Крестный путь инвалида по городскому подземному пространству (3 декабря - Международный день инвалидов)

e92c8c2c5e08f327970a85d75484166e.jpg
3 декабря отмечается Международный день инвалидов (англ. International Day of Persons with Disabilities - Международный день людей с ограниченными возможностями). Дата отмечается ежегодно во всем мире, начиная с 1992 г. Была установлена принятой без голосования резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН от 14 октября 1992 г.

dcb3dcb6d2aa08592342c18bf72a0617.jpg

Комфорт и уют инвалиду в московском метро гарантирован. В каждом вагоне для него выделено специальное пространство под надписью «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Не все москвичи и гости столицы умеют читать. Для них, через каждые пять минут, заботливый голос диктора призывает «Будьте взаимно вежливы! Уступайте место пассажирам с детьми и инвалидам!»

Многие пассажиры метрополитена слабы не только слухом, но и зрением и замечают человека с тростью лишь после агрессивных упреков и действий. Но заняв принадлежащие ему по полному праву место, инвалид душевного покоя не испытывает, ибо его «крестный путь» по городскому подземному пространству продолжается и неизвестно чем кончится.

Печальное предисловие

В середине июня 2011 года по распоряжению начальника питерской подземки Владимира Гарюгина инвалидам-колясочникам запретили спускаться в метро Санкт-Петербурга. Свое решение господин Гарюгин объяснил тем, что эскалаторы не оборудованы для колясок и инвалид может не удержать свою коляску на эскалаторе.

e50c61a05fb5e1abdcaaacb0c167d446.png

Справка Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:

В Санкт-Петербурге проживают около 9 тысяч инвалидов-колясочников. Из них на самостоятельную дорогу в метро отваживается не больше десятка человек.

«То, что в Петербурге запретили ездить в метро инвалидам, пусть даже только в часы пик — это прямое нарушение прав человека. Насколько я знаю, не было случаев, чтобы люди с ограниченными возможностями стали причиной каких-то ЧП в метро. В любом случае ссылки на какие-то благие цели не являются оправданием подобных ограничений — так можно далеко зайти. Тогда, получается, нужно не пускать в метро пожилых людей, детей» - комментирует в Интернет колясочница Евгения Гурова, которую не пустили в метро.

Естественно разразился скандал. Комиссия Общественной палаты обратилась к губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко и руководству местного метро за разъяснениями. Чиновники пообещали, что с сентября маломобильным гражданам вновь будет дозволено спускаться по эскалатору — но только не в часы пик. Подготовят специальное расписание, где укажут, в какие часы и на каких станциях инвалидам можно будет пользоваться чудо-лестницей.

7082313ffd579a2b8e7a87dea206ee19.jpg

Прошло четыре года «а воз и ныне там». Без сопровождающего лица инвалида- колясочника в питерском метро к турникету и близко не подпускают. То же касается и человека на костылях. Автора публикации, передвигающегося с тростью, контролер станции «Нарвская» (некрасовская женщина со взглядом царицы) на полном ходу остановила, ссылаясь на какую-то инструкцию.

Московское метро не для инвалидов колясочников

Ни чуть не лучше состояние дел в либеральном московском метро Колясочникам пользоваться им просто невозможно. Много ступенек, высокие переходы, неудобные вагоны.

В одиночку ездить решаются самые отчаянные, такие как паралимнпийский чемпион Владимир Кашицын, который уже много лет этим транспортом ездит на тренировки с утра, в самые часы пик.

«Ездить в метро инвалиду-колясочнику реально и одному, И для этого вовсе не нужно быть спортсменом. Просто надо привыкнуть к метро и освоить дорогу. Смотрите, как все удобно и просто на эскалаторе, и не нужен никакой сопровождающий, — доказывает Владимир, — Никаких проблем! Зато лестницы — это сущее наказание»

ef77662973444bb4d33e5ec43eda131f.pngОднако проблемы начинаются у входа в метро, где у турникетов дежурит активная немолодая дама. И пока Владимир достает проездной, она высказывает ему массу претензий: почему без сопровождения, почему в час пик едет и вообще в следующий раз она его в метро не пропустит.

«По моим наблюдениям, поведение контролеров зависит от конкретного начальника станции, — констатирует Владимир, — На одних станциях пускают нормально, на других начинают придираться. Например, раньше я тренировался недалеко от метро "Орехово”. Несколько лет ездил туда три раза в неделю, и, представляете, каждый раз меня ругали за то, что я без сопровождения, и говорили, что обратно меня не пропустят».

Основная задача Владимира беспрепятственно попасть в вагон. Здорово это получается на старых поездах, где пол вагона на одном уровне с платформой. Совсем плохо когда вагон новый - приподнятый на 120 мм над платформой.

Очередной поезд действительно оказался старого образца. Пропустив поток пассажиров, Владимир легко въехал в вагон.

И здесь инвалида – колясочника более всего волнуют проблемы морально -нравственные. «У нас человека на коляске часто воспринимают как нищего, — с горечью говорит Владимир, — Иногда подходят полицейские и грубо требуют: «Чтобы я тебя здесь больше не видел!». Несколько раз подходили какие-то мужики, предлагали работать на них — милостыню просить. Хотя, по-моему, я всегда нормально одет, выбрит и, надеюсь, не произвожу убогого впечатления».

Мир не без добрых людей

Время действия - 09.15 21 октября 2015 года . Место действия - станция метро Славянский бульвар.

Исполнители - молодые крепкие ребята в желтых жилетах с красной надписью на спине видны издалека. Это сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), которые ждут маму ребенком, которым нужна помощь при транспортировке коляски.

«Поедем на «Измайловскую», – говорит Анна Аверьянова, старший инспектор ЦОМПа, – это станция старая, ступеньки там крутые, чтобы выйти на улицу или к поездам, нужно преодолеть несколько лестниц. Поэтому и нужна наша помощь».

2d3ece34f8957f1a4d786562e6545340.pngПолезно знать

Центр обеспечения мобильности пассажиров работает в Московском метро уже два года: день его рождения – 14 октября 2013 года. За это время сотрудники ЦОМПа помогли добраться из одного места до другого более чем 400 тысячам пассажиров. Большинство из них – пожилые люди, родители с детьми, слепые или слабовидящие.

Оформить заявку на сопровождение по территории Московского метрополитена по любому маршруту можно по телефону поддержки: 8 (495) 622-73-41 или на сайте метро в разделе «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Обслуживание пассажиров осуществляется с 08:30 до 19:30. Услуги сопровождения оказываются бесплатно.

9a86e135a79f33f8494666abc399459c.png

Вместо заключения

Подумаем на досуге - соответствуют ли требованиям доступной среды московские подземные сооружения: метро и переходы?

Понятие «ограничение мобильности» применимо не только к тем из нас, у кого есть инвалидность. Почувствовать ограничение мобильности может любой человек, который пытается перейти дорогу с тяжелыми сумками в руках. Те, кому приходилось восстанавливаться после травмы, походив на костылях по нашим улицам, смогли узнать, насколько они «удобны».

Пожилые люди, дети, беременные тоже испытывают подобные неудобства. Люди с ограничениями слуха, зрения, люди с ментальными нарушениями испытывают подобные неудобства не только на улице, но и при попытке справиться с привычными для нас вещами, объектами и технологиями. Что же делать для того, чтобы таких неудобств не возникало? Помогут принципы инклюзивного или, как его еще называют, универсального дизайна.

532fc83fdf364b3761a94dea74180ead.jpg

Принципы Индефикация Соответствие в московском метрополитене
1 Равенство в использовании. Объектами могут пользоваться как люди с ограниченными возможностями, так и без Не соответствует
2 Гибкость в использовании. Например, ножницы должны одинаково работать как для левши, так и для правши
3 Простое и интуитивное использование Любой человек без специальных знаний может интуитивно понять, как пользоваться объектом Не соответствует
4 Легкость в восприятии информации. Кому-то легче воспринимать текст, кому-то рисунок, а кому-то – воспринимать информацию на слух. Информация должна предоставляться таким образом, чтобы она одинаково легко усваивалась людьми с разными типами восприятия Не соответствует
5 Возможность совершения ошибки Согласно этому принципу при проектировке объекта следует учитывать ошибки, которые может совершить пользователь, и предусматривать их совершение Не соответствует
6 Минимальность физического усилия Пользователь должен прикладывать минимальные усилия при работе с объектом Не соответствует
7 Размер и пространство для использования Например, турникеты должны быть приспособлены для людей, идущих пешком и для людей в коляске. Для этого нужно правильно спроектировать размер турникета. Через ординарный турникет на коляске не проедешь

8608bd071b0b8d3f2ada8a6d75e43621.png

Борис Скупов

Комментарии (1)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Полностью согласна с автором статьи. К сожалению, проблема доступности среды для людей с ограниченными возможностями не "ограничивается" только пространством метрополитена. Мой отец, в следствие тяжелого заболевания, более 5 лет прикован к инвалидному креслу. В данном случае слово "прикован" - не фигура речи... Лично столкнувшись с проблемой обеспечения доступности отцу в различные общественные места, в том числе места отдыха, поняла, что по настоящему доступных мест не много. Считаю, издевательством над инвалидами, когда по крутой лестнице им предлагается проехать по металлическим желобам (кажется, называется швеллера), на которые с сопровождающим-то не подняться, не то что самостоятельно. Или как в ТЦ "Капитолий" нет доступа для колясочника в кинотеатр. В природном курорте(!) "Яхонты" под Ногинском в ресторан веден только лестница с двумя пролетами. Кто-то может мне возразить, что это не места жизненной необходимости и это можно пережить. Господа, инвалидам нужно не только выживать, но и иметь достойно качество жизни, чтобы их возможности были "ограничены" только их желанием. С уважением, Главный врач, к.м.н. Захарова Туяра Николаевна Конт.тел.: +7 (926) 436-11-62

9 февраля 2016 г., 14:00