чести и достоинства императорской фамилии, после необходимых процедур, выносились на царское решение.

По свидетельству современников император работал «как проклятый». Вставая на рассвете, сам император иногда проводил кабинете по восемнадцать часов в сутки, назначал аудиенции на восемь, а то и на семь часов утра и старался лично вникать во все дела. На его рабочем столе государственные или иные бумаги ни когда не задерживались, а немедленно шли на исполнения чиновникам.

Изучив представленное ему дело о пьяном преступлении, Николай Павлович задал резонный вопрос докладывающему дело чиновнику:
- Какое наказание положено этому пьянице?
- 8 лет тюрьмы, - был получен ответ.
Император возмутился:
- За то, что этот дурак и наглец, плюнул в мой портрет, я его еще и 8 лет кормить должен?
И твердой рукой начертал знаменитое решение по делу:
- Портреты персон императорской фамилии из питейных заведений изъять. Купца Имярек подвергнуть штрафу в 5 000 рублей и церковной епитимии. И мне на купца Имярек На-Пле-Вать!

55e31cf963c714878374a5ec5666d9e2.JPG

Исследователи обращают внимание на неуклонное следование императора лучшим образцам философии германского инженерного мышления: тщательное изучение сбоя системного явления, глубокий и всесторонний анализ проблемного вопроса, рациональный выбор решений и превентивных мер локализации негативных явлений.

Получив довольно скудное гуманитарное образование и испытывая равнодушие к умозрительному знанию, он, тем не менее, имел природную склонность к прикладным и военным наукам, строительному и инженерному искусству, обладал практическим складом ума и трезвой оценкой происходящего.

Целью настоящей публикации не является комплексное исследование данной проблемы – слишком малы объемы журнальной статьи. Задачи данной работы проистекают из ее наименования - отметить как инженерное мышление руководит самодержавной деятельностью императора. А также ознакомить читателя с безусловными заслугами Николая Первого в деле развитии технического и инженерного прогресса в России. И то всего не перечислить.

Прошу понять читателей, что характеристики исторических личностей интерпретируется по-разному и их современниками и их потомками. В контексте истории России, это явление превратилось в своеобразную национальную традицию интеллектуальной дуэли - обязательной неоднозначности оценки исторических деятелей и Николай I исключениям здесь не является.

Личность императора Николая 1

Николай I Незабвенный или Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855) - российский император (с 14.12.1825) из династии Романовых, третий сын императора Павла I.

Император Павел I, горячо любивший своих младших детей, имел особенную привязанность к Николаю и незадолго до смерти даже допускал возможность его вступления на престол.

Через два года после трагической смерти отца, в 1803 г. воспитателем великого князя Николая Павловича стал генерал М.И. Ламздорф - невежественный и жестокий человек. Он постоянно угрожал своему питомцу разными наказаниями за непослушание, часто наказывал его розгами, бил линейкой и ружейными шомполами, иногда избивал его почти до бесчувствия. Но Николай рос упрямым и независимым мальчиком: грубым, властолюбивым и неуемным в своих шалостях и капризах.

Общее или классическое образование, которое он получил, дало его душе, уму и развитию интеллекта мало полезного в изучении науки государственного правления. Николай не любил книг (в отличие от своей бабки, Екатерины II, или брата, Александра I), не обладал широким государственным кругозором и интеллектом правителя. Он искренне хотел добра России, но знал, что ему не бывать российским государем - да его и не готовили к роли самодержца.

В то же время среди наставников Николая Павловича были крупные ученые - экономист А.К. Шторх, юрист М.А. Балугьянский, историк Ф.П. Аделунг, Позже, в зрелые годы, император вспоминал, как уныло и нудно проходили уроки, которые вели приглашенные ко двору профессора.

e32c6c961d1595ad2638736a3e9cbad1.jpg

Сильное влияние на сына оказывала императрица Мария Федоровна, чьими глазами Николай долго смотрел на жизнь. "По-моему, лучшая теория права - добрая нравственность, а она должна быть в сердце независимо от этих отвлеченностей и иметь своим основанием религию", - признал это материнское воздействие император Николай I барону М.А. Корфу.

Сразу после рождения великий князь Николай Павлович был записан на военную службу. С 7 ноября 1796 г. - полковник, шеф лейб-гвардии Конного полка. 28 мая 1800 г. назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка, и с тех пор носил только измайловский мундир.

С большим интересом великий князь изучал военное дело - артиллерию, фортификацию, тактику, стратегию и другие военные науки. Николай рано пристрастился к шагистике, муштре и ружейным приемам, в которых видел смысл военного дела. Могучий и красивый мужчина, солдат и человек, он так и не стал ни великим военным реформатором, ни великим полководцем. Маневры под Красным Селом или парад на Марсовом поле были для него вершиной полководческого искусства.

С тревогой и воодушевлением юный Николай, проникнутый патриотическим духом, получал известия о ходе Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии. Но мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна и старший брат император Александр Первый, которого Николай почитал как отца, запретили ему даже думать об участие в военных баталиях.

fb3306941333f99168b7804e2b2b5024.png

Его предназначение было в обеспечение преемственности государственного правления в России, в случае возможных несчастий с его старшими братьями Александром и Константином, которые часто рисковали своими жизнями в сражениях с Наполеоном. Как знать, возможно отсутствие батальной практики и сыграло свою негативную роль в пристрастии Николая Павловича к внешней парадной стороне в военного дела.

О звании, чести и достоинстве инженера

В трагический период распада Советского Союза профессиональное строительное сообщество прямым образом оскорбили ушлые завлабы, либеральные интеллигенты и «страдальцы» - диссиденты, присвоив себе наименование «прорабов перестройки». Слава Богу, что звание, честь и достоинство «инженера» не испоганили. Да и опасно было для либеральной российской общественности принимать сие наименование.

Достаточно только уяснить энциклопедическое понимание этого термина: «Инженер (фр. ingеnieur, от лат. ingenium – способность, изобретательность) – специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства, достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений». /Из электронной энциклопедии «Википедия»/

Кто из бесчисленного сонма самозванцев перестройки соответствовал хотя бы одному из вышеуказанных требований? Да ни один из них ни разработать новое, ни оптимизировать существующее решение не смог. За немалые деньги завезли целую орду иностранных «доброхотов». А уж те «посодействовали» процветанию матушки России.

Но вернемся к теме нашей работы. Вступив в 1817 г. в брак с дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма Шарлотой (в крещении Александрой Федоровной), великий князь жил счастливой семейной жизнью, не принимая участия в государственных делах; до вступления своего на престол он командовал лишь гвардейской дивизией и исполнял (с 1817 г.) обязанности генерал-инспектора по инженерной части.

Более всего он любил инженерное дело - свою будущую военную специальность. "Мы - инженеры!" - часто любил повторять Николай Павлович и о другой судьбе не помышлял.

Действительно, будучи в чине генерал-инспектора по инженерной части, великий князь Николай Павлович вкладывал всю присущую ему энергию в формирование русского инженерного корпуса: почти ежедневно посещал подведомственные учреждения; подолгу просиживал на лекциях офицерских и кондукторских классов Главного инженерного училища; изучал черчение, архитектуру и другие предметы, - чтобы до деталей понять суть утверждаемых им проектов.

В своей должности в он обнаруживал большую заботливость о военно-учебных заведениях: по его почину заведены были в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1819 г. учреждено Главное инженерное училище или Николаевская инженерная академия; его же инициативе обязана своим возникновением «Школа гвардейских подпрапорщиков», затем Николаевское кавалерийское училище.

Тяжела ты шапка Монамаха

Великий князь Николай Павлович любил свою профессию военного, с увлечением изучал инженерное дело и совершенно не претендовал на царский престол. Но Бог предназначил ему иную судьбу.

У императора Александра Первого не имелось прямых наследников. Второй по старшинству брат – Константин, женившейся на польской дворянке, по законам Российской империи автоматически отторгался от права наследования. Итак, участь стать царём выпала Николаю…

В 1819 году в Красное Село приехал император Александр I и в приватной семейной обстановке объявил брату о том, что назначает его наследником.

e7afaee2d3275876a0f42cb301e841c8.jpg

Николай, вместе с супругой были в отчаяние от этого известия. Предоставим слово императрице Александре: «Мы были поражены, как громом. В слезах, в рыдании от сей ужасной вести мы молчали!..» Имеются указания, что после этого разговора вел. кн. Николай Павлович усердно стал заботиться о восполнении своего образования путем чтения.

О событиях декабря 1825 написана огромная библиотека различных исторических трудов, монографий и художественной литературы. Компиляция различных исторических источников свидетельствуют о том что «...Заговор декабристов был новым проявлением старой шляхетской привычки вмешаться в политику… Шляхетство, превратившееся в дворянство, переставало быть надежною и удобною опорою власти потому, что в значительной части ушло в оппозицию». (С. Платонов. Лекции по русской истории).

На 14 декабря 1825 года группа офицеров — членов тайного общества назначила восстание с целью помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю и не допустить вступления Николая I на трон.

В Большой Советской Энциклопедии озвучен миф: «Главной целью восставших была либерализация российского общественно-политического строя: учреждение временного правительства, отмена крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы (прессы, исповеди, труда), введение суда присяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников, отмена подушной подати и смена формы правления на конституционную монархию или республику».

aea5b65e121760ed226915da35a0e2d8.jpg

Современные так называемые демократы везде и всюду распространяют сказочку о том, что декабристы боролись за свободу, а кровавый тиран их казнил. На самом деле все, подчеркиваю, все декабристы состояли в масонских ложах, презирали православие, хотели упразднить армию и флот.

Почти все дворяне, участвующие в попытке переворота, были владельцы больших земельных угодий и огромного количества крепостных крестьян. Пестель хотел вообще истребить всю царскую фамилию, в том числе и детей, рожденных за границей, чтобы на престол не осталось претендентов.

Восставшими было решено блокировать Сенат, направить туда революционную делегацию и предъявить Сенату требование не присягать Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный манифест к русскому народу. Однако восстание было в тот же день жестоко подавлено.

Несмотря на усилия декабристов произвести государственный переворот, войска и правительственные учреждения были приведены к присяге новому императору. Позже, выжившие участники восстания подверглись каторжным работам и ссылке, а пять руководителей были казнены.

Император Николай I, вступивший на престол в 29 лет, сначала испытывал неуверенность и сомнения. Будущее России беспокоило Николая не меньше, чем декабристов. Ужас кровопролития, совершеннейшая неясность обстановки, в которой начиналось его царствование, отсутствие опыта и знаний – все это серьезно сказалось на состоянии молодого императора.

Вместе с тем он был решителен в искоренении декабристской крамолы. В первые дни своего царствования он говорил французскому посланнику: «Я начинаю царствование… под грустным предзнаменованием и со страшными обязанностями. Я сумею их исполнить. Проявлю милосердие, много милосердия, некоторые даже скажут - слишком много; но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости, без пощады… Я буду непреклонен, я обязан дать этот урок России и Европе. Но не устану Вам повторять: сердце мое раздирается и у меня постоянно перед глазами ужасное зрелище, ознаменовавшее день моего вступления на престол».

1a25f116ff1889fb77899281f5bd0970.jpg

Судьба Николая I по-своему не менее трагична, чем судьба его старшего брата императора Александра I, который искренне хотел провести необходимые обществу реформы, но остановился перед непреодолимыми трудностями: консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императора.

То же самое испытал и Николай. Несмотря на то что по своему воспитанию, складу ума и интересам Николай был более воин и инженер, чем политик, изощренный тактик или мыслитель. Он все же улавливал конструктивную сторону идей декабристов и с самого начала своего царствования пытался встать на путь необходимых России реформ.

Сознавая необходимость перемен, Николай I был решительным противником всяких попыток поколебать устои империи, которую он унаследовал от предков и передать, которую своим потомкам в целости и сохранности считал своей священной обязанностью.

Среди тех устоев, которые Николай I считал неизменными, была форма правления – неограниченная власть императора-самодержца, военное могущество России, а также непоколебимость крепостного права. Разрушить эти основы у Николая не хватало политической воли и решительности; он не был реформатором по духу, не обладал новаторским подходом к действительности.

В самом начале царствования на политическое мировоззрение Николая оказали сильное воздействие беседы с известным историком Н. М. Карамзиным а также чтение его «Записок о древней и новой России». Это сочинение великого историка, написанное в 1811 году, не было опубликовано до 1900 года, но каждый образованный человек в России знал эту книгу – настолько важными были изложенные в ней идеи.

0609a9a769eb5500a6a0744a34cb6c4b.jpg

Карамзин писал «Записку» с целью дать наставление царям, взирая на современную Россию с точки зрения изученного им прошлого. Он утверждал, что единственно возможный политический строй в России – самодержавие как надклассовая, надсословная, патриархальная сила, обеспечивающее движение русского общества вперед.

Он подверг критике сделанное Петром Великим: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими народными особенностями, безгрешными в глазах космополита, благотворными в глазах политика глубокомысленного.

Просвещение достохвально, но в чем состоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цены. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ.

Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы разные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях».

Карамзин сформулировал и принципы русского консерватизма: «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости… Для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу». И все эти идеи были очень близки императору Николаю I.

Один примечательный штрих - при всем свое почитании своего пращура Петра Великого за время царствования Николая Первого ему не было воздвигнуто ни одного монумента. В приватных беседах Николай Павлович более ссылался на пример государственной деятельности богобоязненного Алексея Михайловича Тишайшего.

Логика инженерного мышления императора

Николай подошёл к заботе о России как инженер, совершенно не торопящийся ломать всё до основания и возводить какие-либо химеры в угоду идеологическому ложу европейского Прокруста. Царь прежде всего решился на подъём национального характера, национального управления и национальной экономики.

От мануфактуры к фабрикам – именно таким был наиболее перспективный путь развития экономики, когда на смену ручному труду в мануфактурах приходил машинный труд фабрик. Символом фабрики стал паровой двигатель, паровая машина, которая была мощнее примитивного водяного двигателя. Паровые машины привозили в Россию преимущественно из Англии. Если в 1830-е годы в Россию ввезли 4 тыс. машин, то в 1840-е – уже 11,7 тысяч, а в 1850-е – 48 тысяч. В результате часть предприятий становилась фабриками, машины активно вытесняли ручной труд как в легкой промышленности (например, в обработке хлопка), так и в металлургии.

51f7780cced5b5c3bbc1c3adbaefe8dd.jpg

С помощью паровых машин внедряется «английский способ выделки железа» – прокат металла, что давало огромную экономию в материалах и рабочей силе. Начинают использовать и горячее дутье, которое позволяло выплавлять чугун быстрее и качественнее. Начали применять в металлургии и каменный уголь взамен традиционного древесного.

Растет непрерывно численность рабочих. Только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 год число рабочих возросло с 211 тыс. до 565 тыс., то есть более чем в два раза. Причем характерно, что постоянно повышалась доля вольнонаемного труда – крепостные и на машинах работали плохо.

Вслед за европейскими странами в России начинается железнодорожное строительство. Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Царским Селом в 1837 году, а в 1851 году открылось регулярное движение между Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога).

Но при всем заметном росте производства, механизации, увеличении числа рабочих страна хронически отставала от передовых европейских стран. Вначале это отставание не было так заметно, но потом все чаще русские люди убеждались в явных недостатках экономики своей страны, в том, что русских промышленных товаров мало, что они плохо сделаны, что техническое отставание влияет и на условия жизни людей, боеспособность армии и флота.

Развитие внутреннего рынка всегда является показателем успеха экономики. В николаевское время этот процесс продолжался. Установились четкие границы экономических районов страны. Промышленными стали связанные с Москвой Центрально-Нечерноземный, а также Северо-Западный районы (ориентированный на Санкт-Петербург). Центрально-Черноземный и Юго-Западный районы были по преимуществу сельскохозяйственными, так как здесь черноземные почвы давали большой урожай. Средне-Волжский специализировался на земледелии и торгово-промышленной деятельности.

В целом возникал единый хозяйственный организм, всероссийский рынок, в котором каждый район играл свою хозяйственную роль. Быстро возрастают и обороты торговли. Обилие промышленных товаров можно было видеть на крупных ярмарках – таких как Макарьевская в Поволжье, Ирбитская в Сибири, на базарах, маленьких торжках в уезде, в селах.

Увеличивается и сеть постоянной торговли – в лавках, магазинах. Все больше товаров дает на рынок и сельское хозяйство. За 30 лет (с 1831 по 1860 год) ежегодный вывоз зерна за границу вырос с 18 до 69 млн пудов. Это огромный рост, а соответственно доход стране и ее гражданам.

Сбор зерна и картофеля – важнейших продуктов, хотя и медленно, но возрастает. Все реже районы страны поражает голод – бич Средневековья.

98692fd6aac3236197ad4cfa8a67bd2a.jpg

В сельское хозяйство приходят машины, которые облегчают труд, хотя до применения пара здесь еще далеко. Помещики, которые хотят получать доходы со своей земли, усердно занимаются агрономией, начинают разводить новые, непривычные для России культуры. На просторах Украины прижилась сахарная свекла и на сахарных заводах можно было из нее выделать сахарные «головы», постепенно вытеснявшие из обихода мед и патоку.

На юге стали сажать и подсолнечник – масло из него получалось отменное и чистое. Многие хозяйства специализировались на выращивании чего-то одного, нужного соседнему городу (например, овощи, фрукты), или на разведении породистого скота.

Но передовые, доходные хозяйства были только островками в море примитивных поместий, где жили помещики, с недоверием смотревшие на «новомодные» приемы сельского хозяйства и полагавшиеся больше на дедовские методы ведения хозяйства.

Создатель железных дорог России

Царь-инженер великолепно понимал слабость развития транспортной инфраструктуры страны. При Николае строится первая железная дорога и активно развивается строительство шоссейных дорог.

Историки утверждают, что Николай Павлович познакомился с паровозами в возрасте 19 лет во время поездки в Англию в 1816 году. Местные инженеры с гордостью показывали великому князю свои успехи в области паровозостроения и строительства железных дорог. Российские путейцы полагают, что будущий император стал первым русским кочегаром, ибо он не смог удержаться, чтобы не попроситься к инженеру Стефенсону на его железную дорогу, подняться на платформу паровоза, бросить в топку несколько лопат угля и прокатиться на этом чуде.

В 1834 г. прибыл из Вены в Россию профессор политехнического института Франц фон Герстнер, знаток железнодорожного дела, изученного им в особенности в Англии. В Австрии он в 1828 г. соорудил небольшой участок железной дороги. Пригласил его начальник штаба горных инженеров К. В. Чевкин для обозрения горных заводов.

0631d7df043daea35a3ef68a49305616.jpg

Фон Герстнер, исполняя это задание, воодушевился мыслью о постройке в России железной дороги. В 1835 г. он представил Государю докладную записку по поводу сооружения целой сети дорог. Через несколько недель записка эта рассматривалась в особом комитете под председательством Государя и встретила одобрение, но выявились финансовые трудности для осуществления предложенного Герстнером большого плана.

Тогда последний, знавший положительное отношение Государя к железнодорожному строительству, представил в декабре 1835 г. проект сооружения железной дороги из С.-Петербурга в Царское Село и Павловск. Проект был одобрен.

15 апреля 1836 г. был опубликован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги — исключительно в виде опыта, целью которого было испробовать, насколько наш климат допускает возможность сооружать в стране рельсовые пути.

В начале 1836 года Высочайше утверждены были акционерная компания и данная ей концессия. К постройке приступили в мае 1836 года и Герстнер руководил работой, которую вели австрийские инженеры. Все время он пользовался поддержкой Императора Николая Павловича.

474703dcbea71ee31216933fc1b84056.jpg

Первая российская дорога длиною в 25 вёрст, шириной колеи в 0,857 саженей (182,85 см) была построена за год и восемь месяцев. Специально образованное акционерное Общество Царскосельской железной дороги израсходовало на её сооружение 5 млн. рублей ассигнациями. 1837 год, таким образом, стал стартовым в развитии железнодорожного транспорта в России.

Оценка этой магистрали обывателями была различной. Ей присвоили название «увеселительной», считая её царской забавой или аттракционом. С другой стороны, для специалистов значение дороги для дальнейшего развития железнодорожного строительства в России было очень большим.

Специалисты-путейщики, обучавшиеся в Корпусе инженеров путей сообщений проходили практику на действующей железной дороге, что в конечном итоге позволило сформировать коллектив строителей Николаевской железной дороги.

С 1841 года проводились испытания подвижного состава и велись научные разработки с целью установления коэффициента сцепления колес паровоза с рельсами, проводились сравнительные испытания паровозов нескольких зарубежных фирм, чтобы выбрать нужные модели для производства отечественных паровозов и вагонов.

В результате экспериментальных закупок локомотивов и прочего подвижного состава были выставлены российские требования к паровозам, вагонам и другим механизмам железной дороги.

Была проведена долгосрочная эксплуатация расширенной колеи, а также опыты с шириной колеи, которые показали экономическую невыгодность этого расстояния и привели к выбору нормальной ширины рельсовой колеи, сохранившейся до сих пор.

Решительный поворот в железнодорожной политике произошёл спустя несколько лет. Вернувшиеся из Америки инженеры П.П.Мельников и Н.О.Крафт подготовили обстоятельный доклад, содержавший информацию об иностранных железных дорогах.

a03de4d9909637bc73c916f60d333c4c.jpg

Особое внимание обращалось на экономическую значимость и культурную полезность железных дорог. Тем более что в условиях происходившего в России в те годы промышленного переворота совершенствование средств транспорта позволяло более оперативно решать многие хозяйственные вопросы.

Император-инженер

Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай проявлял изрядные знания в области строительной техники и архитектуры. Так, он сделал дельные предложения в отношении купола Троицкого собора в Петербурге. Под его непосредственным наблюдением, как генерал инспектора инженерных войск началось строительство здания Главного штаба в Санкт-Петербурге, которое являлось частью ансамбля главной в то время Дворцовой площади страны.

Оно строилось с 1819 года, когда состоялась его официальная закладка. Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров, состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной с помощью бронзовых скульптур триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.

Главный штаб и его арка с колесницей вошли в число основных архитектурных символов Санкт-Петербурга и России. Здание имеет самый длинный классический фасад в мире.

6cab850d4ed5ca3be0c3ddd0ba45c425.jpg

В дальнейшем, уже будучи императором, Николай Первый внимательно следил за порядком в градостроительстве и ни один значительный проект не утверждался без его подписи.

Под непосредственным влиянием Императора сложился так называемый Николаевский стиль в архитектуре, о котором можно написать солидную книгу. Да впрочем они уже написаны.

Им был установлен регламент высоты зданий в столице, запрещающий строить гражданские сооружения выше, чем карниз Зимнего дворца. Тем самым была создана известная и существовавшая до последнего времени Петербургская городская панорама, благодаря которой город считался одним из красивейших городов мира и входил в список городов, считающихся культурным наследием человечества.

Под личным руководством Николая Первого, 27 крупнейших фортификационных сооружений дерево-земляного типа, вооружённых устаревшими пушками с малой дальнобойностью, позволявшей противнику с дальних дистанций беспрепятственно их уничтожать, были заменены на каменные, с мощной артиллерией.

Николай лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта «Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство.

9d06c9675120628de7cefaac54a75fa4.jpg

Император внимательно подбирал исполнителей работ. Так, он покровительствовал ранее малоизвестному подполковнику Заржецкому, ставшему главным строителем кронштадтских Николаевских доков. Работы были проведены своевременно, и к моменту, когда на Балтике появилась английская эскадра адмирала Непира , оборона столицы, обеспеченная сильными укреплениями и банками, стала настолько неприступной, что первый лорд адмиралтейства Джеймс Грэхем указал Нэпиру на гибельность любой попытки захвата Кронштадта.

В результате петербургская публика получила повод для развлечения путём выезда на балтийский берег для наблюдения эволюций вражеского флота. Созданная при Николае I впервые в мировой практике минно-артиллерийская позиция оказалась непреодолима для английского флота.

В царствование Николая I завершилось восстановление Москвы после пожара 1812 г., по его указанию в память императора Александра I, «восстановившего Москву из пепла и развалин», построены Триумфальные ворота в 1826г. и начались работы по реализации новой программы планировки и застройки Москвы (архитекторы М.Д. Быковский, К.А. Тон).

223557f3f500bc4bcebbfaf204cb6df8.JPG

Расширились границы центра города и прилегающих к нему улиц, реставрированы памятники Кремля, в том числе Арсенал, вдоль стен которого были расставлены трофеи 1812 — пушки (всего 875), отбитые у «Великой армии»; построено здание Оружейной палаты (1844—51). В 1839 состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя.

Главная постройка в Москве при императоре Николае I — Большой Кремлёвский дворец, освящение которого состоялось 3 апреля 1849 г. в присутствии государя и всей императорской фамилии.

c2aed3726ec19dd32fd6a926b312a95d.jpg

Строительство первой российской магистральной железной дороги

О строительстве первой российской магистральной железной дороги Петербург - Москва написано немало. Писали и в царской России, и в Советском Союзе, и в наше время. С ней связано множество железнодорожный баек, анекдотов и разумных инженерных решений.

По мнению автора ее строительство заслушивает отдельного очерка и во всяком случае внимания РЖД, поскольку на следующий год намечается плюсом к юбилеям Трансиба еще и 160-летие Октябрьской железной дороги.

Первого февраля 1842 г. вышел Указ Николая I об учреждении особого Комитета и Строительной комиссии для устройства Петербурго-Московской железной дороги (так называлась железная дорога до 1855 г., когда в память императора Николая I она была названа Николаевской).

Ранее Комитет министров решил, что строить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой невозможно и бесполезно. Министр финансов Е.Ф. Канкрин сетовал на недостаток средств, министр внутренних дел Л.А. Перовский опасался новых проблем с поиском преступников, главноуправляющий путями сообщения граф К.Ф. Толь полагал, что местные трудности постройки будут непреодолимыми.

51657e708407607c76624bcae294b196.jpg

Кто-то сетовал на русскую зиму, кто-то опасался, что железная дорога «поведет к равенству сословий, так как сановник и простак, барин и мужик поедут, сидя рядом в вагоне, в одном поезде».

Заседание Кабинета министров завершилось неожиданно. 13 января 1842 г. в последнем заседании, выслушав все возражения министров, император изволил объявить решительным тоном Высочайшую волю свою, что он признает «сооружение железной дороги между столицами вполне возможным и полезным, что к исполнению сего должно быть немедленно приступлено, и что насколько он убежден в необходимости и пользе сооружения железной дороги между столицами».

В заключение император сказал: «...а так как все министры против устройства железной дороги, то он учреждает для осуществления этого важного предприятия особый комитет, назначая председателем его Наследника Престола, Цесаревича Александра Николаевича и при комитете особую строительную комиссию».

Холопская мысль придворных кругов и насмешки леворадикалов создали легенду о прямой линии, будто бы собственноручно начертанной монархом на карте между Петербургом и Москвой, а императорским пальцем образовал ненужную окружность на ровном месте.

93010bb5e17793ab119f8b10142fbbdb.jpegВ действительности прокладыванию колеи предшествовали серьезные изыскательские работы, которыми на северном участке (Петербург - Бологое) руководил П.П. Мельников. Он проводил изыскания по двум направлениям: 1) прямо - через Бологое на Тверь и Москву и 2) с заходом в Новгород, а затем на Бологое.

Анализ показал, что прямой путь предпочтителен. Вопреки Кабинету министров Николай I согласился с предложением Мельникова о постройке дороги по прямому направлению.

11 августа 1842 г. был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и других рельсовых путей.

Строительство дороги началось летом 1843 г. на основе проекта П.П.Мельникова, Н.О.Крафта и А.Д.Готмана. Дорога была задумана как двухколейный путь по кратчайшему направлению длиной около 604 верст (в разных источниках протяжённость линии Санкт-Петербург-Москва указывается в 603 и в 609 вёрст). Первоначально определённая сумма, отведённая на строительство, составляла 43 млн. рублей серебром.

f472e4f31120755080de6e155a49abd6.jpg

Трасса была построена за восемь с половиной лет и обошлась казне в 66 850 тыс. рублей серебром, что оказалось дешевле многих иностранных железных дорог. Относительная дешевизна строительства достигалась за счёт нестандартных инженерных решений, массового использования крепостного труда, применения специализации и поточного метода производства работ.

В процессе проектирования и сооружения дороги определились и параметры, которые в дальнейшем учитывались в железнодорожном строительстве. Кроме того были разработаны основы размещения станций, организация путейных работ и тд.

Так, ширина колеи в 1524 мм стала общегосударственной на сети железных дорог — вплоть до нашего времени.

Дальновидный Николай Первый, справедливо опасаясь, что неприятель сможет приехать в Россию на паровозе, потребовал уширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе). Через 90 лет этот факт существенно затруднил снабжение гитлеровской армии и ее манёвров из-за нехватки локомотивов для широкой колеи.

Сооружением вокзалов по предписанию Николая I занимались не инженеры, а архитекторы. Для этого пригласили двух известных зодчих — К.А.Тона и Р.А.Желязевича. К.А.Тон и спроектировал главные здания вокзалов на магистрали — Московский и Петербургский. Они были завершены в 1851—1852 гг.

Устройства сигнализации и связи для обеспечения безопасности перевозочного процесса в этот период находились ещё на стадии становления. Несмотря на это, российский учёный Б.С.Якоби подготовил аппаратуру телеграфной связи для дороги. Однако к эксплуатации была принята система телеграфной связи немецкого изобретателя В.Сименса.

Официальное открытие крупнейшей в Европе двухпутной дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Газета «Северная пчела» восторженно писала об отправлении в 11 часов 15 минут первого «общенародного поезда», который через 21 час 45 минут благополучно прибыл в Москву. В поезде было 17 пассажиров первого класса, 63 - второго и 112 - третьего класса.
Заключение

Русские современники часто совершенно не понимали и не принимали инженерную точность императора при переустройстве России. Служение Отечеству император понимал скорее как службу полкового или дивизионного командира, выполняющего данный сверху устав, следящего за дисциплиной, порядком, амуницией солдат и офицеров. Это отвечало пристрастиям императора к мелочам военного дела, к шагистике, муштре. Эти взгляды он невольно переносил на государство – организм во много раз более сложный, чем полк или дивизия.

Однажды, уже став императором, Николай рассказывал, почему ему хорошо среди солдат, инженеров и архитекторов: «Здесь порядок, строгие безусловные законы, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает прежде, чем сам не научится повиноваться, никто без законного основания не становится впереди другого; все подчиняется одной определенной цели… Потому-то мне так хорошо среди этих людей… Я смотрю на всю человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит» .

Николай Первый всеми силами отстаивал единство страны и подавил польское восстание, которое, как обычно, сопровождалось требованиями восстановления Польши от Балтийского моря до Чёрного. Цивилизованное общество роптало и жалело поляков. И тогда в защиту царя высказался Пушкин!

f4a7741b452be530000adfd92e884bcc.jpg

Государь Император Николай Павлович и русский гений Александр Сергеевич Пушкин стали соратниками по борьбе, смысл которой был в проведении Русской контрреволюции, направленной против чужебесия и западничества, внедрённых в Россию в начале XVIII века.

И светская «толпа забавная» ненавидела, как Царя, так и поэта примерно за одно и то же. Царь Николай I стал Самодержавным вождём русской контрреволюции, а Поэт - её вдохновителем, её просветителем, её поистине блистательным, зовущим за собою широкие народные массы трибуном. И поэтому необходимо завершить, данную публикации об «инженере на императорском троне России» пушкинскими строками:

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

Борис Скупов

Комментарии