Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Милитаризация высоких широт или арктический проект Спецстроя России

fb58b94cb976e4d61f58169aba185c37.jpg

Федеральное агентство «Специального строительства» РФ (Спецстрой России) демонстрирует в островной Арктики и на материковом побережье Северного ледовитого океана бурную деятельность: ударными темпами возводятся пограничные заставы и военные городки, восстанавливаются аэродромы и системы базирования кораблей Северного флота, заново создается радиолокационная сеть и оборонная инфраструктура.

f8cfcf7f491c8c1ad727e346cee9f531.jpg

Зарубежные СМИ, да и наши доморощенные пацифисты, глядя на все это, подняли уровень информационного ажиотажа до самой верхней планки, обвиняя Россию в тяжком грехе - односторонней милитаризации Арктики.

Введение

В первоначальных планах автора настоящей публикации была подготовка публикации с заранее обозначенной темой: «Архитектура высоких широт с военной выправкой». Однако познакомившись с тезисами статьи, мои коллеги - ветераны «почившего в бозе» военно-строительного комплекса страны и действующие полярники, раскритиковали представленный материал «в пух и прах».

Во-первых, массовой читатель крайне далек от происходящего в Арктике и ему на бытовом уровне просто неизвестна ее роль в нынешнем и грядущем миропорядке.

Во–вторых, на протяжений двух десятилетий со всех «голубых экранов» нам вещали, что Арктика это зона мира и сотрудничества, а наши партнеры по Арктическому Совету просто «ангелы во плоти».

В третьих, в общественном сознании весьма стойки мифы, легенды и другие побасенки о военных строителях как «войсках Мобуты», то есть полу- анархической и трудно управляемой системы, а профессиональный уровень строителей в военных погонах ограничен понятием «два солдата из стройбата заменяют экскаватор».

Цель настоящей публикации состоит в том, чтобы в доступной форме довести до читателя издания три простые истины: 

  • первая – желающих отрезать от ледового, но лакомого пирога Арктики «считать и не пересчитать»;
  • вторая – плох тот хозяин, который позволяет всяким супостатам творить на своей усадьбе все, что им заблагорассудится;
  • третья - обустроить Арктический военный округ может только государственная строительная корпорация в лице Спецстроя России - такова объективная реальность.

Ну, а к специфике архитектуры высоких широт с военной выправкой, инновационных технологиях обустройства войск в экстремальных климатических условиях и полезном опыте Спецстроя будет изложено следующей работе.

Из Арктики мы не уйдем

С 15 декабря 2014 г. всеми силами и средствами в Заполярье управляет Объединенное Стратегическое Командование «Север» (ОСК « Север» ). Зона действия - вся акватория Северного Ледовитого океана - от российского побережья до Северного полюса. Данное решение принято в соответствии с курсом на совершенствование структуры и состава ВС РФ.

5c92ba37a7c22c4804f07362fc215c10.jpeg

Об этом сообщил Владимир Путин 27 ноября 2014 года на совещании с высшим командованием Вооруженных сил. Местом дислокации ОСК «Север» определен главный штаб Северного флота России. Впервые в истории Арктика получила собственную военную структуру.

В Советском Союзе к 1991 году Заполярье входило в зону ответственности четырех военных округов — Ленинградского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, и двух флотов — Северного и Тихоокеанского.

После реформы системы военного управления в 2010 году и создания ОСК, число штабов, отвечающих за Арктику, сократилось до трех — ОСК «Запад», «Центр» и «Восток», управлявшие силами Западного, Центрального и Восточного военных округов соответственно, включая и силы флотов — Северного для «Запада» и Тихоокеанского для «Востока».

Подобное разделение не лучшим образом сказывалось на регионе в целом: военное присутствие России, по сути, свелось к контролю нескольких локальных точек с эпизодическим посещением тех или иных районов.

Новая структура, созданная на основе Северного флота, отвечает за регион в целом, и главная задача ближайших лет, включая и текущий год, — формирование системы баз и аэродромов, обеспечивающих как повседневную деятельность в регионе и контроль за территорией и коммуникациями, так и прикрытие северных границ страны в случае войны.

Большое внимание уделяется восстановлению системы ПВО в Заполярье — отвечать за нее будет новая армия ВВС и ПВО в составе ОСК «Север». За два последних года в регионе развернуты и с 1 ноября 2014 года заступили на боевое дежурство подразделения радиотехнических войск .

Радиолокационные посты ПВО и станции наведения авиации размещены на острове Врангеля, Земле Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле и мысе Шмидта.

52b28d7448c3d392a5ff50f98cbd720d.jpg

Кроме того, в регионе существенно усиливаются пограничные войска. Естественно возродится и база подводных кораблей на островах Франца-Иосифа. Ведутся проектно-изыскательские работы по созданию постоянного пункта базирования Северного морского флота в Тикси.

На острове Котельный в группе Новосибирских островов, расположенных между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем, близится к завершению строительство военного городка модульного типа с полным циклом жизнеобеспечения, носящего название «Северный клевер» - основного места дислокации 99-й тактической группы войск. В этом году там откроется специализированный центр боевой подготовки для личного состава заполярных частей.

Для наземных действий создаются арктические бригады - особые соединения, оснащенные и подготовленные для условий Заполярья. 17 января первой из них - вновь сформированной в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной мотострелковой бригаде - вручили боевое знамя. Вторая заполярная бригада формируется в Ямало-Ненецком округе.

Одним из главных проектов должно стать строительство укрытых внутри скал земли Франца-Иосифа арсеналов для хранения более ста ракет, способных нести ядерные боеголовки. Место для хранилища выбрано с учетом многих факторов: оно уже имеет железнодорожные подъездные пути, скалы обеспечивают серьезное укрытие, а подводный ракетоносец проекта «Борей» из базы Гаджиево преодолевает расстояние до него всего за три часа.

В высоких широтах будут активно использоваться вездеходы, снегоходы и болотоходы, а также развиваться телемедицина для оказания помощи военнослужащим. Другими словами, все объекты будут отстраиваться для долговременного использования с максимально возможным комфортом.

Небольшой экскурс в историю

В советской практике военное строительство, мощная военная инфраструктура, подчас сами войска в Арктике, всегда прямо или косвенно помогали научной и хозяйственной деятельности государства. В этом нет ничего зазорного и удивительного. Давно известен теоретический тезис, гласящий, что военные приготовления, даже сама война, могут способствовать развитию производительных сил, прогрессу науки и техники.

Тезис, конечно правильный, но в бытовом плане трудно воспринимаемый. Дело конечно проще. Советское государство было столь богатым, что у него хватало средств и на военные, и на гражданские свершения в Арктике.

68474e29f368a6eb7654a7f34d030f31.jpegНеобходимо напомнить, что открытие и первоначальные исследования Арктики всегда и везде были связаны с военными ведомствами. Во-первых, освоение Арктики изначально было сугубо государственным делом, а во-вторых, оно требовало, требует и будет требовать военной организации, строгой дисциплины и личного мужества.

Русское географическое общество, с которым связаны многие пионерные начинания в Арктике, в значительной мере состояло из морских и армейских офицеров, а недавно традиция укрепилась, президентом общества стал министр обороны Российской федерации генерал армии Шойгу С.Г. Собственно говоря и структура Северного морского пути (СМП) была откровенно полувоенного характера .

Наши и зарубежные аналитики свидетельствуют, что именно в годы формирования в советской Арктике мощного военного плацдарма, там были осуществлены исследования, которые привели к выдающимся географическим и другим открытиям имеющим огромное народно-хозяйственное значение.

Масштабы работ в этом суровом регионе не имеют аналогов в зарубежной практике. На бытовом уровне информация об этом отсутствует, ибо работы велись сверхсекретно и тема Арктики была наглухо закрыта.

Из первоисточников:

За 1937 - 1991 годы во льдах Северного Ледовитого океана действовала 31(!) дрейфующая станция, из них 30 - в послевоенное время. Ежегодно летом снаряжались мощные высокоширотные авиа-экспедиции «Север». Возникали новые береговые и островные научные обсерватории и станции.

Все эти объекты наряду со сбором научно информации, во все глаза и уши внимательно наблюдали за действиями заокеанского супостата.

До сих пор, наш знаменитый полярник, государственный и общественный деятель А.Н. Чилингаров на вопрос: «За какие заслуги вам присвоили звание Героя Советского Союза?»- лишь скромно улыбается в бороду и прячет взор за очками.

Однако при упоминании одного его имени ветераны ЦРУ нервно вздрагивают, разражаются нецензурной бранью и начинают брызгать ядовитой слюной.

1cc36d26f265c722d47e4c482b0f26a6.jpg

Саморазрушение арктического военного плацдарма началось с подачи «великого реформатора» М.С. Горбачева. В своем печально известном выступлении в Мурманске в октябре 1987 г., Горбачев призвал к расширению международного сотрудничества в Арктике.

Вполне прогрессивные призывы, но они, прямо или косвенно, привели к полной демилитаризации российской Арктики и все это под чужими пушками, под гром наращивания боевой мощи на той стороне Северного ледовитого океана.

Закрывали военные базы и аэродромы, уничтожали радиолокационные станции и пограничные заставы, сокращали полки и дивизии.

Государственные деятели на вопрос, «хорошо ли, что войска покидают арктические границы», с усмешкой отвечали: «А зачем она? Для «вчерашней» войны, что ли?».

При этом, не замечая или не желая замечать, что по ту сторону продолжают наращивать военное присутствие. Угроза сегодняшней или завтрашней войны была вымарана из российских военных доктрин.

Что нам готовит супостат?

Милитаризация российских «Северов» - объективная реальность и явление вынужденное, вызванное потугами ряда циркумполярных и иных государств, правдами и неправдами, откусить кусочек «ледяного», но лакомого арктического пирога.

Оголенному во всех смыслах восточному флангу высоких арктических широт: Чукотке, острову Врангеля, до недавнего времени и Камчатке - противостоит постоянно расширяющийся бастион США - Аляска.

4d022d347e0e03d19d98eb9a1a6083c1.jpg

По официальным данным, на Аляске американцы имеют две крупнейшие военно-воздушные базы близ Анкориджа и Фэрбенкса, по одной армейской и морской базе, а также 54 других военных объекта.

Гарнизон - 20 тыс. солдат и офицеров, годовой бюджет 1,5 млрд долл. Чуть ли не ежедневно осуществляются разведывательные полеты к морским границам России, наземные войска регулярно проводят учения напротив Чукотки.

Не имея возможности непосредственно влиять на центральную российскую Арктику, США совершенствуют пространственную организацию Национальной Противоракетной обороны (НПРО) в данном регионе.

Суть НПРО состоит в следующем. Электронные системы средств обнаружения ракет противника, оповещения и связи особым образом соединены с устройствами пуска ракет-перехватчиков. Высокая их эффективность обеспечивается, по утверждению разработчиков, тем, что объекты размещаются повсеместно: на земле, в атмосфере, на море, в космосе. Тем самым акумулируются, суммируются преимущества каждого из вышеперечисленных вариантов размещения.

НПРО означает новый виток вооружения всего арктического региона. По крайней мере, на первой ее очереди решающую роль играют две базы пуска антиракет - Форт-Грили близ Фэрбенкса и Гранд-Форкс в штате Северная Дакота на севере США.

9343153af16e5755f2f338305c9b5ee9.jpg

База Форт-Грили представляет собой очень сложное сооружение, основой которого являются ракетно-пусковые комплексы. Первоначально их 5, а в перспективе - до 100-120. База Форт-Грили вместе со вспомогательными станциями на острове Кадьяк и Алеутских островах обошлась США, по разным оценкам, в 25—30 млрд. долл. Вся система НПРО - в 360 миллиардов.

На западном фланге российской Арктики Североатлантический блок (НАТО) непрерывно укрепляется. О его мощи можно судить по размаху маневров в Северном и Баренцевом морях. Только в середине 90-х годов, по опубликованным данным, было проведено 11 учений, из них 7 крупномасштабных, в каждом из которых участвовало свыше 50 кораблей, 150 самолетов и вертолетов.

В акватории Баренцева моря круглосуточно патрулируют подлодки Норвегии и других стран НАТО. На скандинавских берегах созданы 4 радиолокационных центра, крупнейшие из которых в Вардё и Киркенесе - способны фиксировать происходящее в радиусе 2 тыс. км, то есть видят весь Кольский полуостров, или весь наш полуразрушенный военно-морской плацдарм.

В 2012 году НАТО провело в Северной Норвегии учения Cold Response с участием порядка 16 тыс. военнослужащих из 16 стран. Были задействованы силы военно-морского флота и авиации.

4a2266b5d0b8d1e419c92187ceff7efc.jpg

В марте 2014 года ВМФ США провел учения Ice Exercise, разместив лагерь на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане. В учениях принимали участие подводные лодки Hampton и New Mexico. Практика «холодной войны» сегодня на глазах трансформируется в «ледовую угрозу».

Военно-строительный комплекс министерства обороны страны: славная история, бурный расцвет и удушение либеральными реформами

Профессия военного строителя появилась в глубокой древности. Самые первые военные строители – те, которые возводили земляные окопы, валы, лесные завалы. Но впоследствии работы по возведению укреплений стали более сложными. Это потребовало специалистов для таких сооружений – военных строителей.

Военно-строительные формирования под разными названиями существуют во многих странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Например, сегодня военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США. А древние римляне считали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

На Руси первые сведения о воинах-строителях относятся к 1016 году. Как указывается в летописи, это были строители, находившиеся на военной службе. Они имели обширные познания, как искусстве войны, так и обороны.

Рабочих того времени, строивших разные городские сооружения называли дереводелами и плотниками. А военных строителей – городовиками и мостовиками.

Во II-й половине XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами. Для руководства этими работами в крупных городах назначали городовых мастеров.

В эпоху Петра I строительство военных сооружений получило дальнейшее развитие. Были проведены инженерные учебные манёвры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений.

В ту же эпоху построили крупные сооружения вдоль северной, западной и южной границ страны и отдельные сооружения в Сибири. А с выходом России к морским берегам – оборонительные сооружения в Кронштадте, Ревеле, Таганроге.

В 1725 году специальный указ разделил военных строителей на два корпуса: гарнизонных и полевых. Первые стали возводить крепости и разные воинские здания и сооружения. Вторые – занимались подготовкой возможных театров военных действий и руководили строительством сооружений полевого типа.

0527dc35835cd32ab812373cdc8bf1a6.jpg

В 1756 году важные изменения в систему военно-строительных органов внёс генерал Шувалов, возглавивший военно-строительное ведомство. Появился штат инженерно-строительного полка, задачи которого – обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий а также их скрытность. Таким образом, к середине XVIII века в русской армии была создана система военно-строительных органов с постоянным личным составом.

К концу Гражданской войны инженерно-технический состав и квалифицированные кадры военных строителей участвовали в восстановлении разрушенной страны, особенно в решении транспортных и топливных проблем. А после её окончания перед ними стояла задача работать в условиях мира, а также совершенствовать свои навыки на случай войны.

Ведущие специалисты по военному строительству участвовали в проектировании и руководстве возведением железнодорожных магистралей Москва – Донбасс, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, Троицк – Орск.

В 30-е годы военными строителями было построено в общей сложности более 200 заводов, производящих разные строительные материалы и изделия. А к началу Великой Отечественной войны – 2500 железобетонных сооружений, по всей стране более 500 аэродромов.

Во время кровавых битв 1941-1945гг. особо заметный вклад внесли военные строители в победу советских войск под Москвой, в разгром фашистов под Сталинградом.

В послевоенное время была создана система проектных, научно-исследовательских институтов, лабораторий, в которых военные строители сумели разработать и внедрить абсолютно новые типы сооружений. К примеру, космодром «Байконур», принимали они участие и в строительстве Московского государственного университета.

В разгар холодной войны, в конце 40-х – начале 50-х годов стратегическое авиационное командование США успешно освоило маршруты полетов через Северный полюс. По этим маршрутам стратегические бомбардировщики наиболее короткими путями выводились к важным административно-политическим центрам и промышленным районам СССР. С 60-х годов над Арктикой проходят трассы полета МБР и БРПЛ США.

В ответ в Арктике были развернуты подразделения радиотехнических войск, части зенитных ракетных войск, полки истребительной авиации противовоздушной обороны. В частности, перехватчики базировались на аэродромах Рогачево (остров Новая Земля), Амдерма, Алыкель (Норильск), Угольные Копи (Чукотка).

f8d73b43bae10264724c8f43738562f2.jpg

Роты и батальоны радиотехнических войск ПВО дислоцировались на островах Северного Ледовитого океана с целью создания радиолокационного поля на дальних подступах к охраняемым объектам (пункты дислокации – Земля Франца-Иосифа, остров Новая Земля, острова Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля).

На советском побережье Северного Ледовитого океана располагались оперативные аэродромы дальней авиации (Нарьян-Мар, Амдерма, Надым, Алыкель, Тикси, мыс Шмидта, Угольные Копи), на которых предполагалось осуществлять дозаправку стратегических бомбардировщиков перед полетом через полюс для нанесения ударов по континентальной части США.

С 1987 года началось массовое очернение военных строителей в средствах массовой информации. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия».

В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже рупор МО СССР «Красная Звезда» и журнал «Советский воин».

Спецстрой России как сухой остаток военно-строительного комплекса Министерства обороны

На счету Федерального агентства специального строительства тысячи уникальных и очень часто секретных объектов. Спецстрой России непосредственно участвует в выполнении Государственной программы вооружений-2020, обустраивает армию и помогает реализации новых космических программ. В общей сложности Спецстрой сотрудничает с 12 федеральными министерствами и ведомствами.

По всей стране от Камчатки до Калининграда военные старатели строительного дела строят для них очень серьезные объекты. В том числе заводы по уничтожению химического оружия, места дислокации и командные пункты ВМФ, военные аэродромы, технические зоны ракетных дивизий и Войск воздушно-космической обороны.

У Спецстроя - минимум контрактов в области жилищного и социального строительства.

41dc00b77c7c930b3ad46fbdff3bfa0c.jpg

Особую миссию выполняют строители с военной выправкой в Арктике. О ней в говорит директор Спецстроя России Александр Иванович Волосов:

«Для нас важнейшей задачей является восстановление и развитие армейской и флотской инфраструктуры в Арктической зоне. Серьезно взялись за восстановление там аэродромов. До недавнего времени самой отдаленной «точкой» Спецстроя был Североморск-1. Сейчас этот аэродром практически готов, осталось установить там радиотехническое оборудование.

Получили задачу восстановить, а фактически сделать заново аэродром Нагурское на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, будем перестраивать аэропорт совместного базирования в Нарьян-Маре и еще целый ряд аэродромов.

Взлетно-посадочные полосы в материковой зоне, как правило, делаем сплошными - полностью заливаем их бетоном. Для этого у Спецстроя имеется современная техника и оборудование. Но в Арктике, где можно работать на аэродромах очень короткий период, будем использовать плиты.

Осенью прошлого года на острове Врангеля и мысе Шмидта построили типовые городки «Полярная звезда». В комплекс входят жилой, хозяйственный, административный блоки. Сверху он на самом деле напоминает звезду. Такая проектировка позволяет военнослужащим ходить из помещения в помещение, минуя открытый воздух. В Арктике это большое удобство.

Люди заселились в благоустроенные и полностью меблированные комнаты, есть пищеблок, медицинский пункт, сауна, прачечная со стиральными машинами. Предусмотрели даже спортивный зал с комнатой психологической разгрузки.

Строительство в условиях Крайнего Севера и местах с тяжелым климатом, как в той же Амурской области, в первую очередь подвели нас к решению: надо иметь в арсенале самую лучшую строительную технику. Ее, правда, пока приходится покупать за рубежом, главным образом у корейцев и японцев».

Арктическая миссия Спецстроя

В этом году исполняется 10 лет с того момента, как Спецстрой России приступил к строительству объектов в Арктике. Первым сданным объектом в Арктической зоне стала погранзастава на Земле Александры архипелага Земля Франца Иосифа. Сегодня российские войска обустраиваются на всём арктическом поясе - от Кольского полуострова до Чукотки.

В настоящее время Спецстрой России ведёт интенсивное строительство на шести островах Арктической зоны Российской Федерации: это остров Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа, пос. Рогачёво архипелага Новая Земля, остров Средний архипелага Северная Земля, мыс Шмидта Чукотского автономного округа, остров Врангеля того же округа, остров Котельный архипелага Новосибирские острова.

f103d4179cd050fc68b80b11dbc0eb9f.jpg

Строительство ведётся на островах, где находятся скалистые твёрдые породы и вечные мёрзлые грунты, а также ледяные линзы. Для возведения объектов принята сложная логистическая схема с участием трёх типов транспортировки генеральных грузов и инертных материалов: автомобильный, железнодорожный и водный. Абсолютно всё приходится завозить с материка. Это возможно только во время летней навигации — всего за 4-5 месяцев.

Общими усилиями Спецстроя и Министерства обороны в местах дислокации группировок войск в Арктической зоне создан резервуарный парк хранения топлива для полуторагодичного запаса горюче-смазочных материалов, в том числе дизельного топлива, продовольствия, вещевого и медицинского имущества. Завезено больше 10 тысяч тонн песка, больше 8 тысяч тонн щебня, больше 900 тонн металлоконструкций, 8 тысяч кубических метров утеплителя и панелей — всего около 50 000 тонн грузов. Для подвоза грузов к месту строительства было построено 81 тысяча погонных метров дорог.

Параллельно с завозом грузов и техники производилась подготовка береговых линий и временных дорог для приёма грузов в период весенней и осенней навигаций 2014 года. В итоге на всех шести арктических островах Спецстроем построено 15 000 квадратных метров полезной площади. На объектах работает больше 200 единиц техники и почти тысяча высокоспециализированных специалистов Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России.

Поставлена специальная гусеничная и колёсная техника для оснащения арктической группировки. Строительная и специальная техника отвечает требованиям повышенной проходимости, имеет заводское арктическое исполнение и способна работать в условиях крайне низких температур.

В строительстве задействованы граждане Российской Федерации и Белоруссии, которые работают вахтовым методом в две-три смены без выходных.

Как рассказал «Красной звезде» врио начальника ФГУП «Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России» Олег Сиразетдинов, в конце октября 2014 года введён в эксплуатацию арктический городок Полярная звезда на острове Врангеля. В ноябре модульное жилое здание было сдано на мысе Шмидта. Каждое сборное блочно-модульное здание рассчитано на комфортное проживание 44 военнослужащих. В здании есть помещение для занятия спортом, столовая, медицинский пункт, сауна, кабинет психологической разгрузки.

Средняя температура в этом году на Арктических остовах составила минус 40 градусов. Поэтому важное значение имеет энергоснабжение, которое организовано за счёт автономных дизельных котельных. Они вырабатывают тепловую и электрическую энергию, которая подаётся в здания и сооружения по наружным сетям. Водоснабжение осуществляется в основном за счёт забора снега и доставки воды из близлежащих озёр. Вода собирается, проходит систему очистки и подаётся в центральный водопровод. Сточная вода также проходит систему очистки до уровня технически чистой.

318d1f9048b475ae9c0a4475da8d541a.jpg

На всех объектах, строительство которых ведётся в 2015 году, предусмотрены электрические бани, в казармах — душевые кабины, современные столовые, культурно-досуговые помещения, спортивные залы с тренажёрами. На всех объектах будет городская телефонная связь, телевидение, точки доступа к защищённому Интернету.

Уже в этом году ФГУП «Спецстройинжинииринг» при Спецстрое России разместило два тендера для строительства аэродрома, а также стационарных объектов частей и подразделений министерства обороны РФ на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа, поселение Нагурское), на эти цели планируется направить почти 7,19 миллиарда рублей, соответствующие заявки размещены на портале госзакупок.

Согласно материалам к закупкам, единственным исполнителем для строительства аэродрома выбрано «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства», исполнителем работ по началу строительства военных объектов стало Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое.

Работы должны быть выполнены до 9 декабря 2016 года. Поселок Нагурское расположен на крайнем северо-востоке острова Земля Александры. Это самая северная пограничная застава России. Административно поселение относится к Архангельской области.

Заключение

Всего в Арктической зоне планируется построить 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации. Регион северных высоких широт это северное пограничье нашей страны и осваивать его надо крупно - масштабно, капитально и перспективно. Строителям с военной выправкой по плечу эта задача.

Борис Скупов

d11f115c2336fd1da308fce6b9dbe725.jpg

Комментарии