Путешествие в недра подземных культовых сооружений

Подпишитесь на канал

Жители городов и весей нашей страны любят посещать значимые святые места России – Троице-Сергееву Лавру, Псково-Печерский монастырь, Дивеево, Оптину пустынь. Гордятся паломничеством на Святую Землю, Гору Афон или в Киево-Печерскую Лавру. Особо острые ощущения и глубокие впечатления испытывают паломники при осмотре подземных культовых сооружений. Предлагаю совершить мысленное путешествие в их недра тех, кто еще не испытывал этих чувств.

Пролог

Недра земли всегда таили в себе что-то страшное, собственно, как и другие неизведанные пространства, окружающие человека. Эти страхи идут из глубин веков.

В мифах Древней Греции сладкоголосый Орфей пересекал реки печали и забвения в царстве тьмы, вызволяя свою возлюбленную Эвридику. Римский поэт Вергилий в своих творениях продолжил греческие традиции мрачных описаний мира Аида – Плутона. Данте в “Божественной комедии” проводил своего героя по кругам Ада, раскрывая ему тайны жизни и смерти...

В монастырских пещерах даже закоренелых атеистов охватывает какой-то трепет и беспокойство. В узких и извилистых коридорах стихает гомон туристов, и все поневоле переходят на шепот. В тесных и холодных монашеских кельях царит глухая тишина. Кажется кощунственным тревожить покой этих святых мест.

Стоит удалиться попутчикам, и остаешься наедине – с кем и с чем? С самим собой, со своей душой, с Богом? Поневоле начинаешь думать, кто ты? Червь земной? Пылинка в Космосе? Не дай Бог погаснуть слабо мерцающему пламени свечи – твоему единственному и неверному спутнику в подземном мире.

Введение

Немало загадок таят культовые архитектурные сооружения, построенные в старину под землей. Трудно найти в построенном человеком мире какие-либо другие объекты, которые бы так были окружены легендами, мифами и домыслами как подземелья.

В архивах редко можно встретить документы, планы и описания подземных сооружениях. Тем более, что источники позволяют выявить любопытную закономерность: местные власти предпочитали и предпочитают скрывать, существование культовых пещер, если это было возможно. Что уж тут говорить о монахах, которые оберегали тайны подземелий как зеницу ока. Да и владели секретами подземелий немногие посвященные, которые исчезли в водоворотах жестоких и сложных времен, не успев передать известные только им сведения.

Подземелья обычно не заносились в реестры недвижимого. А человеческая память слаба. Перенося факты из поколения в поколение, она утрачивает их. И тем не менее она позволяет выявить существенные детали. Вспоминает старейшая жительница села Сухоречка Мария Кайсина:

«Однажды я была там. Монах нам с ребятами и девчатами продал свечи по 1 копейке за штуку и проводил в пещеру. Шли порядком, держа перед собой свечу, в полный рост. Ход выложен кирпичом в виде свода. Дошли до гробов, на стенах висели лампадки, имелась роспись. Вышли в другом месте, но где - не помню. По ходу были другие двери, но монах сказал, что туда ходить запрещено. Один вход в пещеру нашли прямо на дороге между 1-ым каменным домом на въезде и канализационным колодцем».

Обвалы и просадки грунтов позволяют сделать подземелья видимыми. А происходят они по многим причинам статистического и механического воздействия: разрушается кирпич стен крепления, теряют прочностные свойства грунты, показывают свой характер грунтовые воды, возрастает транспортная нагрузка и человеческая деятельность на поверхности земли.

Нельзя осудить и обычную реакцию властей, хозяйствующих субъектов – «все немедленно засыпать» – ибо велика опасность для прохожих, транспорта и любознательной малышни. Наличие подземелий на территории тюремной зоны всегда провоцируют заключенных на побег, а охрану на жесткие меры по их ликвидации: взорвать, засыпать, забетонировать.

Из истории пещерных поселений

Установлено что первым жильем человека была пещера. Она защищала его от непогоды, оберегала от хищников, сохраняла тепло и покой. С помощью нехитрых приспособлений человек выкапывал, выцарапывал и выскребал ее в ширь и глубь. Иногда пещеры образовывали целое поселение.

С древних времен до наших дней сохранились города под землей, самые крупные из которых находятся в турецкой области Каппадокия. Раскопки показали, что в сложной системе подземных помещений предположительно жило до ста тысяч человек. Этот сумеречный мир со своей особой культурой основали первые христиане, скрывавшиеся от гонений римских язычников.

Один из городов – Каймакли протянулся на 19 километров и состоял из 8 - 10 уровней, где находились жилые помещения, склады, церкви, монастыри, пешеходные коридоры и кладбища. Археологи, раскопавшие город в 60-х годах, были поражены совершенством системы вентиляционных тоннелей длиной 70–80 метров, шахт и труб, которая позволила не только подавать чистый воздух на такую глубину, но и контролировать его влажность и температуру!

К IV веку в долине Гюреме (Гёреме) действовало уже около 400 подземных христианских храмов. Сейчас этих храмов насчитывается около 500. Все они богато украшены фресками и имеют замечательное архитектурное и фресковое убранство. Многие из них представляют собой сложные многоэтажные и многокилометровые подземные комплексы, в которых храмы сочетаются с жилыми келиями, пекарнями, кузницами, хранилищами, вентиляционными и осветительными коллекторами и всевозможными подсобно-хозяйственными помещениями. Часть их действует до сих пор; в иных под патронажем ЮНЕСКО организованы музеи.

Следует напомнить что, в отличие от построек над землей, за поселение под землей не брали налоги, т. к. это считалось не подопечной территорией для земных властителей - ближе к аду, чем к раю и, в целом, миру.

Кстати, пещерные церкви встречаются и в других уголках земли - в Крыму, в горах Европы, оставаясь непривычными для восприятия из-за обилия более стандартного, распространенного варианта храма.

Известны примеры и относительно недавнего сооружения подземных монастырей - в 1918 году бывший кронштадский матрос Александр Андреевич Яковенко, ставший под влиянием проповедей св. Иоанна Кронштадского иеромонахом Алипием, вернулся на родину в Чернигов.

Получив приход близ Черниговского Свято-Троицкого монастыря, всего за несколько лет, работая практически в одиночку он вырубил трехкилометровую систему подземных ходов, церквей и келий Ильинского монастыря.

Своим духовным отцом при этом подвиге труда и веры он считал св. прп. Антония Печерского – что в начале XI века своими руками создал вначале ряд подземелий Киево-Печерской лавры, затем подземный монастырь близ Чернигова.

Монашество и «пещерожительство» на святой Руси

Вместе с христианством на Русь пришло и его молитвенно - подвижническое явление: «Исихия» (от греч. hesychia —покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничество, а также пещерное затворничество.

Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца слезами».

Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области.

Киево-Печерская Лавра

Как известно, монашество на Руси буквально «вышло» из пещер Киево-Печерской лавры. Это один их самых древних христианских подземных храмов на территории СНГ и всего Православного мира, и здесь его ценность выше всяких возможных оценок. Поэтому, центральное место в изучение ПКС занимает Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI века преподобным Антонием в окрестностях Киева на правом берегу Днепра.

Сохранившиеся подземелья Киево-Печерской лавры расположены в два яруса (верхний в лёссах, на глубине 5÷10 м от поверхности; нижний в песчаниках на глубине 20 метров). Высота ходов до 2 м, ширина 1 м.

Спелеологи оценивают суммарную длину пещер Киево-Печерской лавры в 507 м, при этом Ближние пещеры в 227 м и Дальние в 280 м. Они представляют собой комплекс подземных искусственных сооружений культового характера (монастырь + соборы + церкви + катакомбы + келии + хозяйственные подвалы)

Часть катакомбных ходов открыта для экскурсионного посещения – несмотря на то, что влага, выдыхаемая толпами праздно- зевающих туристов, вредит сохранности человеческих останков, мумифицированных в сухом и стерильном прежде воздухе катакомбы.

Троице-Сергиевская лавра

Как и Киево-Печерские, абсолютное большинство иноческих обителей имеет разветвленные системы подземных ходов и церквей, келий подвижников и хозяйственных подвалов, источников водоснабжения и тайников.

В сентябре 1608 года 35-тысячное войско, возглавляемое опытными польскими гетманами Сапегой и Лисовским, осадило Троице-Сергиеву лавру. Полтора года длилась осада… Десятки штурмов выдержали ее защитники - монахи, окрестные жители и стрельцы, - отвлекая многотысячную польскую армию от боевых действий в Москве.

По всем военным законам лавра должна была пасть - ни пороха, ни продовольствия не было заготовлено на столь долгий срок. И все-таки монастырь устоял, а 12 января 1610 года польское войско с позором отступило.

В чем же оказался секрет неприступности монастыря-крепости? В 12 километрах от Троице-Сергиевого мужского монастыря находится женский Покровский монастырь. Именно из него по подземному ходу непрерывно доставлялись в осажденный монастырь порох, продукты, оружие. Об этом упоминается в истории осады лавры, написанной келарем Авраамием Палицыным.

Пещеры Псковско-Печерской лавры

Подземные культовые сооружения Псково-Печерской Лавры самые объемные в России. Делятся они как и Киево-Печерские на «ближние» и «дальние», в которых упокоились более 10 000 человек.

Допуск паломников в «демо-версию» пещер - так называемые «ближние пещеры» свободный. Уже побывав в Киево-Печерской лавре, автор этих строк ожидал увидеть длинный коридор с арками мощей святых, но все уткнулись в узкую комнату с гробами основателя, супруги и сподвижника. Люди вокруг толкались, спешили прочитать молитву, поцеловать икону и поставить свечку. Для специалиста-спелеолога это было полнейшим разочарованием.

Но все решил не отступать от намеченного. В справочном окошечке нашел молодого монаха, расспросил про дальние пещеры. Монах посоветовал вернуться на следующий день, слиться с паломнической группой в 11 или в 15 часов.

По одному из тоннелей молодой и «довольно продвинутый» послушник и провел нас. В начале подземный коридор были укреплен кирпичом, но более дальние места представляют собой плотный влажный песок, сохраняющий постоянную температуру в 4 градуса. Песок втягивает в себя запахи, замедляет разложение тел, не мумифицируя их. Помимо монахов, здесь также захоронена знать, обустроенная в отдельных норах, давая возможность поставить новопреставленного сверху.

Коридоры выводят к иконе в подземной церкви, где люди прикладываются к светлому лику, после чего двигаются в обратный путь, переплетаясь со встречной группой из других туннелей.

В одном из проемов монах приоткрыл дверку, в которую можно посвятить фонариком от мобильника, дабы разглядеть гробы. И в тайне сообщил, что далее следует подземный ход аж в саму Киево-Печерскую Лавру. Экзальтированные паломницы заохали и заахали, высокообразованные паломники попросили разрешения снять дверь в открытом и закрытом состоянии.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), сам выходец из монашества Псково Печерской обители вспоминает, что их - молодых иноков и на пушечный выстрел не подпускали в глубь дальних пещер. Точного плана пещер никто, кроме архимандрита монастыря и работников спецслужб не видал. Возможно что-то секретное и таится не за этой, так за другой дверью.

Общие понятия о подземных культовых сооружения (ПКС)

Обыкновенно так называют культовые сооружения, главные части которых, по эксплуатационным и функциональным соображениям, расположены под землёй.

По своему функциональному назначению ПКС подразделяют на:

  • языческие капища и святилища;
  • пещеры отшельников;
  • пещерные храмы;
  • пещерные комплексы - подземные скиты и подземные монастыри;
  • подземные некрополи и гробницы – катакомбы, крипты и склепы.

В зависимости от способа строительства различают два вида ПКС: котлованного типа (полузаглубленные и заглубленные) и горные выработки. В свою очередь они бывают мелкого заложения, расположенные на глубине не более трех метров и глубокого заложения - глубиной более трех метров. При этом наибольший размер, пролёт или высота поперечного сечения выработки должны быть не боле 5 метров. В отношении подземных культовых сооружений котлованного типа таких ограничений не существует.

Особенности подземных культовых сооружений Святой Руси

Практически все объекты расположены на господствующих высотах, сформировавшимися относительно крепкими известковыми и меловыми отложениях на крутом правом берегу постоянных водотоков. Поэтому почти все пещеры имеют достаточно хорошую сохранность свода, опорных столпов и стен, и в тоже время ни один из объектов не имеет внутренних источников воды.

Среди монахов действующих монастырей и местных жителей распространены легенды о наличие подземного хода под рекой. Подобный ход обычно не находят, однако в большинстве случаев обнаруживаются остатки ходов, идущих в сторону реки. Вероятно, что они использовались для скрытного подхода к берегу с целью забора воды и вынужденного бегства.

Нередко в непосредственной близости от монастыря обнаруживаются следы более древних поселений: в окрестностях Святогорского монастыря - палеолитические стоянки, рядом с Дивногорским монастырём - руины хазарской крепости.

Элементы ПКС

Преобладающий элемент культовых подземелий горизонтальные тоннели. По аналогии с ходами, идущими по периметру или по спирали в стенах древних наземных церквей они обычно имеется кольцевой ход, опоясывающий основную камеру - зал (алтарь). Для сообщения между ярусами (этажами) обычно используются наклонные ходы. Как правило, ход обычно наклонён на 15 - 18 градусов, реже до 30 и более. Довольно часто имеются вырубленные ступени.

В некоторых монастырях монастыре исследователями отмечена странная закономерность - все длины участков ходов между поворотами и ответвлениями с малыми отклонениями кратны пяти.

Размеры наклонных и горизонтальных ходов практически всегда одинаковы: ширина от 0,8 до 1,2 м, высота - от 1,6 до 1,8 м. Изредка встречаются ходы с высотой меньше 1 м, либо, в местах пересечения разноуровневых ходов, высота может достигать 3,5 м.

Для обслуживания подземных работ и эксплуатации сооружения: вывоза грунта, разведки горных пород, водоотлива, вентиляция, входа и выхода, других нужд устроены штольни или потерны - горизонтальные или слабонаклоненные тоннели.

Форма поперечного сечения тоннеля зависит от инженерно-геологических условий района строительства и способа ведения работ по его проходке.

Практически не применялась круговая форма и очень редко встречается прямоугольная форма сечения. Зато широко была распространена сводчатая форма:

  • корытообразная с пологим сводом - для тоннелей в прочных скальных породах с незначительным горным давлением;
  • корытообразная с полуциркульным сводом - для тоннелей в скальных породах средней крепости при небольшом вертикаль ном и отсутствии бокового горного давления;
  • коробовая с уширенным основанием, сводом малого радиуса и криволинейными стенками - при большом вертикальном и небольшом боковом горном давлении;
  • подковообразная - в слабых породах при большом вертикальном и горизонтальном горном давлении и при давлении горных пород снизу.

К числу коммутационных и вентиляционных элементов относятся шахты или стволы - вертикальные полости, доступные для человека, имеющие в основном цилиндрическую или квадратную форму при глубине более 10 м.

Для постоянного пребывания, а также для богослужений, хозяйственной и иной надобности служат камеры – искусственные полости (залы, келии, ниши).

Залы - это крупные, большие камеры, у которых один из размеров превышает две сажени или около 5 м. Высота выработок может приближаться к 5 м. Для поддержки плоского или куполообразного свода нередко оставлены породные целики в виде опорных столпов или стен.

Что такое пещерный храм и церковь пещерного монастыря?

В залах обычно располагается храм. Необходимо различать собственно пещерный храм и церковь в составе комплекса пещерного монастыря.

Автономный пещерный храм может полностью находится в земле или иметь как у наземной церкви, западный - наружный фасад, может иметь и купола, но алтарная ее часть обязательно должна быть подземной. Богослужебные функции пещерного храма ничем не отличаются от наземного.

Церковь пещерного монастыря это искусственная полость, где размещался алтарь. Вызвано это тем, что подземный монастырь уже не есть «рукотворный мир». Он в своим устройством, в целом, символизирует образ Царства Небесного - храма Божьего. Устройство таких церквей без алтарной преграды было характерно для древних пещерных монастырей, где на богослужении присутствовали только насельники уже принявшие постриг или схиму.

Как правило, вокруг пещерного храма отрывались ходы для совершения крестного хода. Здесь располагались приалтарные затворнические келии и была возможность прямого общения монахов-затворников, не выходя из них, непосредственно с алтарем. Такое пространственное объединение алтаря со всем монастырем свидетельствует об общей идее, объединяющей все части подземного сооружения в одно символическое целое.

Символический и идейный центр устройства пещерного монастыря, выраженный через пещерный алтарь, раскрывает смысл всего пещерного строительства в его первичном виде – места Христоподражательского подвига, аскетического подземного жилья и особой формой погребения.

Камеры - небольшие выработки, обычно прямоугольной формы. Камеры использовались как кельи, трапезные, хозяйственные помещения, усыпальницы. Широко использовались следующие формы поперечного сечения камерных выработок:

  • корытообразная с вертикальными стенками и пологим сводом в плотных и прочных скальных породах, не оказывающих горного давления;
  • корытообразная с вертикальными стенками и подъёмистым сводом в породах с небольшим горным давлением;
  • корытообразная с наклонными стенками и пологим или подъёмистым сводом в породах с небольшим горным давлением при несовпадении углов напластования;
  • коробовая подковообразная в породах, оказывающих вертикальное и боковое горное давление, а также при большом давлении подземных вод;
  • полуциркульная используемые при большом горном и наружном гидростатическом давлениях, а также при несимметричном давлении породы;
  • несимметричная при одностороннем горном давлении.

При этом не наблюдаются применение овоидальной, эллиптической с горизонтальной и вертикальной большой осью, а также круглой форм.

И келья и могила

Пещерная келия несет в себе ясный смысл буквального умирания миру. Такая келия «жесткого затворника», является одновременно и его будущей могилой.

Согласно описаний спелестологов затворнические камеры - келии были одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где находится алтарь. Они имеют внутри форму большой русской печи- длина ее равна росту человека - в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек. Посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колена человека, По сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.

Влезши в такую камеру - келию, подвижник имел возможность свободно лежать и сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик. Стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке помещались иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника одна из лежанок служила ему ложем для сна, а ровик по смерти становился могилой. Близость таких камер к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение и словесно участвовать в нем.

Существовала и особая форма погребения пещерных подвижников. Отличительной чертой Лаврских погребений, по сравнению с восточными монастырями, является уважительном отношении к погребению и к телу почившего подвижника - сохранению останков в их целом, нерасчлененном виде о чем свидетельствуют мощи Печерских подвижников. Способ погребения: или в отдельную келию или в нишу мог отражать степень почитания и образ служения почившего.

Этот тип христианского погребения в русских пещерных монастырях не является заимствованием ни Палестинского, ни Афонского способа в их чистом виде, а является самостоятельной формой, особенно характерной для первых христиан. Это соответствует общей духовной традиции православного монашества, выраженной в словах св. Кассиана Римлянина, что цель иночества – возрождение первохристианских традиций.

В заключение

Для чего нам нужны знания о ПКС , почему мы собираем факты их присутствия, что побуждает нас изучать этих свидетелей былых эпох, несущих вкус романтики и тайны?

Прежде всего, подземные культовые сооружения представляют обширную группу памятников архитектуры, истории и культуры, это носители строительных традиций, технической мысли и мастерства прошлых поколений, а зачастую и национальных черт народа.

Вот почему подземные объекты должны тщательно изучаться, оцениваться с точки зрения исторической, архитектурной и хозяйственной значимости. А затем либо подлежать охране, как величайшая ценность, либо включаться в городскую технологию, либо устраняться как досадная помеха.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!