Крестный путь инвалида по городскому подземному пространству (3 декабря - Международный день инвалидов)

Подпишитесь на канал

e92c8c2c5e08f327970a85d75484166e.jpg
3 декабря отмечается Международный день инвалидов (англ. International Day of Persons with Disabilities - Международный день людей с ограниченными возможностями). Дата отмечается ежегодно во всем мире, начиная с 1992 г. Была установлена принятой без голосования резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН от 14 октября 1992 г.

Комфорт и уют инвалиду в московском метро гарантирован. В каждом вагоне для него выделено специальное пространство под надписью «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Не все москвичи и гости столицы умеют читать. Для них, через каждые пять минут, заботливый голос диктора призывает «Будьте взаимно вежливы! Уступайте место пассажирам с детьми и инвалидам!»

Многие пассажиры метрополитена слабы не только слухом, но и зрением и замечают человека с тростью лишь после агрессивных упреков и действий. Но заняв принадлежащие ему по полному праву место, инвалид душевного покоя не испытывает, ибо его «крестный путь» по городскому подземному пространству продолжается и неизвестно чем кончится.

Печальное предисловие

В середине июня 2011 года по распоряжению начальника питерской подземки Владимира Гарюгина инвалидам-колясочникам запретили спускаться в метро Санкт-Петербурга. Свое решение господин Гарюгин объяснил тем, что эскалаторы не оборудованы для колясок и инвалид может не удержать свою коляску на эскалаторе.

Справка Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:

В Санкт-Петербурге проживают около 9 тысяч инвалидов-колясочников. Из них на самостоятельную дорогу в метро отваживается не больше десятка человек.

«То, что в Петербурге запретили ездить в метро инвалидам, пусть даже только в часы пик — это прямое нарушение прав человека. Насколько я знаю, не было случаев, чтобы люди с ограниченными возможностями стали причиной каких-то ЧП в метро. В любом случае ссылки на какие-то благие цели не являются оправданием подобных ограничений — так можно далеко зайти. Тогда, получается, нужно не пускать в метро пожилых людей, детей» - комментирует в Интернет колясочница Евгения Гурова, которую не пустили в метро.

Естественно разразился скандал. Комиссия Общественной палаты обратилась к губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко и руководству местного метро за разъяснениями. Чиновники пообещали, что с сентября маломобильным гражданам вновь будет дозволено спускаться по эскалатору — но только не в часы пик. Подготовят специальное расписание, где укажут, в какие часы и на каких станциях инвалидам можно будет пользоваться чудо-лестницей.

Прошло четыре года «а воз и ныне там». Без сопровождающего лица инвалида- колясочника в питерском метро к турникету и близко не подпускают. То же касается и человека на костылях. Автора публикации, передвигающегося с тростью, контролер станции «Нарвская» (некрасовская женщина со взглядом царицы) на полном ходу остановила, ссылаясь на какую-то инструкцию.

Московское метро не для инвалидов колясочников

Ни чуть не лучше состояние дел в либеральном московском метро Колясочникам пользоваться им просто невозможно. Много ступенек, высокие переходы, неудобные вагоны.

В одиночку ездить решаются самые отчаянные, такие как паралимнпийский чемпион Владимир Кашицын, который уже много лет этим транспортом ездит на тренировки с утра, в самые часы пик.

«Ездить в метро инвалиду-колясочнику реально и одному, И для этого вовсе не нужно быть спортсменом. Просто надо привыкнуть к метро и освоить дорогу. Смотрите, как все удобно и просто на эскалаторе, и не нужен никакой сопровождающий, — доказывает Владимир, — Никаких проблем! Зато лестницы — это сущее наказание»

Однако проблемы начинаются у входа в метро, где у турникетов дежурит активная немолодая дама. И пока Владимир достает проездной, она высказывает ему массу претензий: почему без сопровождения, почему в час пик едет и вообще в следующий раз она его в метро не пропустит.

«По моим наблюдениям, поведение контролеров зависит от конкретного начальника станции, — констатирует Владимир, — На одних станциях пускают нормально, на других начинают придираться. Например, раньше я тренировался недалеко от метро "Орехово”. Несколько лет ездил туда три раза в неделю, и, представляете, каждый раз меня ругали за то, что я без сопровождения, и говорили, что обратно меня не пропустят».

Основная задача Владимира беспрепятственно попасть в вагон. Здорово это получается на старых поездах, где пол вагона на одном уровне с платформой. Совсем плохо когда вагон новый - приподнятый на 120 мм над платформой.

Очередной поезд действительно оказался старого образца. Пропустив поток пассажиров, Владимир легко въехал в вагон.

И здесь инвалида – колясочника более всего волнуют проблемы морально -нравственные. «У нас человека на коляске часто воспринимают как нищего, — с горечью говорит Владимир, — Иногда подходят полицейские и грубо требуют: «Чтобы я тебя здесь больше не видел!». Несколько раз подходили какие-то мужики, предлагали работать на них — милостыню просить. Хотя, по-моему, я всегда нормально одет, выбрит и, надеюсь, не произвожу убогого впечатления».

Мир не без добрых людей

Время действия - 09.15 21 октября 2015 года . Место действия - станция метро Славянский бульвар.

Исполнители - молодые крепкие ребята в желтых жилетах с красной надписью на спине видны издалека. Это сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), которые ждут маму ребенком, которым нужна помощь при транспортировке коляски.

«Поедем на «Измайловскую», – говорит Анна Аверьянова, старший инспектор ЦОМПа, – это станция старая, ступеньки там крутые, чтобы выйти на улицу или к поездам, нужно преодолеть несколько лестниц. Поэтому и нужна наша помощь».

Полезно знать

Центр обеспечения мобильности пассажиров работает в Московском метро уже два года: день его рождения – 14 октября 2013 года. За это время сотрудники ЦОМПа помогли добраться из одного места до другого более чем 400 тысячам пассажиров. Большинство из них – пожилые люди, родители с детьми, слепые или слабовидящие.

Оформить заявку на сопровождение по территории Московского метрополитена по любому маршруту можно по телефону поддержки: 8 (495) 622-73-41 или на сайте метро в разделе «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Обслуживание пассажиров осуществляется с 08:30 до 19:30. Услуги сопровождения оказываются бесплатно.

Вместо заключения

Подумаем на досуге - соответствуют ли требованиям доступной среды московские подземные сооружения: метро и переходы?

Понятие «ограничение мобильности» применимо не только к тем из нас, у кого есть инвалидность. Почувствовать ограничение мобильности может любой человек, который пытается перейти дорогу с тяжелыми сумками в руках. Те, кому приходилось восстанавливаться после травмы, походив на костылях по нашим улицам, смогли узнать, насколько они «удобны».

Пожилые люди, дети, беременные тоже испытывают подобные неудобства. Люди с ограничениями слуха, зрения, люди с ментальными нарушениями испытывают подобные неудобства не только на улице, но и при попытке справиться с привычными для нас вещами, объектами и технологиями. Что же делать для того, чтобы таких неудобств не возникало? Помогут принципы инклюзивного или, как его еще называют, универсального дизайна.

Принципы Индефикация Соответствие в московском метрополитене
1 Равенство в использовании. Объектами могут пользоваться как люди с ограниченными возможностями, так и без Не соответствует
2 Гибкость в использовании. Например, ножницы должны одинаково работать как для левши, так и для правши
3 Простое и интуитивное использование Любой человек без специальных знаний может интуитивно понять, как пользоваться объектом Не соответствует
4 Легкость в восприятии информации. Кому-то легче воспринимать текст, кому-то рисунок, а кому-то – воспринимать информацию на слух. Информация должна предоставляться таким образом, чтобы она одинаково легко усваивалась людьми с разными типами восприятия Не соответствует
5 Возможность совершения ошибки Согласно этому принципу при проектировке объекта следует учитывать ошибки, которые может совершить пользователь, и предусматривать их совершение Не соответствует
6 Минимальность физического усилия Пользователь должен прикладывать минимальные усилия при работе с объектом Не соответствует
7 Размер и пространство для использования Например, турникеты должны быть приспособлены для людей, идущих пешком и для людей в коляске. Для этого нужно правильно спроектировать размер турникета. Через ординарный турникет на коляске не проедешь

Борис Скупов

Комментарии (1)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!