3 декабря отмечается
Международный день инвалидов (англ. International Day of Persons with
Disabilities - Международный день людей с ограниченными возможностями). Дата
отмечается ежегодно во всем мире, начиная с 1992 г. Была установлена
принятой без голосования резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН от 14
октября 1992 г.
Комфорт и уют инвалиду в московском метро гарантирован. В каждом вагоне для него выделено специальное пространство под надписью «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Не все москвичи и гости столицы умеют читать. Для них, через каждые пять минут, заботливый голос диктора призывает «Будьте взаимно вежливы! Уступайте место пассажирам с детьми и инвалидам!»
Многие пассажиры метрополитена слабы не только слухом, но и зрением и замечают человека с тростью лишь после агрессивных упреков и действий. Но заняв принадлежащие ему по полному праву место, инвалид душевного покоя не испытывает, ибо его «крестный путь» по городскому подземному пространству продолжается и неизвестно чем кончится.
Печальное предисловие
В середине июня 2011 года по распоряжению начальника питерской подземки Владимира Гарюгина инвалидам-колясочникам запретили спускаться в метро Санкт-Петербурга. Свое решение господин Гарюгин объяснил тем, что эскалаторы не оборудованы для колясок и инвалид может не удержать свою коляску на эскалаторе.
Справка Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:
В Санкт-Петербурге проживают около 9 тысяч инвалидов-колясочников. Из них на самостоятельную дорогу в метро отваживается не больше десятка человек.
«То, что в Петербурге запретили ездить в метро инвалидам, пусть даже только в часы пик — это прямое нарушение прав человека. Насколько я знаю, не было случаев, чтобы люди с ограниченными возможностями стали причиной каких-то ЧП в метро. В любом случае ссылки на какие-то благие цели не являются оправданием подобных ограничений — так можно далеко зайти. Тогда, получается, нужно не пускать в метро пожилых людей, детей» - комментирует в Интернет колясочница Евгения Гурова, которую не пустили в метро.
Естественно разразился скандал. Комиссия Общественной палаты обратилась к губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко и руководству местного метро за разъяснениями. Чиновники пообещали, что с сентября маломобильным гражданам вновь будет дозволено спускаться по эскалатору — но только не в часы пик. Подготовят специальное расписание, где укажут, в какие часы и на каких станциях инвалидам можно будет пользоваться чудо-лестницей.
Прошло четыре года «а воз и ныне там». Без сопровождающего лица инвалида- колясочника в питерском метро к турникету и близко не подпускают. То же касается и человека на костылях. Автора публикации, передвигающегося с тростью, контролер станции «Нарвская» (некрасовская женщина со взглядом царицы) на полном ходу остановила, ссылаясь на какую-то инструкцию.
Московское метро не для инвалидов колясочников
Ни чуть не лучше состояние дел в либеральном московском метро Колясочникам пользоваться им просто невозможно. Много ступенек, высокие переходы, неудобные вагоны.
В одиночку ездить решаются самые отчаянные, такие как паралимнпийский чемпион Владимир Кашицын, который уже много лет этим транспортом ездит на тренировки с утра, в самые часы пик.
«Ездить в метро инвалиду-колясочнику реально и одному, И для этого вовсе не нужно быть спортсменом. Просто надо привыкнуть к метро и освоить дорогу. Смотрите, как все удобно и просто на эскалаторе, и не нужен никакой сопровождающий, — доказывает Владимир, — Никаких проблем! Зато лестницы — это сущее наказание»
Однако проблемы начинаются у входа в метро, где у турникетов дежурит активная немолодая дама. И пока Владимир достает проездной, она высказывает ему массу претензий: почему без сопровождения, почему в час пик едет и вообще в следующий раз она его в метро не пропустит.
«По моим наблюдениям, поведение контролеров зависит от конкретного начальника станции, — констатирует Владимир, — На одних станциях пускают нормально, на других начинают придираться. Например, раньше я тренировался недалеко от метро "Орехово”. Несколько лет ездил туда три раза в неделю, и, представляете, каждый раз меня ругали за то, что я без сопровождения, и говорили, что обратно меня не пропустят».
Основная задача Владимира беспрепятственно попасть в вагон. Здорово это получается на старых поездах, где пол вагона на одном уровне с платформой. Совсем плохо когда вагон новый - приподнятый на 120 мм над платформой.
Очередной поезд действительно оказался старого образца. Пропустив поток пассажиров, Владимир легко въехал в вагон.
И здесь инвалида – колясочника более всего волнуют проблемы морально -нравственные. «У нас человека на коляске часто воспринимают как нищего, — с горечью говорит Владимир, — Иногда подходят полицейские и грубо требуют: «Чтобы я тебя здесь больше не видел!». Несколько раз подходили какие-то мужики, предлагали работать на них — милостыню просить. Хотя, по-моему, я всегда нормально одет, выбрит и, надеюсь, не произвожу убогого впечатления».
Мир не без добрых людей
Время действия - 09.15 21 октября 2015 года . Место действия - станция метро Славянский бульвар.
Исполнители - молодые крепкие ребята в желтых жилетах с красной надписью на спине видны издалека. Это сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), которые ждут маму ребенком, которым нужна помощь при транспортировке коляски.
«Поедем на «Измайловскую», – говорит Анна Аверьянова, старший инспектор ЦОМПа, – это станция старая, ступеньки там крутые, чтобы выйти на улицу или к поездам, нужно преодолеть несколько лестниц. Поэтому и нужна наша помощь».
Полезно знать
Центр обеспечения мобильности пассажиров работает в Московском метро уже два года: день его рождения – 14 октября 2013 года. За это время сотрудники ЦОМПа помогли добраться из одного места до другого более чем 400 тысячам пассажиров. Большинство из них – пожилые люди, родители с детьми, слепые или слабовидящие.
Оформить заявку на сопровождение по территории Московского метрополитена по любому маршруту можно по телефону поддержки: 8 (495) 622-73-41 или на сайте метро в разделе «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Обслуживание пассажиров осуществляется с 08:30 до 19:30. Услуги сопровождения оказываются бесплатно.
Вместо заключения
Подумаем на досуге - соответствуют ли требованиям доступной среды московские подземные сооружения: метро и переходы?
Понятие «ограничение мобильности» применимо не только к тем из нас, у кого есть инвалидность. Почувствовать ограничение мобильности может любой человек, который пытается перейти дорогу с тяжелыми сумками в руках. Те, кому приходилось восстанавливаться после травмы, походив на костылях по нашим улицам, смогли узнать, насколько они «удобны».
Пожилые люди, дети, беременные тоже испытывают подобные неудобства. Люди с ограничениями слуха, зрения, люди с ментальными нарушениями испытывают подобные неудобства не только на улице, но и при попытке справиться с привычными для нас вещами, объектами и технологиями. Что же делать для того, чтобы таких неудобств не возникало? Помогут принципы инклюзивного или, как его еще называют, универсального дизайна.
№ | Принципы | Индефикация | Соответствие в московском метрополитене |
1 | Равенство в использовании. | Объектами могут пользоваться как люди с ограниченными возможностями, так и без | Не соответствует |
2 | Гибкость в использовании. | Например, ножницы должны одинаково работать как для левши, так и для правши | |
3 | Простое и интуитивное использование | Любой человек без специальных знаний может интуитивно понять, как пользоваться объектом | Не соответствует |
4 | Легкость в восприятии информации. Кому-то легче воспринимать текст, кому-то рисунок, а кому-то – воспринимать информацию на слух. | Информация должна предоставляться таким образом, чтобы она одинаково легко усваивалась людьми с разными типами восприятия | Не соответствует |
5 | Возможность совершения ошибки | Согласно этому принципу при проектировке объекта следует учитывать ошибки, которые может совершить пользователь, и предусматривать их совершение | Не соответствует |
6 | Минимальность физического усилия | Пользователь должен прикладывать минимальные усилия при работе с объектом | Не соответствует |
7 | Размер и пространство для использования | Например, турникеты должны быть приспособлены для людей, идущих пешком и для людей в коляске. Для этого нужно правильно спроектировать размер турникета. | Через ординарный турникет на коляске не проедешь |
Борис Скупов
Комментарии (1)